kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начало раздробленности Древнерусского государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Начало раздробленности Древнерусского государства"

Цель урока: выяснить предпосылки и причины раздробленности Руси.

Ресурс включает в себя конспект урока и презентацию к нему.

Данный констпект можноиспользовать для урока в 6 классе и 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«раздробленность Руси»

Разработка урока.

Методический день 2012 г.


Тема «Начало раздробления Древнерусского государства» (слайд 1)

(тема записывается в тетр.)

План:

  1. Княжеские усобицы во второй половине XI – начале XII века.

а) раздел земель Ярославом Мудрым

б) «очередной» порядок наследования

в) наследники Ярослава Мудрого

г) Любечский съезд князей

2) Правление Владимира Мономаха в Киеве

3) Причины раздробленности Древнерусского государства.


  1. а) Урок хотелось бы начать словами Алексея Толстого: (слайд 2)

«При этом-то, пожалуй, порядок бы и был,

Да из любви он к детям всю землю разделил.

Плоха была услуга, а дети видя то,

Давай тузить друг друга, кто как и чем во что.»


- Вспомните и назовите годы правления Ярослава Мудрого в Киеве

- 1019 – 1054 гг.


Итак, в 1054 г. Ярослав Мудрый умирает. Между своими пятью сыновьями и внуком Ростиславом Владимировичем князь разделил русские земли.

! Задача нашего урока – выяснить причины распада Древнерусского государства.

(слайд 3)

  • Киев и Новгород - старшему сыну Изяславу,

  • Черниговская земля – второму сыну Святославу,

  • Переяславль и Суздальская земля – третьему сыну Всеволоду,

  • Смоленск – Вячеславу,

  • Владимир-Волынский – Игорю,

  • Ростовский удел (из владений Всеволода) – племяннику Ростиславу.


б) Князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями, т.е. были его наместниками. Когда умирал отец, его место на киевском престоле занимал старший сын, а младшие должны были его почитать и подчиняться ему как отцу.

Впоследствии во главе рода поочередно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев – старшему племяннику.

(слайд 4)

Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших сородичей на одну ступеньку вверх, покидая менее богатую и почетную область, князь переходил в более почетную и богатую, а на его место вставал следующий по очереди старшинства. Такой порядок наследования назывался «очередным».

Но что происходило, если князь умирал, не дойдя до киевского престола, т.е. не побывав старшим?

(слайд 5)

Дети этого князя теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями», были лишены всех прав на киевский престол и оставались навсегда в своих наследственных владениях. Такая ситуация вела к постоянным спорам и ссорам между князьями.

в) (слайд 6)

У.- Давайте попробуем разобраться в «очередном» порядке наследования киевского престола. (Работа учащихся со схемой «Потомки Ярослава Мудрого»)

  • Кому княжить во Владимире-Волынском в случае смерти Вячеслава Ярославича?

- Ростиславу (старшему племяннику)

  • Кому княжить в Киеве после смерти Изяслава?

- Всеволоду

  • В 1093 г. умирает последний из Ярославичей – Всеволод. Кому теперь княжить в Киеве?

- старшему сыну Всеволода.

У.- Каков был порядок наследования киевского престола? Легко ли было разобраться, кто следующий займет престол?

Р.- сложный, запутанный порядок, если в первом поколении более-менее все понятно, то дальше начинается путаница.


У. – Теперь давайте выясним, какая ситуация сложилась на Руси после смерти Ярослава Мудрого?

(слайд 7)

Работа по вариантам:

1 вариант: работа с отрывком из ПВЛ

2 вариант: текст учебника п.9 с. 78-79

Р. - Вывод: русская земля изнемогала от княжеских усобиц и половецких набегов.

г) В этих условиях в 1097 г. Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого) выступил с инициативой прекратить усобицы между князьями. В городе Любече собрался съезд князей. (слайд 8)

1097 г. – Любечский съезд князей (в тетр.)

Работа с документом в учебнике с.88 (слайд 9)

У. – Каковы были решения Любечского съезда князей?

Р. – 1) решение прекратить усобицы и объединиться против половцев,

2) «Каждый да держит отчину свою», т.е. отныне каждый из князей будет править самостоятельно на земле, которая досталась ему от отца.

Русь распадается на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода.

У. – Как вы думаете, это решение съезда укрепляло или ослабляло единство Руси?

Р. – Решения Любечского съезда закрепляли не объединение, а разъединение Руси.

Но, несмотря на это решение, княжеские усобицы прекратить не удалось.

  1. В 1113 г. на киевский престол был приглашен Владимир Всеволодович

Мономах, который был сильным правителем и пользовался авторитетом в народе.

(слайд 10)

1113 – 1125 гг. – правление Владимира Мономаха в Киеве (в тетр.)

Работа с учебником: прочитать п. «Правление Владимира Мономаха в Киеве» и дать характеристику политике Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

Вывод: правление Владимира Мономаха и его сына Мстислава 1125-1132 гг. (в тетр.) стала временем восстановления единства Древнерусского государства. Однако, после смерти Мстислава вновь начались раздоры.

(слайд 11)

Работа с картой (атлас с. 3, 4)

Сравните эти карты «Киевская Русь в IX – нач. XII вв.» и «Раздробленность Руси в XII – перв. четв. XIII вв.»

У. – Какие выводы мы можем сделать, сравнивая эти карты?

Р. – Киевская Русь в IX – нач. XII вв. была единым государством, т.к. обозначена одним цветом на карте.

- Русь в XII – перв. четв. XIII вв. уже не единое государство, она раздроблена на «отчины» - на карте разные цвета («лоскутное одеяло»).

У.- Как называется процесс, в который вступает Русь в сер. XII в., вспомните его определение.

(слайд 12.)

Р. – Феодальная раздробленность – закономерный процесс обособления земель во главе с князьям, которые претендуют на политическую самостоятельность. (в тетр.)

3) Вернемся к задаче нашего урока и попробуем самостоятельно назвать причины феодальной раздробленности на Руси.

Работа с учебником п. «Причины раздробленности»

(слайд 13)

Р. - Причины феодальной раздробленности. (в тетр.)

  • сложный и запутанный порядок престолонаследия,

  • княжеские усобицы,

  • «каждый да держит отчину свою» - постоянный процесс дробления княжеств,

  • Падение роли Киева как крупнейшего торгового и ремесленного центра,

  • Рост новых городов, развитие в них ремесла и торговли,

  • Развитие крупного вотчинного хозяйства,

  • Натуральный характер хозяйства, слабые экономические связи между отдельными землями.

Вывод: Т.о. мы можем сделать вывод о том, что в сер. XII в. в развитии Древнерусского государства наступил период феодальной раздробленности, который был вызван рядом экономических и политических причин.

Закрепление – тест (слады 14 и т.д.)

Домашнее задание: п. 9, записи в тетр.

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. С древнейших времен до конца XVI века.


Просмотр содержимого презентации
«Раздробленность Руси1»

НАЧАЛО РАЗДРОБЛЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

НАЧАЛО РАЗДРОБЛЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

«При этом-то, пожалуй, порядок бы и был,  Да из любви он к детям всю землю разделил.  Плоха была услуга, а дети, видя то,  давай тузить друга , кто как и чем во что». (А.К. Толстой)  1054 г.  – смерть Ярослава Мудрого Каковы же были на самом деле причины распада  Киевской Руси на отдельные княжества?

«При этом-то, пожалуй, порядок бы и был, Да из любви он к детям всю землю разделил. Плоха была услуга, а дети, видя то, давай тузить друга , кто как и чем во что».

(А.К. Толстой)

1054 г. – смерть Ярослава Мудрого

Каковы же были на самом деле причины распада Киевской Руси на отдельные княжества?

РАЗДЕЛ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ Киев и Новгород – Изяславу Черниговская земля – Святославу Переяславль и Суздальская земля – Всеволоду Смоленск – Вячеславу Владимир-Волынский – Игорю Ростовский удел (из владений Всеволода) – племяннику Ростиславу Новгородское Суздальское Волынское Смоленское Черниговское  Переяславское Киевское

РАЗДЕЛ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ

  • Киев и Новгород – Изяславу
  • Черниговская земля – Святославу
  • Переяславль и Суздальская земля – Всеволоду
  • Смоленск – Вячеславу
  • Владимир-Волынский – Игорю
  • Ростовский удел (из владений Всеволода) – племяннику Ростиславу

Новгородское

Суздальское

Волынское

Смоленское

Черниговское

Переяславское

Киевское

В чем состоял «очередной»  порядок престолонаследия?  После смерти великого киевского князя  на великокняжеский престол вступал  следующий по старшинству  член княжеского рода,  а все младшие его члены передвигались  на одну ступень вверх по лестнице «столов». ?

В чем состоял «очередной» порядок престолонаследия?

После смерти великого киевского князя на великокняжеский престол вступал следующий по старшинству член княжеского рода, а все младшие его члены передвигались на одну ступень вверх по лестнице «столов».

?

Кто такие князья-изгои?  Изгои – потомки князей, умерших   до восшествия  на киевский престол.   Они исключались из очереди старшинства,  получая небольшие уделы.

Кто такие князья-изгои?

Изгои – потомки князей, умерших до восшествия на киевский престол. Они исключались из очереди старшинства, получая небольшие уделы.

НАСЛЕДНИКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Владимир Ярослав Мудрый Игорь (Владимир- Волынский) Святослав (Чернигов) Изяслав (Киев) Всеволод (Переяс лавль) Вячеслав (Смоленск) Святополк Давыд Владимир Мстислав Борис Ярополк Давыд Олег Глеб Ростислав  (Ростовский удел) Роман

НАСЛЕДНИКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Владимир

Ярослав Мудрый

Игорь

(Владимир-

Волынский)

Святослав

(Чернигов)

Изяслав

(Киев)

Всеволод

(Переяс

лавль)

Вячеслав

(Смоленск)

Святополк

Давыд

Владимир

Мстислав

Борис

Ярополк

Давыд

Олег

Глеб

Ростислав (Ростовский

удел)

Роман

1 группа . Прочитать текст документа и ответить на вопросы: О каких грехах говорит автор «Повести временных лет»? К каким последствиям привели половецкие набеги? 2 группа.
  • 1 группа . Прочитать текст документа и ответить на вопросы:
  • О каких грехах говорит автор «Повести временных лет»?
  • К каким последствиям привели половецкие набеги?
  • 2 группа. Прочитать текст учебника с.74-75
  • Каково было внутреннее положение Киевской Руси?

Русская земля изнемогала от княжеских усобиц и половецких набегов

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД 1097 г. – Любечский съезд князей

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД

1097 г. – Любечский съезд князей

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД Каковы решения съезда? 1) Решение прекратить усобицы:  «Да ныне соединимся в единое сердце». 2) Новый порядок организации власти на Руси:  «Каждый да держит отчину свою». ? Что означало решение  «Каждый да держит отчину свою»? Укрепляло или ослабляло оно единство Руси?

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД

Каковы решения съезда?

1) Решение прекратить усобицы: «Да ныне соединимся в единое сердце».

2) Новый порядок организации власти на Руси: «Каждый да держит отчину свою».

?

Что означало решение «Каждый да держит отчину свою»?

Укрепляло или ослабляло оно единство Руси?

1113-1125 ГГ. – ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА В КИЕВЕ   1125-1132 ГГ. – ПРАВЛЕНИЕ МСТИСЛАВА

1113-1125 ГГ. – ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА В КИЕВЕ 1125-1132 ГГ. – ПРАВЛЕНИЕ МСТИСЛАВА

Киевская Русь в IX- н. XII вв. Распад Русских земель в XII- пер. четв. XIII в.

Киевская Русь в IX- н. XII вв.

Распад Русских земель в XII- пер. четв. XIII в.

Феодальная раздробленность  закономерный процесс обособления русских земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность

Феодальная раздробленность

закономерный процесс обособления русских земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность

ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ Политические Экономические

ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ

Политические

Экономические

  • Падение роли Киева как крупнейшего торгового и ремесленного центра
  • Рост новых городов, развитие в них ремесла и торговли
  • Развитие крупного вот-чинного хозяйства
  • Натуральный характер хозяйства, слабые эконо-мические связи между отдельными землями
  • Сложный и запутанный порядок престолонаследия
  • Княжеские усобицы
  • Постоянный процесс дробления княжеств
1. Любечский съезд князей принял решение  1 ) О порядке замещения киевского престола 2 ) О порядке взимания полюдья 3 ) Каждому князю владеть своей вотчиной 4 ) О совместной борьбе против печенегов

1. Любечский съезд князей принял решение

1 ) О порядке замещения киевского престола

2 ) О порядке взимания полюдья

3 ) Каждому князю владеть своей вотчиной

4 ) О совместной борьбе против печенегов

Укажите одну из важнейших экономических причин раздробления Руси на отдельные земли и княжества: Укажите одну из важнейших экономических причин раздробления Руси на отдельные земли и княжества:
  • Укажите одну из важнейших экономических причин раздробления Руси на отдельные земли и княжества:
  • Укажите одну из важнейших экономических причин раздробления Руси на отдельные земли и княжества:

1 ) формирование торгового пути «из варяг в греки»

2 ) формирование крупного вотчинног о землевладения

3 ) развитие условного помещичьего землевладения

4 ) приток населения в Юго-Западную Русь

Что НЕ относится к политическим предпосылкам раздробленности Руси? Что НЕ относится к политическим предпосылкам раздробленности Руси?
  • Что НЕ относится к политическим предпосылкам раздробленности Руси?
  • Что НЕ относится к политическим предпосылкам раздробленности Руси?

1 ) Рост городов

2 ) межкняжеские усобицы

3 ) стремление князей к независимости

4 ) стремление местных бояр к власти

4. Какие события произошли в правление Владимира Мономаха? 4. Какие события произошли в правление Владимира Мономаха? 1 ) принятие христианства 2) Строительство киевского и новгородского Софийских соборов 3) Крестовый поход против половцев, восстание против ростовщиков в Киеве 4) Строительство Десятинной церкви

4. Какие события произошли в правление Владимира Мономаха?

  • 4. Какие события произошли в правление Владимира Мономаха?

1 ) принятие христианства

2) Строительство киевского и новгородского Софийских соборов

3) Крестовый поход против половцев, восстание против ростовщиков в Киеве

4) Строительство Десятинной церкви

5. Отметьте события , относящиеся к периоду политической раздробленности 5. Отметьте события , относящиеся к периоду политической раздробленности 1 ) установ ление нов ого поряд ка государственного управления Б) принят ие Русск ой Правд ы В) прекращение междоусобиц Г) принят ие решени я о введении  на Руси христианства

5. Отметьте события , относящиеся к периоду политической раздробленности

  • 5. Отметьте события , относящиеся к периоду политической раздробленности

1 ) установ ление нов ого поряд ка государственного управления

Б) принят ие Русск ой Правд ы

В) прекращение междоусобиц

Г) принят ие решени я о введении

на Руси христианства

ПРОВЕРКА И ОЦЕНИВАНИЕ 3 2 1 3 1 Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 ошибки  и более – внимательно изучи параграф № 9!!!

ПРОВЕРКА И ОЦЕНИВАНИЕ

  • 3
  • 2
  • 1
  • 3
  • 1

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки и более – внимательно изучи параграф № 9!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Начало раздробленности Древнерусского государства

Автор: Сахарова Валентина Владимировна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "урок истории в 6 классе на тему:"Начало раздробленности Древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-istorii-v-6-klassie-na-tiemu-nachalo-razdrobliennosti-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "182351"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425496199"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку истории "Начало распада Древнерусского государства", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-k-uroku-istorii-nachalo-raspada-drievnierusskogho-ghosudarstva-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "177767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424705407"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок по русскому языку и истории "Цифры и факты" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-russkomu-iazyku-i-istorii-tsifry-i-fakty-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417853406"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства