Научная статья : Современные педагогические технологии на уроках истории
Научная статья : Современные педагогические технологии на уроках истории
Использование компьютера на уроках гуманитарного цикла, в частности истории, позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья : Современные педагогические технологии на уроках истории»
Современные педагогические технологии на уроках истории
Хакимова Мукаддам Муродуллаевна
Преподователь истории
Бухарский колледж легкой промышленности и педагогики, Узбекистан
Информационные технологии. Что же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием ИТ? Как минимум, 1 компьютер (АРМ – автоматизированное рабочее место учителя), проектор, учитель, владеющий навыками, компакт-диски или собственные мультимедиапрезентации. С какими проблемами сталкивается учитель истории на уроке и …? Компьютер – не замена учителя на уроке, а составляющая урока. Плюсы – в любой момент можно изменить план-конспект урока, добавить, усложнить материал, можно архивировать в папки и записать на диски карточки с заданиями, иллюстрации можно хранить, обрабатывать, записывать, создать аудиозаписи, видеозаписи, наконец, решение еще одной важной проблемы – наличие исторических карт. Не надо заботливо реставрировать, искать, а можно и свои карты создавать, архивировать. Но чтобы дети не воспринимали картинки, задания на экране как развлечение, привлекать их к сбору материала (фото, видео, аудио) Использование компьютерных технологий в обучении истории может осуществляться в нескольких направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по истории: мультимедийные энциклопедии (“Энциклопедия истории России”), электронные учебники(“Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”), репетиторы-контролеры, мультимедиапрезентации, интернет. На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.
Использование компьютера на уроках гуманитарного цикла, в частности истории, позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.
Технология дифференцированного обучения. Составляю разноуровневые дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология проблемного обучения.В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации".Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения.
– проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
– для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем. Следовательно, помимо определения понятия “проблема” необходимо определить понятие “проблемная ситуация”. Дело в том, что один и тот же вопрос или задача в зависимости от ситуации могут быть, а могут и не быть проблемой для студента. С другой стороны, для одного учащегося какой-либо конкретный вопрос – проблема, а для другого – нет. Это определяется совокупностью имеющихся у него знаний и умений, его готовностью к решению данной проблемы, посильностью проблемы, степенью известности ответа и т.д. “Проблемная ситуация характеризует отношение студента к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности”. На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть. Способам решения проблем в целенаправленно созданных проблемных ситуациях и обучают методам проблемного обучения. Таких методов три: проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Их применение в учебной практике эффективно прежде всего тогда, когда учителем ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение студентов самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Однако следует понимать, что правильное, продуманное и систематическое применение этих методов обладает мощным обучающим эффектом и позволяет сэкономить много времени в последующем обучении.
И в заключении хочется сказать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.