Цели урока | Образовательная: 1. Дать сведения ученикам о причинах возникновения Холерного бунта в Ташкента, его участниках и итогах; Воспитательная: 2. Воспитание интереса к предмету, чувства гордости за Родину и патриотизм; э Развивающая 3. Развить навыки и умения использования исторического материала, а также умение анализировать и синтезировать полученную информацию используя наиболее распространенные педагогические технологии, умение строить логическую цепь из полученного материала. |
Методы обучения | беседа, рассказ, конспект, табличный метод, метод оценивания с помощью геометрических фигур, интерактивные методы обучения («Мозговой штурм», кластер и т.д.) |
Средства обучения | мел, доска, наглядные пособия, раздаточные материалы, электронная доска, видеоклипы по теме урока. Учебник «История Узбекистана», § 21. Материалы из серии «Великие просветители». Технические средства, видео- проектор, компьютер. Изображения великих мыслителей и исторических памятников Историческая карта. |
Тип урока | комбинированный |
— карточки с основными понятиями и терминами по теме.
Изучение новой темы. 10 мин.
Для объяснения новой темы ученикам, используется учебник, технические средства и дополнительные источники, схемы из методического пособия для учителей.
ЗАДАНИЕ 2.ГРУППЕ для обсуждения.
1.Как изменилась жизнь местных дехкан с установлением колониализма в Центральной Азии?
2.Укажите факторы, повлекшие обнищание народа?
3.Цели и задачи осуществляемой царской администрацией политики в Туркестане?
Задание группе: ребята высказывают свою точку зрения по вопросам .
ЗАДАНИЕ 3.ГРУППЕ для обсуждения.
1.Каким образом осуществлялась деятельность судов казиев и биев?
2.какие возможности были предоставлены переселенцам?
3.Кто проживал в новых городах, появившихся в туркестанском крае?
ОСНОВНОЙ ЭТАП (25 мин): Учитель проводит краткую лекцию.
В 1892 году произошло одно из сильных движений народных масс в Ташкенте, или «Холерный бунт». До Ташкента дошла эпидемия холеры. Администрация, закрыв 12 городских кладбищ, запретила хоронить умерших от холеры в пределах города. Это послужило поводом для бунта, настоящими причинами которого был гнет царизма знати, разорение ремесленников из-за ввоза товаров из России. 23 июня 1892 года начальник Ташкента Путинцев в Джума мечети говорил о пользе прививок, а Казий Шариф-ходжа прочел молитву за Царя. Ночью аксакалу города доложили о тайных могилах в городе, он пригрозил ох вскрыть. Население, вышедшее на улицы, взбунтовалось, начало громить управление, разрушило дом аксакала – Ма-Якуба. После приказа Граденого стрелять, население скрылось. Состав восставших был следующим: рабочие ташкентских предприятий, местные ремесленники, торговцы. Аксакалы и кази были отстранены от должностей, 60 восставшим сулил военный суд.
Из архивных документов!
(работа с текстом архивных документов)
С половины июня 1872 года до половины августа существовала в Ташкенте холера. По официальным данным, заболело 3978, из них 2515 умерло, в том числе было 254 смертных случая в русской части города. Эти цифры, разумеется, много ниже действительного числа заболевших и действительного количества смертных случаев, так как сарты больных от русских властей скрывали, да и врачебный персонал был настолько мал, что следить за всеми случаями заболеваний не мог [Впервые по русским источникам упоминается о существовании холеры в Ташкенте в 1827—1829 годах. См. «Холера 1829—1833 годов в Оренбургском крае» врача А. В. Попова, Оренбург, 1910 года.].
Из архивных документов!
(работа с текстом архивных документов)
Крупнейшим национально-освободительным восстанием этого периода было Андижанское восстание 1898 года. Основной причиной восстания было «Положение об управлении Туркестанским краем», утвержденное в 1886 году. Колониальная политика царизма заключалась в хищнической политике в области хлопководства, изъятии земель у населения, угнетении народных масс колонизаторами и местной властью, а следствием явилось увеличение числа задолжников-батраков. Новая система поземельно-податного обложения, приведшая к увеличению налогов в 2-3 раза, явилась предпосылкой восстания. Оно началось в Андижане, переросло за его пределы в Ош, Наманган, на всю Ферганскую долину
Из архивных документов!
(работа с текстом архивных документов)
Заболело Умерло Выздровело
в русской части 417 217 200
в туземной части 1462 1440 22
Всего 1879 1657 222
было предано суду 60 человек. Дело слушалось в Ташкенте в военно-окружном суде в декабре того же, 1892, года и резолюция вынесена 10 декабря в 11 часов вечера. Было приговорено: 8 человек к смертной казни, 2 к ссылке в разные места, в том числе Иногам-ходжа в Иркутскую губернию, 15 в арестантские роты на два года и 2 на полугода, остальные оправданы. Этот приговор значительно смягчен начальником края: смертная казнь заменена каторгой на разные сроки, Иногам-ходже ссылка заменена арестантскими ротами на четыре года, и некоторым другим уменьшено наказание. Так кончилась одна из печальных страниц в истории города Ташкента.
В 1904 году холера в Ташкенте существовала с 8 ноября до 31 декабря. Заболело 68, умерло 36 человек.
В 1907 году ожидалось появление холеры в Ташкенте, почему городским самоуправлением на улучшение санитарного состояния города израсходовано 676 руб. 10 коп.
Холерная эпидемия 1910 года началась 12 июля, последнее заболевание было 4 ноября и последний больной выписан из холерной больницы 9 декабря
Составление кластера:
400 человек
1825 год
ХОЛЕРНЫЙ БУНТ
24 июня
Повстанцы
12 кладбищ
Путинцев
Мухаммад Якуб
«Рыбий скелет» (построение определенно хода событий с использованием скелета рыбы):
Вывод
Название проблемы
Определение проблемы
Предпосылки и причины проблемы
ЗАКРЕПЛЕНИЕ (6 мин): Учитель задает вопросы для закрепления.
Самостоятельная работа по учебнику:
Мухаммад Якуб - …
Причины восстания - …
Начальник города Путинцев С. - …
Повстанцы состояли из - …
18 июня 1892 год - …
24 июня 1892 год - …
Территория «под усиленной охраной» - ….
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин): прочитать параграф, пересказ текста.