Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование нестандартных уроков в процессе обучения истории."»
Окунева Марина Адексеевна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Незлобной», Георгиевский городской округ, Ставропольский край,
учитель истории и обществознания
Использование нестандартных уроков в процессе обучения истории.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Одна из основных целей изучения отечественной истории - создать у учащихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России, являясь частью единой мировой истории, и то, что придает судьбе России неповторимое своеобразие. Изучение истории призвано способствовать становлению у школьников самостоятельного мышления, умения анализировать причинно-следственные связи событий.
Идя на каждый урок, я ставлю перед собой такие задачи: как сделать урок интересным; как активизировать деятельность учащихся на уроке; как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий; воспитать потребность узнавать все больше и больше. Важнейшая задача - дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.
Увеличение объема информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков, - хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала.
Опыт показывает, что значительную часть уроков по истории древнего мира, средних веков и истории Отечества в 6 - 7 классах в основной школе целесообразно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас исторических представлений) отвечает их познавательным потребностям. Нельзя не учитывать и особенности этих курсов: изобилие терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений и т. п.
Составляя планы, продумывая ход урока, обязательно учитываю психологию ученика в процессе деятельности на уроке.
1.Игры на уроках. В своей работе я часто провожу уроки в форме игры. Примером подобной игры может стать игра может быть интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по истории казачества, «Умники и умницы. Эпоха Петра I ».Проводимый в такой форме урок дает возможность ученикам проверить глубину своих знаний, заставляет отыскивать дополнительный материал в различных источниках. Все это позволяет привить интерес к самому процессу обучения. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а сам активно вовлекается в учебную деятельность.
Формой нетрадиционного повторительно-обобщающего урока может стать олимпиада по определенной теме изученного материала. Проводимый в такой форме урок дает возможность ученикам проверить глубину своих знаний, заставляет отыскивать дополнительный материал в различных источниках. Все это позволяет привить интерес к самому процессу обучения. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а сам активно вовлекается в учебную деятельность. Учителю необходимо помнить, что предлагаемая им тема олимпиады должна вызывать интерес у учащихся. Таким примером может быть тематическая олимпиада «Великая Отечественная война» 9 класс, которая позволяет углубить знания по изучаемой теме «Великая Отечественная война»; отработать умение выполнения заданий различного типа: тесты, анализ текстов привитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, дополнительной литературой; уметь анализировать, давать полные развернутые ответы. Таким образом, происходит в игровой форме и подготовка к ЕГЭ.
Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умоет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться ее богатствами.
Повторительно - обобщающие уроки провожу в форме «Звездного часа», «Счастливого случая»» КВНа, брейн - ринга, исторического аукциона. Часто опрос провожу при помощи кроссвордов, головоломок, чайнвордов, викторин: викторина по истории Москвы, «Путь в средневековье», «Русскому флоту посвящается», «Великие битвы в истории».
Одной из форм нестандартных уроков являются театрализованные уроки.
2.Театрализованные уроки. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.
Наиболее простой формой является театрализованное представление. Этот способ передачи учащимся информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с непременным привлечением театральных атрибутов или их элементов. Провела театрализованные уроки по теме: «Куликовская битва», «Ассамблеи Петра I», «Отчизне посвятим души прекрасные порывы». Костюмы к таким урокам готовились силами самих учащихся. Театрализованный урок - это школа нравственного воспитания, позволяющая каждому проявить свои творческие способности. В совместной творческой работе рождаются дружба, инициатива, чувство ответственности за общее дело, самостоятельность мышления, умение сотрудничать.
3.Урок - клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий: «Древний Египет –урок путешествие», «Путешествие по Древней Греции» - V класс. В VII классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркова, Б.П. Хабарова и С.И. Дежнева в русскую историю.
Приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе их руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем я проверяю выполнение задания, полученного в начале урока.
4.Урок-суд успешно применяю при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока создаю две группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты. Ролевая игра «Суд над Наполеоном Бонапартом, которая позволит обучающимся обобщить и закрепить знания, полученные в ходе изучения тем «Европа в 1799 – 1815г.г.» и «Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года», способствует развитию умения оценивать исторические события и людей, в этих событиях участвовавших; закреплять навыки высказывать аргументированные суждения, вести дискуссию, анализировать различные точки зрения; формировать у школьников представления о многозначности исторических явлений, о влиянии неординарной личности на окружающий мир и о воздействии внешних условий на судьбы людей. Урок - суд над Иваном Грозным», в ходе которого обучающиеся смогут в игровой форме повторить тему «Россия при Иване Грозном», проанализировать деяния царя и вынести приговор суда о личности в истории. Различные виды общественная деятельность формирует социально значимую мотивацию; игра повышает общий эмоциональный тонус. А театрализованная игра синтезирует в себе все эти виды деятельности. Чтобы урок прошел интересней, использую фонограммы.
5.Очень часто в своей практике провожу виртуальные экскурсии по темам: «Загадочный Древний Египет», «Искусство Древнего Китая», 6.«Экскурсия в Зимний Дворец», «Правление Петра третьего», «От варягов до Путина».Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся данные, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
6.Исследовательская деятельность. Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Ведь результат — это не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение. Очень много уделю внимания исследовательской деятельности: обучающиеся работали над темами: «Терские казаки – герои и патриоты Родины», «Традиционная культура терского казачества», «Иван Журавлев герой Великой Отечественной », «Антон Казак – солдат России».
7.Семинарские занятия. Одной из эффективных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.
Семинар «Защита проблемы (вопроса)». Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается также необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов должно превышать количество групп). Разбор конвертов представителями групп обычно занимает не более трех минут. Затем в течение пяти минут продумывают вопрос, подбирают необходимые материалы, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа.
Вместо традиционного повторительно - обобщающего урока провожу семинар «Круглый стол»: «Характер и причины второй мировой войны». Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форма деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами. Другие группы получают (в конверте) практические задания: составить кроссворд, лото, игру, написать критическую заметку, составить план и т.д. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах своей работы.
В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения.
Таким образом, нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, позволяют глубже проникнуть в суть исторических явлений и процессов, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Нестандартным урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.