kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Использование нестандартных уроков в процессе обучения истории."

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Использование нестандартных уроков на уроках истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование нестандартных уроков в процессе обучения истории."»

Окунева Марина Адексеевна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Незлобной», Георгиевский городской округ, Ставропольский край,

учитель истории и обществознания


Использование нестандартных уроков в процессе обучения истории.


Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                                                 нужно любить то, что преподаешь,

                                                                               и любить тех, кому  преподаешь.

В.О. Ключевский

Одна из основных целей изучения отечественной истории - создать у учащихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России, являясь частью единой мировой истории, и то, что придает судьбе России неповторимое своеобразие. Изучение истории призвано способствовать становлению у школьников самостоятельного мышления, умения анализировать причинно-следственные связи событий.

Идя на каждый урок, я ставлю перед собой такие задачи: как сделать урок интересным; как активизировать деятельность учащихся на уроке; как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им  возможность ощутить радость открытий; воспитать потребность узнавать все больше и больше. Важнейшая задача - дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.

Увеличение объема информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков, - хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала.

Опыт показывает, что значительную часть уроков по истории древнего мира, средних веков и истории Отечества в 6 - 7 классах в основной школе целесообразно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас исторических представлений) отвечает их познавательным потребностям. Нельзя не учитывать и особенности этих курсов: изобилие терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений и т. п.

Составляя планы, продумывая ход урока, обязательно учитываю психологию ученика в процессе деятельности на уроке.

1.Игры на уроках. В своей работе я часто провожу уроки в форме игры. Примером подобной игры может стать игра может быть интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по истории казачества, «Умники и умницы. Эпоха Петра I ».Проводимый в такой форме урок дает возможность ученикам проверить глубину своих знаний, заставляет отыскивать дополнительный материал в различных источниках. Все это позволяет привить интерес к самому процессу обучения. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а сам активно вовлекается в учебную деятельность.

Формой нетрадиционного повторительно-обобщающего урока может стать олимпиада по определенной теме изученного материала. Проводимый в такой форме урок дает возможность ученикам проверить глубину своих знаний, заставляет отыскивать дополнительный материал в различных источниках. Все это позволяет привить интерес к самому процессу обучения. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а сам активно вовлекается в учебную деятельность. Учителю необходимо помнить, что предлагаемая им тема олимпиады должна вызывать интерес у учащихся. Таким примером может быть тематическая олимпиада «Великая Отечественная война» 9 класс, которая позволяет углубить знания по изучаемой теме «Великая Отечественная война»; отработать умение выполнения заданий различного типа: тесты, анализ текстов привитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, дополнительной литературой; уметь анализировать, давать полные развернутые ответы. Таким образом, происходит в игровой форме и подготовка к ЕГЭ.

Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умоет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться ее богатствами.

Повторительно - обобщающие уроки провожу в форме «Звездного часа», «Счастливого случая»» КВНа, брейн - ринга, исторического аукциона. Часто опрос провожу при помощи кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин: викторина по истории Москвы, «Путь в средневековье», «Русскому флоту посвящается», «Великие битвы в истории».

Одной из форм нестандартных уроков являются театрализованные уроки.

2.Театрализованные уроки. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.

Наиболее простой формой является театрализованное представление. Этот способ передачи учащимся информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с непременным привлечением театральных атрибутов или их элементов. Провела театрализованные уроки по теме: «Куликовская битва», «Ассамблеи Петра I», «Отчизне посвятим души прекрасные порывы». Костюмы к таким урокам готовились силами самих учащихся. Театрализованный урок - это школа нравственного воспитания, позволяющая каждому проявить свои творческие способности. В совместной творческой работе рождаются дружба, инициатива, чувство ответственности за общее дело, самостоятельность мышления, умение сотрудничать.

3.Урок - клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий: «Древний Египет –урок путешествие», «Путешествие по Древней Греции» - V класс. В VII классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркова, Б.П. Хабарова и С.И. Дежнева  в русскую историю.

Приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе их руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем я проверяю выполнение задания, полученного в начале урока.


4.Урок-суд успешно применяю при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока создаю две группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты. Ролевая игра «Суд над Наполеоном Бонапартом, которая позволит обучающимся обобщить и закрепить знания, полученные в ходе изучения тем «Европа в 1799 – 1815г.г.» и «Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года», способствует развитию умения оценивать исторические события и людей, в этих событиях участвовавших; закреплять навыки высказывать аргументированные суждения, вести дискуссию, анализировать различные точки зрения; формировать у школьников представления о многозначности исторических явлений, о влиянии неординарной личности на окружающий мир и о воздействии внешних условий на судьбы людей. Урок - суд над Иваном Грозным», в ходе которого обучающиеся смогут в игровой форме повторить тему «Россия при Иване Грозном», проанализировать деяния царя и вынести приговор суда о личности в истории. Различные виды общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. А театрализованная игра синтезирует в себе все эти виды деятельности. Чтобы урок прошел интересней, использую фонограммы.

5.Очень часто в своей практике провожу виртуальные экскурсии по темам: «Загадочный Древний Египет», «Искусство Древнего Китая», 6.«Экскурсия в Зимний Дворец», «Правление Петра третьего», «От варягов до Путина».Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся данные, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

6.Исследовательская деятельность. Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Ведь результат — это не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение. Очень много уделю внимания исследовательской деятельности: обучающиеся работали над темами: «Терские казаки – герои и патриоты Родины», «Традиционная культура терского казачества», «Иван Журавлев герой Великой Отечественной », «Антон Казак – солдат России».  

7.Семинарские занятия. Одной из эффективных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

Семинар «Защита проблемы (вопроса)». Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается также необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов должно превышать количество групп). Разбор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение пяти минут продумывают вопрос, подбирают необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа.

Вместо традиционного повторительно - обобщающего урока провожу семинар «Круглый стол»: «Характер и причины второй мировой войны». Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форма деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают (в конверте) практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и т.д. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы.

В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.

Таким образом, нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, позволяют глубже проникнуть в суть исторических явлений и процессов, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Нестандартным урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Статья "Использование нестандартных уроков в процессе обучения истории."

Автор: Окунева Марина Алексеевна

Дата: 02.06.2018

Номер свидетельства: 471980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Статья ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_vniedrieniie_innovatsiinykh_tiekhnologii_i_ikh_eliemientov_na_urokakh_li"
    ["file_id"] => string(6) "462105"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521134117"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(49) "stat-ia-innovatsionnyie-formy-obuchieniia-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "112784"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408940462"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Статья "Совершенствование преподавания истории через интегрированные уроки" "
    ["seo_title"] => string(86) "stat-ia-soviershienstvovaniie-priepodavaniia-istorii-chieriez-intieghrirovannyie-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "137397"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417347593"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства