kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю.Яковлев "Белые журавлики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная цель:  содействовать пониманию глобальных экологических проблем как угрозы человечеству,  «открыть» нравственные аспекты проблемы сохранения мира на земле.

Задачи:

•          познакомить с произведением поэта-прозаика Юрия  Яковлевича Яковлева; 

•          активизировать словарный  запас учащихся; способствовать развитию устной

            выразительной речи;   

•          развивать воображение, память при изучении  литературоведческих понятий;

•          воспитывать любовь к своей Родине, гражданскую позицию;

•          вызвать эмоциональной отклик на ситуации современной истории и в процессе

            восприятия художественного произведения.

Оборудование: слайды; фотографии: атомный  взрыв, последствия ядерных взрывов, Садако Сасаки, «Хрестоматия».

Методы: беседа, объяснение, демонстрационный, практический, творческий.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

2. «Круг радости».

Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте, все, кто верит доброте!

Здравствуйте все, кто не жалея сил.

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня!

Рады мы всем, кто верит доброте!

Рады мы всем, кто не жалея сил.

Делится счастьем своим!

3. Актуализация предварительных знаний.

 а) Беседа.

-Ребята, давайте поговорим о том, что такое счастье.  Вспомним, что нужно человеку для счастья?

- Прочитайте на доске девиз нашего сегодняшнего урока.(слайд № 1: Люди Мира, берегите Землю! Люди Мира, берегите Мир!)

-Как вы понимаете эти строчки?

б) Чтение стихотворения учителем. 

На планете террор сеет месть и вражду,                    Распахните и души свои, и сердца.

Пожинает беду, пожинает беду.                                   Прогоните вражду от родного крыльца.                        Как же эту беду от себя отвести,                                  Всех добром провожать и встречать не Как свой дом и страну от террора спасти?                забудь,

                                                                                            Милосерднее будь, милосерднее будь!

-О чем это стихотворение? Как же отвести беду от себя, от своей страны?

4. Новый материал

а) Биография автора

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Я. Яковлева «Белые журавлики» (слайд № 2, 3)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде (ныне Ленинград) в   семье  служащего. Совсем молодым, он попал на фронт, где  работал во фронтовой  газете. Его первые поэтические опыты были о детях. После великой Отечественной войны он  стал писать и для детей. В своих книгах писатель пишет о трудных временах и жизни  детей в эти времена, о жизни сверстников в стране и за рубежом, о военном детстве, о становлении характера ребенка,  о человеческой чуткости, о верности памяти павших в боях за Родину.

 Ю. Яковлеву принадлежат несколько сценариев детских фильмов.

б) Рассказ учителя.

-На нашей планете Земля очень много красивых, замечательных мест. Есть государство Япония (слайд №4). А в нем города Хиросима и Нагасаки. 6 августа 1945 года США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. Взрыв был похож на гриб (слайд №5: взрыв). В результате взрыва более 140 тыс. человек было убито и ранено, почти весь город был разрушен.

9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на второй японский город – Нагасаки. Разрушена треть города. Погибло и ранено почти 75 тыс. человек.

Рушились города, замертво падали люди, чернели цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму и Нагасаки в мертвые города. Ещё много лет после взрывов рождались дети с различными отклонениями и болезнями (слайд №6:фото разрушенных городов, болезни, полученные людьми от взрывов).

-Рассказ Ю. Яковлева «Белые журавлики» о маленькой японской девочке, которая стала жертвой атомного взрыва в Хиросиме (слайд №7: фото Сасаки).

в) Чтение произведения учителем.

г) Беседа по прочитанному тексту.

  • Какие чувства вызвал у вас рассказ?
  • На что похож взрыв атомной бомбы?
  • Почему заболела Сасаки?
  • Помогли ли Сасаки белые журавлики? Прочитайте, что пишет об этом автор («Своими слабыми бумажными крыльями они не  могли заслонить Сасаки от смерти…»?
  • Если бы вы находились во время ее болезни в Хиросиме, чем бы вы ей помогли?

(Пришли бы к ней в больницу, нарисовали бы рисунки и принесли ей, написали      письма и др.)

  • О чем думают люди у памятника, снимая шляпы у его подножья?
  • Почему дети продолжают приносить журавликов к подножию памятника? (Они помнят о Сасаки, о тысячах других погибших детей. Белые журавлики показывают, что дети всего мира не хотят повторения Хиросимы – ведь белая стая разлетелась по всему свету).

д) Дополнительная информация.

- Горе и бедствие приносит людям ядерное оружие.

- Мы с вами говорили о беде на японской  земле. С аналогичной проблемой столкнулась и наша земля. Недалеко от города Семипалатинска был открыт Семипалатинский полигон, где проводились испытания ядерного оружия. Так была открыта самая страшная страница в истории казахской степи.

- Я хочу зачитать отрывок из рассказа К. Бозтаева «Полигон»(слайд №8):

 «…И вот наступило 29 августа 1949 года. Летний день. Ярко сияет солнце. В голубом небе медленно поднимается облако, похожее на гриб. Люди с интересом наблюдали за ним.

Но вдруг земля ушла из-под ног. Раздался гул, треск, степь загорелась. Невидимая волна как ножом снесла двухэтажную школу.

С тех пор на полигоне гремели взрывы. По 18 взрывов каждый год.

Начали исчезать травы и вода в колодцах, степь превратилась в такыры, стали болеть и умирать люди. Человек мог погибнуть даже от мозоли на руке. В одном только маленьком ауле за 6 месяцев умерли 20 человек….»

В Казахстане началась борьба за закрытие полигона. Так в 1989 году возникло движение «Невада – Семипалатинск», которое возглавил известный поэт Олжас Сулейменов. Он предложил прекратить взрывы в американском штате Невада и на Семипалатинском полигоне.

В 1991 году президент Н.Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона.

Полигон был закрыт, но боль осталась.

е) Чтение рассказа «Художник из Семипалатинска»

ж) Беседа.

  • Как звали мальчика, который рисовал ртом?
  • Почему он рисовал ртом?
  • Что рисовал ребенок?
  • Тронул ли рассказ дедушки девочку?
  • Что общего в рассказах «Белые журавлики» и «Художник из Семипалатинска»?

 

з) Конструктивно-творческая деятельность учащихся: Оригами "Журавлики"

- Япония и  Казахстан находятся  далеко друг от друга, но мысли у нас похожи. Мир нужен всем народам. Он рождается и  живет в процессах взаимопонимания. Наше счастье в наших руках.  Так давайте сохраним этот мир!

- А что для этого нужно сделать? (ответы детей).

- Внесем свой вклад в дело мира и в память о той маленькой японской девочке,  сделаем с помощью техники «Оригами» своих  журавликов -  птиц мира, символов долгой жизни и счастья…Напишем на своих журавликах пожелания, призывы о мире, надежде, взаимопомощи, милосердии.  

5. Игра.

   За руки возьмемся, встанем в круг.

   Каждый человек человеку – друг.

   За руки возьмемся, встанем в круг.

   Ты мой друг и я твой друг!

   Когда тебе будет плохо,

   Я протяну тебе руку помощи,

Ведь в груди у каждого из нас бьется сердце!

Улыбнитесь друг другу – подарите частичку своего тепла!

6. Обобщение.

- Дети – это цветы жизни, наше счастье. На японском языке слова «счастье детей» звучат «кодомо но сиавасе» (дети повторяют хором), на казахском –«балалардын бакыты» (слайд №9). Ваши улыбки и ваш смех – вот оно счастье! А счастье детей – это мир на всей планете.

Чтение стихотворения уч-ся.

         Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

         Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

         Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

         Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

7. Итог урока.

- Ребята, у вас па столах лежат фигуры трех цветов. Поднимите ту фигуру, которая соответствует вашему отношению к уроку (слайд №10)

8. Релаксация. Исполнение  песни  «Солнечный      круг» (на казахскомязыке)

9. Домашнее задание:  написать в тетрадях по чтению  сочинение на тему: «Люди Мира, берегите Мир!».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ю.Яковлев "Белые журавлики"»

Образовательная цель: содействовать пониманию глобальных экологических проблем как угрозы человечеству, «открыть» нравственные аспекты проблемы сохранения мира на земле.


Задачи:

• познакомить с произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева;

• активизировать словарный запас учащихся; способствовать развитию устной

выразительной речи;

• развивать воображение, память при изучении литературоведческих понятий;

• воспитывать любовь к своей Родине, гражданскую позицию;

• вызвать эмоциональной отклик на ситуации современной истории и в процессе

восприятия художественного произведения.



Оборудование: слайды; фотографии: атомный взрыв, последствия ядерных взрывов, Садако Сасаки, «Хрестоматия».


Методы: беседа, объяснение, демонстрационный, практический, творческий.


Ход урока:


1. Организация начала урока.

2. «Круг радости».

Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте, все, кто верит доброте!

Здравствуйте все, кто не жалея сил.

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня!

Рады мы всем, кто верит доброте!

Рады мы всем, кто не жалея сил.

Делится счастьем своим!

3. Актуализация предварительных знаний.

а) Беседа.

-Ребята, давайте поговорим о том, что такое счастье. Вспомним, что нужно человеку для счастья?

- Прочитайте на доске девиз нашего сегодняшнего урока.(слайд № 1: Люди Мира, берегите Землю! Люди Мира, берегите Мир!)

-Как вы понимаете эти строчки?

б) Чтение стихотворения учителем.

На планете террор сеет месть и вражду, Распахните и души свои, и сердца.

Пожинает беду, пожинает беду. Прогоните вражду от родного крыльца. Как же эту беду от себя отвести, Всех добром провожать и встречать не Как свой дом и страну от террора спасти? забудь,

Милосерднее будь, милосерднее будь!


-О чем это стихотворение? Как же отвести беду от себя, от своей страны?


4. Новый материал

а) Биография автора

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Я. Яковлева «Белые журавлики» (слайд № 2, 3)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде (ныне Ленинград) в семье служащего. Совсем молодым, он попал на фронт, где работал во фронтовой газете. Его первые поэтические опыты были о детях. После великой Отечественной войны он стал писать и для детей. В своих книгах писатель пишет о трудных временах и жизни детей в эти времена, о жизни сверстников в стране и за рубежом, о военном детстве, о становлении характера ребенка, о человеческой чуткости, о верности памяти павших в боях за Родину.

Ю. Яковлеву принадлежат несколько сценариев детских фильмов.

б) Рассказ учителя.

-На нашей планете Земля очень много красивых, замечательных мест. Есть государство Япония (слайд №4). А в нем города Хиросима и Нагасаки. 6 августа 1945 года США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. Взрыв был похож на гриб (слайд №5: взрыв). В результате взрыва более 140 тыс. человек было убито и ранено, почти весь город был разрушен.

9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на второй японский город – Нагасаки. Разрушена треть города. Погибло и ранено почти 75 тыс. человек.

Рушились города, замертво падали люди, чернели цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму и Нагасаки в мертвые города. Ещё много лет после взрывов рождались дети с различными отклонениями и болезнями (слайд №6:фото разрушенных городов, болезни, полученные людьми от взрывов).

-Рассказ Ю. Яковлева «Белые журавлики» о маленькой японской девочке, которая стала жертвой атомного взрыва в Хиросиме (слайд №7: фото Сасаки).

в) Чтение произведения учителем.

г) Беседа по прочитанному тексту.

  • Какие чувства вызвал у вас рассказ?

  • На что похож взрыв атомной бомбы?

  • Почему заболела Сасаки?

  • Помогли ли Сасаки белые журавлики? Прочитайте, что пишет об этом автор («Своими слабыми бумажными крыльями они не могли заслонить Сасаки от смерти…»?

  • Если бы вы находились во время ее болезни в Хиросиме, чем бы вы ей помогли?

(Пришли бы к ней в больницу, нарисовали бы рисунки и принесли ей, написали письма и др.)

  • О чем думают люди у памятника, снимая шляпы у его подножья?

  • Почему дети продолжают приносить журавликов к подножию памятника? (Они помнят о Сасаки, о тысячах других погибших детей. Белые журавлики показывают, что дети всего мира не хотят повторения Хиросимы – ведь белая стая разлетелась по всему свету).


д) Дополнительная информация.

- Горе и бедствие приносит людям ядерное оружие.

- Мы с вами говорили о беде на японской земле. С аналогичной проблемой столкнулась и наша земля. Недалеко от города Семипалатинска был открыт Семипалатинский полигон, где проводились испытания ядерного оружия. Так была открыта самая страшная страница в истории казахской степи.

- Я хочу зачитать отрывок из рассказа К. Бозтаева «Полигон»(слайд №8):

«…И вот наступило 29 августа 1949 года. Летний день. Ярко сияет солнце. В голубом небе медленно поднимается облако, похожее на гриб. Люди с интересом наблюдали за ним.

Но вдруг земля ушла из-под ног. Раздался гул, треск, степь загорелась. Невидимая волна как ножом снесла двухэтажную школу.

С тех пор на полигоне гремели взрывы. По 18 взрывов каждый год.

Начали исчезать травы и вода в колодцах, степь превратилась в такыры, стали болеть и умирать люди. Человек мог погибнуть даже от мозоли на руке. В одном только маленьком ауле за 6 месяцев умерли 20 человек….»

В Казахстане началась борьба за закрытие полигона. Так в 1989 году возникло движение «Невада – Семипалатинск», которое возглавил известный поэт Олжас Сулейменов. Он предложил прекратить взрывы в американском штате Невада и на Семипалатинском полигоне.

В 1991 году президент Н.Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона.

Полигон был закрыт, но боль осталась.

е) Чтение рассказа «Художник из Семипалатинска»

ж) Беседа.

  • Как звали мальчика, который рисовал ртом?

  • Почему он рисовал ртом?

  • Что рисовал ребенок?

  • Тронул ли рассказ дедушки девочку?

  • Что общего в рассказах «Белые журавлики» и «Художник из Семипалатинска»?


з) Конструктивно-творческая деятельность учащихся: Оригами «Журавлик»



- Япония и Казахстан находятся далеко друг от друга, но мысли у нас похожи. Мир нужен всем народам. Он рождается и живет в процессах взаимопонимания. Наше счастье в наших руках. Так давайте сохраним этот мир!

- А что для этого нужно сделать? (ответы детей).


- Внесем свой вклад в дело мира и в память о той маленькой японской девочке, сделаем с помощью техники «Оригами» своих журавликов - птиц мира, символов долгой жизни и счастья…Напишем на своих журавликах пожелания, призывы о мире, надежде, взаимопомощи, милосердии.

5. Игра.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку – друг.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Ты мой друг и я твой друг!

Когда тебе будет плохо,


Я протяну тебе руку помощи,

Ведь в груди у каждого из нас бьется сердце!

Улыбнитесь друг другу – подарите частичку своего тепла!


6. Обобщение.

- Дети – это цветы жизни, наше счастье. На японском языке слова «счастье детей» звучат «кодомо но сиавасе» (дети повторяют хором), на казахском –«балалардын бакыты» (слайд №9). Ваши улыбки и ваш смех – вот оно счастье! А счастье детей – это мир на всей планете.


Чтение стихотворения уч-ся.


Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

7. Итог урока.

- Ребята, у вас па столах лежат фигуры трех цветов. Поднимите ту фигуру, которая соответствует вашему отношению к уроку (слайд №10)

8. Релаксация. Исполнение песни «Солнечный круг» (на казахскомязыке)

9. Домашнее задание: написать в тетрадях по чтению сочинение на тему: «Люди Мира, берегите Мир!».

Кызылтуская СШ








ОТКРЫТЫЙ УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ








Подготовила: Гемпель М.Ю.















2010-2011 УЧ. ГОД


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Ю.Яковлев "Белые журавлики"

Автор: Гемпель Марина Юрьевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249401


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства