Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Основы философии» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для преподавателей. Основными целями данной разработки являются:
ознакомление студентов с понятийным аппаратом дисциплины «Основы философии», по теме «Основные категории и понятия философии»
развитие навыков самостоятельной работы с философскими текстами;
развитие навыков работы в группе по данной теме;
развитие навыков творческого мышления;
развитие умений извлекать необходимую информацию из текста.
а также развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти, умения работать сообща.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные категории и понятия философии»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
по дисциплине Основы философии
Тема: Основные категории и понятия философии
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
базовой подготовки
Купино
2017
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии
общепрофессиональных дисциплин
Протокол____ от___________________2017 г.
Председатель ______________ /Андреева Н.М./
Автор - составитель: преподаватель основ философии высшей категории
Жердева Екатерина Кузьминична
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Основы философии» по теме
«Основные категории и понятия философии».
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Основы философии» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для преподавателей. Основными целями данной разработки являются:
ознакомление студентов с понятийным аппаратом дисциплины «Основы философии», по теме «Основные категории и понятия философии»
развитие навыков самостоятельной работы с философскими текстами;
развитие навыков работы в группе по данной теме;
развитие навыков творческого мышления;
развитие умений извлекать необходимую информацию из текста.
а также развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти, умения работать сообща.
Методическая разработка содержит следующие блоки:
пояснительная записка,
методический блок с описанием хода занятия,
блок информации,
блок контроля,
приложение.
Тема данного занятия помогает обучающимся получить общие представление о зарождении философии, особенностях этой системы знаний, функциях философии. Социокультурное развитие будущего медицинского работника невозможно без изучения данной темы. Тема «Основные категории и понятия философии» расширяет рамки знаний обучающихся, формирует научно-теоретический тип мышления, выявляет связь философии с медициной. Занятие по теме «Основные категории и понятия философии» способствует формированию у обучающихся общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Используемые педагогические технологии: проблемное обучение, использование ИКТ, работа в группах.
Педагогическая технология подготовки проблемного урока включает в себя:
1. поисковую деятельность обучающихся.
2. вопросы с нестандартной тематикой.
Использование различных видов работы в течение занятия, а так же применение презентации в программе « POWER POINT» иллюстрирует различные этапы занятия. Все это способствует успешному усвоению учебного материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия «Основные категории и понятия философии».
Вид занятия изучение нового материала
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Цели занятия:
Образовательная:
ознакомление студентов с понятийным аппаратом дисциплины «Основы философии» по теме «Философия, ее предмет и функции»
Развивающие:
-развитие способности самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования;
- развивать навыки успешного выбора стратегии в трудных ситуациях;
- развивать навыки самостоятельной работы с философскими текстами, работы в группе по данной теме, умений извлекать необходимую информацию из текста
- развивать способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности, способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная:
- формировать потребность в информационной культуре при минимизации времени на поиск новой информации;
- стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а так же социальной коммуникации.
Междисциплинарная интеграция:
Формирование мировоззрения
Нравственная ориентация медицинского работника
Тема: «Философия, ее предмет и функции»
История:
Этапы развития общества
Психология
Формирование социальных навыков
Литература
Чтение и анализ текста
Внутридисциплинарная интеграция:
Тема:
«Философия, ее предмет и функции»
БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Структура английского предложения.
Заболевания и диагностика
Чтение и анализ текста.
Способность к логическому мышлению
Предметная терминология
Особенности философского мировоззрения
Коллективные формы деятельности
Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия по теме: Раздаточный материал
Тексты с заданиями по теме
1. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным /
2.Текст Аристотеля.«Универсалии есть…»
3. Бердяев Н.А.Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения
Учебные пособия и материалы:
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.
Дополнительная литература:
1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 2009. С. 47, 49-50.
3.Бердяев Н.А.// Философия свободного духа. М., 2014. С. 170.
Технические средства обучения:
компьютер, проектор, экран
Обеспечение к ТСО:
Презентация в программе «Power Point» «Философия, ее предмет и функции»
Методы и приемы:
- Проблемные
- Поисковые
Виды деятельности, рекомендуемые для достижения целей занятия.
- работа с учебником
- чтение текстов.
- выполнение заданий к текстам.
- просмотр презентации обучающего характера
- работа малыми группами.
- анализ и обобщение
Описание хода занятия
Ход занятия
.
Этапы
Содержание этапа
Время
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
1.
Организационный момент
2 мин.
Приветствует обучающихся. Распределяет по группам
Рассаживаются по группам
2.
Мотивация,
целеполагание
5 мин.
Называет тему занятия, помогает осознать межпредметные связи.
Определяет пространство исследования данной темы; подводит студентов к определению целей занятия.
Принимают участие в целепола
гании, знакомятся с планом занятия, распределяют
роли в группах
3.
Изучение нового материала.
А)История возникнове
ния философии
Б) Анализ проблемного вопроса «Является ли философия наукой?»
Б) Изучение философских статей «Текст Аристотеля»
Г)Обсуждение проблемного вопроса«Какие функции присущи философии ?»
65 мин.
Организует самостоятельную работу обучающихся.
Обходит группы помогает при затруднениях.
Корректирует ответы, демонстрирует презентацию, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся.
Изучают материал, группы заполняют таблицу, (Приложение 1) работают с текстами (Приложение 2), готовятся к выступлению, выступают, дополняя друг друга
4.
Закрепление
нового материала
5 мин.
Обращает внимание
На поставленные проблемы предлагает сделать вывод
Отвечают на вопросы, делают вывод.
5.
Рефлексия
6 мин.
Предлагает обучающимся выполнить тест на закрепление материала
Выполняют тест
(Приложение 3)
6.
Итоги занятия
2 мин.
Выставление оценок(Приложение 4)
Сообщает домашнее задание
Записывают домашнее задание
Приложение 1
Преподаватель:
Сегодня мы приступаем к изучению новой дисциплины «Основы философии», поработаем над проблемным вопросом «Является ли философия наукой?». В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений, или потому, что указанные знания носят априорный характер.
Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а Крона – частные науки. Не всякая проблема является философской. В повседневной жизни «проблемой» называют любое затруднение или что-то, что требуется преодолеть (решить). В научной деятельности постоянно возникают новые проблемные вопросы.
Задание группам. Ответить на вопросы:
1. Какова основная цель науки?
2. На что ориентируется философия?
3. Что изучает наука?
4. Что изучает философия?
5. В чем проявляется отличие науки от философии?
6. Найти на конкретных примерах противоречия между наукой и
философией.
7. Какая главная особенность отличает решение философских проблем
от решения проблем науки?
На следующем этапе каждый вопрос обсуждается, и студенты корректируют свои записи в таблице выводами презентации
ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ?»
Вопрос
Ответ
1.Основная цель науки?
2. На что ориентируется философия?
3. Что изучает наука?
4. Что изучает философия?
5. В чем проявляется отличие науки от философии?
6. Найдите противоречия между наукой и философией?
7. Существует ли содержательная связь между наукой и философией?
8.Какая главная особенность отличает решение философских проблем от решения проблем науки?
Приложение 2
Рекомендации как читать философский текст.
Группы работают над философскими текстами. Их задача состоит в выявлении философское содержание текста, осознании философской проблемы и того как она поднимается или решается автором.
Преподаватель:
В отличие от мнения, которое выдвигает утверждение без особого обоснования, философское рассуждение предполагает строгую аргументацию. Сформулированные суждения не являются непосредственно
данными, а представляют собой результат логического размышления, логики
текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме. Для анализа следует определить тезис, против которого выступает автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в
аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается выбрать один из текстов: «Постоянное занятие философией дает необходимое душевное здоровье» или «Текст Аристотеля».
Вопросы к тексту Сенеки:
1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?
2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.
Задание к тексту Аристотеля:
Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение». Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных примера: суммы углов прямоугольника и затмения. Почему два примера? Каково положение этих примеров в аргументации?
Преподаватель:
В текстах все термины, все выражения, а значит, и все фразы имеют различное значение с точки зрения содержания. Нужно уметь выделить то, что важно по содержанию, отсеивая с менее значимое Вы правильно поняли внутреннюю организацию текста. Для этого определили существующие противопоставления, частоту и повторяемость отдельных моментов, наконец, соответствие между терминами. Выявляя внутреннее соотношение, вы смогли прояснить те аспекты текста, которые на первый взгляд казались неясными.
Преподаватель:
- Создавая целостное представление о мире, философия выполняет важнейшие функции в жизни общества. Основными функциями философии являются мировоззренческая, методологическая и познавательная.
- Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она помогает изменять, корректировать уточнять существующие в обществе взгляды, идеи, мировоззрение в целом в соответствии с новыми данными науки и исторического опыта человечества.
- Методологическая функция проявляется в том, что философия открывает методы, способы исследования действительности, которые применяются во всех науках. Они не подменяют собой методы частных наук, но являются необходимым условием истинного познания.
- Познавательная функция философии выявляет наиболее общие идеи, представление, формы опыта, на которых основывается культура. Важное место среди них занимают философские категории, которые используются учеными и в обыденной жизни.
5. Подведение итогов занятия.
Анализируя работу студентов на занятии и комментируя оценки, преподаватель старается поощрить каждого студента, нацеливая на продуктивную деятельность в будущем:
«Сегодня я доволен вашей работой. Уверен, что вы будете усердно работать. Будьте сильными, здоровыми и активными! И помните, что завтрашняя битва выигрывается сегодняшним трудом!»
6. Домашнее задание.
Преподаватель просит студентов подготовить проект с развернутым пояснением на темы
- Исторические типы мировоззрения
- Мифологическое мировоззрение
- Религиозное мировоззрение
Таким образом, осуществляется логический переход к следующей теме «Философское мировоззрение»
Спасибо. Наше занятие окончено. До свидания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Этап
Критерии
Оценка
Само-оценка
Препода-вателя
Итог
Работа над проектом
Организация поиска, сбора и анализа информации
Качество и своевременность
выполнения работы
Защита проекта
Качество. Соответствие содержания заявленной теме
Корректность. Отсутствие ошибок, грамотная речь, по теме «Философия, ее предмет и функции»
Оформление. Эстетика оформления результатов выполненного проекта. Использование мультимедийных средств.
Взаимодействие. Коммуникабельность, уважительное и внимательное отношение к другим, активность в соответствии с ролью, выполняемой в группе, полезность.
Презентация. Качество сообщения, полнота и грамотность ответов на вопросы
Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 35.
Общая оценка выставляется по следующей схеме:
От 30 до 35 баллов – «5» (отлично),
от 20 до 30 баллов – «4» (хорошо),
от 15 до 20 баллов – «3» (удовлетворительно),
менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно).
При оценке самостоятельной внеаудиторной работы студентов не рекомендуется выставление оценки «2» (неудовлетворительно).
Приложение 3
Основные понятия и предмет философии
Вариант № 1
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл
Время выполнения: 15 минут
1Философия как наука зародилась в:
1) Греции
2) Риме
3) России
4) Индии
2. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
1) наука является частью философии;
2) философия и наука частично включают друг друга
3) философия и наука исключают друг друга;
4) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
3. Философия – это
1) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл
Время выполнения: 15 минут
1. К вечным философским вопросам относятся
1) каковы точные размеры вселенной?
2) какова родословная славян?
3) из каких элементов состоит живая клетка?
4) в чем смысл жизни?
2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:
1) философия – разумное миропонимание
2) философия – это богом данное мировоззрение;
3) философия – это истинное мироощущение;
4) философия – это специфическое мировосприятие.
3. Философия и наука в своих истоках опирались на:
1)мифологию и религию
2)магию и науку
3)технологию и науку
4)религию и магию
4. Философия – это
жажда мудрости
тяга к мудрости
стремление к мудрости
любовь к мудрости
5.Одна из основных функций философии:
методологическая
диагностическая
онтологическая
конструктивная
6.Первым ввел термин философия:
1) Сократ
2) Диоген
3) Пифагор
4) Платон
7.Первые философские знания зародились:
1) в странах Древнего Востока
2) в Европе
3) в Африке
4) в Риме
Эталоны ответов к тесту
Вариант № 1
Вариант № 2
1) - 1
1) -4
2) – 2
2) -4
3) – 4
3) -1
4)– 4
4) - 4
5) -3
5) - 1
6) -4
6) - 3
– 3
7) - 1
ТЕКСТ № 1
«Постоянное занятие философией дает необходимое душевное
здоровье». (Сенека)
В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит. Не
так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчастный несчастен только через свой порок. Тебе нравится жизнь? Живи! Не нравится – можешь
вернуться туда, откуда пришел»…
Никто из нас не думает, что когда-нибудь да придется покинуть это жилище. Так старых жильцов привычка к месту делает снисходительными и
удерживает в доме, как бы плохо в нем ни было. Хочешь быть свободным наперекор этой плоти? Живи так, словно завтра переедешь! Всегда имей в виду, что рано или поздно лишишься этого жилья, - и тогда, - и тогда ты мужественней перенесешь неизбежность выезда…
«Когда я закончу то-то, тогда налягу всеми силами; когда улажу эту неприятность, тогда и предамся ученым занятиям». – Нет, философии нельзя
отдавать один лишь досуг – надо всем пренебречь ради усердия к ней, для которой никакого времени не хватит, хотя бы наша жизнь и продлилась до крайнего срока, отпущенного людям. Бросишь ли ты философию на время или насовсем – разницы нет: она не останется там, где ты прервал занятия, -
нет, как распрямляется сжатое силой, так возвращается к самому началу все,
что не движется непрерывно вперед. Нужно сопротивляться делам и не распределять их, а устранять. Не бывает времени, неподходящего для спасительных занятий, - хотя многие оставляют их из-за тех дел, ради которых и нужны занятия. – «Но случается, что-нибудь и мешает».
– Мешает, да не тому, чья душа при любых хлопотах радостна и окрылена.
Веселье не достигших совершенства прерывается, радость мудреца постоянна, ее не прервет никакая причина, никакая судьба. Мудрый всегда и
везде спокоен. Ведь он от чужого не зависит и не ждет милости ни от фортуны, ни от людей. Счастье у него как дома: будь это счастье в его душе
пришлым, оно бы и ушло оттуда, но ведь оно в ней и родилось…
Между достигшим мудрости и идущим к ней та же, повторяю, разница,
что между здоровым и оправляющимся от долгой и тяжелой болезни, у которого нет еще здоровья, а есть облегчение недуга. Не будет он внимателен – наступит ухудшение, и все начнется сначала. А мудрец не может ни заболеть снова, ни занемочь тяжелее. Телу здоровье дается на время, врач если и вернет его, то не навсегда, и часто врача зовут к тому же, к
кому приглашали прежде. А душа излечивается раз и навсегда. Я скажу тебе,
как распознать здорового: он доволен собою, доверяет себе, знает, что для блаженной жизни ничего не дают ни все молитвы смертных, ни те благодеяния, которые оказывают, которых добиваются. Ведь все, к чему можно прибавить, несовершенно, от чего можно отнять, не вечно; а кому нужна вечная радость, тот пусть радуется только своему. Все, на что зарится
толпа, притекает и утекает; фортуна ничего не дает во владение, но и преходящие ее дары приятны лишь тогда, когда разум их приправит и смешает: ведь это он умеет придавать вкус даже тем внешним благам, которые невкусно поглощать с жадностью».
(Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным /
Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50).
Приложение с заданием к тексту №1.
Сформулированные суждения не являются непосредственно данными, а представляют собой результат логического размышления, логики текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.
Для анализа следует определить тезис, против которого выступает
автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается выбрать один из текстов.
Вопросы к тексту Сенеки:
1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?
2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.
ТЕКСТ № 2
Текст Аристотеля.
«Универсалии есть то, что применимо ко всем случаям и чего нельзя почувствовать, потому что они не являются ни определенной вещью, ни определенным моментом, в противном случае они не были универсалиями. Универсалиями (общими понятиями) мы называем то, что существует всегда и везде. Поэтому, поскольку доказательства являются универсальными, а универсальные понятия не могут ощущаться, становится ясно, что ощущения не могут создать науки. Но также очевидно то, что, даже если бы оказалось возможным ощутить , что углы треугольника равны двум прямым углам, мы бы еще стали искать доказательства этому, и у нас бы ничего не получилось, потому что ощущение обязательно касается индивидуального, тогда как наука состоит в познании универсального.
Поэтому, если бы мы были на Луне и увидели бы Землю, закрывшую солнечный свет, мы бы не знали причины затмения: мы ощутили бы, что в этот момент происходит затмение, но не знали бы почему: ведь ощущение не касается универсального. Что не означает, что при повторном наблюдении этого явления мы не смогли бы, выявив общее, прийти к доказательству, потому что из множественности частных случаев выделяется универсальное.»
Приложение с заданием к тексту №2.
Сформулированные суждения не являются непосредственно данными, а представляют собой результат логического размышления, логики текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его
произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме. Для анализа следует определить тезис, против которого выступает автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в
аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями
преподавателя исследовала содержание текстов.
Задание к тексту Аристотеля
Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение». Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных примера: суммы углов прямоугольника и затмения.
Почему два примера? Каково положение этих примеров в аргументации?
ТЕКСТ №3
Проанализируйте приведенный ниже текст.
«Философы всегда составляли небольшую группу в человечестве, их всегда было немного. И тем более поразительно, что их так не любят. Философию и философов не любят люди религии, теологии, иерархи церкви и простые верущие, не любят ученые и представители разных специальностей, не любят политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, не любят инженеры и техники, не любят артисты, не любят простые люди, обыватели. Казалось бы, философы люди самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни государственной и хозяйственной. Но люди, уже власть имеющие или к власти стремящиеся, уже играющие роль в жизни государственной или хозяйственной или стремящиеся ее играть, чего-то не могут простить философам. Прежде всего не могут простить того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, существующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остается непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и почти негодование. Это психологически сложная проблема. Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ. Весь технический аппарат философии чужд большей части людей. Большая часть людей готова употреблять слово «философ» в насмешливом и порицательном смысле. ...Но каждый человек, хотя бы он этого не сознавал, решает вопросы «метафизического» порядка. Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые в сущности ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию. Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-ученый, инженер-техник. Они именно поэтому и .читают ненужной философию. Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна».
Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 170.
Приложение с заданием к тексту №3.
Сформулированные суждения не являются непосредственно данными, а представляют собой результат логического размышления, логики текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.
Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.
Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.
Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме. Для анализа следует определить тезис, против которого выступает автор, а также мобилизовать все знания.
Вам необходимо:
1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.
2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.
3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в
аргументации.
Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается выбрать один из текстов.
Задание к тексту
Изложите самостоятельно основные положения фрагмента.