Оценочная деятельность учащихся на уроке (в чем проявится):
в ходе взаимопроверки выполнения задания командой по образцу на различных этапах урока;
в выставлении оценки за участие в работе в команде членами самой команды;
самооценка учащегося по предложенному алгоритму в листе самооценки.
Основные источники информации:
Используемые учебники и учебные пособия:
История России: с древнейших времён до конца XVI в: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. –М.: Просвещение, 2010 г.
Используемая методическая литература:
1. Бондаренко О.А. Открытые уроки: История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права: Волгоград, 2002.
2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории 5 -11 классы. - М.: «ВАКО» 2009.
3. Инновационные формы уроков истории 5 -11 классы.: // Авторы-составители Тайкова Е.В., Степанова Л.А., Мельников А.А., Касаткина Я.Ю., Волгоград «Учитель» 2010.
4. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории»: Пособие для учителя. – 2 изд., – М.: Просвещение, 1983.
Конспект урока
«Киевская Русь накануне монгольского нашествия».
Тип урока:
ФОПД: групповые, индивидуальные
Урок- дидактическая игра.
ЭТАПЫ УРОКА.
I.
Вводное слово учителя:
Мы завершили с вами изучение большого отрезка из истории нашей страны - Киевская Русь накануне монгольского нашествия. На следующем уроке нам предстоит проверить свои знания на контрольной работе. А сегодня … запишите на листочке для себя, что вы ждете от этого урока? Определите для себя свою собственную задачу. Итак, какие же задачи мы для себя определили? (Ответы учащихся).
II.
Формулирование учебной задачи.
Проверить свои знания и подготовиться к контрольной работе.
III.
Организация работы.
Наша работа будет строиться в соответствии с той индивидуальной картой, которую получит каждый из вас. На ней зафиксированы этапы нашей деятельности, где на каждом этапе вы самостоятельно оцените свои знания и поставите себе оценку, на которую вы знаете изученный материал. В конце урока вы самостоятельно определите свое домашнее задание, с учетом тех пробелов в знаниях, которые вы определите самостоятельно.
IV.
Задание 1.
Итак, мы начинаем нашу работу. Мы распределились на 3 группы в соответствии с вашим желанием. Урок будет проходить в форме игры-соревнования между командами. Для простоты и удобства нам необходимо дать названия командам. А поскольку мы с вами совершим увлекательное путешествие в историю Киевской Руси, то наши команды станут дружинами первых русских князей. А вот расшифровать имя вашего князя вам помогут даты, зашифрованные на полученных вами листочках (см. приложения). Не допустить ошибку вам поможет примечание. Будьте внимательны. На выполнение первого задания вам дается 3 минуты.
(Команды получают задание. На листе старославянским шрифтом зашифрованы даты правления князей. От учащихся требуется перевести даты в современное летоисчисление и затем определить какой князь правил в эти годы. Имя этого князя и будет носить дружина).
V.
Задание 2.
А чем же знамениты ваши князья? Что Вы о них знаете? За каждый правильный ответ – 1 очко команде. (Проводится в форме свободного микрофона – участники команд сообщают факты из жизни князя, имя которого носит команда).
А чем же еще знамениты ваши князья? ( Команды получают задание).
Карточка № 2. «Узнай политического деятеля». ( 3 минуты).
Напишите имена исторических деятелей, о которых в «Повести временных лет» Нестора сказано:
«В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса … не имел шатра, но спал подложив потник с седлом в головах».
«И вступил на череп ногою, и поползла змея из черепа и ужалила его в ногу».
«Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык».
Любил он книги, читая их часто и ночью и днем».
«Когда пришел он в Киев, то повелел опрокинуть кумиры – одних велел изрубить, а других предать огню».
Правильные ответы: Святослав, Олег Вещий, братья Кирилл и Мефодий, Ярослав Мудрый, Владимир Святой.
(Ответы записаны учителем на обратной стороне доски, учащиеся проверяют ответы, данные командами, а затем сравнивают с ключом ответов учителя).
А теперь возьмите вашу личную карту и против графы «Дата» поставьте себе оценку, на которую Вы знаете даты. И переходим к следующему этапу.
VII.
Ну а теперь мы проверим наши знания исторических терминов и понятий. Небольшая эстафета. Участник от команды выходит к доске, снимает карточку с термином, читает его и записывает ответ на месте карточки. Задание выполняется каждым игроком самостоятельно. (На доске карточки с описанием понятия).
Вопросы для первой команды:
Центральная часть города. Детинец
Очередной порядок престолонаследия по старшинству рода. Листвица
Сбор дани князем с подвластного населения . Полюдье
Военный вождь, глава дружины. Князь
Рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Фреска
Верхушка княжеской дружины. Бояре
Вопросы для второй команды:
Народное собрание Вече
Политическая система, при которой государство дробится на мелкие, почти независимые части Раздробленность
Надписи, выцарапанные на стенах зданий Граффити
Изображение бога, нарисованное на липовой доске Икона
Название первого сборника законов на Руси«Русская Правда»
Цветное непрозрачное стекло для мозаичных работ Смальта
Вопросы для третьей команды:
Погодная запись событий Летопись
Дань, которую собирали князья с подвластного населения Руси Полюдье
Рисунок, выложенный из цветных непрозрачных кусочков стекла неправильной формы Мозаика
Материал для письма из кожи телят и ягнят Пергамен
Отряд воинов князя Дружина
Зависимый человек в киевской Руси, отрабатывающий долг – купу. Закуп
VIII.
Подведение итогов работы команды. Чья же дружина победила?
На доске матрица таблицы, которая заполняется по ходу игры.
Выставление оценок в индивидуальном листе.
IХ.
В те времена очень ценилась молодецкая удаль. Проверим ее и мы. Каждый из вас получит тест, на выполнение которого отводится 6 минут. Приступаем к работе.
ТЕСТ.
1. Князь в Новгороде играл роль:
а) первого лица;
б) второстепенную роль военного руководителя;
в) киевского наместника;
г) номинально верховного судьи.
2. Распад Руси принес преимущества мелким княжествам, ибо:
а) ими легче управлять;
б) в них проще навести порядок и легче его поддерживать;
в) их военную защиту легче осуществлять; г) верно все указанное; д) верно а и б.
3. Управление отдельными княжествами после распада Киевской Руси имело наряду и с преимуществами и недостатки:
а) распад не прекратил вражеских усобиц;
б) усилилось дробление княжеств и начались конфликты князей с боярством;
в) ослабла обороноспособность Руси;
г)верно все вышеуказанное;
д) верно лишь а и б.
4. Новая политическая система (раздробленность) явилась периодом:
а) закономерного развития в условиях феодализма;
б) экономического и культурного подъема русских земель;
в) затормозившим развитие Руси и приведшим к татаро-монгольскому игу;
г)верно а и в;
д) верно а и б
5. «Русская Правда» регулировала кровную месть следующим образом:
а) разрешала мстить лишь за особо жестокие преступления;
б) разрешала мстить только близким родичам (брат за брата);
в) запрещала любую кровную месть;
г) верно лишь а и б;
д) верно все указанное.
6. Принятие христианства на Руси способствовало:
а) примирению противоречий в обществе (равенство перед богом) и приобщению к византийской культуре;
б) укреплению государственной власти и расширению политического сотрудничества со странами Европы;
в) распространению и росту преступности среди остающихся язычниками;
г)верно только а и б;
д) верно а, б, в.
Х.
Взаимопроверка. На доске ключ для выставления оценки:
За шесть правильных ответов - «5»;
За пять правильных ответов - «4»;
За четыре правильных ответа - «3»;
Менее трех правильных ответов - «2»;
После окончания работы учащиеся меняются листками и проверяют работы друг у друга. Вернув работы сравнивают с ответами учителя и выставляют себе оценки на личной карте.
ХI.
Подведение итогов. Ну, а теперь посмотрите, где «хромает ваш конь»? Пометьте на своей карте те пробелы, которые вы обнаружили в своих знаниях. Над ними и предстоит вам поработать дома. Это будет ваше персональное домашнее задание. Запишите, какие разделы вам нужно просмотреть дома и запишите себе на вашем персональном листе.
XII.
Рефлексия.
Какие сильные и слабые стороны урока вы увидели?
(Идет обсуждение итогов урока).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оценочная деятельность учащихся на уроке (в чем проявится):
в ходе взаимопроверки выполнения задания командой по образцу на различных этапах урока;
в выставлении оценки за участие в работе в команде членами самой команды;
самооценка учащегося по предложенному алгоритму в листе самооценки.
Основные источники информации:
Используемые учебники и учебные пособия:
История России: с древнейших времён до конца XVI в: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. –М.: Просвещение, 2010 г.
Используемая методическая литература:
1. Бондаренко О.А. Открытые уроки: История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права: Волгоград, 2002.
2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории 5 -11 классы. - М.: «ВАКО» 2009.
3. Инновационные формы уроков истории 5 -11 классы.: // Авторы-составители Тайкова Е.В., Степанова Л.А., Мельников А.А., Касаткина Я.Ю., Волгоград «Учитель» 2010.
4. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории»: Пособие для учителя. – 2 изд., – М.: Просвещение, 1983.
Конспект урока
«Киевская Русь накануне монгольского нашествия».
Тип урока:
ФОПД: групповые, индивидуальные
Урок- дидактическая игра.
ЭТАПЫ УРОКА.
I.
Вводное слово учителя:
Мы завершили с вами изучение большого отрезка из истории нашей страны - Киевская Русь накануне монгольского нашествия. На следующем уроке нам предстоит проверить свои знания на контрольной работе. А сегодня … запишите на листочке для себя, что вы ждете от этого урока? Определите для себя свою собственную задачу. Итак, какие же задачи мы для себя определили? (Ответы учащихся).
II.
Формулирование учебной задачи.
Проверить свои знания и подготовиться к контрольной работе.
III.
Организация работы.
Наша работа будет строиться в соответствии с той индивидуальной картой, которую получит каждый из вас. На ней зафиксированы этапы нашей деятельности, где на каждом этапе вы самостоятельно оцените свои знания и поставите себе оценку, на которую вы знаете изученный материал. В конце урока вы самостоятельно определите свое домашнее задание, с учетом тех пробелов в знаниях, которые вы определите самостоятельно.
IV.
Задание 1.
Итак, мы начинаем нашу работу. Мы распределились на 3 группы в соответствии с вашим желанием. Урок будет проходить в форме игры-соревнования между командами. Для простоты и удобства нам необходимо дать названия командам. А поскольку мы с вами совершим увлекательное путешествие в историю Киевской Руси, то наши команды станут дружинами первых русских князей. А вот расшифровать имя вашего князя вам помогут даты, зашифрованные на полученных вами листочках (см. приложения). Не допустить ошибку вам поможет примечание. Будьте внимательны. На выполнение первого задания вам дается 3 минуты.
(Команды получают задание. На листе старославянским шрифтом зашифрованы даты правления князей. От учащихся требуется перевести даты в современное летоисчисление и затем определить какой князь правил в эти годы. Имя этого князя и будет носить дружина).
Пояснение:
Древнерусские летописцы вели отсчет событиям от Сотворения мира. Рождество Христово по этому летоисчислению относится к 5508 году. Именно это число необходимо отнять от летописной даты, чтобы перевести ее в современное летоисчисление, т.е. от Рождества Христова.
Например, дана следующая запись.
Переводим в цифры. Получается 6370 – 6388. Вычитаем 5508, и получается искомая дата – 862 – 879. Теперь вспоминаем кто правил в эти годы. Итак, это годы правления Рюрика.
Чьи же вы, отроки? Какой князь стоит над вами? ( Подведение итогов, дружина Рюрика, князя Владимира и Святослава).
V.
Задание 2.
А чем же знамениты ваши князья? Что Вы о них знаете? За каждый правильный ответ – 1 очко команде. (Проводится в форме свободного микрофона – участники команд сообщают факты из жизни князя, имя которого носит команда).
А чем же еще знамениты ваши князья? ( Команды получают задание).
Карточка № 2. «Узнай политического деятеля». ( 3 минуты).
Напишите имена исторических деятелей, о которых в «Повести временных лет» Нестора сказано:
«В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса … не имел шатра, но спал подложив потник с седлом в головах».
«И вступил на череп ногою, и поползла змея из черепа и ужалила его в ногу».
«Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык».
Любил он книги, читая их часто и ночью и днем».
«Когда пришел он в Киев, то повелел опрокинуть кумиры – одних велел изрубить, а других предать огню».
Правильные ответы: Святослав, Олег Вещий, братья Кирилл и Мефодий, Ярослав Мудрый, Владимир Святой.
(Ответы записаны учителем на обратной стороне доски, учащиеся проверяют ответы, данные командами, а затем сравнивают с ключом ответов учителя).
Карточка № 3. «Соотнесите даты и события». (3 минуты).
Правильные ответы: 1д, 2в, 3б, 4а, 5г.
VI.
А теперь возьмите вашу личную карту и против графы «Дата» поставьте себе оценку, на которую Вы знаете даты. И переходим к следующему этапу.
VII. (5 минут).
Ну а теперь мы проверим наши знания исторических терминов и понятий. Небольшая эстафета. Участник от команды выходит к доске, снимает карточку с термином, читает его и записывает ответ на месте карточки. Задание выполняется каждым игроком самостоятельно. (На доске карточки с описанием понятия).
Вопросы для первой команды:
Центральная часть города. Детинец
Очередной порядок престолонаследия по старшинству рода. Листвица
Сбор дани князем с подвластного населения . Полюдье
Военный вождь, глава дружины. Князь
Рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Фреска
Верхушка княжеской дружины. Бояре
Вопросы для второй команды:
Народное собрание Вече
Политическая система, при которой государство дробится на мелкие, почти независимые части Раздробленность
Надписи, выцарапанные на стенах зданий Граффити
Изображение бога, нарисованное на липовой доске Икона
Название первого сборника законов на Руси«Русская Правда»
Цветное непрозрачное стекло для мозаичных работ Смальта
Вопросы для третьей команды:
Погодная запись событий Летопись
Дань, которую собирали князья с подвластного населения Руси Полюдье
Рисунок, выложенный из цветных непрозрачных кусочков стекла неправильной формы Мозаика
Материал для письма из кожи телят и ягнят Пергамен
Отряд воинов князя Дружина
Зависимый человек в киевской Руси, отрабатывающий долг – купу. Закуп
VIII.
Подведение итогов работы команды. Чья же дружина победила?
На доске матрица таблицы, которая заполняется по ходу игры.
Выставление оценок в индивидуальном листе.
IХ.
В те времена очень ценилась молодецкая удаль. Проверим ее и мы. Каждый из вас получит тест, на выполнение которого отводится 6 минут. Приступаем к работе.
ТЕСТ.
1. Князь в Новгороде играл роль:
а) первого лица;
б) второстепенную роль военного руководителя;
в) киевского наместника;
г) номинально верховного судьи.
2. Распад Руси принес преимущества мелким княжествам, ибо:
а) ими легче управлять;
б) в них проще навести порядок и легче его поддерживать;
в) их военную защиту легче осуществлять; г) верно все указанное; д) верно а и б.
3. Управление отдельными княжествами после распада Киевской Руси имело наряду и с преимуществами и недостатки:
а) распад не прекратил вражеских усобиц;
б) усилилось дробление княжеств и начались конфликты князей с боярством;
в) ослабла обороноспособность Руси;
г)верно все вышеуказанное;
д) верно лишь а и б.
4. Новая политическая система (раздробленность) явилась периодом:
а) закономерного развития в условиях феодализма;
б) экономического и культурного подъема русских земель;
в) затормозившим развитие Руси и приведшим к татаро-монгольскому игу;
г)верно а и в;
д) верно а и б
5. «Русская Правда» регулировала кровную месть следующим образом:
а) разрешала мстить лишь за особо жестокие преступления;
б) разрешала мстить только близким родичам (брат за брата);
в) запрещала любую кровную месть;
г) верно лишь а и б;
д) верно все указанное.
6. Принятие христианства на Руси способствовало:
а) примирению противоречий в обществе (равенство перед богом) и приобщению к византийской культуре;
б) укреплению государственной власти и расширению политического сотрудничества со странами Европы;
в) распространению и росту преступности среди остающихся язычниками;
г)верно только а и б;
д) верно а, б, в.
Х.
Взаимопроверка. На доске ключ для выставления оценки:
За шесть правильных ответов - «5»;
За пять правильных ответов - «4»;
За четыре правильных ответа - «3»;
Менее трех правильных ответов - «2»;
После окончания работы учащиеся меняются листками и проверяют работы друг у друга. Вернув работы сравнивают с ответами учителя и выставляют себе оценки на личной карте.
ХI.
Подведение итогов. Ну, а теперь посмотрите, где «хромает ваш конь»? Пометьте на своей карте те пробелы, которые вы обнаружили в своих знаниях. Над ними и предстоит вам поработать дома. Это будет ваше персональное домашнее задание. Запишите, какие разделы вам нужно просмотреть дома и запишите себе на вашем персональном листе.