Урок истории в 5 классе по теме "Ассирийская держава". Урок в русле развивающего обучения, соответствует ФГОС. В основе деятельностный подход. Основная задача была научить объяснять, как Ассирии удалось стать мировой державой Западной Азии, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину.Из фактов истории Ассирийской державы научить объяснять причины и последствия образования и гибели мировой державы.
При оценке такого исторического явления, как переход к железному веку, научить выявлять нравственные и гуманистические ценности человеческого общества.
Создать условия, при которых каждый ученик высказал бы собственную оценку по проблеме: «Переход к железному веку – благо или зло для человечества?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок истории »
Тема урока:Ассирийская держава
Учитель:Филиппенко И. В.
Тип урока:комбинированный, традиционный, с использованием мультимедийных средств.
Вид урока:изучения нового знания
Педагогическая технология: развивающее обучение
.
Цель урока: создание условий для формирования представления о зарождении и развитии ассирийской державы
Задачи урока:
Сформировать понятие «держава».
Обратить особое внимание на закономерность исторического процесса, взаимосвязь исторических явлений;
Раскрыть роль завоевательной политики в развитии государства;
Проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские правители;
Продолжить формирование умений: критического анализа исторических источников, работы в группе, публичных выступлений и аргументации своего мнения.
Образовательные результаты:
Определяют место нахождения Ассирийской державы на карте;
раскрывают понятие «держава»;
анализируют внешнюю политику ассирийского государства; характеризуют завоевательные походы ассирийцев;
дают определение понятиям - Ассирия, ассирийцы, мидийцы, Урарту, Ниневия;
сравнивают развитие Ассирии с другими древними государствами, объясняют причины распада ассирийского государства.
Основные понятия: Ассирия, ассирийцы, мидийцы, Урарту, Ниневия.
Основные даты: 612 до н. э., VII-VIII век до н. э.
Имена исторических деятелей: Ашшурбанапал.
Оборудование урока:
Фильм об Ассирийской державе (http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/bibleyskie-skazaniya. Презентация: «Ассирийская держава». Карта: «Ассирийская держава VII-VIII век до н. э.». Портреты:«Ашшурбанапал».Карточки с вопросами, перфокарты, раздаточный материал, жетоны.
Оформление доски:слайд№1 презентации, на доске прикреплены выдающиеся политические деятели, также написаны задания для проверки домашнего задания.
План урока:
1.Освоение железа.
2.Ассирийское войско.
3.Завоевания ассирийских царей.
4.Библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала
Ход урока
I.Организационный момент
Подготовка к работе: запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок. Предоставление членов комиссии и председателя жюри.
На доске число, тема урока, д\з.
II Повторение изученного, проверка домашнего задания
Работа по карточкам(индивидуальная)
1 вариант Дать определение понятиям миф, предания, завет, библия
2 вариант Соотнести картины с мифами
III Постановка учебной задачи.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы начинаем новую главу в разделе «История Древнего Мира». Из прошлых уроков мы узнали о цивилизации Древнего Египта и Древних цивилизациях Западной Азии. Ну а сегодня мы познакомимся ещё с одной страной, которая, стала одной из самых великих держав в древности, но не смогла сохранить своего величества.
Главный вопрос урока
Почему Ассирийская держава смогла построить великую империю, но не смогли сохранить её?
- Этот вопрос станет главным на нашем уроке, в ходе изучения темы мы постараемся найти на него ответ. Итак, тема урока: Ассирийская держава.
IVИзучение нового материала
1. Освоение железа.
Создание проблемной ситуации
-Какой металл первым стали использовать люди?
-Каковы недостатки меди?
-Что такое бронза? Каковы её недостатки?
Формулировка проблемы
-Почему в X веке, когда ремесленники стали использовать железо, всё стало меняться?
Работа с учебником
-Используя материал учебника на с.82-83, перечислите, как повлияло появление железа в Ассирии?
Таким образом, появление железной руды способствовало развитию экономики страны. В первом тысячелетии до н. э. железным оружием оснащаются большие армии.
2.Ассирийское войско
Объяснение учителя с опорой на карту
В Верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. Значительную часть её территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. В VIII веке до н. э. ассирийская армия стала самой сильной в мире.
Работа с иллюстрацией
-Кто изображен на рисунке?
-Чем вооружен воин?
-Как называлась повозка на которой стоит ассирийский воин?
Просмотр фильма.
Беседа по прочитанному.Прочитайте последний абзац в учебнике на с.83 и ответьте на вопросы:
-Как преодолевали ассирийцы мощные сооружения противника?
-Для чего использовались кожаные мешки?
Анализ исторического документа на с.83 учебника «Летопись ассирийского царя».
-Чем похвалялся Синахериб?
-Что царь считал справедливым?
Таким образом, воееное искусство ассирийской армии достигло очень высокого уровня. Им необходимы были новые территории для развития своего государства. Они выбрали путь завоевания и войн.
3. Завоевание ассирийских царей.
Рассказ учителя
В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали кожу.
Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили с собой.
Работа с иллюстрацией учебника на с.85 «Возвращение войска в Ниневию.
-Кого запрягали цари покоренных стран?
-Что везли с собой ассирийцы из завоеванных стран?
Таким образом, жестокость ассирийских правителей была очень ужасной. Многие народы ненавидели их. В Древности столицу Ассирии, Ниневию назвали логовищем львов и городом крови. Но кроме золота и богатства ассирийцы привозили из завоеванных стран книги.
4.Библиотека глиняных книг
Проблемная ситуация
Один из последних царей Ашшурбанапал был человеком образованным и приказал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги.
Проблемный вопрос
-Как вы считаете, способствовало ли это развитию государства или это просто «хлам», который никому не нужен?
Работа с портретом «Ассирийский царь Ашшурбанипал»
-Какие черты характера этого деятеля выразил скульптур?
-Найдите в тексте учебника на с.85 слова характеризующие деятельность царя;
Работа с датой
В 612 году до н. э. против Ассирии восстали вавилоняне.. Подсчитайте сколько лет прошло как пала ассирийская держава?
Таким образом, хоть и Вавилоняне захватили Ассирию, но библиотека не пострадала и сегодня в ней собрано очень много информации о странах покоренных и о самих Ассирийцах.
V. Первичное повторениеи подведение итогов урока
Рефлексия(повторно-обобщающая беседа)
Тест
"Ассирийская держава"
1. Ассирия находилась:
а) в Двуречье, по верхнему течению Тигра
б) в Двуречье, по верхнему течению Ефврата
в) в Палестине, по течению Иордана
2. Одной из важнейших причин военных успехов Ассирии было: