Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Образовательная цель: содействовать пониманию глобальных экологических проблем как угрозы человечеству, «открыть» нравственные аспекты проблемы сохранения мира на земле.
Задачи:
• познакомить с произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева;
• активизировать словарный запас учащихся; способствовать развитию устной
выразительной речи;
• развивать воображение, память при изучении литературоведческих понятий;
• воспитывать любовь к своей Родине, гражданскую позицию;
• вызвать эмоциональной отклик на ситуации современной истории и в процессе
восприятия художественного произведения.
Оборудование: слайды; фотографии: атомный взрыв, последствия ядерных взрывов, Садако Сасаки, «Хрестоматия».
Методы: беседа, объяснение, демонстрационный, практический, творческий.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. «Круг радости».
Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте все, кто не жалея сил.
Делится счастьем своим.
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня!
Рады мы всем, кто верит доброте!
Рады мы всем, кто не жалея сил.
Делится счастьем своим!
3. Актуализация предварительных знаний.
а) Беседа.
-Ребята, давайте поговорим о том, что такое счастье. Вспомним, что нужно человеку для счастья?
- Прочитайте на доске девиз нашего сегодняшнего урока.(слайд № 1: Люди Мира, берегите Землю! Люди Мира, берегите Мир!)
-Как вы понимаете эти строчки?
б) Чтение стихотворения учителем.
На планете террор сеет месть и вражду, Распахните и души свои, и сердца.
Пожинает беду, пожинает беду. Прогоните вражду от родного крыльца. Как же эту беду от себя отвести, Всех добром провожать и встречать не Как свой дом и страну от террора спасти? забудь,
Милосерднее будь, милосерднее будь!
-О чем это стихотворение? Как же отвести беду от себя, от своей страны?
4. Новый материал
а) Биография автора
-Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Я. Яковлева «Белые журавлики» (слайд № 2, 3)
Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде (ныне Ленинград) в семье служащего. Совсем молодым, он попал на фронт, где работал во фронтовой газете. Его первые поэтические опыты были о детях. После великой Отечественной войны он стал писать и для детей. В своих книгах писатель пишет о трудных временах и жизни детей в эти времена, о жизни сверстников в стране и за рубежом, о военном детстве, о становлении характера ребенка, о человеческой чуткости, о верности памяти павших в боях за Родину.
Ю. Яковлеву принадлежат несколько сценариев детских фильмов.
б) Рассказ учителя.
-На нашей планете Земля очень много красивых, замечательных мест. Есть государство Япония (слайд №4). А в нем города Хиросима и Нагасаки. 6 августа 1945 года США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. Взрыв был похож на гриб (слайд №5: взрыв). В результате взрыва более 140 тыс. человек было убито и ранено, почти весь город был разрушен.
9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на второй японский город – Нагасаки. Разрушена треть города. Погибло и ранено почти 75 тыс. человек.
Рушились города, замертво падали люди, чернели цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму и Нагасаки в мертвые города. Ещё много лет после взрывов рождались дети с различными отклонениями и болезнями (слайд №6:фото разрушенных городов, болезни, полученные людьми от взрывов).
-Рассказ Ю. Яковлева «Белые журавлики» о маленькой японской девочке, которая стала жертвой атомного взрыва в Хиросиме (слайд №7: фото Сасаки).
в) Чтение произведения учителем.
г) Беседа по прочитанному тексту.
(Пришли бы к ней в больницу, нарисовали бы рисунки и принесли ей, написали письма и др.)
д) Дополнительная информация.
- Горе и бедствие приносит людям ядерное оружие.
- Мы с вами говорили о беде на японской земле. С аналогичной проблемой столкнулась и наша земля. Недалеко от города Семипалатинска был открыт Семипалатинский полигон, где проводились испытания ядерного оружия. Так была открыта самая страшная страница в истории казахской степи.
- Я хочу зачитать отрывок из рассказа К. Бозтаева «Полигон»(слайд №8):
«…И вот наступило 29 августа 1949 года. Летний день. Ярко сияет солнце. В голубом небе медленно поднимается облако, похожее на гриб. Люди с интересом наблюдали за ним.
Но вдруг земля ушла из-под ног. Раздался гул, треск, степь загорелась. Невидимая волна как ножом снесла двухэтажную школу.
С тех пор на полигоне гремели взрывы. По 18 взрывов каждый год.
Начали исчезать травы и вода в колодцах, степь превратилась в такыры, стали болеть и умирать люди. Человек мог погибнуть даже от мозоли на руке. В одном только маленьком ауле за 6 месяцев умерли 20 человек….»
В Казахстане началась борьба за закрытие полигона. Так в 1989 году возникло движение «Невада – Семипалатинск», которое возглавил известный поэт Олжас Сулейменов. Он предложил прекратить взрывы в американском штате Невада и на Семипалатинском полигоне.
В 1991 году президент Н.Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона.
Полигон был закрыт, но боль осталась.
е) Чтение рассказа «Художник из Семипалатинска»
ж) Беседа.
з) Конструктивно-творческая деятельность учащихся: Оригами "Журавлики"
- Япония и Казахстан находятся далеко друг от друга, но мысли у нас похожи. Мир нужен всем народам. Он рождается и живет в процессах взаимопонимания. Наше счастье в наших руках. Так давайте сохраним этот мир!
- А что для этого нужно сделать? (ответы детей).
- Внесем свой вклад в дело мира и в память о той маленькой японской девочке, сделаем с помощью техники «Оригами» своих журавликов - птиц мира, символов долгой жизни и счастья…Напишем на своих журавликах пожелания, призывы о мире, надежде, взаимопомощи, милосердии.
5. Игра.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку – друг.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг!
Когда тебе будет плохо,
Я протяну тебе руку помощи,
Ведь в груди у каждого из нас бьется сердце!
Улыбнитесь друг другу – подарите частичку своего тепла!
6. Обобщение.
- Дети – это цветы жизни, наше счастье. На японском языке слова «счастье детей» звучат «кодомо но сиавасе» (дети повторяют хором), на казахском –«балалардын бакыты» (слайд №9). Ваши улыбки и ваш смех – вот оно счастье! А счастье детей – это мир на всей планете.
Чтение стихотворения уч-ся.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
7. Итог урока.
- Ребята, у вас па столах лежат фигуры трех цветов. Поднимите ту фигуру, которая соответствует вашему отношению к уроку (слайд №10)
8. Релаксация. Исполнение песни «Солнечный круг» (на казахскомязыке)
9. Домашнее задание: написать в тетрадях по чтению сочинение на тему: «Люди Мира, берегите Мир!».
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт