3.Этап обобщения изученного материала на уроках литературы и истории | Литератор: Сегодня у нас одна тема и для урока литературы, и для урока истории, потому что невозможно воспринимать, а тем более изучать, любое литературное произведение не зная истории. В то же время литература как вид словесного искусства является, если не отражением, то ощущением того, что происходит в истории. И очень часто, когда проходит время, когда меняется у историков взгляд на те или иные события, литературные произведения – это тот источник человеческой информации, которая представляет различные позиции и точки зрения (часто полярные, на те или иные события). Взгляд на историю гражданской войны как раз тот случай. Историк: Знакомясь с событиями XX века, мы знаем, что это поистине страшный, безумный век, полный горечи и трагизма. Сегодня мы попытаемся через стихотворные тексты (а лирика в любое время – это самое сокровенное, что может создать человек) посмотреть на этот «железный» век, «кровавый» век… Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла). Пожары дымные заката (Пророчества о нашем дне), Кометы грозной и хвостатой Ужасный призрак в вышине, Безжалостный конец Мессины (Стихийных сил не превозмочь), И неустанный рев машины, Кующей гибель день и ночь, Сознанье страшное обмана Всех прежних малых дум и вер, И первый взлет аэроплана В пустыню неизвестных сфер… И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи... Литератор: Вряд ли далёкий от политики, символист, Поэт, первый поэт России рубежа веков чётко осознавал, просчитал предстоящие события … но «поэт в России больше чем поэт» и, как правило, не зная, но, сильно ощущая, А. Блок выразил эмоциональный накал времени. Какую лексику использует поэт в тексте? /экспрессивная, эмоциональная, страстная, агрессивная/. Историк: Итак, перемены ощутимы и неизбежны. Давайте вспомним события начала XX века, отражённые в лирике, а, прочитав эмоциональные свидетельства времени, назовём причины гражданской войны.
Студенты (запись в тетради): - Первая мировая война; - революция; - голод; - классовая борьба.
Зинаида Гиппиус «Веселье» Максимильян Волошин «Москва» Максимильян Волошин «Заклинание» (от усобиц).
Литератор: Произведения, которые звучат сегодня на уроке, как и исторические события, произошедшие в период гражданской войны, в деталях вам ещё незнакомы. Однако, исходя из известных вам фактов, правильно была названа одна из причин любой гражданской войны – классовая борьба. Давайте на примере произведения М Волошина «Гражданская война» посмотрим, как представлена эта борьба (тексты на столе). М. Волошин «Гражданская война». Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров, И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров. В других - лишенных всех корней – Тлетворный дух столицы Невской: Толстой и Чехов, Достоевский – Надрыв и смута наших дней. Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле... В других весь цвет, вся гниль империй, Все золото, весь тлен идей, Блеск всех великих фетишей И всех научных суеверий. Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. В тех и в других война вдохнула Гнев, жадность, мрачный хмель разгула.
Историк: Какие классы, не названы открытым текстом в стихотворении, но узнаваемы, кто выступает друг против друга?
Историк: Назовите цели, которые преследуют люди, объединённые в эти классы.
Литератор: Подводя итог, нашим наблюдениям, дайте определение – что такое гражданская война. Литератор: Назовите строчки стихотворения, которые отражают общее настроение времени, ощущение от происходящих событий. Определение записать в тетрадь, выписать строчки.
Историк: Классовая борьба рождала гражданскую войну. В отличие от обычных войн, гражданская не имеет чётких границ – ни временных, ни пространственных. Гражданская война – величайшая трагедии в истории нашей страны. Эта борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жёсткость, террор, злобу. Война стала основным содержанием жизни всего населения страны. Нарастанию Гражданской войны способствовала военная интервенция. Вся страна делится на два лагеря – белые и красные (делим учеников по рядам) Террор – насилие: Давайте посмотрим, как относились к террору белые и красные. И охарактеризуем их отношение к действиям друг друга. Красные. М. Волошин «Террор» Собирались на работу ночью. Читали Донесенья, справки, дела. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили вино.
С утра раздавали солдатам водку. Вечером при свече Выкликали по спискам мужчин, женщин. Сгоняли на темный двор.
Снимали с них обувь, белье, платье. Связывали в тюки. Грузили на подводу. Увозили. Делили кольца, часы.
Ночью гнали разутых, голых По оледенелым камням, Под северо-восточным ветром За город в пустыри.
Загоняли прикладом на край обрыва. Освещали ручным фонарем. Полминуты рокотали пулеметы. Доканчивали штыком.
Еще недобитых валили в яму. Торопливо засыпали землей. А потом с широкою русскою песней Возвращались в город домой.
А к рассвету пробирались к тем же оврагам Жены, матери, псы. Разрывали землю. Грызлись за кости. Целовали милую плоть. Белые. Б. Пастернак «Доктор Живаго» (часть 12, гл. 1) один из казнимых – белых – говорит своему товарищу:
«Не унижайся… Твой протест не дойдёт до них. Тебя не поймут эти новые опричники, эти заплечные мастера нового застенка. Но не падай духом. История всё разберёт. Потомство пригвоздит к позорному столбу бурбонов комиссародержавия и их чёрное дело. Мы умираем мучениками идеи на заре мировой революции».
Литератор: Итак, как относятся стороны к террору? Литератор: Духом насилия была пропитана вся страна. И, я думаю, стоит сейчас учитывать, что каждый из пишущих тогда о гражданской войне, был на одной из сторон. Красные считали, что делают правое дело и белые считали, что служат интересам Родины.
Литератор: Итак, мы назвали причины, силы, участвовавшие в Гражданской войне, определение, что такое гражданская война. Главное о чём мы сегодня сказали – это странное, страшное разделение людей одной нации, одной страны и война между ними. «Это время оправдало старинное изречение: человек человеку волк». ЧТО СТРАШНО – каждая сторона считала себя абсолютно правой, достойной решать судьбу страны, а ведь это великая ответственность – ВЕРШИТЬ ИСТОРИЮ. С.Есенин Ах, яблочко, Цвета милого! Бьют Деникина, Бьют Корнилова. Цветочек мой, Цветик маковый. Ты скорей, адмирал, Отколчакивай. Там за степью гул, Там за степью гром, Каждый в битве защищает Свой отцовский дом. Курток кожаных Под Донцом не счесть. Видно, много в Петрограде Этой масти есть.
Историк: Завершить сегодняшний урок хочу стихотворением Игоря Северянина «Крашеные», в котором звучит мысль об абсурдности всего происходящего во время гражданской войны, абсурдности, потому что не должны люди одной страны быть волками друг другу, не должны ради каких-то сиюминутных идей и личных желаний подвергать страну и народ жестоким испытаниям. И. Северянин «Крашеные». Сегодня «красные», а завтра, «белые» Ах, не материи! ах, не цветы! — Людишки гнусные и озверелые, Мне надоевшие до тошноты. Сегодня пошлые и завтра пошлые, Сегодня жулики и завтра те ж, Они, бывалые, пройдохи дошлые, Вам спровоцируют любой мятеж. Идеи вздорные, мечты напрасные, Что в «их» теориях — путь к Божеству. Сегодня «белые», а завтра «красные» — Они бесцветные по существу.
| Задание №1. Выпишите в тетрадь строки из текста А.А.Блок – «Возмездие» (отрывок из поэмы), характеризующие ХХ век. Какие события они предвещают? Какие перемены в истории? Какая лексика использована в тексте?
Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла). Пожары дымные заката (Пророчества о нашем дне), Кометы грозной и хвостатой Ужасный призрак в вышине, Безжалостный конец Мессины (Стихийных сил не превозмочь), И неустанный рев машины, Кующей гибель день и ночь, Сознанье страшное обмана Всех прежних малых дум и вер, И первый взлет аэроплана В пустыню неизвестных сфер… И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи... Задание№2.Прочитать стихотворные тексты, перечислить причины, спровоцировавшие Гражданскую войну в ХХ веке (записать в тетрадь причины, названия текстов и имена авторов). З. Гиппиус «Веселье».
Блевотина войны — октябрьское веселье! От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье, О, бедная, о грешная страна! Какому дьяволу, какому псу в угоду, Каким кошмарным обуянный сном, Народ, безумствуя, убил свою свободу, И даже не убил — засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой, Смеются пушки, разевая рты... И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь!
М. Волошин «Москва»
В Москве на Красной площади Толпа черным-черна Гудит от тяжкой поступи Кремлёвская стена.
На рву у места Лобного, У церкви Покрова Возносят неподобные Нерусские слова
Ни свечи не засвечены, К обедне не звонят. Все груди красным мечены, И плещет красный плат.
По грязи ноги хлопают. Молчат. Подходят. Ждут. На паперти слепцы поют. Про кровь, про казнь, про суд
Волошин М. «Заклинание» (от усобиц.)
Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений Возникнет праведная Русь. Я за нее за всю молюсь И верю замыслам предвечным: Ее куют ударом мечным, Она мостится на костях, Она святится в ярых битвах, На жгучих строится мощах, В безумных плавится молитвах.
Зинаида Гиппиус «Веселье» Максимильян Волошин «Москва» Максимильян Волошин «Заклинание» (от усобиц).
Ответ студентов: - рабочие, крестьяне - офицеры, интеллигенция
Ответ студентов: - установить свою Советскую власть. - освободить Россию от Советской власти. Ответ студентов: Гражданская война – борьба граждан одной страны друг против друга.
Ответ студентов: Красные делают своё дело, хотя знают, что это жестоко, но так и надо. А белые считают себя непонятыми, пострадавшими.
Задание №3. Прочитайте 10 главу из поэмы Маяковского «Хорошо» и дайте ответы на вопросы: Как можно охарактеризовать моральную и эмоциональную обстановку в стране в период Гражданской войны? Назовите лидеров и направления белого движения. Какую роль играют в Гражданской войне иностранные державы?
Литератор: Все правы и не правы, каждый борется и отстаивает свою позицию, не задумываясь о последствиях. Вот этому доказательства. Сравните эмоциональную окраску и настроение стихотворных текстов. С.А. Есенин. Небо – как колокол Месяц – язык, Мать моя – Родина, Я – большевик.
Ради вселенского Братства людей, Радуюсь песней я Смерти твоей.
Крепкий и сильный На гибель твою. В колокол синий Я месяцем бью.
Братья – миряне Вам моя песнь. Слышу в тумане Светлую весть
А.А. Ахматова Не бывать тебе в живых Со снегу не вставать Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я Любит, Любит кровушку Русская земля.
Ответ студентов: В стихотворении С. Есенина здесь полная уверенность в правом деле, а у Ахматовой – плачь и неизбежность даже смирение с горькой судьбой |