kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс

Планирование составлено на основе программы:

Никифорова Л.Г. Рассказы Русских летописей.

/Элективный курс по истории России для профильного обучения.-      Саратов, утвержден СарИПКРО, 2007г. Утвержден ГМЦ Саратова в 2007 г.

ПРОГРАММА

Вводное занятие: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности обучающихся (1 час)

ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)

 «Повесть временных лет» – древнейший  письменный источник по   истории восточных славян.

Восточные славяне в VI - VIII вв.: происхождение славян, их расселение, занятия, быт, верования; исторические общности славян;    Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег о славянах и антах; распад родоплеменных отношений, зарождение государственности.

       «Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.

Летописный рассказ о призвании варяжских князей; «норманнская теория»; начало династии Рюриковичей; внутренняя и внешняя политика первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира.

Культура Древней Руси: языческая культура восточных славян; проникновение христианства на Русь; крещение Руси; русская церковь и ее роль в жизни государства; двоеверие на Руси.

«Поучение» Владимира Мономаха – отеческое наставление современникам и потомкам.

РУСЬ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (6 часов)

 «Разорение Русской земли  полчищами Батыя»  (Лаврентьевская, Ипатьевская  летописи). «Оборона Рязани и взятие ее монголо-татарами» (Никоновская летопись). «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Борьба Руси против агрессоров в XIII в.: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.

 Александр Невский  (Ипатьевская, Симоновская  летописи, Ливонские хроники).

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада: разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в  Ледовом побоище; Александр Невский – военачальник и государственный деятель.

 «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»  (Софийская летопись).

«Повесть о Московском взятии царем Тохтамышем» (Ермолинская летопись).

Русь в середине XIV вв.: начало общерусской войны с Ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.

КУЛЬТУРА РУСИ В XIV – XV ВВ. (3 часа)

 «Житие Сергия Радонежского».  «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве»  (Софийская летопись).

Возрождение русской культуры (XIV – сер.XV в.): тяжелые последствия татарских походов для русской культуры; духовный подъем на Руси во второй половине XIV в.; Сергий Радонежский; рост национального самосознания после Куликовской битвы; «Задонщина»; русская иконопись – Андрей Рублев, Феофан Грек, Данила Черный.

  «Хождение за три моря» Афанасия Никитина   (Софийская летопись).

Путевой дневник  тверского купца Афанасия Никитина с описанием своего путешествия и пребывания в Индии.

Итоговое занятие: Защита рефератов, проектов (1 час)

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (9часов)

        «Стояние на Угре»  (Московский летописный свод). «О строительстве в Московском государстве»   (Софийская, Ермолинская летописи, Московский летописный свод).

Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель; изменение системы  управления государством; Судебник 1497г.; начало закрепощения крестьян.

  «Послание» Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», «Послание» старца Филофея.

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия; доктрина  о «третьем Риме» - объявление Московского царства преемником и наследником «большого христианства».

 «О болезни и кончине великого князя Василия Ивановича»     (Софийская летопись). «Боярские мятежи в малолетство великого князя Ивана Васильевича».   (Никоновская летопись). «О венчании великого князя Ивана Васильевича всея Русии на царство»  (Из Летописца начала царства).

Политическая нестабильность после смерти Василия III; Елена Глинская; боярское правление; венчание на царство.

            «Казанское взятие»  (Из Летописца начала царства). «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем с товарищами»   (Из Сибирской летописи).

Внешняя политика Ивана IV: завоевание Поволжья и Западной Сибири; отношения с Крымским ханом.

 «Отъезд из Москвы государя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии»  (Из Александро-Невской летописи).

Опричнина; отношения царской власти и церкви.

 «Об убиении царевича Дмитрия Ивановича и о запустении города Углича»  (Из Нового летописца). «О Борисе Годунове»  (Из Нового летописца).

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.

«СМУТНОЕ ВРЕМЯ» В РОССИИ.  ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ (5 часов).

 «О настоящей беде Московскому государству, о Гришке Отрепьеве»  (Из Нового летописца). «О Тушинском воре»  (Из Нового летописца).

«О князе Дмитрии Пожарском, и о Кузьме Минине, и об очищении Московского государства» (Из Нового летописца).

Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII в.: I и II народные ополчения; начало династии Романовых.

Сочинения протопопа  Аввакума.

Самодержавие и церковь в XVII в.: реформа патриарха Никона, церковный раскол; усиление разногласий между церковью и царской властью.

Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.

КУЛЬТУРА ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (2 часа)

Русская культура XVI – XVII веков.

 Складывание идеологии централизованного государства: летописи и другие исторические сочинения; расцвет русской публицистики; усиление влияния православной церкви на русскую культуру.

Итоговое занятие – Защита рефератов, проектов (2 час).

                                                                                 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Коли-чество

часов

Виды контроля

1

Вводное: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности учащихся.

2

«Повесть временных лет» – древнейший  письменный источник по   истории восточных славян.

Тестирование.

3

Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.

1

Семинар с элементами дискуссии

4-5

«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира. Культура Древней Руси.

2

Сообщения

6

«Поучение» Владимира Мономаха

– отеческое наставление современникам и потомкам.

1

Семинар с элементами дискуссии.

7

«Повесть о начале Москвы» - Троицкая летопись.

1

Сообщения, работа с документом.

8-9

Борьба Руси против агрессоров в XIII в: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.

2

Работа с контурной картой, составление схемы.

10-11

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада.

2

Работа с контурной картой, сообщения.

12-13

Русь в середине XIV в.: начало общерусской войны с ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.

2

Составление тезисного плана, схемы.

14-15

16

Культура Руси XIV – XV вв. «Житие Сергия Радонежского».  «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве»  (Софийская летопись).

Хождение за три моря» Афанасия Никитина – произведение особого жанра: деловой дневник, рассказ о достопримечательностях чужой страны, лирическая исповедь.

2

Сообщения, тестирование

1

Работа с документом, с контурной картой.

17

Итоговое занятие.

1

Защита рефератов, проектов

18-19

 Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель.

2

Семинар с элементами дискуссии

20-21

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия.

2

Составление тезисного плана, схемы.

22

Политическая нестабильность после смерти Василия III.

1

Семинар-исследование

23

Внешняя политика Ивана IV.

1

Составление таблицы.

24

Опричнина; отношения царской власти и церкви.

1

Семинар с элементами дискуссии

25-26

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.

2

Семинар с элементами дискуссии.

27-28

«Смутное время» в России. 

2

Семинар-исследование

29-30

Церковный раскол.

2

Семинар-исследование

31

 Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.

1

Составление тезисного плана, тестирование

32-33

Культура единого Московского государства

2

Составление тезисного плана, тестирование

34

Итоговое занятие.

1

Защита проектов, рефератов.

Планируемый результат

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть умениями:

  • анализировать исторические явления, процессы, устанавливать их взаимосвязь и взаимозависимость;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • излагать материал грамотно, логично;
  • определять свою точку зрения, аргументировать ее;
  • вести диалог, дискутировать;
  • вести конспект;
  • писать рецензии.

Итогом работы будут сообщения, рефераты, проекты по следующей тематике:

  1. Особенности формирования Древнерусского государства.
  2. Образ Древней Руси глазами летописцев, историков, литераторов.
  3. Своеобразие духовного развития Древней Руси.
  4. Древнерусский храм как отражение православной картины мира.
  5. Русское «предвозрождение» - эпоха Сергия Радонежского и Андрея Рублева.
  6. Литература Куликовского цикла, отражение в ней идеалов эпохи.
  7. Чем можно объяснить, что образ князя-воителя, «радетеля» за землю русскую запечатлели летописи, произведения древнерусской литературы, народная память?
  8. Расцвет русской иконописи в XIV– XVвв.
  9. Византийская традиция в зодчестве и иконописи.
  10. Андрей Рублев и его время: духовные поиски.
  11. Мир русского средневекового монастыря.
  12. Западное и Восточное влияние на средневековую Русь.
  13. Политическая раздробленность: шаг назад или подготовка условий для нового этапа развития.
  14. Российское самодержавие и западноевропейский абсолютизм.
  15. Древнерусское государство в оценках современных историков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) »

10 класс

Планирование составлено на основе программы:

Никифорова Л.Г. Рассказы Русских летописей.

/Элективный курс по истории России для профильного обучения.- Саратов, утвержден СарИПКРО, 2007г. Утвержден ГМЦ Саратова в 2007 г.



ПРОГРАММА


Вводное занятие: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности обучающихся (1 час)


ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)


«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник по истории восточных славян.

Восточные славяне в VI - VIII вв.: происхождение славян, их расселение, занятия, быт, верования; исторические общности славян; Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег о славянах и антах; распад родоплеменных отношений, зарождение государственности.


«Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.

Летописный рассказ о призвании варяжских князей; «норманнская теория»; начало династии Рюриковичей; внутренняя и внешняя политика первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).


«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира.

Культура Древней Руси: языческая культура восточных славян; проникновение христианства на Русь; крещение Руси; русская церковь и ее роль в жизни государства; двоеверие на Руси.


«Поучение» Владимира Мономаха – отеческое наставление современникам и потомкам.



РУСЬ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (6 часов)


«Разорение Русской земли полчищами Батыя» (Лаврентьевская, Ипатьевская летописи). «Оборона Рязани и взятие ее монголо-татарами» (Никоновская летопись). «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Борьба Руси против агрессоров в XIII в.: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.


Александр Невский (Ипатьевская, Симоновская летописи, Ливонские хроники).

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада: разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище; Александр Невский – военачальник и государственный деятель.


«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» (Софийская летопись).

«Повесть о Московском взятии царем Тохтамышем» (Ермолинская летопись).

Русь в середине XIV вв.: начало общерусской войны с Ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.



КУЛЬТУРА РУСИ В XIV – XV ВВ. (3 часа)


«Житие Сергия Радонежского». «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве» (Софийская летопись).

Возрождение русской культуры (XIV – сер.XV в.): тяжелые последствия татарских походов для русской культуры; духовный подъем на Руси во второй половине XIV в.; Сергий Радонежский; рост национального самосознания после Куликовской битвы; «Задонщина»; русская иконопись – Андрей Рублев, Феофан Грек, Данила Черный.


«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (Софийская летопись).

Путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина с описанием своего путешествия и пребывания в Индии.


Итоговое занятие: Защита рефератов, проектов (1 час)



ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (9часов)


«Стояние на Угре» (Московский летописный свод). «О строительстве в Московском государстве» (Софийская, Ермолинская летописи, Московский летописный свод).

Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель; изменение системы управления государством; Судебник 1497г.; начало закрепощения крестьян.


«Послание» Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», «Послание» старца Филофея.

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия; доктрина о «третьем Риме» - объявление Московского царства преемником и наследником «большого христианства».


«О болезни и кончине великого князя Василия Ивановича» (Софийская летопись). «Боярские мятежи в малолетство великого князя Ивана Васильевича». (Никоновская летопись). «О венчании великого князя Ивана Васильевича всея Русии на царство» (Из Летописца начала царства).

Политическая нестабильность после смерти Василия III; Елена Глинская; боярское правление; венчание на царство.


«Казанское взятие» (Из Летописца начала царства). «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем с товарищами» (Из Сибирской летописи).

Внешняя политика Ивана IV: завоевание Поволжья и Западной Сибири; отношения с Крымским ханом.


«Отъезд из Москвы государя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии» (Из Александро-Невской летописи).

Опричнина; отношения царской власти и церкви.


«Об убиении царевича Дмитрия Ивановича и о запустении города Углича» (Из Нового летописца). «О Борисе Годунове» (Из Нового летописца).

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.



«СМУТНОЕ ВРЕМЯ» В РОССИИ. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ (5 часов).


«О настоящей беде Московскому государству, о Гришке Отрепьеве» (Из Нового летописца). «О Тушинском воре» (Из Нового летописца).

«О князе Дмитрии Пожарском, и о Кузьме Минине, и об очищении Московского государства» (Из Нового летописца).

Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII в.: I и II народные ополчения; начало династии Романовых.


Сочинения протопопа Аввакума.

Самодержавие и церковь в XVII в.: реформа патриарха Никона, церковный раскол; усиление разногласий между церковью и царской властью.


Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.


КУЛЬТУРА ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (2 часа)


Русская культура XVI – XVII веков.

Складывание идеологии централизованного государства: летописи и другие исторические сочинения; расцвет русской публицистики; усиление влияния православной церкви на русскую культуру.


Итоговое занятие – Защита рефератов, проектов (2 час).






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п


Тема занятия

Коли-чество

часов


Виды контроля


1

Вводное: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности учащихся.


1



2

«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник по истории восточных славян.


1

Тестирование.



3

Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.


1

Семинар с элементами дискуссии


4-5

«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира. Культура Древней Руси.


2

Сообщения


6

«Поучение» Владимира Мономаха

– отеческое наставление современникам и потомкам.


1

Семинар с элементами дискуссии.

7

«Повесть о начале Москвы» - Троицкая летопись.

1

Сообщения, работа с документом.


8-9

Борьба Руси против агрессоров в XIII в: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.


2

Работа с контурной картой, составление схемы.

10-11

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада.

2

Работа с контурной картой, сообщения.


12-13

Русь в середине XIV в.: начало общерусской войны с ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.


2

Составление тезисного плана, схемы.


14-15


16

Культура Руси XIV – XV вв. «Житие Сергия Радонежского». «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве» (Софийская летопись).

Хождение за три моря» Афанасия Никитина – произведение особого жанра: деловой дневник, рассказ о достопримечательностях чужой страны, лирическая исповедь.


2


Сообщения, тестирование


1

Работа с документом, с контурной картой.

17

Итоговое занятие.

1

Защита рефератов, проектов



18-19

Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель.



2

Семинар с элементами дискуссии

20-21

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия.

2

Составление тезисного плана, схемы.

22

Политическая нестабильность после смерти Василия III.


1

Семинар-исследование

23

Внешняя политика Ивана IV.

1

Составление таблицы.

24

Опричнина; отношения царской власти и церкви.



1

Семинар с элементами дискуссии

25-26

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.


2

Семинар с элементами дискуссии.

27-28

«Смутное время» в России.

2

Семинар-исследование

29-30

Церковный раскол.

2

Семинар-исследование

31

Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.

1

Составление тезисного плана, тестирование

32-33

Культура единого Московского государства

2

Составление тезисного плана, тестирование

34

Итоговое занятие.


1

Защита проектов, рефератов.



Планируемый результат



В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть умениями:

  • анализировать исторические явления, процессы, устанавливать их взаимосвязь и взаимозависимость;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • излагать материал грамотно, логично;

  • определять свою точку зрения, аргументировать ее;

  • вести диалог, дискутировать;

  • вести конспект;

  • писать рецензии.



Итогом работы будут сообщения, рефераты, проекты по следующей тематике:

  1. Особенности формирования Древнерусского государства.

  2. Образ Древней Руси глазами летописцев, историков, литераторов.

  3. Своеобразие духовного развития Древней Руси.

  4. Древнерусский храм как отражение православной картины мира.

  5. Русское «предвозрождение» - эпоха Сергия Радонежского и Андрея Рублева.

  6. Литература Куликовского цикла, отражение в ней идеалов эпохи.

  7. Чем можно объяснить, что образ князя-воителя, «радетеля» за землю русскую запечатлели летописи, произведения древнерусской литературы, народная память?

  8. Расцвет русской иконописи в XIV– XVвв.

  9. Византийская традиция в зодчестве и иконописи.

  10. Андрей Рублев и его время: духовные поиски.

  11. Мир русского средневекового монастыря.

  12. Западное и Восточное влияние на средневековую Русь.

  13. Политическая раздробленность: шаг назад или подготовка условий для нового этапа развития.

  14. Российское самодержавие и западноевропейский абсолютизм.

  15. Древнерусское государство в оценках современных историков


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Никифорова Людмила Георгиевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 106080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства