kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс 11 Дата 20.10.14 история Казахстана Тема: Национально-освободительное восстание 1916 года. Цель: показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма. • Обучающая: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания; • Развивающая: развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих "Национально-освободительное движение 1916 г." • Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев "Национально-освободительного движения 1916 г" проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать патриотизм и активную жизненную позицию. Оборудование: Презентация «Национально-освободительное движение 1916 года», интерактивная карта "Национально-освободительное движение 1916 г.", портреты руководителей движения,, документы «Царский указ о мобилизации…». Видеоролик Метод обучения: интерактивный Тип урока: изучение нового материала Основные понятия и термины: национально-освободительное движение, реквизиция, коррупция, милитаризм, экспансия, радикальная партия, революционно-демократическая партия.

Просмотр содержимого документа
«Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане»

Класс 11 Дата 20.10.14 история Казахстана 
Тема: Национально-освободительное восстание 1916 года. 
Цель: показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.  
Обучающая: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания; 
Развивающая: развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих "Национально-освободительное движение 1916 г." 
Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев "Национально-освободительного движения 1916 г" проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать патриотизм и активную жизненную позицию. 
Оборудование: Презентация «Национально-освободительное движение 1916 года», интерактивная карта "Национально-освободительное движение 1916 г.", портреты руководителей движения, , документы «Царский указ о мобилизации…» . Видеоролик  
Метод обучения: интерактивный 
Тип урока: изучение нового материала 
Основные понятия и термины: национально-освободительное движение, реквизиция, коррупция, милитаризм, экспансия, радикальная партия, революционно-демократическая партия. 


Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой. 1 м

Постановка целей урока: Рассмотрим национально-освободительную борьбу казахского народа в 1916 году.

Устный индивидуальный опрос .

Работа по датам.


1783-1797- восстание Сырыма Датова

1773-1775- Крестьянская война Е.Пугачева

1837-1847 – Восстание Кенесары Касымова

1836-1838 – Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова

1847-1858 – восстание Есета Котибарова

1870 – восстание в Мангыстау Досан Тажиулы, Иса Тленбайулы

1825-1836 восстание Саржана Касымова

1916 г – Национально освободительное движение

Просмотр видеоролика 4 м



Вопросы – 1. Назовите тему нашего урока – Национально – освободительное движение 1916 г.

О чем мы будем говорить – 1. выясним причины восстания 1 м

2. повод восстания


План изучения нового материала.

  1. Причины восстания.

  2. Цели, характер и движущие силы восстания.

  3. Начало восстания и его руководители. Отношение к восстанию в казахском обществе.

  4. Семиреченский центр восстания.

  5. Тургайский центр восстания.

  6. Историческое значение восстания



Самостоятельная работа учащихс я с квантами. Ребятам раздаются листочки с материалом для самостоятельного изучения . 10 м



Ответить на вопросы : 2 м

  1. Назовите причины восстания 1916 года .

  2. Что послужило поводом для начала восстания ?

  3. Как началось движение ?

  4. Характер движения

  5. Движущие сылы

  6. На какой территории ?

  7. Сколько основных центра было ?

  8. Назовите классиков казахской советской литературы раскрывших в своих произведениях историю Нацинально-освобвдительного движения 1916 г.



Работа по группам - делимся на 2 группы 3 м

Составить постер – Центры движения - 1. Семиреченский центр

2. Тургайский центр



Защита постера 2 м



Вопрос учителя - Назовите причину поражения и историческое значение Национально освободительного движения 1916 г. 2 м



Закрепление. Тестовые задания 5 м

Взаимопроверка теста 3 м



Дом. задание : Сочинение-миниатюра в жанре эссе на тему “Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о национально-освободительном движении 1916 г.

Рефлексия : Что нового вы узнали на уроке? Что интересного было на уроке?

Практическое задание

Заполните кластер. 3 м

Национально-освободительная борьба 1916 года









Защита кластера 2 м

Подведение итогов. 3 м

Оценивание : 21-25 – «5»

14-20 – «4»

4-13 – «3»

1-3 – «2»




Первая мировая война ускорила процесс назревания всеобщего кризиса в Российской империи, одним из ярких проявлений которого явилось национально-освободительное восстание 1916 года, охватившее весь Казахстан, Туркестан, часть территории Сибири и Кавказа.

Предпосылки

1. Форсированные темпы колонизации Казахстана Россией:

·      В 1907-1912 гг. из европейской части страны было переселено 2 млн. 400 тыс. человек

·      Создан Переселенческий фонд, который занимался изъятием плодородных земель у казахов. Если к 1916 г. изъято 40 млн. га земель, то к 1917 г. достигло 45.147.765 га. лучших пахотных земель и пастбищных угодий.

·      На каждого русского поселенца выделялось до 3,17 дес. обрабатываемой земли, а на одного местного жителя — 0,21 дес. земли.

·      В конце Х1Х — начале ХХ вв. в Туркестане (без Хивы и Бухары) возникло 941 переселенческих поселков.

·      В Семиреченской губернии до 98% всех переселенческих хозяйств пользовались наемным трудом.

·      Массовое изъятие земель резко осложнило отношения между кочевниками и русско-украинскими переселенцами. Т.Рыскулов отмечал: «После 1899 г. этнические конфликты между казахам и русскими стали характерной чертой жизни в степи».

2. Интенсивное и масштабное ограбление края в годы Первой мировой войны;

·       Из степи в огромном количестве по принудительным ценам выкачивали скот.

·       Была произведена реквизиция кибиток и кошм для царской армии.

·       В 1916 г. только из Туркестана на нужды сражающейся армии были изъяты — 40. 899.244 пудов хлопкового масла, 229 тыс. пудов мыла, 300 тыс. пудов мяса, 473.928 пудов рыбы, 70 тыс. лошадей, 12.797 верблюдов.

·       Шла «добровольная» вербовка батраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях. В 1913 гА.Байтурсынов писал: «Само существование казахской нации стало острой проблемой»

3. Рост рабочего и крестьянского движения в Казахстане:

В июне 1915 г. бастовали рабочие Экибастузских копей, Спасского медного рудника и Оренбургско-Ташкентской железной дороги.

В январе 1916 г. волнения жен солдат и городской бедноты против войны, дороговизны и голода состоялись в Верном, Семипалатинске.

Участники выступления солдаток и сельской бедноты пос. Ак-булак (Оренбургская обл.) и ряда сел Лепсинского уезда разгромили магазины местных купцов.

Причины национально-освободительного восстания

1. Колониальная политика царизма в Казахстане

2. Массовое изъятие земель казахов.

3. Русификаторская политика царизма

4. Увеличение налогов. Введение военных налогов

5. Империалистическая война, приносившая народу страдания, голод, эпидемии.

Характер движения

 Национально-освободительный (антиколониальный, антиимпериалистический), главной целью повстанцев являлось национальное и политическое освобождение.

В районах высоких темпов переселенческой колонизации антирусский характер

В Тургае Никита Кротов обучал повстанцев искусству военного дела и сам погиб в одном из сражений с карателями;

Одним из видных организаторов Каркаринского очага восстания был Е.Курев;

На стороне восставших сражалась дочь предпринимателя С.А. Вербицкая.

Кадетская и эсеровская фракции IV Государственной Думы также выступили в защиту повстанцев. А.Ф. Керенский на заседании IV Госдумы (1-3 декабря 1916 г.) выступил с яркой обличительной речью, подверг резкой критике действия царского правительства и колониальной администра-ции Туркестана и Степного края.

Осудила политику царского правительства и российская социал-демократия. Публицист, один из создателей Кустанайской социал-демократической организации С.Ужгин, большевики Южного Урала Ф. Сыромолотов, С. Цвиллинг выпустили прокламацию «Слово о событиях в Карабалыке», с разоблачением политики царя и призывал восставших к решительности: «не слагайте оружия! Куйте его побольше! Ни шагу назад! Собирайте силы в глубине степей, где вам легче будет держаться! Помните, что подмога к вам придёт от русских рабочих»

Повод

Непосредственным поводом к восстанию явился Указ царя от 25 июня 1916 г. «О реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Набору подлежало мужское население в возрасте от 19 до 43 лет. Планировалась реквизиция из Туркестана и Степного края более 500 тыс. джигитов.

Мыржакып Дулатов писал: «Народ избивался, лишался сна и покоя».

В осуществлении этого указа царское правительство применяло тактику «разделяй и властвуй». 23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора Куропаткина были освобождены от набора:

1) Должностные лица (волостных, сельских, аульных) управлений;

2) Нижние полицейские чины из туземцев;

3) Имамы, муллы, мударисы;

4) Счетоводы и бухгалтера в учреждениях мелкого кредита;

5) Обучающиеся в правительственных и частных высших и средних учебных заведениях;

6) Туземцы, занимающие классные должности в правительственных учреждениях;

7) Туземцы, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан, а также

лично пользующиеся правами почетных граждан.

Таким образом, царизму удалось отколоть от общенационального движения туземную администрацию (волостные управители, аульные старшины), часть байства и мусульманского духовенства, которые помогали проведению мобилизации на тыловые работы. Зачастую их сыновья освобождались от мобилизации, что вызывало справедливый гнев бедняков: «Больные сыновья бедняков признаны годными для работы, а сыновья богачей, хотя и были физически здоровыми, из-за щедрого вознаграждения председателя и членов воинских присутствий отправились обратно домой», - писали крестьяне-батраки Мендыгаринской волости Кустанайского уезда.

Движущей силой восстания стали

Казахские шаруа;

Казахские рабочие угольных копей, нефтяных промыслов, Иртышского пароходства, Омской, Оренбургско-Ташкентской железной дороги и ремесленники;

Батыры, бии, старшины; в тех районах, где восставали целые аулы, волости, уезды и уходили в глубь степи, забирая с собой всё имущество и скот, вынуждены были присоединиться к восстававшим и баи;

Представители зарождающейся национальной интеллигенции;

Представители других народов — русские, дунгане, узбеки, уйгуры, киргизы.

Позиция национальной интеллигенции

Элитная часть (выходцы из состоятельных семей, служащие колониального аппарата)— считала необходимым поддержать призыв, агитировала жигитов к повиновению царско-му указу, вела переговоры с колониальной администрацией с целью как можно лучше подготовить призыв на окопные работы;

Радикальная часть (революционеры-демократы: Т.Рыскулов, Т.Бокин, А. Майкутов, С.Сейфуллин, С. Мендешев, Б. Алманов, А. Жангильдин) — примкнула к восставшим с оружием в руках.

Либерально-демократическая часть (А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов)— придерживались тактики «разумного компромисса» с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа («Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие»; «Прислушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», - писали они в воззваниях в октябре 1916 г.), сохранения его этнической целостности и предлагала отсрочить сроки мобилизации, провести её после соответствующих подготовительных работ.

Руководители движения

1.Семиреченский центр— Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин (Верненский уезд), Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков (Каркары), Аккоз Кошанов (бывш. управитель Кургатинской волости Меркенского района), Аубакир Жунусов, Серикбай Канаев, Монай и Мукан Узакбаевы. На начальном этапе в Аулие-Атинском уезде в роли политического наставника принимал участие Т. Рыскулов.

2. Тургайский центр — Амангельды Иманов, Алиби Джангильдин, Абдулгафар Джанбосынов, Уразгали Асадов, Баймен Алманов

3. Букеевская Орда - Сейткали Мендешев, Нугман Залиев

Охват территории

- весь Казахстан, Средняя Азия, часть Сибири и Кавказа.

Крупные очаги восстания:

- Семиречье и Тургай.

Ход событий

Начало восстания: В ответ на царский указ стихийно, почти одновременно восстали народы огромного региона – Казахстана и Туркестана.

Повсеместно создавались повстанческие отряды.

Повстанцы отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста;

Нападали на байские аулы.

Уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли;

Громили волостные правления, аулы волостных управителей,

Первыми удар народного возмущения приняли на себя волостные управители, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки, независимо от возраста, освобождая за взятки байских сыновей.

Происходили столкновения повстанцев с царскими отрядами.

Были восстановлены традиционные доколониаль-ные институты государственного управле-ния. Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии.

Восставший народ понимал, что необходимо объединение сил, потому предпринимались попытки создания единого народного фронта.

Развитие движения

Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер, перерастая в вооруженное восстание; появились крупные очаги в Семиречье и Тургае.

1. Семиреченский центр движения

В истории восстания в Жетысу можно выделить 3 этапа:

1. июль 1916 – проявление стихийного недовольства;

2. август 1916 – его перерастание в вооружённое восстание;

3. сентябрь-октябрь 1916 – постепенная убыль и поражение восстания.

В июле-августе 1916 г. весь регион был охвачен пламенем народной революции:

6 июля в урочище Абеит («Мятежная гора»)на собрании представителей 16 волостей рода албан семидесятивосьмилетний Жаменке Мамбетов заявил: «Если дадим в солдаты - потеряем сыновей, если не дадим – потеряем стариков, спасём детей.Умереть, но не сдаваться!». Собравшиеся руководители повстанцев поддержали Жаменке и 11 июля это решение было доведено до представителей колониальной власти. Подобные съезды до середины июля прошли практически во всех регионах Семиречья.

17 июля в Жетысу и Туркестанском крае было объявлено военное положение. В край стали стягивать крупные военные силы, укреплять гарнизоны. Генерал-губернатор Семиречья Фольбаум срочно рассылал в казачьи станицы винтовки и патроны для организации карательных отрядов из местного казачества. При карательных отрядах, уездных городах области были созданы военно-полевые суды. Начальники карательных отрядов получили установку: «…считайте малейшие группировки киргизов кучами уже за мятеж, подавляйте таковой, при первом признаке волнения арестуйте хотя бы второстепенных главарей, предавайте полевому суду и немедленно повесьте».

Для усиления колониальной адми-нистрации 20 июля 1916 г. А. Куропаткин назначен генерал-губернатором Туркестанского края.

11 августа более 5 тыс. повстанцев осадили и овладели Каркаринской ярмаркой, нанеся поражение карательному отряду Кравченко.

По приказу Куропаткина от 12 августа было вооружено огнестрельным оружием русское кулачество переселенческих сел. В этот же день Фольбаум потребовал от уездных начальников Капала, Лепсинска, Жаркента, Пржевальска организовать погромы корен-ного населения. В разжигании межнациональной вражды сыграло провакационное обращение Туркестанского архиепископа к православному населению с призывом к кровавой расправе с казахскими и киргизскими трудящимися.

Более 10 тыс. киргизских и казахских повстанцев осаждали Токмак. В Жаркентском уезде восставшие захватили селения Таврическое, Владиславское, Мещерское, Красноярское, Новокиевское.

13 августа в горах близ Узунагача произошли неравные бои между повстанцами Жайылмысской волости и карательным отрядом подполков-ника Базилевича, окончившиеся поражением плохо вооруженных и не имеющих опыта боевых действий повстанцев. Бекболат Ашекеев должен был решить трудную задачу: либо уйти в Китай, тогда каратели могли начать расправу над родственниками, либо сдаться властям, чтобы спасти родственников и одноаульцев. Бекболат решил добровольно сдаться властям и взял всю вину по организации восстания на себя. 7 сентября судом Верненского военного гарнизона Б. Ашекеев был приговорен к смертной казни через повешение, 9 сентября 1916 г. на сопке Бурундай близ Верного приговор был приведен в исполнение. Кроме Б. Ашекеева были жестоко наказаны 23 его соратника, сын Бекболата Абдильда Бекболатов был лишен всех прав и состояния и сослан на каторжные работы сроком на 20 лет.

Для подавления движения в Семиречье царское правительство снарядило целую карательную экспедицию в составе — 141/2 батальона, ЗЗ сотен, 42 орудий и 97 пулеметных команд.

восстание в Семиречье было подавлено. В сентябре – начале октября значительная часть жетысуйских повстанцев, теснимая со всех сторон карательными отрядами, вынуждена была отступить с упорными боями и уйти в Синьцзян.

Последствия движения в Семиречье:

Более 238 тыс. населения восставших аулов Семиречья карателями было загнано в Китай (1 января 1917г.);

В Туркестане были расстреляны 347 человек, 168 выселены.

Семиречье сократилось на 53 тыс. хозяйств; аулы и кишлаки на всем протяжении от Верного до границы с Китаем были превращены в развалины.

Оставшаяся часть, 37.355 казахских семей была загнана в бесплодные горные районы или пустынные зоны Прибалхашья;

Осталось в среднем не более 1/3 поголовья скота.

Один из лидеров восстания Бекболат Аигекеев был публично повешен на сопке Бурундай в Семиречье;

В самом начале восстания в Каркары в тюрьме был отравлен один из вожаков движения Жалгенке Мамбетов, растерзаны 12 других руководителей.

Тургайский центр движения

В то время как в Жетысу, в Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской областях и в ряде районов Западного Казахстана движение повстанцев было подавлено или шел процесс его подавления, в Тургайской степи оно набирало силу и нарастало с каждым днём.

Особенности Тургайского центра восстания:

Борьба была особенно упорной и длительной;

Местная аульно-волостная администрация была отстранена от управления;

Власть перешла в руки повстанцев: 21 ноября 1916 г. на курултае представителей 13 волостей ханом Тургайского уезда избрали потомка знаменитого Нияз-бия, авторитетного среди народа Абдулгафара Жанбосынова.

Централизация власти;

Слаженная система управления повстан-ческим движением:

Амангельды Иманов, внук батыра Имана – сподвижника Кенесары Касымова был избран сардарбеком (главнокомандующим); при сардарбеке функционировал военный совет – Кенес, который решал вопросы военной учебы, снабжения и организации повстанческих отрядов. Обеспечение повстанцев продовольствием, лошадьми, изготовление в кузницах самодельного оружия (ружей, сабель, кинжалов, пик и т.д.) было возложено на специально назначенных лиц – елбеги.

Армия Амангельды была разделена на десятки, сотни, тысячи. Во главе стояли соответственно: онбасы (десятник), елюбасы (пятидесятник), ж

узбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение метких стрелков (мергенов) во главе с Кейки Кошкинбаевым.

Кроме того, Иманов изобрел свою тактику ведения боя: отряды из мергенов расставлял в песчаных барханах, как снайперов, бросал стремительную конницу на коммуникации карательных отрядов. Каратели вынуждены были признать, что повстанцы Тургая «приняли военный строй, колонны идут уступами, атакуют лавой; на отдыхе охраняются заставами и разъездами, высылаемыми за 25 верст».

Численность повстанцев в Тургае:

в сентябре 1916 г. — общее число достигло 20 тыс. человек

в октябре 1916 г. в Тургайском и Иргизском уездах — 20 тыс. человек

26 ноября 1916 г. — численность повстанцев достигла — 50 тыс. человек.

Основные военные действия повстанцев:

В сентябре 1916 г. в тургайском уезде А. Иманов создал большой повстанческий отряд (20 тыс чел.), организовал производство оружия и сам обучал повстанцев военному делу.

22 октября 15 тыс. повстанцев под командованием Амангельды осадили город Торгай. Царизм против него направил девятитысячный карательный экспедиционный корпус во главе генералом Лаврентьевым. По пути к Тургаю отряды карателей истребляли мирные аулы .

Всего против Тургайских повстанцев царскими властями было задействовано 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадрона, 18 орудий, 10 пулемётов и проч. Однако восстание здесь прекратилось лишь после свержения царской власти, весной 1917г.

