" Формирование навыков самостоятельной работы на уроках истории"
" Формирование навыков самостоятельной работы на уроках истории"
Организация самостоятельной работы, руководство ею-это ответственность и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса. Это задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Доступности качественного образования Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения для устойчивого роста экономики. Существенным качеством новой парадигмы образования является переход от механического заучивания к самостоятельности мышления, овладению основными ключевыми компетенциями. Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий для ее успешной реализации. Современному учителю важно знать,какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирование зрелой личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
интернат №1 для детей с ограниченными возможностями
Формирование навыков самостоятельной работы
на уроках истории
Подготовила :
учитель – дефектолог
Джунусова М.Н.
Шахтинск
2014-2015 уч. год
Организация самостоятельной работы, руководство ею-это ответственность и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса. Это задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Доступности качественного образования Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения для устойчивого роста экономики. Существенным качеством новой парадигмы образования является переход от механического заучивания к самостоятельности мышления, овладению основными ключевыми компетенциями. Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий для ее успешной реализации. Современному учителю важно знать ,какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирование зрелой личности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладеть знаниями ,формировать свое мировоззрение; вторая- в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Формирование навыков самообразование учащихся Современная система образования предъявляет все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Негативными факторами среднего образования является устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минуту. Направлена такая работа ,как правило на дублирование мысли учителя или автора учебника ,т.е. характер самостоятельной работы – это работа по образцу ,это отсутствие продуктивности деятельности ученика. В основном это работа с учебником : ответы на вопросы ,комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. Опыт показывает, что такая информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся, а обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Сегодня остро встает необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развитие их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на все новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на уроках представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства. Самостоятельная работа в моём понимании-это, прежде, всего умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал ,присущих каждому ребенку ,это радость открытий. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний.
Основные направления моей работы:
-Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.
-Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно к их уровню знаний и темпу работы.
Формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности.
-Повышение самостоятельной познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
- Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.
- Создание социально=эмоциональных ,психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:
Наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
Отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
Внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
Собственное побуждение к выполнению работы и осознание ее цели и смысла;
Готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
Соединение собственных мыслей с действием;
Проявление инициативы и творчества.
Что же такое самостоятельная работа?.....форма познания, форма организации умения, метод или средство обучения? Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно- техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно наблюдение, выводы, творческие применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход к творческим силам детской души.
Структура самостоятельной работы
В структуру самостоятельной работы я включая три этапа : подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществление, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. На первом этапе предлагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия:
Выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
Выполнение конструктивных самостоятельных работ ( воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
Выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
Выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа. На втором этапе возможна полная самостоятельность ( видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решение, разработка программы реализация, результат, рефлексия).
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведет к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также готовности работе в библиотеке.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией ее типов и видов:
*по форме задания ( на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие) ;
* по оформлению ответов ( устно и письменно, схематически и практически );
* по месту в процессе обучения ( на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
* по месту выполнения ( на уроке, вне урока );
* по охвату учащихся ( весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
В результате правильно организованной самостоятельной работы происходит осознание учащимися результатов своих достижений. Группировка учащихся всегда должна быть гибкой ( нельзя постоянно группировать сильных и слабых). Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги, которые обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем моей работы в решении поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших функции учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством развитие их умственных способностей .