Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории
В статье описано своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения.Его особенность заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории »
Раструбина Н.Н. – учитель истории и общественных дисциплин СШЛ им.Н. Островского Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории Самостоятельная работа – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.
Чем обусловлена активность? Прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:
потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;
желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;
потребность проверить свои знания и возможности.
Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.
Второй особенностью самостоятельной работы является самоконтроль – одна из важнейших форм саморегуляции деятельности ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, мысленно формулирует ответ). Ученик должен совмещать исполнительные и контрольные действия.
С действиями самоконтроля тесно связана третья особенность - оценочная деятельность, играющая важную роль в процессах саморегуляции. Ученые утверждают, что ее необходимо формировать на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности всех учащихся в классе.
И наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.
Низкие результаты самостоятельной работы – тревожный сигнал, порождающий у меня как педагога вопрос “почему?” прежде всего к самой себе: анализ, т.е. размышления о том, как изучался этот материал на предыдущих уроках, какие приемы обучения оказались малоэффективными, от чего следует отказаться. Какие бы трудности ни встречали учащиеся в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись.
В практической деятельности преподавания истории у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно ( во многом она условна и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся, главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно).
5 класс
Диагностика и развитие простейших психических процессов: памяти, внимания, пространственного представления, воображения, логического мышления, умений анализировать, выделять главное. Привитие навыков самостоятельной и коллективной деятельности.
6 класс
Привитие навыков представления результатов своей работы, отстаивания (защиты) своих позиций. Приобщение к опытно- поисковой и конструкторской деятельности.
7 класс
Развитие навыков самостоятельной поисковой деятельности. Формирование таких качеств, как способность доказывать решение на основе анализа ситуации, умений выделять главное.
8 класс
Выработка способности планировать свою деятельность. Закрепление и комплексное развитие умений отстаивать свою точку зрения, мотивировать принятие решения, прогнозировать результаты деятельности
9 класс
Формировать умения убеждать других, самостоятельно принимать решения, формулировать выводы на основе анализа ситуации
Ориентируясь на четыре компонента содержания образования: знания, умения решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, мною произведен отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для самостоятельной работы учащихся, подготовлен разнообразный дидактический материал в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Организация высокоэффективной самостоятельной работы учащихся на уроках истории :
Создание положительной мотивации;
Использование алгоритмов в организации самостоятельной работы учащихся (Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории, Москва, 2003);
Индивидуальный подход при подборе заданий;
Консультирование на разных этапах работы;
Предоставление самостоятельности на этапе выполнения работы (проблема, пути решения);
Использование информационных технологий;
Определение тематики и формирования опыта написания учащимися рефератов, творческих проектных работ;
Стимулирование творческого подхода к выполнению задания учащимися;
Организация работы с периодической и научно-популярной литературой.
В процессе обучения выделяют четыре разновидности самостоятельной работы учащихся. Каждая из них отличается спецификой целенаправленности и планирования:
постановка цели и планирование предстоящей деятельности учащихся осуществляется с помощью преподавателя;
постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется учащимися самостоятельно;
постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках представленного преподавателем задания;
работа выполняется учеником по собственной инициативе; он без помощи преподавателя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.
Важнейшим средством формирования у учащихся всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных работ. Необходимо отметить особую роль для развития личности учащихся тех видов самостоятельной работы, которые построены с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала.
Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание учащихся на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы учащиеся видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.
Так в 6 классе при изучении истории древнего мира уже на первых уроках я начинаю проводить диагностику знаний шестиклассников, опираясь на наблюдения и результаты оценивания навыков организации учебного труда. По итогам заполняю карту следующей формы, используя символы:
* - качество проявляется всегда,
+ - качество проявляется почти всегда,
° - необходима помощь для формирования данного качества,
? – проявляются затруднения при формировании данного качества.
опора на ранее изученный материал, применение понятий
умение видеть ошибки
выполнение сравнения исторических явлений фактов, классификация
Смысл работы в продвижении ученика по результатам данной диагностики. В 8 классе добавляю графу “Оценка”, где оцениваю умение учащихся рецензировать ответы одноклассников и выполнять самооценку собственной деятельности. В 8-9 классах появляется еще одна графа “Синтез”, т.е. умения комбинировать материал, чтобы получить целое.
Важное значение для формирования положительной мотивации и поддержания интереса к предмету имеют задания в рамках применения проектной технологии, так в 7 классе при изучении истории средних веков, даю задание построить макет средневекового замка, при выполнении которого, происходит приобщение учащихся к опытно-поисковой и конструкторской деятельности; при изучении истории России в 7 классе создаем макет феодального поместья и т. п.. В 7-8 классах задания для развития навыков самостоятельной работы разрабатываю на основе анализа различных документов развития умения давать характеристику исторической личности или явлению. В 9 классе в основном учимся сопоставлять и анализировать данные различных источников и формулировать собственные выводы, работать над рефератом.
Я глубоко убеждена, что знание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли, а научиться можно только самому. Следовательно, я выполню свою задачу качественно только в том случае, если на своих уроках создам условия, при которых учащиеся овладеют силой воли и способами организации своей самостоятельной деятельности, что позволит им учиться в течение всей дальнейшей жизни.
Организация высокоэффективной самостоятельной работы учащихся на уроках истории :
Создание положительной мотивации;
Использование алгоритмов в организации самостоятельной работы учащихся (Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории, Москва, 2003);
Индивидуальный подход при подборе заданий;
Консультирование на разных этапах работы;
Предоставление самостоятельности на этапе выполнения работы (проблема, пути решения);
Использование информационных технологий;
Определение тематики и формирования опыта написания учащимися рефератов, творческих проектных работ;
Стимулирование творческого подхода к выполнению задания учащимися;
Организация работы с периодической и научно-популярной литературой.
Символы для диагностирования учащихся:
* - качество проявляется всегда,
+ - качество проявляется почти всегда,
° - необходима помощь для формирования данного качества,
? – проявляются затруднения при формировании данного качества.
опора на ранее изученный материал, применение понятий
умение видеть ошибки
выполнение сравнения исторических явлений фактов, классификация
1.
5 класс
Диагностика и развитие простейших психических процессов: памяти, внимания, пространственного
представления, воображения, логического мышления, умений анализировать, выделять главное. Привитие навыков самостоятельной и коллективной деятельности.
6 класс
Привитие навыков представления результатов своей работы, отстаивания (защиты) своих позиций. Приобщение к опытно- поисковой и конструкторской деятельности.
7 класс
Развитие навыков самостоятельной поисковой деятельности. Формирование таких качеств, как способность доказывать решение на основе анализа ситуации, умений выделять главное.
8 класс
Выработка способности планировать свою деятельность. Закрепление и комплексное развитие умений отстаивать свою точку зрения, мотивировать принятие решения, прогнозировать результаты деятельности
9 класс
Формировать умения убеждать других, самостоятельно принимать решения, формулировать выводы на основе анализа ситуации