kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Задачи:

обучающие:

  • Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.
  • Причинами неудач Красной Армии.
  • Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.
  • Ходом оборонительных сражений под Москвой.

развивающие:

  • Развивать у учащихся логическое мышление.
  • Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.
  • Формировать представление об основных периодах войны.
  • Формировать навыки само- и взаимооценки.

воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
  • Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»»



Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Задачи:

обучающие:

  • Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.

  • Причинами неудач Красной Армии.

  • Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.

  • Ходом оборонительных сражений под Москвой.

развивающие:

  • Развивать у учащихся логическое мышление.

  • Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.

  • Формировать представление об основных периодах войны.

  • Формировать навыки само- и взаимооценки.

воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.

  • Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, парная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя и компьютеры для индивидуальной работы. Выход в Интернет. Учебник “История России” А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс. Проводится в компьютерном классе.

Ход урока

I. Оргмомент. Постановка цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний по теме “Советский Союз накануне Великой отечественной войны”

Беседа с классом по вопросам:

- Почему переговоры между СССР. Англией и Францией закончились провалом?

- Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Германией?

- Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское правительство?

- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

III. Изучение новой темы.

План:

  1. Накануне Великой Отечественной войны.

  2. Причины и начало войны.

  3. Силы сторон.

  4. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 года.

  5. Битва за Москву.

  6. Оборона Ленинграда.

  7. Старт проекта “Хочу все знать!”

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

Накануне Великой Отечественной войны.

Работа с историческими документами. Из телеграфного донесения “руководителя” из Софии начальнику разведуправления Красной Армии от 20 июня 1941 года, телеграфное сообщение от “Рамзая” из Токио начальнику разведуправления Красной Армии от 21 июня 1941 года.

Вопросы и задания:

Какие планы были у Германии на лето 1941 года?

Покажите на карте все государства, которые названы в документе. (Польша, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия, Болгария, Германия, СССР)

Чтение выдержек из статьи “Разведка накануне войны” о советском разведчике Рихарде Зорге (“Рамзае”) – энциклопедия для школьников Великая Отечественная война.1941-1945. – М., 2012, с. 68.

Вывод: Причины отступления Красной Армии впервые дни войны – И. В. Сталин и его окружение допустили просчеты в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

Причины и начало войны.

  1. Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;

  2. По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;

  3. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

“Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом, - продолжал Молотов. – В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером...”. Молотов призвал к “отечественной войне за Родину, за честь, за свободу”. Свою речь он завершил знаменитыми словами: “наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами” (см. слайды № 8-11).

Силы сторон.

Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и миномётов (48 тысяч у Германии и её союзников, 47 тысяч у СССР). По численности танков (9,2 тыс.) и самолётов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и её союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолётов)

Вопрос: Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Вывод: Ранним утром в воскресенье 22 июня  1941 г. фашистская Германия и ее союзники   обрушили на нашу страну удар  невиданной в истории армии вторжения:  190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более  47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих   направлениях своего наступления агрессор   имел многократное превосходство в  силах. Началась Великая Отечественная  война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась  1418 дней и ночей.

Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 года.

22 июня немецкий генерал-полковник Ф. Гальдер записал в служебном дневнике: “Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать” (просмотр хроники).

Факторы, осложнявшие и затруднявшие организацию  обороны страны:

  • во-первых, Германия перевела свою  экономику на производство новейшей  боевой техники значительно раньше Советского  Союза, кроме того, она захватила  вооружение более 200 дивизий разгромленных  или капитулировавших армий капиталистических  стран Европы. Только во  Франции агрессор захватил 4930 танков  и бронетранспортеров, 3 тыс. самолетов;

  • во-вторых, необоснованные репрессии  против руководящих кадров Вооруженных  Сил, народного хозяйства и военной  экономики значительно ослабили усилия, направленные на укрепление обороны  страны, привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного   руководства;

  • в-третьих, грубые просчеты нашего   политического и военного руководства  в боевой подготовке войск, определении  сроков начала фашистской агрессии  и направления главного удара противника, недооценка его сил и переоценка  возможностей своих войск;

  • в-четвертых, отсутствие у командного  и рядового состава Советских Вооруженных  Сил необходимого боевого  опыта, их ориентация на стремительное  контрнаступление и победу “малой  кровью”.

Территория СССР, занятая врагом,  вскоре превысила 1,5 млн. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек.  Число советских граждан, погибших в  боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских  концентрационных лагерях, достигло к концу осени 1941 г. нескольких   миллионов. Это объяснялось не только   превосходством противника в силах и средствах вооруженной борьбы. Красная   Армия все еще не обладала достаточным   опытом ведения войны таких масштабов,   организации взаимодействия родов войск,   наиболее эффективного использования   боевой техники. Ставка ВГК, командование   фронтов, военачальники и командиры  разных степеней учились искусству ведения  войны в крайне сложной обстановке, допуская в этих условиях и серьезные  ошибки.

В начале октября  1941 г. стратегический фронт на  главном, московском направлении оказался прорванным. Пять советских армий   были окружены в районе Вязьмы. 20 октября   Москва и прилегающие к городу  районы были объявлены на осадном положении. Обстановка достигла критического рубежа, когда противник форсировал  канал Москва – Волга и частично прорвался к Химкам. (Просмотр хроники “Наступление немецких войск” см. слайд № 9).

Вопрос:  В чём вы видите причины неудач Красной армии впервые месяцы войны?

Вывод: B результате неблагоприятного для  Советского Союза исхода приграничных   сражений немецко-фашистские войска в   короткие сроки продвинулись в северо-западном направлении на 400 – 500 км,  в западном – на 450 – 600 км, в юго-западном – на 300 – 350 км, захватили территорию  Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР,   вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву. Над  страной нависла смертельная опасность.

Битва за Москву.

Планируя так называемый “Блицкриг”, гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ею до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения. 6 сентября оно снова принимает решение захватить Москву. Гитлеровцам казалось, что с выполнением задачи будет достигнута конечная цель “Блицкрига” - разгром Советского Союза. 30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву.

Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по войскам Брянского фронта в районе Шостки. 2 октября на позиции Западного фронта и Резервного фронта обрушились основные силы группы армий “Центр”. Развернулись тяжелые бои. Советские войска стойко отражали удары врага. Однако слабость их оборонительных позиций и многократное превосходство в живой силе и технике позволили ему в первый же день наступления вклиниться в полосу обороны наших войск.

ЦК партии и ГКО в эти крайне тревожные дни видела свою задачу в том, чтобы любой ценой отстоять столицу, быстро мобилизовать на ее защиту силы народа и ресурсы страны. 5 октября ГКО принял специальное постановление о мерах по защите Москвы. Главным рубежом войск Западного фронта была определена Можайская линия обороны. 6 октября Ставка дала директивные указания о приведении этого участка в боевую готовность и выделении для этого из ее резерва 6-ти стрелковых дивизий, 6-ти танковых бригад, более 10-ти противотанковых артиллерийских полков и пулеметных батальонов. Сюда спешно перебрасывались также несколько дивизий Северо-Западного и Юго-Западного фронтов и часть сил правого крыла Западного фронта. Всего в течение недели к Можайскому рубежу было подтянуто 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артполков и ряд других частей. Но эти соединения не были полностью укомплектованы, и их общая численность не превышала 90 тыс. человек. (см. слайды № 30-32).

К декабрю 1941 г. общая обстановка на северо-германском фронте изменилась. Красная Армия остановила продвижение врага на всем фронте, а на флангах развернула наступательные действия.

Несмотря на то, что враг по-прежнему обладал численным превосходством в людях и боевой технике, инициатива в ведении боевых действий стала переходить к Советским Вооруженным Силам. Первые победы под Москвой, Тихвиным и Ростовом еще более укрепили моральное состояние советских воинов. Созрели условия для перехода в контрнаступление на главном, западном, направлении. Оно должно было сыграть большую роль в решении важнейших задач - вырвать у врага стратегическую инициативу, изменить ход войны в свою пользу.

Впервые же дни контрнаступления советские войска, нанеся по врагу сильные удары, освободили несколько крупных населенных пунктов. Гитлер потребовал от группы армий “Центр” удерживать районы, имевшие важное оперативное и военно-хозяйственное значение. Немецко-фашистское командование, пополнив войска людьми и вооружением, всячески старалось отразить контрнаступление Красной Армии. Однако этому не суждено было осуществиться (см. карту слайд № 34).

После войны фашистские генералы скрепя сердцем были вынуждены признать, что удары советских войск под Москвой едва не привели их армию к катастрофе. Генерал Вестфаль, например, заявил, что “немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения”.

В ходе наступательных действий советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тыс. населенных пунктов, в том числе города Калинин и Калугу, ликвидировали опасность окружения Тулы. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району отпала.

Вопрос: Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод: Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Оборона Ленинграда.

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался “в клещах” окружения. Немецко-германская группа армий “север” стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой, южнее озера Ильмень, под  Старой Руссой, в районе Красногвардейска советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Однако врагу удалось оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую оборону советских войск и поднявшихся на защиту своего города трудящихся ленинградцев.

Под руководством  Военного  совета Ленинградского фронта, партийных и советских   организаций Ленинграда  и  области   вокруг  города  создается  система оборонительных сооружений, формируется   народное  ополчение, в тылу  врага   партизанские  отряды.8 сентября немецко-фашистским  войскам  удалось   прорваться к Ладожскому  озеру, захватить Шлиссельбург  (Петрокрепость) и  перерезать   сухопутные  коммуникации, связывающие Ленинград со  страной. Враг  пытался штурмом   овладеть городом, но  был  отбит и остановлен  на  ближних юго-западных  и южных подступах к нему. Началась  героическая    эпопея борьбы  армии, трудящихся   Ленинграда, ВМФ  в  тяжелейших   условиях  блокады, длившейся почти 900 дней и вошедшей  в  историю  как непревзойденный   пример  воинской  и   гражданской  доблести, стойкости  и   массового героизма  советских  людей (кинохроника - см. слайд № 42).

Кровопролитные бои шли уже на южных окраинах Ленинграда, на Пулковских высотах. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: “Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод”.

Начались постоянные бомбежки города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим оценкам – до 850 тысяч (см. слайд № 45-47).

Вопрос: Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод: 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Старт проекта “Хочу все знать!” презентация – о Г.К. Жукове.

IV. Закрепление изученного материала на уроке.

Работа по решению проблемно задания.

  • 1 группа. Впервые месяцы германские войска нанесли ряд крупных поражений советским войскам. Выберите и прикрепите на магнитах причины.

  • 2 группа. Выберите и прикрепите к доске всё то, что повлияло на быстрое продвижение немецких армий вглубь территории СССР.

  • 3 группа. Героическое сопротивление, каких городов сорвало гитлеровский план молниеносной войны?

Выберите листы с названием городов и прикрепите их к доске.

  • 4 группа. Расположите на доске в хронологической последовательности события 1941 года.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  • Параграф № 29.

  • Выписать и заучить основные даты начала Великой Отечественной войны.

Приложение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»

Автор: Бабак Ирина Николаевна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»  БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka-briestskaia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "319726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460927026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по истории "Коренной перелом" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-istorii-koriennoi-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "164717"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства