Эпиграф к уроку. «Любая война – это всегда трагедия. Трагедия Гражданской войны особенно масштабна». - Согласны ли вы с этим утверждением? Раскол российского общества, естественно обозначившийся еще в пору первой революции, после октябрьского переворота дошел до крайности – Гражданской войны. Гражданская война - это самое великое несчастье для любой страны. И хотя трудно вести речь об этом трагическом периоде в истории нашей страны без эмоции, попытаемся проанализировать расстановку политических сил, позиции противостоящих сторон. Вам было дано опережающее задание – найти определения к уроку. Дайте определение Гражданской войны. Гражданская война – это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др. противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения внутри какой-либо страны. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «кто не с нами, тот против нас». Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата. Вот как об этом писала Марина Цветаева: Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка, Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь прошел, и пропасть пролегла От правого до левого крыла. - Посмотрите, ребята, с какой болью и точностью М. Цветаева описывает Россию в гражданской войне. Итак, обратимся к фактам. 3. Особенности гражданской войны. Данная Гражданская война имела ряд особенностей, отличающих её от других войн. сопровождалась интервенцией и террором; не имела чётких границ и враждующих групп; отсутствие временных рамок; характеризовалась классовым противостоянием граждан; сменой взглядов, распадом семейных уз, эмиграция россиян из страны. - Ребята, дайте мне определение понятия «интервенция» (из домашнего повторения материала) Интервенция - вмешательство иностранных государств в дела другого государства. Серьезную силу составляли интервенты – армии иностранных государств, выступающие на стороне белых, но имевшие и свои цели. Как Германия, так и союзники по Антанте подстрекали антибольшевистские силы, снабжали их оружием, боеприпасами, оказывали финансовую и политическую поддержку. С одной стороны, их политика диктовалась стремлением покончить с большевистским режимом, вернуть утерянное имущество иностранных граждан, предотвратить «расползание» революции. С другой стороны, они преследовали собственные экспансионистские замыслы, направленные на расчленение России, получение за счет нее новых территорий и сфер влияния. 3. Слои населения, участвовавшие в войне и причины, побудившие их в ней участвовать. Ребята, мы с вами дали определение Гражданской войны и сказали , что это противостояние между различными группами и слоями населения одной страны. Давайте выделим эти группы и назовём причины, по которым они вступили в эту войну. (учащиеся перечисляют слои населения и причины, по которым они вступили в эту войну) 1. Слои населения: дворянство, буржуазия, состоятельная интеллигенция, духовенство, офицерство, интеллигенция, казачество, кулаки и середняки, рабочий класс, крестьянство. Причины: а. Свержение Временного правительства; б. Разгон Учредительного собрания; в. Национализация всей промышленности и земли, конфискация помещичьей земли; г. Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение. д. Нерешённость аграрного и рабочего вопросов. 2. Социалистические партии и демократические общественные организации. Причины: а. Создание однопартийной политической системы и «диктатура пролетариата». 3. Национальные окраины бывшей Российской империи. Причины: а. Борьба за свою независимость. 4. Периодизация Гражданской войны. Информация: Существует несколько точек зрения на начальную дату Гражданской войны, мы рассмотрим 2 основных: 1.25 октября 1917г. – захват власти нелегитимным путем. 2. 6 июля 1918г—начало мятежа левых эсеров, первого организованного сопротивления советской власти. - Ребята, правомерно ли вообще связывать это событие с какой-то конкретной датой? Конечно, нельзя, к тому же в разных регионах страны Гражданская война проходила в разное время (работа с картой: начинается Гражданская война в Центральной России, затем военные действия постепенно перемещаются на Юг России и в Сибирь.) Среди историков нет единой точки зрения по вопросу начала и окончания гражданской войны. Познакомься со взглядами историков на проблему (учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина параграф 14, стр.106) и запишите в тетрадь. Исходя из того, что Гражданская война проходила не одновременно на всей территории страны выделяются следующие этапы: 1 этап. Октябрь 1917г.- весна 1918г.- период «мягкой Гражданской войны» 2 этап. Лето - осень1918г.-2/2 1919г-осень1920г-период эскалации войны(поражение белых на территории Центральной России) 3 этап .Конец 1920-1922г-период «малой гражданской войны». 5. Формирование Красной армии, Белого и Зелёного движений. Исходя из изученного на уроке, мы с вами можем определить состав армий, которые были на стороне большевиков и в противоположном лагере. Армия большевиков носила название Красная, армия противоборствующего лагеря – Белая армия. Помимо этих двух основных лагерей существовали отдельные боевые партизанские отряды на Украине, не признававшие ничьей власти, казачьи войска, поначалу удерживающие нейтралитет, но затем вынужденные занимать то одну, то другую сторону в противостоянии, которые получили название – Зелёная армия. Работа по группам. Задание группе №1. Формирование Белого движения. (учебник стр. 107.) Задание группе №2. Формирование Красной армии. (учебник стр. 109) По окончании выполнения задания каждой группой, при обсуждении, ребята приходят к выводу: Красная армия имела единую структуру управления, была более дисциплинирована (дисциплина поддерживалась строгим террором).
6. Экономическая политика красных и белых в годы Гражданской войны.
Политика красных. Накануне Гражданской войны и особенно в ходе её резко обострилась проблема снабжения населения городов продовольствием – в ряде мест возникла угроза массового голода. Уже в январе 1918 г. большевиками принимается Декрет о введении продовольственной диктатуры. В соответствии с этим декретом создаются продотряды, направляемы в деревню для изъятия излишков продовольствия. В деревне возникают комитеты бедноты (комбеды). Если сначала в политике большевиков преобладала тенденция уравнительного обложения налогом, то летом 1918 г. делаются существенные поблажки бедным хозяйствам. Возникают трудности с определением критерия зажиточности того или иного хозяйства, из-за этого происходило множество эксцессов, вплоть до восстаний. Некоторые историки считают началом «военного коммунизма» май 1918, другие - начало 1919 г. Политика «военного коммунизма» - это социально – экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны, которая была вызвана чрезвычайными условиями и имела единственную цель – сконцентрировать все силы для победы над противником. - Ребята, у вас на парте лежит раздаточный материал. Прочитайте его, пожалуйста. Основные положения политики «военного коммунизма»: национализация всей промышленности; централизация экономики; запрет частной торговли, свёртывание товарно–денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатность коммунальных услуг, проезда на транспорте и т.д.; уравнительная, натуральная оплата труда; всеобщая трудовая повинность; продразвёрствка – это обязательная сдача крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов. -Ребята, мы с вами видим, что политика красных была довольно жестокой. Особенно это касается продразвёрстки, когда у крестьян забиралось почти всё, что вызывало волну недовольства среди крестьянства. Поэтому, в разгар Гражданской войны, чтобы вернуть доверие прежде всего среднего крестьянства, которое после передела земли определяло лицо деревни, было абсолютно необходимо. Происходит роспуск комитетов бедноты. А затем, 11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. (учебник стр. 124) Экономическая политика белых. Работа с историческим документом.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание. |