Просмотр содержимого документа
««Начало гражданской войны и развитие белого движения»»
Конспект урока по теме:
«Начало гражданской войны и развитие белого движение»
(9 класс)
учителя истории и обществознания
МБОУ ООШ № 19
Агафоновой Натальи Александровны
Цель урока:раскрыть причины гражданской войны, выявить причины возникновения белого движения, его характерные особенности и причины поражения.
Задачи урока:
1. В результате исследования источников сформировать представления о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа.
2. Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий Гражданской войны.
3. Учащиеся должны получить знания о причинах Гражданской войны и основных этапов, в результате работы с картой представлять общую картину боевых действий.
4. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.
Метод:лабораторный анализ.
Оборудование:эпиграф, рисунки по теме, документы времен Гражданской войны, презентация.
Введение.
Вводное слово учителя.
Учитель: ребята, на сегодняшнем уроке мы должны будем проделать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – Гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало в массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача.
Итак, запишите в тетради тему урока, приготовьте творческие работы, выполненные по предварительному заданию.
Эпиграф: «Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка»
Ф.М. Достоевский
На уроке работают 3 творческие лаборатории (скрытая физкультминутка):
I. Ученые-историки, поддерживающие идеи Белого движения
II. Ученые-историки, стоящие на стороне советской власти
III. Историки, выражающие интересы крестьянства
Прежде чем мы приступим к исследованию темы, я предлагаю вам вспомнить и дать определение Гражданской войны.
Давайте обратимся к краткой историографии вопроса
(Выступление учащегося)
Обобщение учителя:Таким образом, Гражданская война – это внутри государственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, неспособными решить свои противоречия мирным путем. Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами – сторонников и противников советской власти.
Вопрос классу:при всей неоднородности разноликости белого движения, что объединяло их всех?
(При всей разноликости белого движения его сторонников объединяла ненависть к большевикам, которые, по их мнению, хотели разрушить Россию, её государственность и культуру. С самого начала они не приняли Октябрьскую революцию, не приняли советскую власть, недовольны были новым режимом).
Обобщение учителя: Итак, мы видим, что значительную часть Белого движения составляли люди, лично не связанные с интересами собственников. Трагедия этих людей именно в том, что их интересы объективно совпадали с интересами эксплуататорских слоев, со стремлением возвратить старую Россию с привычным для них укладом жизни, который отвергался народными массами.
Учитель:продолжая работу с источниками, дайте оценку программе Белого движения. Итак, несмотря на внешне привлекательную программу Белых, почему оно не смогло стать общенациональным движением против большевиков? (Каковы причины поражения Белого движения?).
Слабость Белых заключалась не в военной, а в политической области. Один из составителей программы Белого движения В.В. Шульгин вынес следующий приговор Белому движению: «Белое движение начали «почти святые», а закончили «почти бандиты».
Вопрос классу:что имел в виду Шульгин, давая такую характеристику Белому движению?
И в Белые уходили люди морально чистые, искренне верившие, что на той стороне они высоко понесут «национальную идею», идею спасения и восстановления государства. Но постепенно почва уходила из-под ног, «святая идея» стала выхолащиваться. «Белое дело» вырождалось в мстительную попытку классового реванша, разгул насилия, злобное торжество сознающей своё бессилие реакции.
Учитель:а теперь выступают ребята из второй творческой группы, стоящие на стороне советской власти. Опираясь на источники (документ «Из программы Российской коммунистической партии» март 1919 года) определите:
1. Какие социальные силы стояли на стороне Красных?
2. Почему большевиками был выбран именно этот цвет? Что он олицетворяет, символизирует?
3. Какие цели преследовало большевистское руководство в борьбе с Белыми? (разгром антибольшевистских сил, сохранение и укрепление советской власти).
4. Что было сделано большевиками? Какие экономические ,политические меры были приняты для победы в Гражданской войне?
(Документы А.И. Деникин о Красной армии, Приказ председателя революционного военного Совета от 24.11. 1918г.)
Обобщение учителя:таким образом, партии большевиков за короткий промежуток времени удалось создать эффективную социально-экономическую, политическую систему, направленную на борьбу с Белым движением.
Вопрос классу:важнейшим фактором, определившим исход Гражданской войны, была третья сила. Что эта была за сила?
Учащийся:крестьянство – большая часть населения России.
Учитель: почему крестьяне встали все-таки на сторону советской власти? Что повлияло на это решение? Какова была позиция крестьянства (Анализ документов «Из декрета о Земле», «Из резолюции третьего районного съезда с. Гуляй -Поле»).
(Важнейшим фактором, определившим исход Гражданской войны была позиция российского крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили их поддержку: это облегчило утверждение советской власти на большей части территории России после Октября 1917 года).
Вопрос классу: почему в ходе Гражданской войны отношение крестьянства к советской власти стало резко ухудшаться? (С появлением комбедов и введением политики Военного Коммунизма)
Обобщение учителя:таким образом, решающей силой определившей исход Гражданской войны было крестьянство. Политическая программа большевиков была близка и понятна простому народу, в частности крестьянству.
Декрет о земле, принятый 25 октября 1917 года, дал крестьянам то, чего они так долго добивались – помещичью землю. На этом свою революционную миссию крестьяне посчитали оконченной. Они были благодарны советской власти за землю, однако сражаться за власть с оружием не спешили, надеясь переждать тревожное время возле собственного надела. Чрезвычайная продовольственная политика была встречена крестьянами с недоумением. Они не могли понять, зачем нужна земля, если хлеб отбирают до последнего зернышка. В деревне начались столкновения с продотрядами. Только в июле-августе 1918 года в Центральной России таких столкновений было 150. Большевики применяли к недовольным чрезвычайные меры – отдачу под суд, ревтрибуналы, тюремное заключение, заложничество, и даже расстрел на месте.
Крестьянские выступления вряд ли можно характеризовать как антисоветские и даже антибольшевистские. В сознании народных масс советская власть ассоциировалась демократическим этапом революции, давшим народам мир, землю, народовластие.
Таким образом, мы видим, что Гражданская война, приняв в России самые непримиримые формы, несла собой террор, насилие, взаимную жесткость и злобу. От белого и красного террора не был застрахован никто.
Учитель:обратимся к документам и попытаемся разобраться в причинах белого и красного террора.
Во всех известных истории революциях победившие революционеры возводили террор в ранг государственной политики. Революция в России не являлась исключением.
Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть к угнетателям вылилась в пугачевские методы борьбы. Террор был и реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав, запрещалась деятельность буржуазных партий, не могли издаваться буржуазные газеты. (на эту тему Бухарин даже однажды пошутил, сказав, что у нас могут быть только две партии – одна у власти, другая – в тюрьме). Духомнасилиябылапропитанавсяобщественно-политическаяатмосфераРеволюционнойРоссии.
Вопрос классу:
1. Опираясь на известные вам факты революции, подумайте: был ли неизбежен террор со стороны пришедших к власти сил и свергнутых классов: приведите примеры.
2. В чем состояло отличие красного террора от белого?
(Красный террор был возведен в ранг государственной политики как сознательно оформленная специальными декретами государственная политика).
Обобщение учителя:как мы должны относиться к фактам революционного насилия? С одной стороны, их нельзя отрывать от той исторической эпохи, в которой они стали возможны. Но, с другой стороны, революционное насилие нельзя представлять как подвиг. Об этом сказала участница Гражданской войны Р.Б. Лерт: «Революция несла с собой не только добро, но и зло. Романтизировав насилие, мы продлили ему жизнь, мы сохранили его даже тогда, когда оно стало уже совершенно излишним, стало абсолютным злом».
Ученик (делает вывод):М. Ганди, великий индийский мыслитель, как-то сказал: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно. И что те, кто придерживается иных взглядов, враги Отечества». Такая «скверная привычка» была и у большевиков и оппозиционных им партий, стала их идейной платформой.
Учитель:а теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщения о тех, кто верил в идею «мировой» революции или в идею Белого движения и предано отдавал за идеи свои жизни.
Сообщения учащихся – Тухачевский, Блюхер.
Учитель:Спервой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжился и в Гражданскую войну. Первым канул в лету культурный исторический пласт – русские офицеры. Немногие выжившие из них, недотравленные газами, недоразорванные фугасами, недовешенные, недораспятые революционными солдатами, ушли в безвестие. И даже само слово «офицер» официально не употреблялось в Красной армии до 1943 года.
Сообщение учащегося – А.В. Колчак
Заключение.
Учитель: завершая работу в нашей творческой лаборатории, я предлагаю вам выступить с проектами
Физкультминутка:
Задание:
представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему Гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам Гражданской войны 1918-1920 годы.
Выступление учащихся с творческими работами.
I. Красные
II. Крестьяне
III. Белые
Выступление учащегося. У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь - и не без основания – большевики были убеждены, что являются выразителями интересами всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
Этот вывод можно оспорить. Но вот второй вывод едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».
Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.
(Приложение)
Памятник представлен композицией из фигуры женщины в черном символизирующем Россию, она склонилась над телами двух своих сыновей. Один из них – в буденовке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно.