kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по Истории Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по Истории Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по Истории Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»»


Тема урока: Начало Великой Отечественной войны

Цель:

  • Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны; выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны; привести примеры мужества и героизма советских воинов;

  • Учащиеся учатся делать сравнительный анализ, работать с документами, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения.

  • Формирование патриотической и гражданской позиции при оценке событий начала Великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник «История России. XX- начало XXI века. 11 класс». Авторы: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. Издательство «Просвещение».

Художественный фильм «Брестская крепость», документальный фильм Р. Кармена «Великая Отечественная».



Ход урока

Повторение

  • Можно ли было предотвратить мировую войну?

  • Какова степень ответственности стран Европы за агрессию фашистских стран?

  • Почему Сталин пошёл на переговоры с Гитлером? Какие «+» и «-» советско-германского соглашения?

  • Что такое план «Барбаросса» и план «Ост»?

  • Что такое «странная война»?

  • Какие изменения в Европе произошли к весне 1941 года?


  1. Накануне

Задание

Прочитав материал, подумайте, чем можно объяснить такую странную позицию руководства страны накануне войны.


5 декабря 1940 года Гитлер окончательно принял решение о войне против СССР, утвердив 18 декабря «Директиву 21», назначавшей на 15 мая 1941 года начало осуществления плана «Барбаросса». Об этом знало советское руководство.


НО! В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи границ СССР. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР. А то, что войска отведены в Восточную Европу, близко к границам СССР, Гитлер объяснил необходимостью подготовить их к вторжению в Англию вне досягаемости английской авиации. И это – около 130 дивизий!

13 июня 1941 года московское радио передало Сообщение ТАСС, в котором утверждалось, что «Германия неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз», и что «эти слухи являются неуклюже состряпанной пропагандой враждебных СССР и Германии сил, заинтересованных в дальнейшем расширении и развязывания войны…»

На следующий день это сообщение опубликовали советские газеты, а через неделю Германия совершила нападение на СССР.


Точка зрения историков


  • «Отказ Сталина принимать всерьёз многочисленные донесения, которые с начала 1941 года предупреждали о скором фашистском вторжении в СССР, объясняются его осознанием неготовности страны к войне против Германии» (В.М.Кулеш).


  • Виктор Суворов, автор «Ледокола» утверждает, что в июле 1941 года Сталин собирался напасть на Германию. Суворов убеждён, что 22 июня Гитлер нанёс превентивный (опережающий) удар.


  • Итальянский исследователь Джузеппе Боффа отмечает, что с середины мая несколько советских армий было выдвинуто из внутренних округов в районы, прилегающие к западной границе. Речь шла о дивизиях неполного состава, укомплектованных по штатам мирного времени. Число военнослужащих было доведено до 5 млн., но их вооружение оставляло желать лучшего. Когда 14 июня 1941 года Тимошенко и Жуков рекомендовали Сталину принять более энергичные меры, то в ответ услышали: «Вы предлагаете провести в стране мобилизацию… Это же война! Понимаете вы это оба или нет?!»


Когда утром 22 июня 1941 года германский посол в СССР Шуленбург встретился с Молотовым для зачтения ему меморандума, в котором сообщалось, что Германия решила направить вооружённые силы на советскую территорию в виду явной агрессии со стороны СССР, совершенно растерявшийся советский нарком по иностранным делам произнёс: «Это война. Вы полагаете, что мы это заслужили?»

Проверяется выполнение задания.


  1. Вероломное нападение. Периодизация военных действий.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.193 учебника

  • Когда началась Великая Отечественная война?

  • Почему вероломное нападение?

  • Объясните, на чьей стороне было качественное превосходство

  • Кто и с каким обращением обратился к народам СССР?

  • Какие мероприятия были проведены в жизнь в первые дни войны для отражения противника?


  1. Трагическое начало.

Задание. Слушая рассказ учителя, используя дополнительный материал, подумать над вопросами:

- В чём причины такого трагического начала для Красной Армии?

- В чём вы видите истоки мужества и героизма советских людей?

(Фрагмент фильма «Брестская крепость») 22 июня было воскресным днём. Многие военнослужащие приграничных округов получили увольнительные. А на рассвете началась война – самая страшная в истории нашей страны и всего человечества.

Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее разведанным целям на советской земле. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР на глубину 250-300 км от границы и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам и сёлам. Армия Германии насчитывала 5 млн. человек, сведённых в 190 дивизий; вооружённая 4 тыс. танков и 5 тыс. самолётов.

Группа армий «Север» (командующий – генерал-фельдмаршал фон Меб) должна была взять Ленинград. Группа армий «Центр» (командующий – генерал-фельдмаршал фон Бок) наступала на Москву. Группа армий «Юг» (командующий - генерал-фельдмаршал фон Рундштедт) оккупировала Украину.

Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, из которых 149 – в 4-х особых округах, но большая часть дивизий была не укомплектована. В целом численность войск на западных границах составляла 2,9 млн. человек. Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10-15 км от границы, остальные были удалены от неё на 80-300 км. Выдвинутые вперёд части Красной Армии были слишком уязвимы для охватных манёвров немецких войск: так, целых две советские армии находились в Белостокском выступе, по флангам которого немцы нанесли чудовищный удар, охватив его клещами.

Господство немецкой авиации было полным. К полудню 22 июня 1200 советских самолётов было уничтожено (из них 800 на земле). Бронетанковые и мотомеханизированные передовые части германской армии в первый же день прорвались вглубь советской территории, порой на расстояние до нескольких десятков километров, расстраивая и парализуя все попытки советских войск организовать оборону.


Воспоминания маршала Г.К.Жукова

«Внезапный переход в наступление в таких масштабах, притом сразу всеми имеющимися и заранее развёрнутыми на важнейших стратегических направлениях силами, т.е. характер самого удара, во всём объёме, нами не был предусмотрен. Ни нарком, ни я, ни мои предшественники Б.Н.Шапошников, К.А.Мерецков и руководящий состав Генерального штаба не рассчитывали, что противник сосредоточит такую массу бронетанковых и моторизованных войск и бросит их в первый же день мощными компактными группировками на всех стратегических направлениях с целью сокрушительных рассекающих ударов». В первый же день войны Ставка Главного Командования директивой №3 приказала фронтам перейти в контрнаступление с задачей разгрома противника на главнейших направлениях и с выходом на территорию врага». (Воспоминания , т.1, М., 1981 г.)


Точка зрения Г.К.Жукова

«Ставя задачу на контрнаступление, Ставка Главного Командования не знала реальной обстановки и обоснованных расчётов, а исходила из интуиции и стремления к активности без учёта возможностей войск, чего ни в коем случае нельзя делать в ответственные моменты вооружённой борьбы». (Воспоминания)


Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои.

  • О защитниках Брестской крепости (фрагмент фильма «Брестская крепость»)

  • О пограничной заставе лейтенанта Ф.Морина

  • О пограничниках Н.Слюсареве и А.Лопатине

  • О подвигах советских лётчиков, совершивших первые тараны в первый день войны


А сколько ещё было таких безымянных, никому не известных крепостей среди болот и лесов от Чёрного до Баренцева морей! И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Советского Информбюро, но они первые стояли насмерть. (Рассказ о тайне заставы №9)

Трагедия продолжалась. В районе Минска мужественно сражались соединения 13-й армии. 28 июня немецкие войска овладели Минском и взяли в плен 320 тысяч советских бойцов и командиров. Командование вермахта считало, что кампания на Восточном фронте развёртывается в полном соответствии с планом «Барбаросса». Начальник Генерального штаба сухопутных войск Гальдер 3 июля записал в своём дневнике: «… кампания против России выиграна в течение 14 дней…»

За три недели немецкие войска продвинулись на 300-600 км вглубь территории, оккупировали Латвию, Литву, Белоруссию, правобережную Украину и почти всю Молдавию.

Немецкое наступление было приостановлено лишь в районе Смоленска, где советские войска держали оборону с 16 июля по 15 августа.


Точка зрения историка

«Смоленское сражение внесло временную, но крайне важную стратегически и психологически задержку в реализации плана «молниеносной войны» на центральном участке советско-германского фронта. Советское командование получило возможность развернуть подходившие из глубины тыла части, имея в виду, прежде всего, укрепления оборонительных рубежей Москвы. В складывающейся обстановке немаловажную роль сыграло решение Гитлера не бросать все силы против советской столицы; 23 августа фюрер потребовал от своих войск не только взятия Москвы, но и овладения экономическими ресурсами Украины и Кавказа». (Н. Верт)

19 сентября немецкими войсками был окружён Киев. «Трагические последствия для советских войск под Киевом в 1941 году имело запрещение Сталина нашим войскам оставить столицу Украины, хотя её уже невозможно было оборонять. В результате она всё же была оставлена, но с большими и не оправданными потерями». (М. Кулеш)

Из-за отказа Сталина разрешить войскам генерала Кирпоноса отступить из города, в немецкий плен попало более 650 тыс. человек. 3 ноября немцы подошли к Севастополю. На северо-западе немецкие войска взяли Тихвин и Выборг. В августе фашисты сумели выйти к южным окраинам Ленинграда. 9 сентября город был блокирован на 900 дней.

Первые месяцы войны показали, что опоздание с приведением войск военных округов в военное положение, «чистки» в Красной Армии 1937-1939 гг. и другие преступления сталинского режима не прошли бесследно. В 1941 году немцы захватили в плен 3,9 млн. солдат и офицеров; было захвачено огромное количество оружия всех видов, боеприпасов, продовольствия. Советские войска были вынуждены оставить огромную в промышленном и сельскохозяйственном отношении территорию.


Заключение. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

  • Крупные просчёты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки, в сроках вероятного начала войны.

  • Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

  • Войска не были приведены в боевую готовность.

  • Значительное превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

  • Отсутствие опыта ведения масштабных военных операций в новых условиях (фашисты воевали уже несколько лет).

  • Германия имела значительный экономический и военный перевес, на армию гитлеровцев работала промышленность 14 стран Европы.

  • Репрессии в высшем эшелоне военного руководства. Большинство нынешних командиров не имели специального военного образования, их знания и стратегическое мышление были на уровне Первой мировой и Гражданской войн.


НО! Итогом боёв на советско-германском фронте летом-осенью 1941 года стал срыв плана «Барбаросса», блицкриг, о котором говорили и мечтали фашистские лидеры – провалился. Согласны ли вы с этим утверждением?


  1. Подведение итогов урока, оценивание работы обучающихся, объяснение домашнего задания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект по Истории Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»

Автор: Расулова Саният Гасангусейнова

Дата: 22.05.2021

Номер свидетельства: 581212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "280473"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453381454"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Начало Великой Отечественной войны конспект урока по истории"
    ["seo_title"] => string(60) "nachalovielikoiotiechiestviennoivoinykonspiekturokapoistorii"
    ["file_id"] => string(6) "260270"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448909386"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства