Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории через организацию самостоятельной работы.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории через организацию самостоятельной работы.
Формирование функциональной грамотности на уроках истории через организацию самостоятельной работы.
Данная статья содержит виденье автора на применение самостоятельных форм работы на уроках истории.Организация самостоятельной работы на уроках очень сложный и ответсвенный момент.Воспитание самостоятельной активности выступает как составная часть социализации учащихся,воспитания у них ключевых компонентов.Уже долгое время на своих уроках использую технологические карты урока.В них отражены все этапы урока,подробно расписаны задания,которые ученик может выполнить самостоятельно.В конце каждой карты обычно имеется несколько вопросов,которые часто втречаются в ЕНТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории через организацию самостоятельной работы. »
Формирование функциональной грамотности на уроках истории через организацию состоятельной деятельности учащихся.
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
На мой взгляд, именно овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть социализации учащихся, воспитания у них ключевых компетентностей. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей
Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.
На своих уроках истории я часто использую так называемые «технологические карты урока», в которых отражены все этапы урока, алгоритм тех или иных заданий. Здесь подобраны познавательные задания для самостоятельной работы учащихся дома и в классе, имеются задания для подготовки к ЕНТ.
Примерный план конспект урока с примерами самостоятельных работ учащихся. История Казахстана 8 класс «ПРИСОЕДИНЕНИЕ МЛАДШЕГО ЖУЗА К РОССИИ»
Цели урока:
1.Обеспечить освоение учащимися понятий о предпосылках и причинах присоединения Казахстана к России. Ознакомиться с ходом присоединения Казахстана к России.
2. Продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы, оценки исторических событий, анализа содержания учебного материала, обобщать, делать выводы.
3.Вызвать интерес учащихся к историческому прошлому нашего народа
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: карты урока, карта «Казахстан в XVIII»
Ход урока
I.Организационно- психологический момент
II. Проверка домашнего задания.
1.Хронологический диктант.
1710- курултай казахов в Каракумах.
1723-1727-годы - Великого бедствия
1718- битва на реке Аягуз
1726- Булантинское сражение
1730- Анракайская битва.
2.Фронтальный опрос.
-Рассказать о причинах джунгарской агрессии
- проанализировать, почему в организации отпора врагу решающую роль сыграли батыры, а не султаны.
III. Изучение нового материала.
Актуализация:- Обострение внешнеполитической ситуации вынудило хана Абулхаира обратиться за помощью к России. Какие обстоятельства подтолкнули его к этому решению?
План изучения новой темы:
1.Хан Абулхаир.
2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIIIв.
1.Хан Абулхаир.
По данному вопросу учителю необходимо в первую очередь обратить внимание на мотивы, которыми руководствовался Абулхаир в принятии Российского подданства.
Учащиеся вносят весь материал в первую колонку таблицы№1 «Процесс присоединения Младшего жуза к России».
О ходе присоединения Младшего жуза к России рассказывает учитель, и одновременно делаются записи основных положений темы на доске и учащимися в тетрадях в центральной части таблицы.
Перед объяснением материала дается задание: по ходу рассказа учителя выделить проблемы, которые возникали в ходе присоединения части казахских земель к России.
Таблица №1 «Процесс присоединения Младшего жуза к России».
Причины присоединения
Основные события
Обострение внешнеполитической ситуации;
Россия — реальная сила; стремление Абулхаира оградить казахские земли от набегов калмыков и башкир; личные мотивы Абулхаира; экономические проблемы; военная помощь России в борьбе с джунгарами.
Ход присоединения:
30-е годы ХVIII в. — неоднократные обращения казахов к сибирской администрации;
май 1730 г. — переговоры Боши Тулеева с представителями императрицы;
7 июля 1730 г. — начало посольской миссии Младшего жуза в Россию;
февраль 1731 г. — подписан указ императрицей Анной Иоанновной о принятии Младшего жуза в состав Российской империи;
30 апреля 1731 г.— начало посольской миссии
А. Тевкелева в Казахское ханство;
10 октября 1731 г.— принятие ханом Абулхаиром и его сторонниками российского подданства;
1734 г. — создание специальной Киргиз-кайсацкой (Оренбургской) комиссии;
август 1738 г. — съезд казахских султанов и родоправителей в Оренбурге;
1740 г. — второе восстание башкир, меры по усилению позиций России в Казахской степи.
3. Работа над выявлением проблем, которые по ходу ответов обобщаются и систематизируются учителем, записываются на доске. Учитель контролирует, чтобы проблемы были записаны учащимися в тетрадях.
Проблемы процесса присоединения Младшего жуза к России
Выступление значительной части биев и старшин Младшего жуза против принятия российского подданства; вхождение незначительной части Младшего жуза в состав империи; начало проведения политики колонизации казахских земель; углубление противоречий между ханской партией и ее противниками.
2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIIIв.
Изучение данного материала отводится учащимся на самостоятельное изучение. Чтобы сэкономить время, задание даем по рядам. Работая в парах, учащиеся читают материал учебника на стр.21-23 и выполняют задания карты урока.
- 1 ряд - Новое нашествие джунгар на земли Казахского ханства.
-2.ряд - Меры царского правительства по защите интересов России и территорий Казахского ханства.
-3 ряд - Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России.
По окончании работы, на доске и в картах урока заполняется таблица
Новое нашествие джунгар на земли Казахского ханства
Меры царского правительства по защите интересов России и территорий Казахского ханства
Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России.
Нашествие Галдан Цэрэна в 1741-1742 гг. Средний и Старший жузы по своим последствиям оказалось не менее тяжелым годы Великого бедствия
1746 год-смерть Гадана Цэрэна
-требования Российского правительства от Джунгарии прекращения агрессии по отношению к Казахстану(письмо Неплюева к Галдану Цэрэну)
-строительство военно-оборонительных укреплений в районе Верхнего Прииртышья
-После смерти Галдана Цэрэна угроза со стороны Джунгарии отпала и Абулхаир ослабил взаимодействие с Россией
( набеги на приграничные районы ,закрытие караванных путей)
Рефлексия
Вывод по изученному материалу учащиеся делают совместно с учителем.
-Принятие Абулхаиром и его сторонниками российского подданства явилось заметным событием в международной жизни Центральной Азии. Российское подданство в заметной мере защитило казахов от непрекращающихся опустошительных вторжений джунгар.
Оценивание работы учащихся
Домашнее задание §3.Провести исследование по документам и материалам на странице 25 учебника.
2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIIIв.
1.Хан Абулхаир.
Таблица №1 «Процесс присоединения Младшего жуза к России».
Причины присоединения
Основные события
Проблемы процесса присоединения Младшего жуза к России -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------____________________________________________________
2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIII века
Прочитай текст учебника стр21-23,заполни таблицу
Новое нашествие джунгар на земли Казахского ханства
Меры царского правительства по защите интересов России и территорий Казахского ханства
Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России.
Домашнее задание §3.Провести исследование по документам и материалам на странице 25 учебника.
-О чем говорят эти документы? Как можно использовать этот материал при характеристики процесса присоединения Младшего жуза к России.
Страничка ЕНТ
Первое обращение Абулхаира к российским властям--------------------------------------------
Кем с российской стороны был подписан Указ о принятии Младшего жуза в подданство империи----------------------------------------------------------------------------------------
В 1730 бии Младшего жуза поручили Абулхаиру вести переговоры с Россией о
В 1735-1737 гг, подавляя восстание башкир, Россия использовала -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------