kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Национально - освободительное движение 1916г в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого ста-то национально-освободительное восстание 1916г. охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии.

Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной.

Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы “инородческого” мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщении в районе действующей армии. Из Казахстана и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек.

В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управители, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления.

К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетоводов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных учреждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан.

Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым. А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым. Ж. Мам6етовым и др.

Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определен- ной степени—против феодально-байскои верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость.

В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безоговорочно поддерживали царский указ и стали его главными проводниками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязосков, Жунусов) резко выступили против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты “Казах” (А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов). занимали нерешительную позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготовительные мероприятия, вместе с тем призывали не оказывать сопротивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма.

Крупнейшими центрами восстания были Семиреченский и Тургайский очаги. В Семипалатинской области вооруженное сопротивление приняло массовый характер уже в июле — августе. Повсеместно организовывались повстанческие отряды, вооруженные пиками, охотничьими ружьями, холодным оружием. 17 июля в Семиречье и Туркестанском крае было объявлено военное положение.

В то время, как в Семиречье повстанческое движение было жестоко подавлено, в Тургайской степи оно набирало силу и нарастало с каждым днем. Тургайское восстание, во главе которого стояли А. Иманов и А. Джангильдин, было самым упорным и длительным. Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанческих отрядов в самый пик восстания составляла около 50 000 чел. Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев А. Иманов создал стройный дисциплинированный военный организм, разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого из подразделений соответственно были поставлены онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение снайперов (отряд моргенов). А. Иманоз был избран сардарбском — главнокомандующим повстанцев, при нем функционировал военный совет — кенес.

22 октября 15 тыс. повстанцев во главе с А. Имановым окружили г. Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лавретеньева. Получив сведения о приближении превосходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября сарбазы общей численностью около 12 тыс. человек во главе с А. Имановым в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отряд подполковника Катомина. Основная масса повстанцев, чтобы сохранить живую силу, во второй половине ноября отошла на 150 км от Тургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 г. до середины февраля 1917 г. Схватки между повстанцами и карателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находился штаб А. Иманова. Они развернулись во второй половине февраля 1917 г. В этих боях повстанцы А. Иманова встретили Февральскую буржуазно-демократическую революцию.

В других регионах Казахстана восставшим также приходилось вести жестокие бои с превосходящими силами царских карательных отрядов. В Семипалатинской и Акмолинской областях против восставших действовало 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот, а против тургайских повстанцев царские власти бросили экспедиционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и проч. Однако карателям так и не удалось подавить восстание вплоть до самой Февральской революции. Только после свержения царизма восстание в Тургайской области прекратилось.

Для подавления восстания в Семиречье было направлено 95 рот в 8750 штыков, 24 сотни в 3900 сабель, 16 орудий и 47 пулеметов. В Семиречье были уничтожены десятки казахских и киргизских аулов. жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Преследуемые царскими властями 300 тыс. казахов и киргизов, или четвертая часть коренных жителей Семиречья вынуждена была бежать в Китай.

Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. В условиях империализма и первой мировой войны, Амангельды Иманов и другие руководители восстания подняли народ на борьбу за независимость, которую начали в свое время Срым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары и Наурызбай Касымовы. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело все казахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Национально - освободительное движение 1916г в Казахстане»

  1. Ұлы Жібек жолының басталуы:
    А) Жетісудан.
    Ә) Хуанхэ өзенінің аңғарындағы аймақтан.
    Б) Ыстық көлінен.
    В) Ұлы Қытай қорғанынан.
    2. Ұлы Жібек жолының ұзындығы:
    А) 6000км.
    Ә) 7000км.
    Б) 8000км.
    В) 9000км.
    3. Қазба кезінде Тараздан табылған құмыралар жасалған ел:
    А) Франк мемлекеті.
    Ә) Рим империясы.
    Б) Араб халифаты.
    В) Византия империясы.
    4. Қазба жұмысы кезінде Ұлы Жібек жолының бойындағы қалалардан мешіт, медресе орындарының табылуы дәлелдейді:
    А) буддизмнің таралуы.
    Ә) исламның таралуы.
    Б) христиан дінінің таралуы.
    В) дінге шыдамсыздық.
    5. Түрік қағанаты мен Византия арасында келісім орнаған жыл:
    А) 551жыл. Ә) 568 жыл.
    Б) 574 жыл.
    В) 596 жыл.
    6. Ұлы Жібек жолы тарихи маңызына жатпайтын оқиға:
    А) Діни соғыстардың басталуы.
    Ә) Шаруашылық пен мәдениеттің дамуы.
    Б) Сауданың дамуы.
    В) Діндердің таралуы.
    7. Жібек сатуда Қытай мемлекетімен бәсекеге түскен ел:
    А) Иран.
    Ә) Соғды.
    Б) Батыс елдері.
    В) Кавказ жерлері.

  1. 1. Археологиялық қазба жұмысы кезінде атақты Византия шеберлерінің қолынан шыққан тамаша күміс құмыралар Тараз қаласынан табылған.

  2. ----------------Талғар

  3. ----------------Тараз

  4. ----------------Түркістан

  5. 2. Қытайдың әдемі фарфордан жасаған, көздің жауын алатын ыдыстары Қазақстандағы Талғар, Исфиджаб, Отырар сияқты ортағасырлық қалалардан табылған.

  6. ----------------Тараз, Испиджаб, Отырар

  7. ----------------Талғар, Тараз, Отырар

  8. ----------------Талғар, Испиджаб, Отырар

  9. 3. Ұлы Жібек жолының Тараз, Баласағұн, Исфиджаб сияқты қалалардан әр түрлі діни нанымдарға байланысты мешіт–медреселердің орындары табылған.

  10. ----------------Тараз, Баласағұн, Испиджаб

  11. ----------------Отырар, Тараз, Испиджаб

  12. ----------------Тараз, Испиджаб, Талғар

  13. Ұлы Жібек жолының халықаралық қарым-қатынасты дамытудағы тарихи маңызы

  14. Сәйкестендір.

  15. Бекіту: 10 сұрақ тест

  16. 1) Жібек сауда жолына «ұлы» сөзінің қосылу себебі:

  17. a) Шығыс пен Батысты байланыстырды

  18. b) Ежелгі жол болғандықтан

  19. c) Үлкен сауда жолы болуынан

  20. 2) Жібек жолының бас басталатын аймақ:

  21. a) Ыстықкөл өңірінен
    b) Қытай жеріндегі Хуанхэ өзенінің аңғарынан
    c) Византия елінен

  22. 3) Қытай елінен алғаш рет жібек артқан керуендер Батысқа қарай жолға шыққан ғасыр:

  23. a) б.з.б. ІІІ ғ. ортасы

  24. b) б.з.б. ІІ ғ. ортасы

  25. c) б.з.б. І ғ. ортасы

  26. 4) Жібек сауда жолы арқылы ерте кезден көп елге тараған қазіргі кезге дейін базарда сатылатын көкөніс түрі:

  27. a. шабдалы мен қауын
    b. жүзім мен қызанақ
    c. қытай немесе болгар бұрышы

  28. 5) Жібек өндіруді дамытып, Қытаймен бәсекеге түскен ел:

  29. a) Соғды
    b) Парсы

  30. c) Араб

  31. 6) Византия шеберлерінің жасаған күміс құмыралар табылған қала:

  32. a) Талғар
    b) Тараз
    c) Отырар

  33. 7) Жібек жолының халықаралық қарым-қатынас жағынан дами бастаған кезеңі:

  34. a) б.з.б. ІІ ғ. ортасы
    b) б.з.б. І ғ. ортасы
    c) б.з.б. ІІІ ғ. ортасы

  35. 8) Қытай императоры У-Дидің 138 жылы Жібек жолы арқылы Батыс елдеріне жіберген елшілігі қайтып оралды:

  36. a) 15 ж. кейін
    b) 13 ж. кейін

  37. c) 12 ж. кейін

  38. 9) Қытай императоры жібектен жасалған әшекейлі киімдерді сыйлық ретінде жіберді:

  39. a) Түрік сұлтанына
    b) Парсы патшасына
    c) Иран шахына

  40. 10) Ұлы Жібек жолы қатынасының әлсірей бастауына әсер еткен басты оқиға:
    a) ХVІІ ғ. бастап теңіз жолының ашылуы
    b) ХІV ғ. бастап теңіз жолының ашылуы
    c) ХVІ ғ. бастап теңіз жолының ашылуы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Национально - освободительное движение 1916г в Казахстане

Автор: Жунисбекова Бакыт Балтабековна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок"Национально-освободительное движение 1916года"- 11 класс "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-natsional-no-osvoboditiel-noie-dvizhieniie-1916ghoda-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "146818"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419263271"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА на тему"НАЦИОНАЛЬНО - ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА "
    ["seo_title"] => string(91) "tiesty-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-natsional-no-osvoboditiel-noie-dvizhieniie-1916-goda"
    ["file_id"] => string(6) "105864"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402919215"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане"
    ["seo_title"] => string(61) "natsionalnoosvoboditielnoiedvizhieniie1916ghodavkazakhstanie1"
    ["file_id"] => string(6) "304035"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457633642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока : Национально- освободительное движение 1916 года"
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka-uroka-natsional-no-osvoboditiel-noie-dvizhieniie-1916-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "247716"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446620270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Национально-освободительное движение в Казахстане 1916"
    ["seo_title"] => string(62) "natsional_no_osvoboditiel_noie_dvizhieniie_v_kazakhstanie_1916"
    ["file_id"] => string(6) "374022"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482897027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства