10 класс
Планирование составлено на основе программы:
Никифорова Л.Г. Рассказы Русских летописей.
/Элективный курс по истории России для профильного обучения.- Саратов, утвержден СарИПКРО, 2007г. Утвержден ГМЦ Саратова в 2007 г.
ПРОГРАММА
Вводное занятие: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности обучающихся (1 час)
ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)
«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник по истории восточных славян.
Восточные славяне в VI - VIII вв.: происхождение славян, их расселение, занятия, быт, верования; исторические общности славян; Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег о славянах и антах; распад родоплеменных отношений, зарождение государственности.
«Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.
Летописный рассказ о призвании варяжских князей; «норманнская теория»; начало династии Рюриковичей; внутренняя и внешняя политика первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).
«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира.
Культура Древней Руси: языческая культура восточных славян; проникновение христианства на Русь; крещение Руси; русская церковь и ее роль в жизни государства; двоеверие на Руси.
«Поучение» Владимира Мономаха – отеческое наставление современникам и потомкам.
РУСЬ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (6 часов)
«Разорение Русской земли полчищами Батыя» (Лаврентьевская, Ипатьевская летописи). «Оборона Рязани и взятие ее монголо-татарами» (Никоновская летопись). «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Борьба Руси против агрессоров в XIII в.: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.
Александр Невский (Ипатьевская, Симоновская летописи, Ливонские хроники).
Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада: разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище; Александр Невский – военачальник и государственный деятель.
«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» (Софийская летопись).
«Повесть о Московском взятии царем Тохтамышем» (Ермолинская летопись).
Русь в середине XIV вв.: начало общерусской войны с Ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.
КУЛЬТУРА РУСИ В XIV – XV ВВ. (3 часа)
«Житие Сергия Радонежского». «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве» (Софийская летопись).
Возрождение русской культуры (XIV – сер.XV в.): тяжелые последствия татарских походов для русской культуры; духовный подъем на Руси во второй половине XIV в.; Сергий Радонежский; рост национального самосознания после Куликовской битвы; «Задонщина»; русская иконопись – Андрей Рублев, Феофан Грек, Данила Черный.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (Софийская летопись).
Путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина с описанием своего путешествия и пребывания в Индии.
Итоговое занятие: Защита рефератов, проектов (1 час)
ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (9часов)
«Стояние на Угре» (Московский летописный свод). «О строительстве в Московском государстве» (Софийская, Ермолинская летописи, Московский летописный свод).
Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель; изменение системы управления государством; Судебник 1497г.; начало закрепощения крестьян.
«Послание» Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», «Послание» старца Филофея.
Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия; доктрина о «третьем Риме» - объявление Московского царства преемником и наследником «большого христианства».
«О болезни и кончине великого князя Василия Ивановича» (Софийская летопись). «Боярские мятежи в малолетство великого князя Ивана Васильевича». (Никоновская летопись). «О венчании великого князя Ивана Васильевича всея Русии на царство» (Из Летописца начала царства).
Политическая нестабильность после смерти Василия III; Елена Глинская; боярское правление; венчание на царство.
«Казанское взятие» (Из Летописца начала царства). «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем с товарищами» (Из Сибирской летописи).
Внешняя политика Ивана IV: завоевание Поволжья и Западной Сибири; отношения с Крымским ханом.
«Отъезд из Москвы государя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии» (Из Александро-Невской летописи).
Опричнина; отношения царской власти и церкви.
«Об убиении царевича Дмитрия Ивановича и о запустении города Углича» (Из Нового летописца). «О Борисе Годунове» (Из Нового летописца).
Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.
«СМУТНОЕ ВРЕМЯ» В РОССИИ. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ (5 часов).
«О настоящей беде Московскому государству, о Гришке Отрепьеве» (Из Нового летописца). «О Тушинском воре» (Из Нового летописца).
«О князе Дмитрии Пожарском, и о Кузьме Минине, и об очищении Московского государства» (Из Нового летописца).
Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII в.: I и II народные ополчения; начало династии Романовых.
Сочинения протопопа Аввакума.
Самодержавие и церковь в XVII в.: реформа патриарха Никона, церковный раскол; усиление разногласий между церковью и царской властью.
Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.
КУЛЬТУРА ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (2 часа)
Русская культура XVI – XVII веков.
Складывание идеологии централизованного государства: летописи и другие исторические сочинения; расцвет русской публицистики; усиление влияния православной церкви на русскую культуру.
Итоговое занятие – Защита рефератов, проектов (2 час).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятия
Коли-чество
часов
Виды контроля
1
Вводное: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности учащихся.
2
«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник по истории восточных славян.
Тестирование.
3
Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.
1
Семинар с элементами дискуссии
4-5
«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира. Культура Древней Руси.
2
Сообщения
6
«Поучение» Владимира Мономаха
– отеческое наставление современникам и потомкам.
1
Семинар с элементами дискуссии.
7
«Повесть о начале Москвы» - Троицкая летопись.
1
Сообщения, работа с документом.
8-9
Борьба Руси против агрессоров в XIII в: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.
2
Работа с контурной картой, составление схемы.
10-11
Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада.
2
Работа с контурной картой, сообщения.
12-13
Русь в середине XIV в.: начало общерусской войны с ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.
2
Составление тезисного плана, схемы.
14-15
16
Культура Руси XIV – XV вв. «Житие Сергия Радонежского». «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве» (Софийская летопись).
Хождение за три моря» Афанасия Никитина – произведение особого жанра: деловой дневник, рассказ о достопримечательностях чужой страны, лирическая исповедь.
2
Сообщения, тестирование
1
Работа с документом, с контурной картой.
17
Итоговое занятие.
1
Защита рефератов, проектов
18-19
Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель.
2
Семинар с элементами дискуссии
20-21
Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия.
2
Составление тезисного плана, схемы.
22
Политическая нестабильность после смерти Василия III.
1
Семинар-исследование
23
Внешняя политика Ивана IV.
1
Составление таблицы.
24
Опричнина; отношения царской власти и церкви.
1
Семинар с элементами дискуссии
25-26
Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.
2
Семинар с элементами дискуссии.
27-28
«Смутное время» в России.
2
Семинар-исследование
29-30
Церковный раскол.
2
Семинар-исследование
31
Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.
1
Составление тезисного плана, тестирование
32-33
Культура единого Московского государства
2
Составление тезисного плана, тестирование
34
Итоговое занятие.
1
Защита проектов, рефератов.
Планируемый результат
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть умениями:
- анализировать исторические явления, процессы, устанавливать их взаимосвязь и взаимозависимость;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- излагать материал грамотно, логично;
- определять свою точку зрения, аргументировать ее;
- вести диалог, дискутировать;
- вести конспект;
- писать рецензии.
Итогом работы будут сообщения, рефераты, проекты по следующей тематике:
- Особенности формирования Древнерусского государства.
- Образ Древней Руси глазами летописцев, историков, литераторов.
- Своеобразие духовного развития Древней Руси.
- Древнерусский храм как отражение православной картины мира.
- Русское «предвозрождение» - эпоха Сергия Радонежского и Андрея Рублева.
- Литература Куликовского цикла, отражение в ней идеалов эпохи.
- Чем можно объяснить, что образ князя-воителя, «радетеля» за землю русскую запечатлели летописи, произведения древнерусской литературы, народная память?
- Расцвет русской иконописи в XIV– XVвв.
- Византийская традиция в зодчестве и иконописи.
- Андрей Рублев и его время: духовные поиски.
- Мир русского средневекового монастыря.
- Западное и Восточное влияние на средневековую Русь.
- Политическая раздробленность: шаг назад или подготовка условий для нового этапа развития.
- Российское самодержавие и западноевропейский абсолютизм.
- Древнерусское государство в оценках современных историков