Обобщение и систематизация знания учащихся по теме «Древний Восток».
Цели: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов Древнего Востока; применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории; описывать памятники истории и культуры цивилизаций Древнего Востока; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; обрести познавательный интерес к изучению истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ПОУ В 5 КЛАССЕ.»
ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ПОУ В 5 КЛАССЕ.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток».
Планируемые результаты:
- предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов Древнего Востока; применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории; описывать памятники истории и культуры цивилизаций Древнего Востока;
- метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению истории.
Оборудование: карта «Древний Восток. Передняя Азия. Египет», презентация «Достижения народов Древнего Востока», раздаточные материалы.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Технология – игровая.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап: Мы с вами узнали много интересного о странах Древнего Востока. На границе с Западом нас встречает греческая муза истории КЛИО. Она сможет пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж знаний и умений по теме «Древний Восток». Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу.
Проблемный вопрос. Почему цивилизация Древнего Востока оставила значительный след в истории человечества?
Работа с картой: каждая команда задаёт другим по 1 вопросу по карте.
Назовите термин (каждой команде по 5 терминов):
А) Древнеегипетское устройство для подъёма воды (шадуф).
Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
Поселение на новом месте (колония).
Люди, лишённые личной свободы и всех своих прав (рабы).
Гробницы египетских фараонов (пирамиды).
Б) Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
Жрец в Индии (брахман).
Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
Древнеегипетская письменность (иероглифы).
Большое сильное государство (держава).
В) Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты)
Высохшее тело фараона (мумия).
Письменность Двуречья (клинопись).
Система дамб, плотин, каналов, бассейнов (ирригационная).
Народ, давший миру Библию (древние евреи).
Конкурс «Вычеркните лишнее слово» («четвёртый лишний») – работа в парах:
А) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон.
Астрономия, пирамида, саркофаг, мумия.
Чай, алфавит, компас, шёлк.
Пехотинец, колесница, писец, дротик.
Б) Фараон, вельможа, писец, статуя.
Храм, налоги, жрецы, обряд.
Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага.
Папирус, свиток, иероглиф, бронза.
В) Дельта, гробница, ил, пороги.
Брахманы, шудры, фараон, «неприкасаемые».
Шахматы, хлопок, корабль, сахар.
Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.
Конкурс «Угадайте, о чём идёт речь»:
А) Этот напиток в Древнем Китае считался лекарством, его неохотно употребляли китайцы. Сегодня этот напиток любят пить миллионы здоровых людей во всём мире. (чай)
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. Что это? (сахар).
Эту книгу считали священной древние евреи, впоследствии она стала священной и для многих ныне живущих народов. (Библия)
Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать другие народы. (алфавит).
Б) Зёрна этого растения вы не раз употребляли в пищу. Выращивают его в Китае в воде. Что это за растение? (Рис).
Это растение египтяне разрезали на узкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма. (Папирус).
То, без чего не обходиться сегодня каждый из нас. Это изобретение сделали в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельчённых тряпок, бамбука и коры деревьев, затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. Что это? (Бумага).
Их родина – Индия, весь мир использует их, но почему-то все думают, что их изобрели арабы. (Цифры)
В) Это изобретение появилось в Китае, и в древние времена оно напоминало суповую ложку, сделанную из магнитного железняка. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую «ложку», он закричал бы: «Волшебство!» Что это? (Компас)
Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех. Что именно? (Стекло)
Эту игру придумали индийцы. Её правила напоминают принципы индийской военной науки: в первом ряду стоит пехота, в центре – царь и его советник, далее – боевые слоны, конницы и колесницы. (Шахматы).
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтём царица пробовала вытянуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло 5 тысяч лет, а мы до сих пор используем это открытие. Что это? (Шёлк).
Почему цивилизация Древнего Востока оставила значительный след в истории человечества? (Ответ на проблемный вопрос)
Узнайте изображения древних памятников на слайдах. Расскажите коротко о них.
Назовите имя исторической личности:
А) Мы много знаем об этом фараоне, потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный саркофаг, а в нём – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставил о себе память в законах, записанных на столбе из камня (Хаммурапи).
Именно он спас евреев из египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках Земли обетованной (Моисей).
Б) Один из самых любимых богов египтян. Именно он научил их выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
Он был одним из последних ассирийских царей и очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг. В ней хранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).
Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию и Вавилонию, создав огромную Персидскую державу. (Кир)
В) При нём Китай стал единым государством. Этот человек являлся и первым его властелином. (Цинь Шихуан).
В 3-м веке до н.э. почти все индийские царства он объединил под своей властью. (Ашока)
Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий. (Будда).
Конкурс «Найдите ошибки в тексте» (Египет, Финикия, Двуречье) – приложение 1.
Конкурс «Пять строчек» (Вавилонское царство, Индия, Китай) – приложение 2. (Последние 2 конкурса – работа в парах)
Рефлексия:
На уроке я работал… активно/пассивно
Своей работой на уроке я … доволен/недоволен
Урок для меня показался… коротким/длинным
За урок я … не устал/устал
Материал урока мне был…понятен/не понятен; полезен/бесполезен
Интересен/скучен
Приложение 1
Древний Египет.
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью машины времени побывал в Древнем Египте. «Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними и сошёл на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.
Древнее Двуречье.
Первые государства в Древнем Двуречье возникли гораздо позднее, чем в Египте. Самыми сильными были государства – Ур и Урук. Они сумели объединиться и захватить другие государства (Вавилон и Мари).
Дворцы, храмы, жилые дома в Двуречье сооружали из камня и дерева. Писали на глиняных табличках с помощью иероглифов. На дне рек Тигр и Евфрат находили особые раковины и из улиток добывали знаменитую пурпурную краску, с помощью которой окрашивали ткани.
Жители Двуречья верили в разных богов, но самые почитаемые были: Бог солнца – Амон-Ра и богиня плодородия Исида.
Древняя Финикия.
Финикия расположена в Передней Азии между двумя пустынями. Через всю страну течёт река Евфрат. На плодородных землях сажали виноградники, оливковые и финиковые деревья. Главный город Финикии – Карфаген.
Финикийцы умели строить прекрасные корабли, но сами на них не плавали, а продавали египтянам и жителям Междуречья. В Вавилоне финикийцы закупали знаменитые пурпурные ткани, а также строительный лес. У египтян финикийцы позаимствовали алфавит, в котором были 22 согласные буквы.