kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Формирование навыков самостоятельной работы на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы, руководство ею-это ответственность и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса. Это задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Доступности качественного образования Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения для устойчивого роста экономики. Существенным качеством новой парадигмы образования является переход от механического  заучивания к самостоятельности мышления, овладению основными ключевыми компетенциями. Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий  для ее успешной реализации. Современному учителю важно знать,какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирование зрелой личности.                                                                                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Формирование навыков самостоятельной работы на уроках истории"»



Қарағанды облысы білім басқармасының «Дамуы шектелген балаларға арналған облыстық №1 арнайы мектеп-интернаты» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.

Коммунальное государственное учреждение «Областная специальная школа-

интернат №1 для детей с ограниченными возможностями





Формирование навыков самостоятельной работы

на уроках истории


Подготовила :

учитель – дефектолог

Джунусова М.Н.
















Шахтинск

2014-2015 уч. год

Организация самостоятельной работы, руководство ею-это ответственность и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса. Это задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Доступности качественного образования Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения для устойчивого роста экономики. Существенным качеством новой парадигмы образования является переход от механического заучивания к самостоятельности мышления, овладению основными ключевыми компетенциями. Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий для ее успешной реализации. Современному учителю важно знать ,какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирование зрелой личности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладеть знаниями ,формировать свое мировоззрение; вторая- в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Формирование навыков самообразование учащихся Современная система образования предъявляет все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Негативными факторами среднего образования является устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минуту. Направлена такая работа ,как правило на дублирование мысли учителя или автора учебника ,т.е. характер самостоятельной работы – это работа по образцу ,это отсутствие продуктивности деятельности ученика. В основном это работа с учебником : ответы на вопросы ,комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. Опыт показывает, что такая информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся, а обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Сегодня остро встает необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развитие их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на все новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа на уроках представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства. Самостоятельная работа в моём понимании-это, прежде, всего умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал ,присущих каждому ребенку ,это радость открытий. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний.




Основные направления моей работы:

-Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.

-Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно к их уровню знаний и темпу работы.

Формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности.

-Повышение самостоятельной познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

- Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.

- Создание социально=эмоциональных ,психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.

Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:

  1. Наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;

  2. Отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;

  3. Внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;

  4. Собственное побуждение к выполнению работы и осознание ее цели и смысла;

  5. Готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;

  6. Соединение собственных мыслей с действием;

  7. Проявление инициативы и творчества.

Что же такое самостоятельная работа?.....форма познания, форма организации умения, метод или средство обучения? Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно- техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно наблюдение, выводы, творческие применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход к творческим силам детской души.

Структура самостоятельной работы

В структуру самостоятельной работы я включая три этапа : подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществление, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. На первом этапе предлагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия:

  • Выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;

  • Выполнение конструктивных самостоятельных работ ( воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);

  • Выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);

  • Выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа. На втором этапе возможна полная самостоятельность ( видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решение, разработка программы реализация, результат, рефлексия).

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведет к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также готовности работе в библиотеке.

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией ее типов и видов:

*по форме задания ( на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие) ;

* по оформлению ответов ( устно и письменно, схематически и практически );

* по месту в процессе обучения ( на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

* по месту выполнения ( на уроке, вне урока );

* по охвату учащихся ( весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

В результате правильно организованной самостоятельной работы происходит осознание учащимися результатов своих достижений. Группировка учащихся всегда должна быть гибкой ( нельзя постоянно группировать сильных и слабых). Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги, которые обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем моей работы в решении поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших функции учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством развитие их умственных способностей .

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
" Формирование навыков самостоятельной работы на уроках истории"

Автор: Джунусова Маржан Нуруллаевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "227748"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440938928"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Формирование информационной компетенции на уроках истории. "
    ["seo_title"] => string(63) "formirovaniie-informatsionnoi-kompietientsii-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "206243"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430137784"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства