Урок повторения в 5 классе «Древний Восток»
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. На различных этапах урока используются возможности интерактивной доски.
Оборудование:
Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. Москва. “Просвещение”. 2012 г.
Компьютер, проектор
Презентация к уроку (для более эффективного использования необходимо импортировать в программу интерактивной доски Promethean Planet).
Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Форма урока: командная познавательно - развивающая игра.
Задачи:
Повторить основные исторические события и даты по разделу «Древний Восток»
Раскрыть историческое значение достижений Древнего Востока для мировой культуры.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
Регулятивные УУД:
–– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
- Работа по карте, работа с тестовым материалом.
- Иллюстративно - репродуктивный.
- Частично поисковый метод и практическая работа учащихся.
- Развитие исследовательских умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с источниками, работа по карточкам с основными понятиями.
Роль и место урока в курсе:
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
Планируемый результат:
Учащиеся должны
знать:
- термины и понятия по разделу Древний Восток;
- географические объекты и столицы стран Востока;
- даты и события, культурные памятники Востока;
уметь:
- называть и показывать на карте географические и исторические объекты;
- работать в группе;
- производить самопроверку и взаимопроверку;
- заполнять таблицы.
План урока
I. Организационный момент. Мотивация.
Учитель: Сегодня нам предстоит вспомнить страны Древнего Востока. Нас ждет командная игра, и я предлагаю вам разделиться на четыре команды и быстро определиться с названием. За нашей игрой внимательно будет наблюдать ареопаг
( жюри), которое в завершении игры озвучит команду победительницу, а так же выявит самого умного знатока истории.
Нас с вами ждет много конкурсов и испытаний, и для того чтобы каждый из вас смог себя проявить, чтобы наша работа была эффективной и полезной познакомитесь с памяткой, которую вы видите на своих столах.
Правила работы в группе
Чтобы попросить слово, подними руку.
Говори по теме, понятно, кратко.
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
Старайся найти наилучшее решение проблемы.
Поощряй других к участию в обсуждении.
Будь доброжелателен и терпим.
Соблюдай правило «трёх нельзя»:
- нельзя говорить: «всё уже сказали»;
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
II. Повторение
( Приложение: слайд №2) На слайде слепая карта древнего мира.
Учитель: Что здесь изображено? ( историческая карта древнего мира).
Как вы считаете, какое задание вам предстоит выполнить?
Какой вопрос вы сейчас услышите? ( обозначить маркером на карте страны Древнего Востока).
На предыдущих уроках вы с интересом знакомились с историей стран Древнего Востока. И сейчас легко ответите на мой вопрос: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься?
Вы правы, нам предстоит вспомнить основные события из истории древних стран.
I. Задание - игра «Светофорчик» (разминка):
( дети работают с сигнальными карточками, в случае неправильного утверждения оно «тормозится» красным цветом, соответственно правильному ответу открывается зеленый цвет, при этом дети не просто поднимают карточку, отвечают согласны или нет и обязательно аргументируют свой ответ )
Согласны ли вы, что жилища Богов назывались пирамиды.
Согласны ли вы с тем, что автором первых законов древности был мудрец Конфуций?
Согласны ли вы, что Нил впадает в Средиземное море?
Согласны ли вы с тем, что в Персидской державе «царской дорогой» называли дорогу, по которой могли ездить только цари?
Согласны ли вы с тем, что первыми начали обрабатывать в древности железо финикийцы?
Согласны ли вы с тем, что финикийцы первыми разработали алфавит?
Согласны ли вы с тем, что место, где река впадает в море, называется порог?
Учитель подводит итог разминки.
Мы продолжаем повторять и для того чтобы наша работа действительно была эффективной и полезной, мы просто не сможем обойтись без мудрецов древности. Кто, если не они помогут, дадут напутствие, а может и озадачат нас чем – то. ( Представление I группы - Мудрецы – ученики класса).
Народы Древнего Востока удивительные люди: умные, изобретательные, активные и творческие. И следующая наша II группа – это Творцы.
( представляется состав группы)
Задание для творцов: в течение 25-30 минут пока вы будете слушать ответы ваших одноклассников, вам предстоит разработать говоря современным языком логотип любой понравившейся вам страны древнего Востока и презентовать нам эту страну через логотип . Дерзайте! Удачи!
Ну, а основной удар на себя примут наши Знатоки. ( представление III-й группы)
Как в любые времена, у любого народа всегда есть те, кто учится у мудрецов, обращается за помощью к знатокам, есть и у нас такие : это IV группа -Ученики. И вам сразу предлагаю задание: познакомьтесь с одним очень древним папирусом, в котором сохранилось наставление отца к сыну – ученику, прочитайте и ответьте на вопрос.
Поучение Хети своему сыну Пепи.
О, если бы мой сын я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать! Любой ремесленник устает больше, чем земледелец. Ночью земледелец свободен, а ремесленник ищет работу. Так камнетес ищет работу по твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлен. А строитель стен, он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Я расскажу тебе о ткаче, который не дышит воздухом, а дышит пылью. А рыбак, который работа на реке вперемежку с крокодилами. Смотри, сын, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца. Когда писец еще ребенок , уже приветствуют его. Будь писцом мой сын!
Почему отец хочет, чтобы его сын стал писцом?
Наши ученики еще учатся и поэтому им разрешается в случае затруднений обратиться к мудрецам, которые всегда готовы прийти к вам на помощь. Учитель: А сейчас, Знатоки, внимание! Задание вам: пока наши Ученики работают с документом. Необходимо определить страну, очертания которой представлены на слайде ( Приложение слайд 3-7). Итак, внимание следующий конкурс «Узнай страну». Начали…
(После работы по карте, проверяем учеников о писце. Приложение слайд
№ 8 ). Почему же отец хотел, чтобы его сын стал писцом? Вспомните все что вы знаете о жизни писца. ( ответы детей)
Ну а сейчас пригашается к доске один из Учеников.
Необходимо вспомнить легенду о происхождении каст в древней Индии. Поработать с рисунком. ( Приложение слайд № 9) и отметить на изображении части тела, из которых произошли основные касты).
А пока наш ученик работает у доски, хотелось бы обратиться к нашим Мудрецам, так как следующее задание требует не просто мудрости, опыта, но и знаний. В руках у меня полуистлевший папирус, некоторые слова стерлись со временем, большая просьба постараться их восстановить.
Определи документ и заполни пропуски.
Если человек у… имущество храма, его должно … .
Если человек укроет беглого …, его должно …. .
Если кто срежет рабу клеймо, тому должны отрезать ….
Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве … года.
Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить … .
Если человек ударит по щеке высшего, должно ударить его 60 раз … из
воловьей кожи.
Учитель: мудрецам удачи и терпения в выполнении этого задания
А наш ученик уже готов рассказать нам легенду о происхождении каст в древней Индии. Знатоки внимательно слушают, задают вопросы и комментируют ответ. ( Приложение слайд № 10)
А сейчас мы вновь с надеждой смотрим на Мудрецов.
Получилось ли у них разобраться в документе? Проверяем . ( Приложение слайд № 11, 12 , проверяем выполнение задания)
Внимание, Знатоки! Представьте, что вы земледельцы в древнем Египте. Вспомните, какую работу предстояло им выполнять. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.
Этап работы | Ваши действия |
1.Ожидание разлива | Чистить и укреплять каналы |
2. | |
3. | |
Пока знатоки находятся в образе земледельцев для учеников следующее задание Ученикам : определить, что изображено на рисунке и постараться грамотно написать это слово. (Приложение слайд № 13)
Учитель: Пока ученики работают на доске проверяем выполнение задания Знатоков ( таблица), оценивается работа.
Учитель: Проверяем выполнение задания учеников ( написание исторических терминов)
А сейчас слово предоставляется нашим Мудрецам. Итак, конкурс для всех команд « Вопрос от мудрецов». (Приложение слайд № 14)
Задание от мудрецов
В Вавилонии в глубокой древности и даже позже во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь.
-Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь.
Высказывания учеников
Следующее задание для всех групп. Конкурс называется «Найди ошибку!»
(Приложение № 15,16)
Учитель: Ну и завершая наш урок предоставим слово творцам. ( Защита логотипа)
Подведение итогов урока
Домашнее задание : п. 6-23; повторить и подготовить сообщение – презентацию по теме: «Мудрецы древности»