kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Начало гражданской войны и развитие белого движения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке раскрываются причины гражданской войны, выявляются причины возникновения белого движения, его характерные особенности и причины поражения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Начало гражданской войны и развитие белого движения»»

Конспект урока по теме:

«Начало гражданской войны и развитие белого движение»

(9 класс)

учителя истории и обществознания

МБОУ ООШ № 19

Агафоновой Натальи Александровны



Цель урока: раскрыть причины гражданской войны, выявить причины возникновения белого движения, его характерные особенности и причины поражения.

Задачи урока:

1. В результате исследования источников сформировать представления о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа.

2. Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий Гражданской войны.

3. Учащиеся должны получить знания о причинах Гражданской войны и основных этапов, в результате работы с картой представлять общую картину боевых действий.

4. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.

Метод: лабораторный анализ.

Оборудование: эпиграф, рисунки по теме, документы времен Гражданской войны, презентация.

Введение.

Вводное слово учителя.

Учитель: ребята, на сегодняшнем уроке мы должны будем проделать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – Гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало в массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача.

Итак, запишите в тетради тему урока, приготовьте творческие работы, выполненные по предварительному заданию.

Эпиграф: «Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка»

Ф.М. Достоевский

На уроке работают 3 творческие лаборатории (скрытая физкультминутка):

I. Ученые-историки, поддерживающие идеи Белого движения

II. Ученые-историки, стоящие на стороне советской власти

III. Историки, выражающие интересы крестьянства

Прежде чем мы приступим к исследованию темы, я предлагаю вам вспомнить и дать определение Гражданской войны.

Давайте обратимся к краткой историографии вопроса

(Выступление учащегося)

Обобщение учителя: Таким образом, Гражданская война – это внутри государственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, неспособными решить свои противоречия мирным путем. Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами – сторонников и противников советской власти.

Вопрос классу: при всей неоднородности разноликости белого движения, что объединяло их всех?

(При всей разноликости белого движения его сторонников объединяла ненависть к большевикам, которые, по их мнению, хотели разрушить Россию, её государственность и культуру. С самого начала они не приняли Октябрьскую революцию, не приняли советскую власть, недовольны были новым режимом).

Обобщение учителя: Итак, мы видим, что значительную часть Белого движения составляли люди, лично не связанные с интересами собственников. Трагедия этих людей именно в том, что их интересы объективно совпадали с интересами эксплуататорских слоев, со стремлением возвратить старую Россию с привычным для них укладом жизни, который отвергался народными массами.

Учитель: продолжая работу с источниками, дайте оценку программе Белого движения. Итак, несмотря на внешне привлекательную программу Белых, почему оно не смогло стать общенациональным движением против большевиков? (Каковы причины поражения Белого движения?).

Слабость Белых заключалась не в военной, а в политической области. Один из составителей программы Белого движения В.В. Шульгин вынес следующий приговор Белому движению: «Белое движение начали «почти святые», а закончили «почти бандиты».

Вопрос классу: что имел в виду Шульгин, давая такую характеристику Белому движению?

И в Белые уходили люди морально чистые, искренне верившие, что на той стороне они высоко понесут «национальную идею», идею спасения и восстановления государства. Но постепенно почва уходила из-под ног, «святая идея» стала выхолащиваться. «Белое дело» вырождалось в мстительную попытку классового реванша, разгул насилия, злобное торжество сознающей своё бессилие реакции.

Учитель: а теперь выступают ребята из второй творческой группы, стоящие на стороне советской власти. Опираясь на источники (документ «Из программы Российской коммунистической партии» март 1919 года) определите:

1. Какие социальные силы стояли на стороне Красных?

2. Почему большевиками был выбран именно этот цвет? Что он олицетворяет, символизирует?

3. Какие цели преследовало большевистское руководство в борьбе с Белыми? (разгром антибольшевистских сил, сохранение и укрепление советской власти).

4. Что было сделано большевиками? Какие экономические ,политические меры были приняты для победы в Гражданской войне?

(Документы А.И. Деникин о Красной армии, Приказ председателя революционного военного Совета от 24.11. 1918г.)

Обобщение учителя: таким образом, партии большевиков за короткий промежуток времени удалось создать эффективную социально-экономическую, политическую систему, направленную на борьбу с Белым движением.

Вопрос классу: важнейшим фактором, определившим исход Гражданской войны, была третья сила. Что эта была за сила?

Учащийся: крестьянство – большая часть населения России.

Учитель: почему крестьяне встали все-таки на сторону советской власти? Что повлияло на это решение? Какова была позиция крестьянства (Анализ документов «Из декрета о Земле», «Из резолюции третьего районного съезда с. Гуляй -Поле»).

(Важнейшим фактором, определившим исход Гражданской войны была позиция российского крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили их поддержку: это облегчило утверждение советской власти на большей части территории России после Октября 1917 года).

Вопрос классу: почему в ходе Гражданской войны отношение крестьянства к советской власти стало резко ухудшаться? (С появлением комбедов и введением политики Военного Коммунизма)

Обобщение учителя: таким образом, решающей силой определившей исход Гражданской войны было крестьянство. Политическая программа большевиков была близка и понятна простому народу, в частности крестьянству.

Декрет о земле, принятый 25 октября 1917 года, дал крестьянам то, чего они так долго добивались – помещичью землю. На этом свою революционную миссию крестьяне посчитали оконченной. Они были благодарны советской власти за землю, однако сражаться за власть с оружием не спешили, надеясь переждать тревожное время возле собственного надела. Чрезвычайная продовольственная политика была встречена крестьянами с недоумением. Они не могли понять, зачем нужна земля, если хлеб отбирают до последнего зернышка. В деревне начались столкновения с продотрядами. Только в июле-августе 1918 года в Центральной России таких столкновений было 150. Большевики применяли к недовольным чрезвычайные меры – отдачу под суд, ревтрибуналы, тюремное заключение, заложничество, и даже расстрел на месте.

Крестьянские выступления вряд ли можно характеризовать как антисоветские и даже антибольшевистские. В сознании народных масс советская власть ассоциировалась демократическим этапом революции, давшим народам мир, землю, народовластие.

Таким образом, мы видим, что Гражданская война, приняв в России самые непримиримые формы, несла собой террор, насилие, взаимную жесткость и злобу. От белого и красного террора не был застрахован никто.

Учитель: обратимся к документам и попытаемся разобраться в причинах белого и красного террора.

Во всех известных истории революциях победившие революционеры возводили террор в ранг государственной политики. Революция в России не являлась исключением.

Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть к угнетателям вылилась в пугачевские методы борьбы. Террор был и реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав, запрещалась деятельность буржуазных партий, не могли издаваться буржуазные газеты. (на эту тему Бухарин даже однажды пошутил, сказав, что у нас могут быть только две партии – одна у власти, другая – в тюрьме). Духомнасилиябылапропитанавсяобщественно-политическаяатмосфераРеволюционнойРоссии.

Вопрос классу:

1. Опираясь на известные вам факты революции, подумайте: был ли неизбежен террор со стороны пришедших к власти сил и свергнутых классов: приведите примеры.

2. В чем состояло отличие красного террора от белого?

(Красный террор был возведен в ранг государственной политики как сознательно оформленная специальными декретами государственная политика).

Обобщение учителя: как мы должны относиться к фактам революционного насилия? С одной стороны, их нельзя отрывать от той исторической эпохи, в которой они стали возможны. Но, с другой стороны, революционное насилие нельзя представлять как подвиг. Об этом сказала участница Гражданской войны Р.Б. Лерт: «Революция несла с собой не только добро, но и зло. Романтизировав насилие, мы продлили ему жизнь, мы сохранили его даже тогда, когда оно стало уже совершенно излишним, стало абсолютным злом».

Ученик (делает вывод): М. Ганди, великий индийский мыслитель, как-то сказал: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно. И что те, кто придерживается иных взглядов, враги Отечества». Такая «скверная привычка» была и у большевиков и оппозиционных им партий, стала их идейной платформой.

Учитель: а теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщения о тех, кто верил в идею «мировой» революции или в идею Белого движения и предано отдавал за идеи свои жизни.

Сообщения учащихся – Тухачевский, Блюхер.

Учитель: С первой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжился и в Гражданскую войну. Первым канул в лету культурный исторический пласт – русские офицеры. Немногие выжившие из них, недотравленные газами, недоразорванные фугасами, недовешенные, недораспятые революционными солдатами, ушли в безвестие. И даже само слово «офицер» официально не употреблялось в Красной армии до 1943 года.

Сообщение учащегося – А.В. Колчак

Заключение.

Учитель: завершая работу в нашей творческой лаборатории, я предлагаю вам выступить с проектами

Физкультминутка:

Задание:

представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему Гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам Гражданской войны 1918-1920 годы.

Выступление учащихся с творческими работами.

I. Красные

II. Крестьяне

III. Белые

Выступление учащегося. У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь - и не без основания – большевики были убеждены, что являются выразителями интересами всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

Этот вывод можно оспорить. Но вот второй вывод едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».

Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.

(Приложение)

Памятник представлен композицией из фигуры женщины в черном символизирующем Россию, она склонилась над телами двух своих сыновей. Один из них – в буденовке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно.

Спасибо, ребята, за вашу работу.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Начало гражданской войны и развитие белого движения»

Автор: Агафонова Наталья Александровна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Начало гражданской войны "
    ["seo_title"] => string(27) "nachalo-ghrazhdanskoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "169864"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423480522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Урок по истории "Гражданская война""
    ["seo_title"] => string(35) "urok_po_istorii_grazhdanskaia_voina"
    ["file_id"] => string(6) "349973"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476719003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "События Гражданской войны в литературе и истории. "
    ["seo_title"] => string(52) "sobytiia-grazhdanskoi-voiny-v-litieraturie-i-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "141629"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418144756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Ю.Яковлев "Белые журавлики""
    ["seo_title"] => string(31) "iu-iakovliev-bielyie-zhuravliki"
    ["file_id"] => string(6) "249401"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446895951"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства