Образовательная цель: содействовать пониманию глобальных экологических проблем как угрозы человечеству, «открыть» нравственные аспекты проблемы сохранения мира на земле.
Задачи:
• познакомить с произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева;
• активизировать словарный запас учащихся; способствовать развитию устной
выразительной речи;
• развивать воображение, память при изучении литературоведческих понятий;
• воспитывать любовь к своей Родине, гражданскую позицию;
• вызвать эмоциональной отклик на ситуации современной истории и в процессе
-Ребята, давайте поговорим о том, что такое счастье. Вспомним, что нужно человеку для счастья?
- Прочитайте на доске девиз нашего сегодняшнего урока.(слайд № 1: Люди Мира, берегите Землю! Люди Мира, берегите Мир!)
-Как вы понимаете эти строчки?
б) Чтение стихотворения учителем.
На планете террор сеет месть и вражду, Распахните и души свои, и сердца.
Пожинает беду, пожинает беду. Прогоните вражду от родного крыльца. Как же эту беду от себя отвести, Всех добром провожать и встречать не Как свой дом и страну от террора спасти? забудь,
Милосерднее будь, милосерднее будь!
-О чем это стихотворение? Как же отвести беду от себя, от своей страны?
4. Новый материал
а) Биография автора
-Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Я. Яковлева «Белые журавлики» (слайд № 2, 3)
Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде (ныне Ленинград) в семье служащего. Совсем молодым, он попал на фронт, где работал во фронтовой газете. Его первые поэтические опыты были о детях. После великой Отечественной войны он стал писать и для детей. В своих книгах писатель пишет о трудных временах и жизни детей в эти времена, о жизни сверстников в стране и за рубежом, о военном детстве, о становлении характера ребенка, о человеческой чуткости, о верности памяти павших в боях за Родину.
Ю. Яковлеву принадлежат несколько сценариев детских фильмов.
б) Рассказ учителя.
-На нашей планете Земля очень много красивых, замечательных мест. Есть государство Япония (слайд №4). А в нем города Хиросима и Нагасаки. 6 августа 1945 года США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. Взрыв был похож на гриб (слайд №5: взрыв). В результате взрыва более 140 тыс. человек было убито и ранено, почти весь город был разрушен.
9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на второй японский город – Нагасаки. Разрушена треть города. Погибло и ранено почти 75 тыс. человек.
Рушились города, замертво падали люди, чернели цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму и Нагасаки в мертвые города. Ещё много лет после взрывов рождались дети с различными отклонениями и болезнями (слайд №6:фото разрушенных городов, болезни, полученные людьми от взрывов).
-Рассказ Ю. Яковлева «Белые журавлики» о маленькой японской девочке, которая стала жертвой атомного взрыва в Хиросиме (слайд №7: фото Сасаки).
в) Чтение произведения учителем.
г) Беседа по прочитанному тексту.
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
На что похож взрыв атомной бомбы?
Почему заболела Сасаки?
Помогли ли Сасаки белые журавлики? Прочитайте, что пишет об этом автор («Своими слабыми бумажными крыльями они не могли заслонить Сасаки от смерти…»?
Если бы вы находились во время ее болезни в Хиросиме, чем бы вы ей помогли?
(Пришли бы к ней в больницу, нарисовали бы рисунки и принесли ей, написали письма и др.)
О чем думают люди у памятника, снимая шляпы у его подножья?
Почему дети продолжают приносить журавликов к подножию памятника? (Они помнят о Сасаки, о тысячах других погибших детей. Белые журавлики показывают, что дети всего мира не хотят повторения Хиросимы – ведь белая стая разлетелась по всему свету).
д) Дополнительная информация.
- Горе и бедствие приносит людям ядерное оружие.
- Мы с вами говорили о беде на японской земле. С аналогичной проблемой столкнулась и наша земля. Недалеко от города Семипалатинска был открыт Семипалатинский полигон, где проводились испытания ядерного оружия. Так была открыта самая страшная страница в истории казахской степи.
- Я хочу зачитать отрывок из рассказа К. Бозтаева «Полигон»(слайд №8):
«…И вот наступило 29 августа 1949 года. Летний день. Ярко сияет солнце. В голубом небе медленно поднимается облако, похожее на гриб. Люди с интересом наблюдали за ним.
Но вдруг земля ушла из-под ног. Раздался гул, треск, степь загорелась. Невидимая волна как ножом снесла двухэтажную школу.
С тех пор на полигоне гремели взрывы. По 18 взрывов каждый год.
Начали исчезать травы и вода в колодцах, степь превратилась в такыры, стали болеть и умирать люди. Человек мог погибнуть даже от мозоли на руке. В одном только маленьком ауле за 6 месяцев умерли 20 человек….»
В Казахстане началась борьба за закрытие полигона. Так в 1989 году возникло движение «Невада – Семипалатинск», которое возглавил известный поэт Олжас Сулейменов. Он предложил прекратить взрывы в американском штате Невада и на Семипалатинском полигоне.
В 1991 году президент Н.Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона.
Полигон был закрыт, но боль осталась.
е) Чтение рассказа «Художник из Семипалатинска»
ж) Беседа.
Как звали мальчика, который рисовал ртом?
Почему он рисовал ртом?
Что рисовал ребенок?
Тронул ли рассказ дедушки девочку?
Что общего в рассказах «Белые журавлики» и «Художник из Семипалатинска»?
з) Конструктивно-творческая деятельность учащихся: Оригами "Журавлики"
- Япония и Казахстан находятся далеко друг от друга, но мысли у нас похожи. Мир нужен всем народам. Он рождается и живет в процессах взаимопонимания. Наше счастье в наших руках. Так давайте сохраним этот мир!
- А что для этого нужно сделать? (ответы детей).
- Внесем свой вклад в дело мира и в память о той маленькой японской девочке, сделаем с помощью техники «Оригами» своих журавликов - птиц мира, символов долгой жизни и счастья…Напишем на своих журавликах пожелания, призывы о мире, надежде, взаимопомощи, милосердии.
5. Игра.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку – друг.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг!
Когда тебе будет плохо,
Я протяну тебе руку помощи,
Ведь в груди у каждого из нас бьется сердце!
Улыбнитесь друг другу – подарите частичку своего тепла!
6. Обобщение.
- Дети – это цветы жизни, наше счастье. На японском языке слова «счастье детей» звучат «кодомо но сиавасе» (дети повторяют хором), на казахском –«балалардын бакыты» (слайд №9). Ваши улыбки и ваш смех – вот оно счастье! А счастье детей – это мир на всей планете.
Чтение стихотворения уч-ся.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
7. Итог урока.
- Ребята, у вас па столах лежат фигуры трех цветов. Поднимите ту фигуру, которая соответствует вашему отношению к уроку (слайд №10)
8. Релаксация. Исполнение песни «Солнечный круг» (на казахскомязыке)
9. Домашнее задание: написать в тетрадях по чтению сочинение на тему: «Люди Мира, берегите Мир!».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ю.Яковлев "Белые журавлики"»
Образовательная цель: содействовать пониманию глобальных экологических проблем как угрозы человечеству, «открыть» нравственные аспекты проблемы сохранения мира на земле.
Задачи:
• познакомить с произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева;
• активизировать словарный запас учащихся; способствовать развитию устной
выразительной речи;
• развивать воображение, память при изучении литературоведческих понятий;
• воспитывать любовь к своей Родине, гражданскую позицию;
• вызвать эмоциональной отклик на ситуации современной истории и в процессе
-Ребята, давайте поговорим о том, что такое счастье. Вспомним, что нужно человеку для счастья?
- Прочитайте на доске девиз нашего сегодняшнего урока.(слайд № 1: Люди Мира, берегите Землю! Люди Мира, берегите Мир!)
-Как вы понимаете эти строчки?
б) Чтение стихотворения учителем.
На планете террор сеет месть и вражду, Распахните и души свои, и сердца.
Пожинает беду, пожинает беду. Прогоните вражду от родного крыльца. Как же эту беду от себя отвести, Всех добром провожать и встречать не Как свой дом и страну от террора спасти? забудь,
Милосерднее будь, милосерднее будь!
-О чем это стихотворение? Как же отвести беду от себя, от своей страны?
4. Новый материал
а) Биография автора
-Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Я. Яковлева «Белые журавлики» (слайд № 2, 3)
Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде (ныне Ленинград) в семье служащего. Совсем молодым, он попал на фронт, где работал во фронтовой газете. Его первые поэтические опыты были о детях. После великой Отечественной войны он стал писать и для детей. В своих книгах писатель пишет о трудных временах и жизни детей в эти времена, о жизни сверстников в стране и за рубежом, о военном детстве, о становлении характера ребенка, о человеческой чуткости, о верности памяти павших в боях за Родину.
Ю. Яковлеву принадлежат несколько сценариев детских фильмов.
б) Рассказ учителя.
-На нашей планете Земля очень много красивых, замечательных мест. Есть государство Япония (слайд №4). А в нем города Хиросима и Нагасаки. 6 августа 1945 года США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. Взрыв был похож на гриб (слайд №5: взрыв). В результате взрыва более 140 тыс. человек было убито и ранено, почти весь город был разрушен.
9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на второй японский город – Нагасаки. Разрушена треть города. Погибло и ранено почти 75 тыс. человек.
Рушились города, замертво падали люди, чернели цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму и Нагасаки в мертвые города. Ещё много лет после взрывов рождались дети с различными отклонениями и болезнями (слайд №6:фото разрушенных городов, болезни, полученные людьми от взрывов).
-Рассказ Ю. Яковлева «Белые журавлики» о маленькой японской девочке, которая стала жертвой атомного взрыва в Хиросиме (слайд №7: фото Сасаки).
в) Чтение произведения учителем.
г) Беседа по прочитанному тексту.
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
На что похож взрыв атомной бомбы?
Почему заболела Сасаки?
Помогли ли Сасаки белые журавлики? Прочитайте, что пишет об этом автор («Своими слабыми бумажными крыльями они не могли заслонить Сасаки от смерти…»?
Если бы вы находились во время ее болезни в Хиросиме, чем бы вы ей помогли?
(Пришли бы к ней в больницу, нарисовали бы рисунки и принесли ей, написали письма и др.)
О чем думают люди у памятника, снимая шляпы у его подножья?
Почему дети продолжают приносить журавликов к подножию памятника? (Они помнят о Сасаки, о тысячах других погибших детей. Белые журавлики показывают, что дети всего мира не хотят повторения Хиросимы – ведь белая стая разлетелась по всему свету).
д) Дополнительная информация.
- Горе и бедствие приносит людям ядерное оружие.
- Мы с вами говорили о беде на японской земле. С аналогичной проблемой столкнулась и наша земля. Недалеко от города Семипалатинска был открыт Семипалатинский полигон, где проводились испытания ядерного оружия. Так была открыта самая страшная страница в истории казахской степи.
- Я хочу зачитать отрывок из рассказа К. Бозтаева «Полигон»(слайд №8):
«…И вот наступило 29 августа 1949 года. Летний день. Ярко сияет солнце. В голубом небе медленно поднимается облако, похожее на гриб. Люди с интересом наблюдали за ним.
Но вдруг земля ушла из-под ног. Раздался гул, треск, степь загорелась. Невидимая волна как ножом снесла двухэтажную школу.
С тех пор на полигоне гремели взрывы. По 18 взрывов каждый год.
Начали исчезать травы и вода в колодцах, степь превратилась в такыры, стали болеть и умирать люди. Человек мог погибнуть даже от мозоли на руке. В одном только маленьком ауле за 6 месяцев умерли 20 человек….»
В Казахстане началась борьба за закрытие полигона. Так в 1989 году возникло движение «Невада – Семипалатинск», которое возглавил известный поэт Олжас Сулейменов. Он предложил прекратить взрывы в американском штате Невада и на Семипалатинском полигоне.
В 1991 году президент Н.Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона.
Полигон был закрыт, но боль осталась.
е) Чтение рассказа «Художник из Семипалатинска»
ж) Беседа.
Как звали мальчика, который рисовал ртом?
Почему он рисовал ртом?
Что рисовал ребенок?
Тронул ли рассказ дедушки девочку?
Что общего в рассказах «Белые журавлики» и «Художник из Семипалатинска»?
з) Конструктивно-творческая деятельность учащихся: Оригами «Журавлик»
- Япония и Казахстан находятся далеко друг от друга, но мысли у нас похожи. Мир нужен всем народам. Он рождается и живет в процессах взаимопонимания. Наше счастье в наших руках. Так давайте сохраним этот мир!
- А что для этого нужно сделать? (ответы детей).
- Внесемсвой вклад в дело мира и в память о той маленькой японской девочке, сделаем с помощью техники «Оригами» своих журавликов - птиц мира, символов долгой жизни и счастья…Напишем на своих журавликах пожелания, призывы о мире, надежде, взаимопомощи, милосердии.
5. Игра.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку – друг.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг!
Когда тебе будет плохо,
Я протяну тебе руку помощи,
Ведь в груди у каждого из нас бьется сердце!
Улыбнитесь друг другу – подарите частичку своего тепла!
6. Обобщение.
- Дети – это цветы жизни, наше счастье. На японском языке слова «счастье детей» звучат «кодомо но сиавасе» (дети повторяют хором), на казахском –«балалардын бакыты» (слайд №9). Ваши улыбки и ваш смех – вот оно счастье! А счастье детей – это мир на всей планете.
Чтение стихотворения уч-ся.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
7. Итог урока.
- Ребята, у вас па столах лежат фигуры трех цветов. Поднимите ту фигуру, которая соответствует вашему отношению к уроку (слайд №10)
8. Релаксация. Исполнение песни «Солнечный круг» (на казахскомязыке)
9. Домашнее задание: написать в тетрадях по чтению сочинение на тему: «Люди Мира, берегите Мир!».