Конспект урока
Тема: Начало Гражданской войны (9 класс)
Цель:
- сформировать представление о гражданской войне как битве альтернативных
возможностей России
- уяснить причины гражданской войны и социальный и политический состав противников
- разобрать причины иностранной интервенции
- познакомить с различными подходами о периодизации гражданской войны
План:
- Понятие и причины гражданской войны
- Участники
- Периодизация
- Интервенция
Оборудование: электронная презентация, фрагмент фильма «Адмирал», раздаточный
материал «Красная Армия и её задачи» статья Фрунзе, рассказ о
событиях в деревне
Ход урока
I. Оргмомент (настрой)
II. Подготовка к изучению новой темы
Попробуем перенестись в начало XX века. Переломное время русской истории, трагическое, бесспорно интересное и сейчас в начале XXI века. Весна. События в деревне
Работа с рассказом
Вопросы по рассказу: (слайд 3)
- Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?
- Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?
- Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?
- Кто из них прав?
Поиски ответа на вопросы: кто виноват, кто прав, как лучше выльется в России начала XX века в событие, цена которого перед вами (слайд 4)
Сегодня мы начинаем разговор о Гражданской войне. Наша задача выявить причины войны, основных участников и их задачи, отметить хронологические рамки этого события. (слайд 5)
- Новая тема
- Причины войны
- Что такое гражданская война?
- Гражданская война начала XX века – это первая в истории России гражданская война?
- Когда подобное событие уже было?
- Что стало причиной гражданской войны в XX веке?
Вспомогательные вопросы:
- Кто оказался у власти в октябре 1917 года?
- Что произошло с теми, кто был у власти до октября 1917 года? (слайд 4)
- В России начала XX века была одна партия? А у власти?
- Какое отношение к этому было у других партий?
- Когда и где они планировали мирным путем лишить большевиков власти? К чему это привело?
- Какое событие оскорбило патриотические чувства населения России?
- Какие экономические мероприятия провели большевики в деревне? К чему они привели?
- Противоборствующие силы
Давайте посмотрим из вышесказанного кто же «свои» и кто «чужие» в гражданской войне. По крайней мере, мы уже знаем одну сторону, одних участников
(составление схемы на доске)
Социальные силы Политические силы
Большевики буржуазия монархисты
помещики либералы: кадеты
часть офицерства октябристы
часть интеллигенции меньшевики
часть пролетариата правые эсеры
зажиточное и среднее крестьянство левые эсеры
красные белые
- Попробуйте определить кто выиграет гражданскую войну?
- Почему вы так решили?
Оппоненты красных должны выиграть, но для этого необходимы, по меньшей мере два условия.
- Какие?
- Насколько реальна перспектива образования единого лагеря оппонентов большевиков?
- Какой слой населения в России самый многочисленный?
- Кого, на ваш взгляд должны поддержать крестьяне?
В определенный момент крестьяне попытаются выступить самостоятельной силой, так возникнет движение «зеленых».
- Как вы думаете, за что будут сражаться каждая из сторон в гражданской войне?
(работа с документом Фрунзе «Красная армия и ее задачи») слайд 6
Вопросы:
- Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?
- Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?
- Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?
(просмотр фрагмента фильма «Адмирал»)
- За что собирается воевать один из лидеров белых в гражданской войне?
- Ничего странного не замечаете?
Каждая из сторон воевала за будущее России, за светлое, великое будущее, но каждая из сторон это будущее понимала и видела по-своему. Только свою идею считали единственно правильной. И за эту правильную идею готовы были идти до конца, не щадя ни своей, ни чужой жизни.
Событие усугубило еще и то, что в белом лагере каждая из групп имела свое представление о будущем, свою идею, уступать в чем-то кому-то никто не собирался. Объединяло этот лагерь только не6нависть к большевикам, к их политике.
- Периодизация
Настало время поговорить о хронологических рамках гражданской войны. Попробуем выяснить, когда начинается и когда заканчивается это противостояние.
На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу о периодизации. Выделяют несколько точек зрения. (Слайд 7)
- Что происходит в феврале 1917 года
Авторы этого подхода считают, что окончание войны - это оккупация Красной Армией независимых государств Закавказья, Хивы, Бухары, Дальневосточной республики. Эти события положили начало относительно стабильному развитию страны.
- Что происходит в октябре 1917 г?
Последнее крупное выступление против власти большевиков – это крестьянское восстание под предводительством Александра Антонова в Тамбовской губернии и выступление моряков в Кронштадте. После этого большая часть страны была под властью большевиков.
И, наконец, авторы третьего похода выделяют в гражданскую войну только открытое вооруженное противостояние. Все три подхода имеют право на существование. Когда вы познакомитесь с событиями подробнее ваше право выбирать любую периодизацию. Автор вашего учебника, и мы вместе с ним будем пока придерживаться третьего подхода. (Слайд 8)
4. Интервенция
- У кого, кроме населения России, Брестский мир вызвал резкое недовольство?
- Как называется явление, о котором пишет Фрунзе?
- Что такое интервенция?
(Слайд 9)
Лидирующую роль в интервенции сыграют Франция (Крым, Украина, Новороссийск) и Великобритания (Украина, Крым, Закавказье, Закаспийская область)
- Почему пик интервенции приходится на 1919 год?
- Каковы причины интервенции?
- Зачем другие страны вмешались во внутренние дела России, ведь это вмешательство для них оказалось недешевым? (слайд 10)
(слайд 11)
IV. Итог урока
Мы только начинаем разговор о Гражданской войне, но уже сегодня можем извлечь уроки из этого события.
- Какие уроки из гражданской войны мы можем извлечь?
(слайд 12)
- Каким образом нам изучать это событие, с чьей позиции?
(слайд 13)
V. Домашнее задание: Параграф 18 вопросы 2 – 6 устно
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Конспект урока
Тема: Начало Гражданской войны (9 класс)
Цель:
возможностей России
уяснить причины гражданской войны и социальный и политический состав противников
разобрать причины иностранной интервенции
познакомить с различными подходами о периодизации гражданской войны
План:
Понятие и причины гражданской войны
Участники
Периодизация
Интервенция
Оборудование: электронная презентация, фрагмент фильма «Адмирал», раздаточный
материал «Красная Армия и её задачи» статья Фрунзе, рассказ о
событиях в деревне
Ход урока
I. Оргмомент (настрой)
II. Подготовка к изучению новой темы
Попробуем перенестись в начало XX века. Переломное время русской истории, трагическое, бесспорно интересное и сейчас в начале XXI века. Весна. События в деревне
Работа с рассказом
Вопросы по рассказу: (слайд 3)
Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?
Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?
Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?
Кто из них прав?
Поиски ответа на вопросы: кто виноват, кто прав, как лучше выльется в России начала XX века в событие, цена которого перед вами (слайд 4)
Сегодня мы начинаем разговор о Гражданской войне. Наша задача выявить причины войны, основных участников и их задачи, отметить хронологические рамки этого события. (слайд 5)
Новая тема
Причины войны
Что такое гражданская война?
Гражданская война начала XX века – это первая в истории России гражданская война?
Когда подобное событие уже было?
Что стало причиной гражданской войны в XX веке?
Вспомогательные вопросы:
Кто оказался у власти в октябре 1917 года?
Что произошло с теми, кто был у власти до октября 1917 года? (слайд 4)
В России начала XX века была одна партия? А у власти?
Какое отношение к этому было у других партий?
Когда и где они планировали мирным путем лишить большевиков власти? К чему это привело?
Какое событие оскорбило патриотические чувства населения России?
Какие экономические мероприятия провели большевики в деревне? К чему они привели?
Противоборствующие силы
Давайте посмотрим из вышесказанного кто же «свои» и кто «чужие» в гражданской войне. По крайней мере, мы уже знаем одну сторону, одних участников
(составление схемы на доске)
Социальные силы Политические силы
Большевики буржуазия монархисты
помещики либералы: кадеты
часть офицерства октябристы
часть интеллигенции меньшевики
часть пролетариата правые эсеры
зажиточное и среднее крестьянство левые эсеры
красные белые
Оппоненты красных должны выиграть, но для этого необходимы, по меньшей мере два условия.
Какие?
Насколько реальна перспектива образования единого лагеря оппонентов большевиков?
Какой слой населения в России самый многочисленный?
Кого, на ваш взгляд должны поддержать крестьяне?
В определенный момент крестьяне попытаются выступить самостоятельной силой, так возникнет движение «зеленых».
(работа с документом Фрунзе «Красная армия и ее задачи») слайд 6
Вопросы:
Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?
Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?
Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?
(просмотр фрагмента фильма «Адмирал»)
Каждая из сторон воевала за будущее России, за светлое, великое будущее, но каждая из сторон это будущее понимала и видела по-своему. Только свою идею считали единственно правильной. И за эту правильную идею готовы были идти до конца, не щадя ни своей, ни чужой жизни.
Событие усугубило еще и то, что в белом лагере каждая из групп имела свое представление о будущем, свою идею, уступать в чем-то кому-то никто не собирался. Объединяло этот лагерь только не6нависть к большевикам, к их политике.
Периодизация
Настало время поговорить о хронологических рамках гражданской войны. Попробуем выяснить, когда начинается и когда заканчивается это противостояние.
На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу о периодизации. Выделяют несколько точек зрения. (Слайд 7)
Авторы этого подхода считают, что окончание войны - это оккупация Красной Армией независимых государств Закавказья, Хивы, Бухары, Дальневосточной республики. Эти события положили начало относительно стабильному развитию страны.
Последнее крупное выступление против власти большевиков – это крестьянское восстание под предводительством Александра Антонова в Тамбовской губернии и выступление моряков в Кронштадте. После этого большая часть страны была под властью большевиков.
И, наконец, авторы третьего похода выделяют в гражданскую войну только открытое вооруженное противостояние. Все три подхода имеют право на существование. Когда вы познакомитесь с событиями подробнее ваше право выбирать любую периодизацию. Автор вашего учебника, и мы вместе с ним будем пока придерживаться третьего подхода. (Слайд 8)
4. Интервенция
У кого, кроме населения России, Брестский мир вызвал резкое недовольство?
Как называется явление, о котором пишет Фрунзе?
Что такое интервенция?
(Слайд 9)
Лидирующую роль в интервенции сыграют Франция (Крым, Украина, Новороссийск) и Великобритания (Украина, Крым, Закавказье, Закаспийская область)
Почему пик интервенции приходится на 1919 год?
Каковы причины интервенции?
Зачем другие страны вмешались во внутренние дела России, ведь это вмешательство для них оказалось недешевым? (слайд 10)
(слайд 11)
IV. Итог урока
Мы только начинаем разговор о Гражданской войне, но уже сегодня можем извлечь уроки из этого события.
(слайд 12)
(слайд 13)
V. Домашнее задание: Параграф 18 вопросы 2 – 6 устно
4
Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»
М. В. Фрунзе
Красная Армия и её задачи
…Не одна пара хищных, завистливо-жадных глаз международных разбойников зарится на достояние русского народа. Обуреваемые страшной ненавистью к Советской России, отказавшейся платить им многомиллиардные долги царского правительства, не пожелавшей лить кровь своих солдат за интересы английских, французских, японских и американских банкиров, эти господа, пользуясь нашей временной слабостью, как хищные звери, рвут на части наше добро. На севере у Белого моря хозяйничают англичане, вырубают и отправляют наши леса в Англию; на Кавказе они же забрали Баку и лишили нас нефти и керосина; в Сибири орудуют японцы, вывозят к себе наше золото, пушнину, хлеб, скупая фабрики, копи, заводы и закабаляя народ. В области Войска Донского под покровом союзников, на их деньги и их оружие бывшие царские палачи-генералы и помещики работают над восстановлением царского режима в России.
Что в случае удачи планов этих разбойников ожидает русских рабочих и крестьян? Полное закабаление эксплуататорами на долгие десятки лет, превращение России в колонию иностранного капитала, отнятие у народа всякой возможности устроить наконец жизнь к лучшему.
Такова обстановка, в которой вынужден жить сейчас русский народ. Немудрено поэтому, что мы почти задыхаемся, наполовину голодаем. Дальше жить так нельзя. Надо либо разорвать ту петлю, которой сжимает шею русского народа банда своих и иностранных разбойников, либо сдаться на их волю и милость. Надо либо пробить дорогу к хлебу, нефти, хлопку, железу, либо умереть от истощения. Иных путей нет.
Вопросы:
Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?
Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?
Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?
М. В. Фрунзе
Красная Армия и её задачи
…Не одна пара хищных, завистливо-жадных глаз международных разбойников зарится на достояние русского народа. Обуреваемые страшной ненавистью к Советской России, отказавшейся платить им многомиллиардные долги царского правительства, не пожелавшей лить кровь своих солдат за интересы английских, французских, японских и американских банкиров, эти господа, пользуясь нашей временной слабостью, как хищные звери, рвут на части наше добро. На севере у Белого моря хозяйничают англичане, вырубают и отправляют наши леса в Англию; на Кавказе они же забрали Баку и лишили нас нефти и керосина; в Сибири орудуют японцы, вывозят к себе наше золото, пушнину, хлеб, скупая фабрики, копи, заводы и закабаляя народ. В области Войска Донского под покровом союзников, на их деньги и их оружие бывшие царские палачи-генералы и помещики работают над восстановлением царского режима в России.
Что в случае удачи планов этих разбойников ожидает русских рабочих и крестьян? Полное закабаление эксплуататорами на долгие десятки лет, превращение России в колонию иностранного капитала, отнятие у народа всякой возможности устроить наконец жизнь к лучшему.
Такова обстановка, в которой вынужден жить сейчас русский народ. Немудрено поэтому, что мы почти задыхаемся, наполовину голодаем. Дальше жить так нельзя. Надо либо разорвать ту петлю, которой сжимает шею русского народа банда своих и иностранных разбойников, либо сдаться на их волю и милость. Надо либо пробить дорогу к хлебу, нефти, хлопку, железу, либо умереть от истощения. Иных путей нет.
Вопросы:
Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?
Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?
Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?
Россия 1921 год
Весенняя распутица застает вас в деревенской глуши. На пригорке стоит деревянная церковь. Около неё происходит что-то странное: двери распахнуты настежь, слышна ругань вперемежку с молитвами.
Вооруженные люди с красными петлицами что-то выносят из церкви и грузят на подводу, над которой прикреплен лозунг «В пользу голодающих».
Вдруг вы замечаете невысокую старушку в темном одеянии, она что-то несет под полой. Вы окликаете её, от испуга она роняет на землю предмет, это что-то церковного кадила. Зачем она его взяла?
От страха у старушки заплетается язык. Это вещь исключительной красоты. Она покрыта золотом. Ею при службе пользовался ещё её отец, который был когда-то священником в церкви. А сейчас пришла новая власть: два дня назад из города приехали военные, которые стали забирать из церкви все ценные вещи. На вчерашнем собрании в сельсовете один военный объяснил им, что священники нажили эти сокровища на крестьянской крови, вливая им в умы «опиум» религиозного дурмана. И теперь эти богатства должны вернуться к крестьянам. Их изымают для того, чтобы накормить голодных детей на Волге.
Но веди святые вещи нельзя продавать! Как они это не понимают?!
И вчера на собрании батюшка стал им про это говорить, так они его тут же взяли под стражу и утром увезли в город, обвинили его в том, что ему не жаль голодных детей.
Старушка надеется сохранить у себя кадило до лучших времен. В конце концов, эти нехристи должны понять, что нельзя жить без Бога, иначе на кого же надеяться. Неужели не найдется в Отечестве никого, кто защитил бы распятого Христа?
Вопросы:
Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?
Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?
Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?
Кто из них прав?
Россия 1921 год
Весенняя распутица застает вас в деревенской глуши. На пригорке стоит деревянная церковь. Около неё происходит что-то странное: двери распахнуты настежь, слышна ругань вперемежку с молитвами.
Вооруженные люди с красными петлицами что-то выносят из церкви и грузят на подводу, над которой прикреплен лозунг «В пользу голодающих».
Вдруг вы замечаете невысокую старушку в темном одеянии, она что-то несет под полой. Вы окликаете её, от испуга она роняет на землю предмет, это что-то церковного кадила. Зачем она его взяла?
От страха у старушки заплетается язык. Это вещь исключительной красоты. Она покрыта золотом. Ею при службе пользовался ещё её отец, который был когда-то священником в церкви. А сейчас пришла новая власть: два дня назад из города приехали военные, которые стали забирать из церкви все ценные вещи. На вчерашнем собрании в сельсовете один военный объяснил им, что священники нажили эти сокровища на крестьянской крови, вливая им в умы «опиум» религиозного дурмана. И теперь эти богатства должны вернуться к крестьянам. Их изымают для того, чтобы накормить голодных детей на Волге.
Но веди святые вещи нельзя продавать! Как они это не понимают?!
И вчера на собрании батюшка стал им про это говорить, так они его тут же взяли под стражу и утром увезли в город, обвинили его в том, что ему не жаль голодных детей.
Старушка надеется сохранить у себя кадило до лучших времен. В конце концов, эти нехристи должны понять, что нельзя жить без Бога, иначе на кого же надеяться. Неужели не найдется в Отечестве никого, кто защитил бы распятого Христа?
Вопросы:
Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?
Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?
Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?
Кто из них прав?
Просмотр содержимого презентации
«Гражданская война»
История России
9 класс
Тема: Начало Гражданская война
Вопросы:
- Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?
- Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?
- Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?
- Кто из них прав?
Потери в Гражданской войне
- 8 млн. человек - потери на фронте, жертвы красного и белого террора, голода, болезней
- 2 млн . человек - оказались в эмиграции
- 50 млрд. золотых рублей - экономический ущерб
- В 7 раз сократилось промышленное производство (по сравнению с 1913 г.)
- На 38 % сократилось с/х производство
План урока
- Причины Гражданской войны
- Участники
- Периодизация
- Интервенция
Причины гражданской войны
1. Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти большевиков.
2. Борьба политических партий. Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания.
3. Брестский мир и его последствия.
4. Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 года.
М. В. Фрунзе Красная Армия и её задачи
… Не одна пара хищных, завистливо-жадных глаз международных разбойников зарится на достояние русского народа. Обуреваемые страшной ненавистью к Советской России, отказавшейся платить им многомиллиардные долги царского правительства, не пожелавшей лить кровь своих солдат за интересы английских, французских, японских и американских банкиров, эти господа, пользуясь нашей временной слабостью, как хищные звери, рвут на части наше добро. На севере у Белого моря хозяйничают англичане, вырубают и отправляют наши леса в Англию; на Кавказе они же забрали Баку и лишили нас нефти и керосина; в Сибири орудуют японцы, вывозят к себе наше золото, пушнину, хлеб, скупая фабрики, копи, заводы и закабаляя народ. В области Войска Донского под покровом союзников, на их деньги и их оружие бывшие царские палачи-генералы и помещики работают над восстановлением царского режима в России.
Что в случае удачи планов этих разбойников ожидает русских рабочих и крестьян? Полное закабаление эксплуататорами на долгие десятки лет, превращение России в колонию иностранного капитала, отнятие у народа всякой возможности устроить наконец жизнь к лучшему.
Такова обстановка, в которой вынужден жить сейчас русский народ. Немудрено поэтому, что мы почти задыхаемся, наполовину голодаем. Дальше жить так нельзя. Надо либо разорвать ту петлю, которой сжимает шею русского народа банда своих и иностранных разбойников, либо сдаться на их волю и милость. Надо либо пробить дорогу к хлебу, нефти, хлопку, железу, либо умереть от истощения. Иных путей нет.
Вопросы:
1. Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?
2. Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?
3. Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне
Периодизация
1918 - 1920
Октябрь
1917
Февраль
1917
1924
1922
Периодизация
1918 г. – начало (выступление чехословацкого корпуса)
1920 г. – окончание (разгром войск Врангеля в Крыму)
1920 – 1921 гг. – «малая гражданская война»
Февраль 1919 год
В интервенции участвовало 200 тысяч человек
(максимальное число):
- 45 тыс. человек – англичане
- 14 тыс. человек – французы и американцы
- 80 тыс. человек – японцы
- 42 тыс. человек – чехословаки
- 3 тыс. человек - итальянцы
Расходы интервентов
- Франция – 11 млн. франков
- Англия – 80 тыс. фунтов стерлингов
- США – 12 млн. долларов (займ)
Причины интервенции
Боялись
социалистического
влияния
Защищали свою
собственность
Разделаться с Советской властью
Уроки
- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия.
- Высшая ценность не идеи, а человеческая жизнь.
- В Гражданской войне не бывает победителей.
- Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссу.
- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена
Б. Васильев
«Понять, что Гражданская война есть ни с чем не
сравнимая народная трагедия, в которой никогда не
было победителей.. и постичь, что братья, столь
щедро и долго проливающие кровь друг друга,
сражались за Россию, за её завтрашний день, который
каждая из сторон видела и понимала по своему…
Пусть над красным и белым обелисками Россия
вознесет венок скорби и уважения. Тогда придет
покаяние. И только тогда закончится Гражданская
война».