Тема урока: Древний Восток
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: командная развивающая игра.
Форма организации ученой деятельности: групповая
Цели урока: создание условий для обобщения, систематизирования и закрепления знания по теме.
Задачи:
Личностные:
- формировать мотивацию повторению изученного материала;
- способствовать осмыслению культурного многообразия мира;
Метапредметные:
- совершенствовать умения объяснять явления, процессы, связи, отношения выявляемые в ходе изучения материала;
-осмыслить историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Предметные:
- развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
-выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
-повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая ;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Роль и место урока в курсе:
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
I.Организационный момент.
II.Мотивация. Целеполагание.
Ребята, на электронную почту Вам пришло письмо от покровительницы истории Богини Клио. Прочтите письмо и определите тему нашего урока.
Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.
Ход урока:
Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.
1.Конкурс Терминологическая разминка
Устройство для подъёма воды (шадуф).
Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
Обязательные правила поведения (законы).
Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
Жрец в Индии (брахман).
Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).
Большое сильное государство (держава).
Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).
Гробница египетских фараонов(пирамиды)
Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)
Денежный сбор в пользу государства(налог)
2. Работа по карточкам.
Карточка 1.
Более 5 тысяч лет назад появились первые _______ (государства). Ранние цивилизации возникли в долинах _________ и поэтому их называли _______. Во главе государства стоял ____ (царь, правитель). Власть его передавалась (по наследству). Люди не были равны, во всех странах существовало ________ (рабство). Центрами развития культуры, знаний, ремесла были _________ (города).
Карточка 2.
Более 5 тысяч лет назад появились государства. Выделите признаки государства маркером.
1. Царь(правитель), 2. шадуф, 3. войско, 4. колонии, 5. законы,
6. города, 7. дельта, 8. казна, 9. территория 10 .налоги.
3. Конкурс “Загадочный”.
Даром Нила называли,
Из шадуфа поливали.
На папирусах писали-
Фараонов прославляли!
(Египет)
Здесь писали на табличках
Хаммурапи правил лично,
Он законы в стране ввел,
Этим славу приобрел.
(Двуречье)
Земледельцы и брахманы,
Слуги, воины, цари.
И слоны, и обезьяны
Славу той стране несли.
(Индия)
Чтобы страну обезопасить
И гуннов племена изгнать
Построить там решили стену
На стройку тысячи людей согнать!
(Китай)
4. Конкурс «Путешественники»
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
№ п/п | Вопросы | Страна |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат | |
3. | Природа | |
4. | Крупные реки | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Культурные достижения и их значение | |
5. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)
Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).
Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)
Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)
Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)
Самый могущественный правитель Персидской державы, содержащий огромное количество тайных осведомителей, которых называли «глаза и уши царя». (Дарий Первый).
6. Конкурс «Угадайка».
Вычеркни лишнее слово и объясни почему:
1. а) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;
б) алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага;
в) чай, алфавит, компас, шелк.
2. а) Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые;
б) шахматы, хлопок, корабль, сахар;
в) пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.
7. Конкурс «знатоки дат»
Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.
События: разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае, взятие Вавилона персами, образование единого государства в Индии, правление царя Хаммурапи.
612 г. до н.э., 300 г. до н.э., 538 г. до н.э., 221 г. до н.э., 1792 – 1750 г.г. до н.э..
8. Конкурс “Синий ящик”.
По описанию нужно узнать предмет, который находится в синем ящике.
Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.
Рефлексия.
Фамилия____________Имя____________ Баллы
Как я усвоил ранее изученный материал?
а) разминка ______ баллов
б) загадки________ баллов
в) карточка№1____ баллов
карточка №2____ баллов
г) путешественники__ баллов
д) исторические личности____ баллов
е) угадайка______ баллов
ж) знатоки дат_____ баллов
Всего баллов____
2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.
- работал весь урок активно, 9-10 баллов
- работал с помощью товарищей – 7-8 баллов
- не работал – 4-6 баллов
3. Как работала группа?
а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов
б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов