kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

События Гражданской войны в литературе и истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения:

1.                  на литературном материале (стихотворения поэтов серебряного века) исследовать восприятие событий Гражданской войны поэтами начала ХХ века;

2.                  дать характеристику и оценить расстановку сил белого и красного движения;

3.                  научиться,  на  материале стихотворных текстов, характеризовать причины и  основные события Гражданской войны;

4.                  исследуя литературные тексты, сделать выводы о поляризации сил в обществе в период Гражданской войны;

5.                  показать на историческом материале «Россию, кровью умытую…»,

6.                  страшный братоубийственный характер войны, показать взаимосвязь событий    революции и гражданской войны.

Цель воспитания:

1.                  воспитание гуманности  и активной жизненной позиции (через осознание сложности исторического пути страны и человеческих судеб и личностную оценку исторических событий).

Цель развития:

1.                  развитие мыслительных процессов (умение классифицировать и сопоставлять факты, обобщать и делать выводы).

Методы:  диалогического изложения (сообщающая беседа с созданием проблемной ситуации постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов).

Вид  урока – урок-беседа.

Приёмы: обобщения, доказательства, оценочные выводы;  художественное чтение, анализ текста

Технические средства обучения:

1.                  Презентация урока: слайды (портреты поэтов, белые, красные, поляризация сил, иллюстративный материал – живописные произведения о Гражданской войне, запись видеохроники о том периоде) и музыкальное оформление;

2.                  Выставка книг.

Тема урока: «События Гражданской войны  в литературе и истории».

Ход урока.

Этапы работы

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности студентов

1.Организа-

ционный этап

Взаимные приветствия преподавателей (историк и литератор) и студентов.

Подготовка рабочего места (распечатки текстов, тетради, ТСО).

 

2.Подготовка студентов к обобщению изученного материала

Цели урока:

1.                   на литературном материале (стихотворения поэтов серебряного века) исследовать восприятие событий Гражданской войны поэтами начала ХХ века;

2.                   дать характеристику и оценить расстановку сил белого и красного движения;

3.                   научиться,  на  материале стихотворных текстов, характеризовать причины и  основные события Гражданской войны;

4.                   исследуя литературные тексты, сделать выводы о поляризации сил в обществе в период Гражданской войны;

5.                   показать на историческом материале «Россию, кровью умытую…»,

6.                   страшный братоубийственный характер войны, показать взаимосвязь событий    революции и гражданской войны.

Цель воспитания:

1.                   воспитание гуманности  и активной жизненной позиции (через осознание сложности исторического пути страны и человеческих судеб и личностную оценку исторических событий).

Цель развития:

2.                   развитие мыслительных процессов (умение классифицировать и сопоставлять факты, обобщать и делать выводы).

 

Исходя из заявленной темы, сформулируйте цели урока, ответив на вопросы:

1.             Если поэзия «серебряного века» является своеобразным преломлением событий внешнего, реального мира (принятием или неприятием его поэтами), как стихи связаны с историей Гражданской войны?

2.             Гражданская война – это война на территории одной страны, между людьми одной национальности. Как историки определяют расстановку сил?

3.             Изучая события и факты Гражданской войны (затронуты все проживающие на территории государства), что можно сказать об участниках событий и их  целях?

3.Этап  обобщения изученного материала на уроках литературы и истории

Литератор: Сегодня  у нас одна тема и для урока литературы, и для урока истории, потому что невозможно воспринимать, а тем более изучать, любое литературное произведение не зная истории. В то же время литература как вид словесного искусства является, если не отражением, то ощущением того, что происходит в истории. И очень часто, когда проходит время, когда меняется у историков взгляд на те или иные события, литературные произведения – это тот источник человеческой информации, которая представляет различные позиции и точки зрения (часто полярные, на те или иные события). Взгляд на историю гражданской войны как раз тот случай. 

Историк: Знакомясь с событиями XX века, мы знаем, что это поистине страшный, безумный век, полный горечи и трагизма. Сегодня мы попытаемся через стихотворные тексты (а лирика в любое время – это самое сокровенное, что может создать человек) посмотреть на этот  «железный» век, «кровавый» век…

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...  

Литератор: Вряд ли далёкий от политики, символист, Поэт, первый поэт России рубежа веков чётко осознавал, просчитал предстоящие события … но «поэт в России больше чем поэт» и, как правило, не зная, но, сильно ощущая, А. Блок выразил эмоциональный накал времени. Какую лексику использует поэт в тексте? /экспрессивная, эмоциональная, страстная, агрессивная/.

Историк: Итак, перемены ощутимы и неизбежны.  Давайте вспомним события  начала XX века, отражённые в лирике, а, прочитав эмоциональные свидетельства времени, назовём причины гражданской войны.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«События Гражданской войны в литературе и истории. »

Тема урока: «События Гражданской войны в литературе и истории»

Цель обучения:

  1. на литературном материале (стихотворения поэтов серебряного века) исследовать восприятие событий Гражданской войны поэтами начала ХХ века;

  2. дать характеристику и оценить расстановку сил белого и красного движения;

  3. научиться, на материале стихотворных текстов, характеризовать причины и основные события Гражданской войны;

  4. исследуя литературные тексты, сделать выводы о поляризации сил в обществе в период Гражданской войны;

  5. показать на историческом материале «Россию, кровью умытую…»,

  6. страшный братоубийственный характер войны, показать взаимосвязь событий революции и гражданской войны.

Цель воспитания:

  1. воспитание гуманности и активной жизненной позиции (через осознание сложности исторического пути страны и человеческих судеб и личностную оценку исторических событий).

Цель развития:

  1. развитие мыслительных процессов (умение классифицировать и сопоставлять факты, обобщать и делать выводы).

Методы: диалогического изложения (сообщающая беседа с созданием проблемной ситуации постановкой проблемных вопросов или показом противоречивости фактов).

Вид урока – урок-беседа.

Приёмы: обобщения, доказательства, оценочные выводы; художественное чтение, анализ текста

Технические средства обучения:

  1. Презентация урока: слайды (портреты поэтов, белые, красные, поляризация сил, иллюстративный материал – живописные произведения о Гражданской войне, запись видеохроники о том периоде) и музыкальное оформление;

  2. Выставка книг.

























Тема урока: «События Гражданской войны в литературе и истории».

Ход урока.

Этапы работы

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности студентов

1.Организа-

ционный этап

Взаимные приветствия преподавателей (историк и литератор) и студентов.

Подготовка рабочего места (распечатки текстов, тетради, ТСО).


2.Подготовка студентов к обобщению изученного материала

Цели урока:

  1. на литературном материале (стихотворения поэтов серебряного века) исследовать восприятие событий Гражданской войны поэтами начала ХХ века;

  2. дать характеристику и оценить расстановку сил белого и красного движения;

  3. научиться, на материале стихотворных текстов, характеризовать причины и основные события Гражданской войны;

  4. исследуя литературные тексты, сделать выводы о поляризации сил в обществе в период Гражданской войны;

  5. показать на историческом материале «Россию, кровью умытую…»,

  6. страшный братоубийственный характер войны, показать взаимосвязь событий революции и гражданской войны.

Цель воспитания:

  1. воспитание гуманности и активной жизненной позиции (через осознание сложности исторического пути страны и человеческих судеб и личностную оценку исторических событий).

Цель развития:

  1. развитие мыслительных процессов (умение классифицировать и сопоставлять факты, обобщать и делать выводы).




Исходя из заявленной темы, сформулируйте цели урока, ответив на вопросы:

  1. Если поэзия «серебряного века» является своеобразным преломлением событий внешнего, реального мира (принятием или неприятием его поэтами), как стихи связаны с историей Гражданской войны?

  2. Гражданская война – это война на территории одной страны, между людьми одной национальности. Как историки определяют расстановку сил?

  3. Изучая события и факты Гражданской войны (затронуты все проживающие на территории государства), что можно сказать об участниках событий и их целях?

3.Этап обобщения изученного материала на уроках литературы и истории

Литератор: Сегодня у нас одна тема и для урока литературы, и для урока истории, потому что невозможно воспринимать, а тем более изучать, любое литературное произведение не зная истории. В то же время литература как вид словесного искусства является, если не отражением, то ощущением того, что происходит в истории. И очень часто, когда проходит время, когда меняется у историков взгляд на те или иные события, литературные произведения – это тот источник человеческой информации, которая представляет различные позиции и точки зрения (часто полярные, на те или иные события). Взгляд на историю гражданской войны как раз тот случай.

Историк: Знакомясь с событиями XX века, мы знаем, что это поистине страшный, безумный век, полный горечи и трагизма. Сегодня мы попытаемся через стихотворные тексты (а лирика в любое время – это самое сокровенное, что может создать человек) посмотреть на этот «железный» век, «кровавый» век…

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Литератор: Вряд ли далёкий от политики, символист, Поэт, первый поэт России рубежа веков чётко осознавал, просчитал предстоящие события … но «поэт в России больше чем поэт» и, как правило, не зная, но, сильно ощущая, А. Блок выразил эмоциональный накал времени. Какую лексику использует поэт в тексте? /экспрессивная, эмоциональная, страстная, агрессивная/.

Историк: Итак, перемены ощутимы и неизбежны. Давайте вспомним события начала XX века, отражённые в лирике, а, прочитав эмоциональные свидетельства времени, назовём причины гражданской войны.



Студенты (запись в тетради):

- Первая мировая война;

- революция;

- голод;

- классовая борьба.



Зинаида Гиппиус «Веселье»

Максимильян Волошин «Москва»

Максимильян Волошин «Заклинание» (от усобиц).





































Литератор: Произведения, которые звучат сегодня на уроке, как и исторические события, произошедшие в период гражданской войны, в деталях вам ещё незнакомы. Однако, исходя из известных вам фактов, правильно была названа одна из причин любой гражданской войны – классовая борьба. Давайте на примере произведения М Волошина «Гражданская война» посмотрим, как представлена эта борьба (тексты на столе).

М. Волошин «Гражданская война».

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров.

В других - лишенных всех корней –

Тлетворный дух столицы Невской:

Толстой и Чехов, Достоевский –

Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах

Свой бред о буржуазном зле,

О светлых пролетариатах,

Мещанском рае на земле...

В других весь цвет, вся гниль империй,

Все золото, весь тлен идей,

Блеск всех великих фетишей

И всех научных суеверий.

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула.



Историк: Какие классы, не названы открытым текстом в стихотворении, но узнаваемы, кто выступает друг против друга?



Историк: Назовите цели, которые преследуют люди, объединённые в эти классы.





Литератор: Подводя итог, нашим наблюдениям, дайте определение – что такое гражданская война.

Литератор: Назовите строчки стихотворения, которые отражают общее настроение времени, ощущение от происходящих событий.

Определение записать в тетрадь, выписать строчки.



Историк: Классовая борьба рождала гражданскую войну. В отличие от обычных войн, гражданская не имеет чётких границ – ни временных, ни пространственных. Гражданская война – величайшая трагедии в истории нашей страны. Эта борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жёсткость, террор, злобу. Война стала основным содержанием жизни всего населения страны. Нарастанию Гражданской войны способствовала военная интервенция. Вся страна делится на два лагеря – белые и красные (делим учеников по рядам)

Террор – насилие: Давайте посмотрим, как относились к террору белые и красные. И охарактеризуем их отношение к действиям друг друга.

Красные.

М. Волошин «Террор»

Собирались на работу ночью. Читали

Донесенья, справки, дела.

Торопливо подписывали приговоры.

Зевали. Пили вино.



С утра раздавали солдатам водку.

Вечером при свече

Выкликали по спискам мужчин, женщин.

Сгоняли на темный двор.



Снимали с них обувь, белье, платье.

Связывали в тюки.

Грузили на подводу. Увозили.

Делили кольца, часы.



Ночью гнали разутых, голых

По оледенелым камням,

Под северо-восточным ветром

За город в пустыри.



Загоняли прикладом на край обрыва.

Освещали ручным фонарем.

Полминуты рокотали пулеметы.

Доканчивали штыком.



Еще недобитых валили в яму.

Торопливо засыпали землей.

А потом с широкою русскою песней

Возвращались в город домой.



А к рассвету пробирались к тем же оврагам

Жены, матери, псы.

Разрывали землю. Грызлись за кости.

Целовали милую плоть.

Белые.

Б. Пастернак «Доктор Живаго» (часть 12, гл. 1) один из казнимых – белых – говорит своему товарищу:



«Не унижайся… Твой протест не дойдёт до них. Тебя не поймут эти новые опричники, эти заплечные мастера нового застенка. Но не падай духом. История всё разберёт. Потомство пригвоздит к позорному столбу бурбонов комиссародержавия и их чёрное дело. Мы умираем мучениками идеи на заре мировой революции».



Литератор: Итак, как относятся стороны к террору?

Литератор: Духом насилия была пропитана вся страна. И, я думаю, стоит сейчас учитывать, что каждый из пишущих тогда о гражданской войне, был на одной из сторон. Красные считали, что делают правое дело и белые считали, что служат интересам Родины.













Литератор: Итак, мы назвали причины, силы, участвовавшие в Гражданской войне, определение, что такое гражданская война. Главное о чём мы сегодня сказали – это странное, страшное разделение людей одной нации, одной страны и война между ними. «Это время оправдало старинное изречение: человек человеку волк». ЧТО СТРАШНО – каждая сторона считала себя абсолютно правой, достойной решать судьбу страны, а ведь это великая ответственность – ВЕРШИТЬ ИСТОРИЮ.

С.Есенин

Ах, яблочко,

Цвета милого!

Бьют Деникина,

Бьют Корнилова.

Цветочек мой,

Цветик маковый.

Ты скорей, адмирал,

Отколчакивай.

Там за степью гул,

Там за степью гром,

Каждый в битве защищает

Свой отцовский дом.

Курток кожаных

Под Донцом не счесть.

Видно, много в Петрограде

Этой масти есть.

























































Историк: Завершить сегодняшний урок хочу стихотворением Игоря Северянина «Крашеные», в котором звучит мысль об абсурдности всего происходящего во время гражданской войны, абсурдности, потому что не должны люди одной страны быть волками друг другу, не должны ради каких-то сиюминутных идей и личных желаний подвергать страну и народ жестоким испытаниям.

И. Северянин «Крашеные».

Сегодня «красные», а завтра, «белые»

Ах, не материи! ах, не цветы! —

Людишки гнусные и озверелые,

Мне надоевшие до тошноты.

Сегодня пошлые и завтра пошлые,

Сегодня жулики и завтра те ж,

Они, бывалые, пройдохи дошлые,

Вам спровоцируют любой мятеж.

Идеи вздорные, мечты напрасные,

Что в «их» теориях — путь к Божеству.

Сегодня «белые», а завтра «красные» —

Они бесцветные по существу.








Задание №1. Выпишите в тетрадь строки из текста А.А.Блок – «Возмездие» (отрывок из поэмы), характеризующие ХХ век. Какие события они предвещают? Какие перемены в истории? Какая лексика использована в тексте?



Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Задание№2.Прочитать стихотворные тексты, перечислить причины, спровоцировавшие Гражданскую войну в ХХ веке (записать в тетрадь причины, названия текстов и имена авторов).

З. Гиппиус «Веселье».



Блевотина войны — октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твое похмелье,

О, бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянный сном,

Народ, безумствуя, убил свою свободу,

И даже не убил — засек кнутом?



Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты...

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь!



М. Волошин «Москва»



В Москве на Красной площади

Толпа черным-черна

Гудит от тяжкой поступи

Кремлёвская стена.



На рву у места Лобного,

У церкви Покрова

Возносят неподобные

Нерусские слова



Ни свечи не засвечены,

К обедне не звонят.

Все груди красным мечены,

И плещет красный плат.



По грязи ноги хлопают.

Молчат. Подходят. Ждут.

На паперти слепцы поют.

Про кровь, про казнь, про суд





Волошин М. «Заклинание» (от усобиц.)



Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений

Возникнет праведная Русь.

Я за нее за всю молюсь

И верю замыслам предвечным:

Ее куют ударом мечным,

Она мостится на костях,

Она святится в ярых битвах,

На жгучих строится мощах,

В безумных плавится молитвах.









Зинаида Гиппиус «Веселье»

Максимильян Волошин «Москва»

Максимильян Волошин «Заклинание» (от усобиц).

















































Ответ студентов:

- рабочие, крестьяне

- офицеры, интеллигенция



Ответ студентов:

- установить свою Советскую власть.

- освободить Россию от Советской власти.

Ответ студентов:

Гражданская война – борьба граждан одной страны друг против друга.







































































































































Ответ студентов: Красные делают своё дело, хотя знают, что это жестоко, но так и надо. А белые считают себя непонятыми, пострадавшими.





Задание №3. Прочитайте 10 главу из поэмы Маяковского «Хорошо» и дайте ответы на вопросы:

  1. Как можно охарактеризовать моральную и эмоциональную обстановку в стране в период Гражданской войны?

  2. Назовите лидеров и направления белого движения.

  3. Какую роль играют в Гражданской войне иностранные державы?



Литератор: Все правы и не правы, каждый борется и отстаивает свою позицию, не задумываясь о последствиях. Вот этому доказательства. Сравните эмоциональную окраску и настроение стихотворных текстов.

С.А. Есенин.

Небо – как колокол

Месяц – язык,

Мать моя – Родина,

Я – большевик.



Ради вселенского

Братства людей,

Радуюсь песней я

Смерти твоей.



Крепкий и сильный

На гибель твою.

В колокол синий

Я месяцем бью.



Братья – миряне

Вам моя песнь.

Слышу в тумане

Светлую весть



А.А. Ахматова

Не бывать тебе в живых

Со снегу не вставать

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я

Любит, Любит кровушку

Русская земля.



Ответ студентов: В стихотворении С. Есенина здесь полная уверенность в правом деле, а у Ахматовой – плачь и неизбежность даже смирение с горькой судьбой


4этап домашнее задание.

Сделайте презентацию к уроку для создания визуального ряда и отражения целей, поставленных на уроке.




Источники информации к бинарному уроку «События гражданской войны в литературе и истории".





  1. Агеносов В.В. Русская литература ХХ века, часть 1/ Москва: Дрофа, 2010.

  2. Беленький Г.И. , Лыссый Ю.И., Воронин Л.Б. Литература 11 класс/часть 1/ Москва, 2010.

  3. Беленький Г.И. , Лыссый Ю.И., Воронин Л.Б. Литература 11 класс/часть 2/ Москва, 2010.

  4. Русская литература ХХ века под редакцией В.П. Журавлёва/ часть 2/Москва: Просвещение, 2009.

  5. Русская литература ХХ века. Хрестоматия для 11 класса. 1 часть /составитель А.В. Баранников, Москва: Просвещение, 1993.

  6. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/

  7. Данилов А. А. История России. 1900—1945. 11 класс (параграф №8).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
События Гражданской войны в литературе и истории.

Автор: Преснухина Светлана Викторовна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Посёлок Усть-Пинега в годы Гражданской войны"
    ["seo_title"] => string(42) "posiolokustpinieghavghodygrazhdanskoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "296227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455959980"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Разработка урока "ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА" "
    ["seo_title"] => string(36) "razrabotka-uroka-grazhdanskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "105830"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402914615"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Разработка плана интегрированного урока: литература - история. Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова». "
    ["seo_title"] => string(115) "razrabotka-plana-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-tiema-smysl-finala-romana-tikhii-don-m-a-sholokhova"
    ["file_id"] => string(6) "239840"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444874914"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ДОНСКИХ РАССКАЗАХ ШОЛОХОВА "
    ["seo_title"] => string(52) "grazhdanskaia-voina-v-donskikh-rasskazakh-sholokhova"
    ["file_id"] => string(6) "174069"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424086046"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "История и литература в 11 классе по теме «Гражданская война на Дону.  Изображение Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». "
    ["seo_title"] => string(143) "istoriia-i-litieratura-v-11-klassie-po-tiemie-grazhdanskaia-voina-na-donu-izobrazhieniie-grazhdanskoi-voiny-v-romanie-m-a-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "220326"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434600966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства