МБОУ Пушкинского муниципального района
«Правдинская средняя общеобразовательная школа №1»
Липатова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания
Статья на тему: Основы безопасности образовательного процесса
Мы полагаем, что одним из основных компонентов культуры выпускника общеобразовательной школы является культура здоровья и здорового образа жизни. Культуру здоровья можно рассматривать как высокий уровень овладения человеком знаниями и умениями по целесообразному пользованию, сохранению и развитию здоровья, отношение к нему как к универсальной ценности. Культура здоровья, несомненно, должна занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, так как ведущей целью системы образования является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, а значит личности интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной и физически здоровой.
Поэтому учитель должен быть активным носителем культуры здоровья, обязан передавать ее основы учащимся, грамотно выстраивать систему управления образовательным процессом, предупреждая влияние негативных факторов и активизируя здоровьесберегающие ресурсы на учебном занятии, воспитательных и внеурочных мероприятиях. На основе существующих в современной педагогике научных подходов и требований нормативных документов каждый учитель может создать свою систему здоровьесбережения на уроке, которая, во-первых, должна учитывать санитарно-гигиенические требования (рациональная плотность урока 60-75%; количество видов учебной деятельности 4-7; наличие эмоциональных разрядок 2-3; чередование позы; благоприятный психологический климат; наличие физкультминуток, включающих упражнения для глаз, для снятия напряжения с мышц спины и шеи). Во-вторых, подбор современных образовательных технологий должен производиться с учетом психофизиологических особенностей каждого ребенка, отбираются личностно-ориентированные технологии, а также проводится четкая ориентация на развитие поисковой, творческой деятельности. В-третьих, делается ставка на формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся. В-четвертых, взаимоотношения на уровне учитель-ученик выстраиваются как сотрудничество и партнерство, на уровне ученик-ученик как активное взаимодействие и взаимопомощь.
На уроках истории и обществознания в основной школе учитель должен оценивать весь используемый материал с позиции влияния на психофизическое состояние каждого учащегося. Отбор содержания учебного материала должен выполнять задачу формирования представлений у учащихся о здоровом образе жизни и об ответственности самого ребенка за его здоровье. Решать эту задачу на уроках обществознания помогает изучение таких тем как «Здоровье в «социальном портрете личности», «Молодой человек в современном обществе» и др.; изучение истории олимпийских игр от Древней Греции до наших дней, развития спорта в нашей стране и за рубежом, культуры и быта, традиций разных слоев российского общества и народов зарубежных стран в различные исторические эпохи на уроках истории способствует развитию интереса и потребностей учащихся в сохранении и развитии здоровья, закладывает основы культуры здоровья и здорового образа жизни.
Вопросы здоровьесбережения тесно связаны с вопросами обеспечения безопасности образовательного процесса. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса по истории (обществознанию) в основной школе, обеспечивающее соблюдение норм безопасности образовательного процесса, должно, на наш взгляд, включать:
- печатные и электронные информационно-образовательные ресурсы по этим предметам учебного плана: учебники, в том числе учебники с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методическую литературу и материалы, дополнительную литературу (хрестоматии, сборники документов, книги для чтения и др.); справочные издания, энциклопедии;
- электронные каталоги и полнотекстовые базы данных в школьных библиотеках, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета;
- совокупность технических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, интерактивные доски, иное ИКТ оборудование;
- настенные карты, таблицы, иллюстрации и др. средства наглядности;
- рабочие тетради, исторические атласы, контурные карты;
- учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;
- помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.