Всенародное сопротивление было подавлено. Иначе и не могло быть, писатель Л. Соболев справедливо писал: «Это было странное войско, как бы вышедшее из былин и сказаний. Амангельды повел это средневековое войско против карательных отрядов с пушками и магазинными винтовками». По описанию очевидцев, например, в сражении близ озера Татыр участвовало против одной сотни казаков более 4 тыс. повстанцев. В результате сражения было убито 300 повстанцев и 3 карателя.

 Царизм жестоко мстил восставшим, было наказано около 3000 человек, горели сотни аулов, множество безвинных людей было расстреляно в степи. Обозы карателей были до отказа завалены награбленным в аулах добром.

Итоги движения, причины поражения

Национально-освободительное восстание казахского народа 1916 года было жестоко подавлено во всех регионах Казахстана. В ходе подавления национально-освободительного движения царизм осуществлял стратегию выжженной земли, по выражению генерал-губернатора Туркестанского края, «по очищению» наиболее благоприятных регионов Казахстана и Киргизии для дальнейшей колонизации земель. В 1916 г. численность коренного населения в Казахстане сократилась на полмиллиона человек.

Главными причинами поражения были

1. Стихийность движения;

2. Недостаточная организованность в масштабе регионов;

3. Слабость вооружения;

4. Использование царизмом противоречий между переселенцами, казачеством и повс-танцами;

5. Малочисленный местный пролетариат не мог еще оказать существенного влияния на ход событий;

6. Не имело единого руководящего и организационного центра.

7. Царская администрация использовала межродовую борьбу казахов;

8. Отсутствие единства в рядах национальной демократической интеллигенции

9. Предательство феодальных групп.

10. правительству удалось быстро «обезглавить движение» (казнь Б. Ашекеева; в тюрьме Каркары был отравлен Жаменке Мамбетов и растерзаны ещё 12 руководителей )

Историческое значение

Народно-освободительная война продемонстрировала рост классового самосознания казахского народа, тысячи ее участников прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия. Впервые за долгие годы колониального гнета они осознали общность национальных интересов, пробудились к активной политической деятельности, осознали себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия.

Народное движение, в ходе которого были созданы структуры власти, вооруженные силы, аппарат управления, по масштабности, охвату участников и последствиям представляло апогей освободительного движения за весь период колониального порабощения в составе империи, Алихан Бокейханов писал: "Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато они проявили свои качества. Кто не борется, не рвется к победе — никогда не достигнет свободы, не освободится от оков рабства, не сможет распоряжаться ни своим имуществом, ни своей собственной головой". В действительности движение 1916 г. осталось в истории казахского народа как один из этапов в его борьбе за политическую независимость и национальную государственность, которые в полной мере были достигнуты в конце ХХ в.

Национально-освободительное восстание 1916 г. в Казахстане и Центральной Азии способствовало дальнейшему обострению политического и социально-экономического кризиса в Российской империи в целом. Оно в значительной степени расшатало систему военно-феодального и военно-колониального правления в России и являлось составной частью, одним из звеньев все разгоравшегося в начале ХХ века национально-освободительного движения колониальных народов Востока против империалистического ига.

Отражение движения 1916 г. в литературе

Ж. Аймаутов «Карткожа» С. Сейфуллин «Тар жол, тайгак кешу»

С. Муканов «Ботагоз». М. Ауезов «Килы заман»

Решение тестовых заданий: 


1. Как повела себя либерально-демократическая часть казахской интеллигенции во время движения 1916 г 
А) они были полностью на стороне народа, всячески помогали повстанцам 
В) они были против восстания, писали воззвания к народу, в которых призывали казахов подчиниться указу царя принимали участие в подавлении восстания 
С) они повели тактику разумного компромисса - стояли за компромиссные решения противоречий между властью и народом 
Д) они не предпринимали каких-либо действий, заняли выжидательную 
позицию 
Е) они заняли нейтральную позицию 


2. Какую позицию занимали радикальные представители казахской интеллигенции к царскому указу от 25 июня 1916 года 
А) резко выступали против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению 
В) безоговорочно поддерживали царский указ и стали его главными проводниками 
С) занимали нерешительную позицию 
Д) призывали не оказывать сопротивления выполнению указа 
Е) занимали нейтральную позицию в отношении указа 


3. О чём говорилось в царском указе от 25 июня 1916 года 
А) об отмене крепостного права в России 
В) О делении территории края на Туркестанское, Оренбургское, Западно - Сибирское генерал-губернаторства 
С) о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана 
Д) о введении покибиточного сбора в размере 1 руб. 50 копеек 
Е) нет правильного ответа 


4. Кто руководил восстанием в Семиречье в 1916 году 
А) Есет-батыр 
В) Махамбет Утемисов 
С) Токаш Бокин 
Д) Амангельды Иманов 
Е) Бекболат-батыр 


5. Назовите одну из главных задач национально-освободительного движения 1916 года 
А) Стремление слиться с общероссийским революционным движением 
В) стремление создать автономию по программе партии Алаш 
С) сохранение казахского этноса и восстановление государственного суверенитета 
Д) пробуждение к активной политической деятельности народов Казахстана и Средней Азии 
Е) восстановление справедливости 


6. Назовите руководителей национально-освободительного движения 1916 г.(исключите лишнее) 
А) А. Иманов  С) М. Утемисов  Е) Б. Ашикеев 

В) Ж. Мамбетов  Д) Т. Бокин 

7. Кому принадлежат слова «Само существование казахской нации стало острой проблемой»? 
А) Рыскулову Т Д) Сейфулину С
В) Байтурсынову А Е) Мендешеву С

С) Бокейханову А
8. Кто подверг резкой критике карательные меры со стороны царского правительства в Степном крае и Туркестане на заседании 4 Государственной Думы 1-3 декабря 1916г.?

А) Бокейханов

В) Милюков

С) Скобелев

Д) Гучков

Е) Керенский


9. В каком романе С.Сейфулин описал положение казахского народа во время национально- освободительного движения 1916 г., революции 1917 г. и гражданской войны .

А) Килы заман

В) Тар жол, тайгак кешу

С) Оян казах!

Д) Каркожа

Е) Ботагоз


10. Какое количество повстанцев , преследуемых царскими властями, вынуждены были бежать из Семиречья в Китай?

А) 150 тыс. С) 400 тыс Е) 270 тыс

В) 180 тыс Д) 238 тыс


11. Кто писал об отрядах Амангельды: «Это было странное войско, как бы вышедшее из былин и сказаний : пики, сабли, скованные аульными кузнецами, фитильные ружья, луки и стрелы…..»?

А) Л Соболев

В) М.Ауэзов

С) М.Дулатов

Д) С.Муканов

Е) А.Бокейханов


12. Какое количество повстанцев в ходе восстания 1916г. в Семиречье осаждали Токмак ?

А) 7000 С) 5000 Е) 2000

В) 10000 Д) 12000


13. Какова максимальная численность повстанческих отрядов Тургая ?

А) 40 тыс С) 15 тыс Е) 50 тыс

В) 25 тыс Д) 75 тыс


14. В ходе восстания 1916 г ханом в Тургайской обл. был избран….

А) Оспан Чонов

В) Нурлан Кияшев

С) Абдулгафар Джанбосынов

Д) Аккоз Кошанов

Е) Узак Саурыков


15. Кому принадлежат слова, сказанные в ходе восстания 1916 г. в Семиречье: « Если дадим в солдаты потеряем сыновей , если не дадим потеряем стариков , спасем детей , умереть но не сдаваться»?

А) Ашекееву В) Джангильдину

С) Кошанову Д) Мамбетову

Е) Бокину


Ключ к тестовым заданиям:

  • 1. с

  • 2.а

  • 3.с

  • 4.с

  • 5.с

  • 6.с

  • 7.в

  • 8.е

  • 9.в

  • 10.д

  • 11.а

  • 12.в

  • 13.е

  • 14.с

  • 15.д






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане

Автор: Кораласбаева Забира Ыкласовна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 304035

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства