kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начало гражданской войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока               

Тема: Начало Гражданской войны   (9 класс)

 Цель:

  • сформировать представление о гражданской войне как битве альтернативных

          возможностей России

  • уяснить причины гражданской войны и социальный и политический состав противников
  • разобрать причины иностранной интервенции
  • познакомить с различными подходами о периодизации гражданской войны

План:

  1. Понятие и причины гражданской войны
  2. Участники
  3. Периодизация
  4. Интервенция

Оборудование: электронная презентация, фрагмент фильма «Адмирал», раздаточный

                                 материал «Красная Армия и её задачи» статья Фрунзе, рассказ о

                                 событиях в деревне

 

Ход урока

I.  Оргмомент (настрой)

II. Подготовка к изучению новой темы

Попробуем перенестись в начало XX века. Переломное время русской истории, трагическое, бесспорно интересное и сейчас в начале XXI века. Весна. События в деревне

Работа с рассказом

Вопросы по рассказу: (слайд 3)

  • Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?
  • Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?
  • Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?
  • Кто из них прав?

Поиски ответа на вопросы: кто виноват, кто прав, как лучше выльется в России начала XX века в событие, цена которого перед вами (слайд 4)

Сегодня мы начинаем разговор о Гражданской войне. Наша задача выявить причины войны, основных участников и их задачи, отметить хронологические рамки этого события. (слайд 5)

  1. Новая тема
  1. Причины войны
    • Что такое гражданская война?
    • Гражданская война начала XX века – это первая в истории России гражданская война?
    • Когда подобное событие уже было?
    • Что стало причиной гражданской войны в XX веке?

Вспомогательные вопросы:

  • Кто оказался у власти в октябре 1917 года?
  • Что произошло с теми, кто был у власти до октября 1917 года? (слайд 4)
  • В России начала XX века была одна партия? А у власти?
  • Какое отношение к этому было у других партий?
  • Когда и где они планировали мирным путем лишить большевиков власти? К чему это привело?
  • Какое событие оскорбило патриотические чувства населения России?
  • Какие экономические мероприятия провели большевики в деревне? К чему они привели?
  1. Противоборствующие силы

Давайте посмотрим из вышесказанного кто же «свои» и кто «чужие» в гражданской войне. По крайней мере, мы уже знаем одну сторону, одних участников

                                    (составление схемы на доске)

                                   

                                          Социальные силы                                    Политические силы

 

Большевики                        буржуазия                                                 монархисты

                                             помещики                                                  либералы: кадеты

                                             часть офицерства                                                  октябристы

                                             часть интеллигенции                                меньшевики

                                             часть пролетариата                                  правые эсеры

                                             зажиточное и среднее крестьянство     левые эсеры

     

    красные                      белые

 

  • Попробуйте определить кто выиграет гражданскую войну?
  • Почему вы так решили?

Оппоненты красных должны выиграть, но для этого необходимы, по меньшей мере два условия.

  • Какие?
  • Насколько реальна перспектива образования единого лагеря оппонентов  большевиков?
  • Какой слой населения в России самый многочисленный?
  • Кого, на ваш взгляд должны поддержать крестьяне?

В определенный момент крестьяне попытаются выступить самостоятельной силой, так возникнет движение «зеленых».

  • Как вы думаете, за что будут сражаться каждая из сторон в гражданской войне?

(работа с документом Фрунзе «Красная армия и ее задачи») слайд 6

Вопросы:

  • Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?
  • Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?
  • Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?

(просмотр фрагмента фильма «Адмирал»)

  • За что собирается воевать один из лидеров белых в гражданской войне?
  • Ничего странного не замечаете?

Каждая из сторон воевала за будущее России, за светлое, великое будущее, но каждая из сторон это будущее понимала и видела по-своему. Только свою идею считали единственно правильной. И за эту правильную идею готовы были идти до конца, не щадя ни своей, ни чужой жизни.

Событие усугубило еще и то, что в белом лагере каждая из групп имела свое представление о будущем, свою идею, уступать в чем-то кому-то никто не собирался. Объединяло этот лагерь только не6нависть  к большевикам, к их политике.

  1. Периодизация

Настало время поговорить о хронологических рамках  гражданской войны. Попробуем выяснить, когда начинается и когда заканчивается это противостояние.

На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу о периодизации. Выделяют несколько точек зрения. (Слайд 7)

  • Что происходит в феврале 1917 года

Авторы этого подхода считают, что окончание войны  - это оккупация Красной Армией независимых государств Закавказья, Хивы, Бухары, Дальневосточной республики. Эти события положили начало относительно стабильному развитию страны.

  • Что происходит в октябре 1917 г?

Последнее крупное выступление против власти большевиков – это крестьянское восстание под предводительством Александра Антонова в Тамбовской губернии и выступление моряков в Кронштадте. После этого большая часть страны была под властью большевиков.

И, наконец, авторы третьего похода выделяют в гражданскую войну только открытое вооруженное противостояние. Все три подхода имеют право на существование. Когда вы познакомитесь с событиями подробнее ваше право выбирать любую периодизацию. Автор вашего учебника, и мы вместе с ним будем пока придерживаться третьего подхода. (Слайд 8)

        4. Интервенция

  • У кого, кроме населения России, Брестский мир вызвал резкое недовольство?
  • Как называется явление, о котором пишет Фрунзе?
  • Что такое интервенция?

(Слайд 9)

Лидирующую роль в интервенции сыграют Франция (Крым, Украина, Новороссийск) и Великобритания (Украина, Крым, Закавказье, Закаспийская область)

  • Почему пик интервенции приходится на 1919 год?
  •  Каковы причины интервенции?
  • Зачем другие страны вмешались во внутренние дела России, ведь это вмешательство для них оказалось недешевым? (слайд 10)

 (слайд 11)

  IV. Итог урока

Мы только начинаем разговор о Гражданской войне, но уже сегодня можем извлечь уроки из этого события.

  • Какие уроки из гражданской войны мы можем извлечь?

 (слайд 12)

  • Каким образом нам изучать это событие, с чьей позиции?

 (слайд 13)

V. Домашнее задание: Параграф 18 вопросы 2 – 6 устно

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Конспект урока

Тема: Начало Гражданской войны (9 класс)

Цель:

  • сформировать представление о гражданской войне как битве альтернативных

возможностей России

  • уяснить причины гражданской войны и социальный и политический состав противников

  • разобрать причины иностранной интервенции

  • познакомить с различными подходами о периодизации гражданской войны

План:

    1. Понятие и причины гражданской войны

    2. Участники

    3. Периодизация

    4. Интервенция

Оборудование: электронная презентация, фрагмент фильма «Адмирал», раздаточный

материал «Красная Армия и её задачи» статья Фрунзе, рассказ о

событиях в деревне


Ход урока

I. Оргмомент (настрой)

II. Подготовка к изучению новой темы

Попробуем перенестись в начало XX века. Переломное время русской истории, трагическое, бесспорно интересное и сейчас в начале XXI века. Весна. События в деревне

Работа с рассказом

Вопросы по рассказу: (слайд 3)

  • Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?

  • Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?

  • Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?

  • Кто из них прав?

Поиски ответа на вопросы: кто виноват, кто прав, как лучше выльется в России начала XX века в событие, цена которого перед вами (слайд 4)

Сегодня мы начинаем разговор о Гражданской войне. Наша задача выявить причины войны, основных участников и их задачи, отметить хронологические рамки этого события. (слайд 5)

  1. Новая тема

  1. Причины войны

    • Что такое гражданская война?

    • Гражданская война начала XX века – это первая в истории России гражданская война?

    • Когда подобное событие уже было?

    • Что стало причиной гражданской войны в XX веке?

Вспомогательные вопросы:

  • Кто оказался у власти в октябре 1917 года?

  • Что произошло с теми, кто был у власти до октября 1917 года? (слайд 4)

  • В России начала XX века была одна партия? А у власти?

  • Какое отношение к этому было у других партий?

  • Когда и где они планировали мирным путем лишить большевиков власти? К чему это привело?

  • Какое событие оскорбило патриотические чувства населения России?

  • Какие экономические мероприятия провели большевики в деревне? К чему они привели?

  1. Противоборствующие силы

Давайте посмотрим из вышесказанного кто же «свои» и кто «чужие» в гражданской войне. По крайней мере, мы уже знаем одну сторону, одних участников

(составление схемы на доске)

Социальные силы Политические силы


Большевики буржуазия монархисты

помещики либералы: кадеты

часть офицерства октябристы

часть интеллигенции меньшевики

часть пролетариата правые эсеры

зажиточное и среднее крестьянство левые эсеры

красные белые


  • Попробуйте определить кто выиграет гражданскую войну?

  • Почему вы так решили?

Оппоненты красных должны выиграть, но для этого необходимы, по меньшей мере два условия.

  • Какие?

  • Насколько реальна перспектива образования единого лагеря оппонентов большевиков?

  • Какой слой населения в России самый многочисленный?

  • Кого, на ваш взгляд должны поддержать крестьяне?

В определенный момент крестьяне попытаются выступить самостоятельной силой, так возникнет движение «зеленых».

  • Как вы думаете, за что будут сражаться каждая из сторон в гражданской войне?

(работа с документом Фрунзе «Красная армия и ее задачи») слайд 6

Вопросы:

  • Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?

  • Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?

  • Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?

(просмотр фрагмента фильма «Адмирал»)

  • За что собирается воевать один из лидеров белых в гражданской войне?

  • Ничего странного не замечаете?

Каждая из сторон воевала за будущее России, за светлое, великое будущее, но каждая из сторон это будущее понимала и видела по-своему. Только свою идею считали единственно правильной. И за эту правильную идею готовы были идти до конца, не щадя ни своей, ни чужой жизни.

Событие усугубило еще и то, что в белом лагере каждая из групп имела свое представление о будущем, свою идею, уступать в чем-то кому-то никто не собирался. Объединяло этот лагерь только не6нависть к большевикам, к их политике.

  1. Периодизация

Настало время поговорить о хронологических рамках гражданской войны. Попробуем выяснить, когда начинается и когда заканчивается это противостояние.

На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу о периодизации. Выделяют несколько точек зрения. (Слайд 7)

  • Что происходит в феврале 1917 года

Авторы этого подхода считают, что окончание войны - это оккупация Красной Армией независимых государств Закавказья, Хивы, Бухары, Дальневосточной республики. Эти события положили начало относительно стабильному развитию страны.

  • Что происходит в октябре 1917 г?

Последнее крупное выступление против власти большевиков – это крестьянское восстание под предводительством Александра Антонова в Тамбовской губернии и выступление моряков в Кронштадте. После этого большая часть страны была под властью большевиков.

И, наконец, авторы третьего похода выделяют в гражданскую войну только открытое вооруженное противостояние. Все три подхода имеют право на существование. Когда вы познакомитесь с событиями подробнее ваше право выбирать любую периодизацию. Автор вашего учебника, и мы вместе с ним будем пока придерживаться третьего подхода. (Слайд 8)

4. Интервенция

  • У кого, кроме населения России, Брестский мир вызвал резкое недовольство?

  • Как называется явление, о котором пишет Фрунзе?

  • Что такое интервенция?

(Слайд 9)

Лидирующую роль в интервенции сыграют Франция (Крым, Украина, Новороссийск) и Великобритания (Украина, Крым, Закавказье, Закаспийская область)

  • Почему пик интервенции приходится на 1919 год?

  • Каковы причины интервенции?

  • Зачем другие страны вмешались во внутренние дела России, ведь это вмешательство для них оказалось недешевым? (слайд 10)

(слайд 11)

IV. Итог урока

Мы только начинаем разговор о Гражданской войне, но уже сегодня можем извлечь уроки из этого события.

  • Какие уроки из гражданской войны мы можем извлечь?

(слайд 12)

  • Каким образом нам изучать это событие, с чьей позиции?

(слайд 13)

V. Домашнее задание: Параграф 18 вопросы 2 – 6 устно

4



Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

М. В. Фрунзе

Красная Армия и её задачи

…Не одна пара хищных, завистливо-жадных глаз международных разбойников зарится на достояние русского народа. Обуреваемые страшной ненавистью к Советской России, отказавшейся платить им многомиллиардные долги царского правительства, не пожелавшей лить кровь своих солдат за интересы английских, французских, японских и американских банкиров, эти господа, пользуясь нашей временной слабостью, как хищные звери, рвут на части наше добро. На севере у Белого моря хозяйничают англичане, вырубают и отправляют наши леса в Англию; на Кавказе они же забрали Баку и лишили нас нефти и керосина; в Сибири орудуют японцы, вывозят к себе наше золото, пушнину, хлеб, скупая фабрики, копи, заводы и закабаляя народ. В области Войска Донского под покровом союзников, на их деньги и их оружие бывшие царские палачи-генералы и помещики работают над восстановлением царского режима в России.

Что в случае удачи планов этих разбойников ожидает русских рабочих и крестьян? Полное закабаление эксплуататорами на долгие десятки лет, превращение России в колонию иностранного капитала, отнятие у народа всякой возможности устроить наконец жизнь к лучшему.

Такова обстановка, в которой вынужден жить сейчас русский народ. Немудрено поэтому, что мы почти задыхаемся, наполовину голодаем. Дальше жить так нельзя. Надо либо разорвать ту петлю, которой сжимает шею русского народа банда своих и иностранных разбойников, либо сдаться на их волю и милость. Надо либо пробить дорогу к хлебу, нефти, хлопку, железу, либо умереть от истощения. Иных путей нет.

Вопросы:

  1. Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?

  2. Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?

  3. Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?



М. В. Фрунзе

Красная Армия и её задачи

…Не одна пара хищных, завистливо-жадных глаз международных разбойников зарится на достояние русского народа. Обуреваемые страшной ненавистью к Советской России, отказавшейся платить им многомиллиардные долги царского правительства, не пожелавшей лить кровь своих солдат за интересы английских, французских, японских и американских банкиров, эти господа, пользуясь нашей временной слабостью, как хищные звери, рвут на части наше добро. На севере у Белого моря хозяйничают англичане, вырубают и отправляют наши леса в Англию; на Кавказе они же забрали Баку и лишили нас нефти и керосина; в Сибири орудуют японцы, вывозят к себе наше золото, пушнину, хлеб, скупая фабрики, копи, заводы и закабаляя народ. В области Войска Донского под покровом союзников, на их деньги и их оружие бывшие царские палачи-генералы и помещики работают над восстановлением царского режима в России.

Что в случае удачи планов этих разбойников ожидает русских рабочих и крестьян? Полное закабаление эксплуататорами на долгие десятки лет, превращение России в колонию иностранного капитала, отнятие у народа всякой возможности устроить наконец жизнь к лучшему.

Такова обстановка, в которой вынужден жить сейчас русский народ. Немудрено поэтому, что мы почти задыхаемся, наполовину голодаем. Дальше жить так нельзя. Надо либо разорвать ту петлю, которой сжимает шею русского народа банда своих и иностранных разбойников, либо сдаться на их волю и милость. Надо либо пробить дорогу к хлебу, нефти, хлопку, железу, либо умереть от истощения. Иных путей нет.

Вопросы:

  1. Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?

  2. Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?

  3. Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?



Россия 1921 год

Весенняя распутица застает вас в деревенской глуши. На пригорке стоит деревянная церковь. Около неё происходит что-то странное: двери распахнуты настежь, слышна ругань вперемежку с молитвами.

Вооруженные люди с красными петлицами что-то выносят из церкви и грузят на подводу, над которой прикреплен лозунг «В пользу голодающих».

Вдруг вы замечаете невысокую старушку в темном одеянии, она что-то несет под полой. Вы окликаете её, от испуга она роняет на землю предмет, это что-то церковного кадила. Зачем она его взяла?

От страха у старушки заплетается язык. Это вещь исключительной красоты. Она покрыта золотом. Ею при службе пользовался ещё её отец, который был когда-то священником в церкви. А сейчас пришла новая власть: два дня назад из города приехали военные, которые стали забирать из церкви все ценные вещи. На вчерашнем собрании в сельсовете один военный объяснил им, что священники нажили эти сокровища на крестьянской крови, вливая им в умы «опиум» религиозного дурмана. И теперь эти богатства должны вернуться к крестьянам. Их изымают для того, чтобы накормить голодных детей на Волге.

Но веди святые вещи нельзя продавать! Как они это не понимают?!

И вчера на собрании батюшка стал им про это говорить, так они его тут же взяли под стражу и утром увезли в город, обвинили его в том, что ему не жаль голодных детей.

Старушка надеется сохранить у себя кадило до лучших времен. В конце концов, эти нехристи должны понять, что нельзя жить без Бога, иначе на кого же надеяться. Неужели не найдется в Отечестве никого, кто защитил бы распятого Христа?

Вопросы:

  1. Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?

  2. Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?

  3. Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?

  4. Кто из них прав?

Россия 1921 год

Весенняя распутица застает вас в деревенской глуши. На пригорке стоит деревянная церковь. Около неё происходит что-то странное: двери распахнуты настежь, слышна ругань вперемежку с молитвами.

Вооруженные люди с красными петлицами что-то выносят из церкви и грузят на подводу, над которой прикреплен лозунг «В пользу голодающих».

Вдруг вы замечаете невысокую старушку в темном одеянии, она что-то несет под полой. Вы окликаете её, от испуга она роняет на землю предмет, это что-то церковного кадила. Зачем она его взяла?

От страха у старушки заплетается язык. Это вещь исключительной красоты. Она покрыта золотом. Ею при службе пользовался ещё её отец, который был когда-то священником в церкви. А сейчас пришла новая власть: два дня назад из города приехали военные, которые стали забирать из церкви все ценные вещи. На вчерашнем собрании в сельсовете один военный объяснил им, что священники нажили эти сокровища на крестьянской крови, вливая им в умы «опиум» религиозного дурмана. И теперь эти богатства должны вернуться к крестьянам. Их изымают для того, чтобы накормить голодных детей на Волге.

Но веди святые вещи нельзя продавать! Как они это не понимают?!

И вчера на собрании батюшка стал им про это говорить, так они его тут же взяли под стражу и утром увезли в город, обвинили его в том, что ему не жаль голодных детей.

Старушка надеется сохранить у себя кадило до лучших времен. В конце концов, эти нехристи должны понять, что нельзя жить без Бога, иначе на кого же надеяться. Неужели не найдется в Отечестве никого, кто защитил бы распятого Христа?

Вопросы:

  1. Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?

  2. Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?

  3. Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?

  4. Кто из них прав?

Просмотр содержимого презентации
«Гражданская война»

История России 9 класс Тема: Начало Гражданская война

История России

9 класс

Тема: Начало Гражданская война

Вопросы:

Вопросы:

  • Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?
  • Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?
  • Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?
  • Кто из них прав?
Потери в Гражданской войне

Потери в Гражданской войне

  • 8 млн. человек - потери на фронте, жертвы красного и белого террора, голода, болезней
  • 2 млн . человек - оказались в эмиграции
  • 50 млрд. золотых рублей - экономический ущерб
  • В 7 раз сократилось промышленное производство (по сравнению с 1913 г.)
  • На 38 % сократилось с/х производство
План урока

План урока

  • Причины Гражданской войны
  • Участники
  • Периодизация
  • Интервенция
Причины гражданской войны 1. Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти большевиков. 2. Борьба политических партий. Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3. Брестский мир и его последствия. 4. Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 года.

Причины гражданской войны

1. Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти большевиков.

2. Борьба политических партий. Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания.

3. Брестский мир и его последствия.

4. Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 года.

М. В. Фрунзе Красная Армия и её задачи

… Не одна пара хищных, завистливо-жадных глаз международных разбойников зарится на достояние русского народа. Обуреваемые страшной ненавистью к Советской России, отказавшейся платить им многомиллиардные долги царского правительства, не пожелавшей лить кровь своих солдат за интересы английских, французских, японских и американских банкиров, эти господа, пользуясь нашей временной слабостью, как хищные звери, рвут на части наше добро. На севере у Белого моря хозяйничают англичане, вырубают и отправляют наши леса в Англию; на Кавказе они же забрали Баку и лишили нас нефти и керосина; в Сибири орудуют японцы, вывозят к себе наше золото, пушнину, хлеб, скупая фабрики, копи, заводы и закабаляя народ. В области Войска Донского под покровом союзников, на их деньги и их оружие бывшие царские палачи-генералы и помещики работают над восстановлением царского режима в России.

Что в случае удачи планов этих разбойников ожидает русских рабочих и крестьян? Полное закабаление эксплуататорами на долгие десятки лет, превращение России в колонию иностранного капитала, отнятие у народа всякой возможности устроить наконец жизнь к лучшему.

Такова обстановка, в которой вынужден жить сейчас русский народ. Немудрено поэтому, что мы почти задыхаемся, наполовину голодаем. Дальше жить так нельзя. Надо либо разорвать ту петлю, которой сжимает шею русского народа банда своих и иностранных разбойников, либо сдаться на их волю и милость. Надо либо пробить дорогу к хлебу, нефти, хлопку, железу, либо умереть от истощения. Иных путей нет.

Вопросы:

1. Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?

2. Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?

3. Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне

Периодизация 1918 - 1920 Октябрь 1917 Февраль 1917 1924 1922

Периодизация

1918 - 1920

Октябрь

1917

Февраль

1917

1924

1922

Периодизация 1918 г. – начало (выступление чехословацкого корпуса) 1920 г. – окончание (разгром войск Врангеля в Крыму) 1920 – 1921 гг. – «малая гражданская война»

Периодизация

1918 г. – начало (выступление чехословацкого корпуса)

1920 г. – окончание (разгром войск Врангеля в Крыму)

1920 – 1921 гг. – «малая гражданская война»

Февраль 1919 год В интервенции участвовало 200 тысяч человек (максимальное число):

Февраль 1919 год

В интервенции участвовало 200 тысяч человек

(максимальное число):

  • 45 тыс. человек – англичане
  • 14 тыс. человек – французы и американцы
  • 80 тыс. человек – японцы
  • 42 тыс. человек – чехословаки
  • 3 тыс. человек - итальянцы
Расходы интервентов

Расходы интервентов

  • Франция – 11 млн. франков
  • Англия – 80 тыс. фунтов стерлингов
  • США – 12 млн. долларов (займ)
Причины интервенции Боялись социалистического  влияния Защищали свою собственность Разделаться с Советской властью

Причины интервенции

Боялись

социалистического

влияния

Защищали свою

собственность

Разделаться с Советской властью

Уроки

Уроки

  • Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия.
  • Высшая ценность не идеи, а человеческая жизнь.
  • В Гражданской войне не бывает победителей.
  • Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссу.
  • Диктатура одного класса или партии должна быть исключена
Б. Васильев «Понять, что Гражданская война есть ни с чем не  сравнимая народная трагедия, в которой никогда не  было победителей.. и постичь, что братья, столь  щедро и долго проливающие кровь друг друга,  сражались за Россию, за её завтрашний день, который  каждая из сторон видела и понимала по своему… Пусть над красным и белым обелисками Россия вознесет венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится Гражданская война».

Б. Васильев

«Понять, что Гражданская война есть ни с чем не

сравнимая народная трагедия, в которой никогда не

было победителей.. и постичь, что братья, столь

щедро и долго проливающие кровь друг друга,

сражались за Россию, за её завтрашний день, который

каждая из сторон видела и понимала по своему…

Пусть над красным и белым обелисками Россия

вознесет венок скорби и уважения. Тогда придет

покаяние. И только тогда закончится Гражданская

война».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Начало гражданской войны

Автор: Михайлова Ирина Юрьевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Гражданская война в России : взгляд из будущего"
    ["seo_title"] => string(48) "grazhdanskaiavoinavrossiivzghliadizbudushchiegho"
    ["file_id"] => string(6) "257682"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448372843"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. "
    ["seo_title"] => string(76) "kazakhstan-v-ghody-ghrazhdanskoi-voiny-i-inostrannoi-voiennoi-intiervientsii"
    ["file_id"] => string(6) "166872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423001624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Урок по истории "Гражданская война""
    ["seo_title"] => string(35) "urok_po_istorii_grazhdanskaia_voina"
    ["file_id"] => string(6) "349973"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476719003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "«Начало гражданской войны и развитие белого движения»"
    ["seo_title"] => string(60) "nachalo_ghrazhdanskoi_voiny_i_razvitiie_bielogho_dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "438600"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510590305"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства