kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс

Планирование составлено на основе программы:

Никифорова Л.Г. Рассказы Русских летописей.

/Элективный курс по истории России для профильного обучения.-      Саратов, утвержден СарИПКРО, 2007г. Утвержден ГМЦ Саратова в 2007 г.

ПРОГРАММА

Вводное занятие: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности обучающихся (1 час)

ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)

 «Повесть временных лет» – древнейший  письменный источник по   истории восточных славян.

Восточные славяне в VI - VIII вв.: происхождение славян, их расселение, занятия, быт, верования; исторические общности славян;    Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег о славянах и антах; распад родоплеменных отношений, зарождение государственности.

       «Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.

Летописный рассказ о призвании варяжских князей; «норманнская теория»; начало династии Рюриковичей; внутренняя и внешняя политика первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира.

Культура Древней Руси: языческая культура восточных славян; проникновение христианства на Русь; крещение Руси; русская церковь и ее роль в жизни государства; двоеверие на Руси.

«Поучение» Владимира Мономаха – отеческое наставление современникам и потомкам.

РУСЬ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (6 часов)

 «Разорение Русской земли  полчищами Батыя»  (Лаврентьевская, Ипатьевская  летописи). «Оборона Рязани и взятие ее монголо-татарами» (Никоновская летопись). «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Борьба Руси против агрессоров в XIII в.: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.

 Александр Невский  (Ипатьевская, Симоновская  летописи, Ливонские хроники).

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада: разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в  Ледовом побоище; Александр Невский – военачальник и государственный деятель.

 «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»  (Софийская летопись).

«Повесть о Московском взятии царем Тохтамышем» (Ермолинская летопись).

Русь в середине XIV вв.: начало общерусской войны с Ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.

КУЛЬТУРА РУСИ В XIV – XV ВВ. (3 часа)

 «Житие Сергия Радонежского».  «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве»  (Софийская летопись).

Возрождение русской культуры (XIV – сер.XV в.): тяжелые последствия татарских походов для русской культуры; духовный подъем на Руси во второй половине XIV в.; Сергий Радонежский; рост национального самосознания после Куликовской битвы; «Задонщина»; русская иконопись – Андрей Рублев, Феофан Грек, Данила Черный.

  «Хождение за три моря» Афанасия Никитина   (Софийская летопись).

Путевой дневник  тверского купца Афанасия Никитина с описанием своего путешествия и пребывания в Индии.

Итоговое занятие: Защита рефератов, проектов (1 час)

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (9часов)

        «Стояние на Угре»  (Московский летописный свод). «О строительстве в Московском государстве»   (Софийская, Ермолинская летописи, Московский летописный свод).

Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель; изменение системы  управления государством; Судебник 1497г.; начало закрепощения крестьян.

  «Послание» Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», «Послание» старца Филофея.

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия; доктрина  о «третьем Риме» - объявление Московского царства преемником и наследником «большого христианства».

 «О болезни и кончине великого князя Василия Ивановича»     (Софийская летопись). «Боярские мятежи в малолетство великого князя Ивана Васильевича».   (Никоновская летопись). «О венчании великого князя Ивана Васильевича всея Русии на царство»  (Из Летописца начала царства).

Политическая нестабильность после смерти Василия III; Елена Глинская; боярское правление; венчание на царство.

            «Казанское взятие»  (Из Летописца начала царства). «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем с товарищами»   (Из Сибирской летописи).

Внешняя политика Ивана IV: завоевание Поволжья и Западной Сибири; отношения с Крымским ханом.

 «Отъезд из Москвы государя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии»  (Из Александро-Невской летописи).

Опричнина; отношения царской власти и церкви.

 «Об убиении царевича Дмитрия Ивановича и о запустении города Углича»  (Из Нового летописца). «О Борисе Годунове»  (Из Нового летописца).

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.

«СМУТНОЕ ВРЕМЯ» В РОССИИ.  ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ (5 часов).

 «О настоящей беде Московскому государству, о Гришке Отрепьеве»  (Из Нового летописца). «О Тушинском воре»  (Из Нового летописца).

«О князе Дмитрии Пожарском, и о Кузьме Минине, и об очищении Московского государства» (Из Нового летописца).

Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII в.: I и II народные ополчения; начало династии Романовых.

Сочинения протопопа  Аввакума.

Самодержавие и церковь в XVII в.: реформа патриарха Никона, церковный раскол; усиление разногласий между церковью и царской властью.

Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.

КУЛЬТУРА ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (2 часа)

Русская культура XVI – XVII веков.

 Складывание идеологии централизованного государства: летописи и другие исторические сочинения; расцвет русской публицистики; усиление влияния православной церкви на русскую культуру.

Итоговое занятие – Защита рефератов, проектов (2 час).

                                                                                 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Коли-чество

часов

Виды контроля

1

Вводное: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности учащихся.

2

«Повесть временных лет» – древнейший  письменный источник по   истории восточных славян.

Тестирование.

3

Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.

1

Семинар с элементами дискуссии

4-5

«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира. Культура Древней Руси.

2

Сообщения

6

«Поучение» Владимира Мономаха

– отеческое наставление современникам и потомкам.

1

Семинар с элементами дискуссии.

7

«Повесть о начале Москвы» - Троицкая летопись.

1

Сообщения, работа с документом.

8-9

Борьба Руси против агрессоров в XIII в: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.

2

Работа с контурной картой, составление схемы.

10-11

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада.

2

Работа с контурной картой, сообщения.

12-13

Русь в середине XIV в.: начало общерусской войны с ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.

2

Составление тезисного плана, схемы.

14-15

16

Культура Руси XIV – XV вв. «Житие Сергия Радонежского».  «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве»  (Софийская летопись).

Хождение за три моря» Афанасия Никитина – произведение особого жанра: деловой дневник, рассказ о достопримечательностях чужой страны, лирическая исповедь.

2

Сообщения, тестирование

1

Работа с документом, с контурной картой.

17

Итоговое занятие.

1

Защита рефератов, проектов

18-19

 Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель.

2

Семинар с элементами дискуссии

20-21

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия.

2

Составление тезисного плана, схемы.

22

Политическая нестабильность после смерти Василия III.

1

Семинар-исследование

23

Внешняя политика Ивана IV.

1

Составление таблицы.

24

Опричнина; отношения царской власти и церкви.

1

Семинар с элементами дискуссии

25-26

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.

2

Семинар с элементами дискуссии.

27-28

«Смутное время» в России. 

2

Семинар-исследование

29-30

Церковный раскол.

2

Семинар-исследование

31

 Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.

1

Составление тезисного плана, тестирование

32-33

Культура единого Московского государства

2

Составление тезисного плана, тестирование

34

Итоговое занятие.

1

Защита проектов, рефератов.

Планируемый результат

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть умениями:

  • анализировать исторические явления, процессы, устанавливать их взаимосвязь и взаимозависимость;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • излагать материал грамотно, логично;
  • определять свою точку зрения, аргументировать ее;
  • вести диалог, дискутировать;
  • вести конспект;
  • писать рецензии.

Итогом работы будут сообщения, рефераты, проекты по следующей тематике:

  1. Особенности формирования Древнерусского государства.
  2. Образ Древней Руси глазами летописцев, историков, литераторов.
  3. Своеобразие духовного развития Древней Руси.
  4. Древнерусский храм как отражение православной картины мира.
  5. Русское «предвозрождение» - эпоха Сергия Радонежского и Андрея Рублева.
  6. Литература Куликовского цикла, отражение в ней идеалов эпохи.
  7. Чем можно объяснить, что образ князя-воителя, «радетеля» за землю русскую запечатлели летописи, произведения древнерусской литературы, народная память?
  8. Расцвет русской иконописи в XIV– XVвв.
  9. Византийская традиция в зодчестве и иконописи.
  10. Андрей Рублев и его время: духовные поиски.
  11. Мир русского средневекового монастыря.
  12. Западное и Восточное влияние на средневековую Русь.
  13. Политическая раздробленность: шаг назад или подготовка условий для нового этапа развития.
  14. Российское самодержавие и западноевропейский абсолютизм.
  15. Древнерусское государство в оценках современных историков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) »

10 класс

Планирование составлено на основе программы:

Никифорова Л.Г. Рассказы Русских летописей.

/Элективный курс по истории России для профильного обучения.- Саратов, утвержден СарИПКРО, 2007г. Утвержден ГМЦ Саратова в 2007 г.



ПРОГРАММА


Вводное занятие: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности обучающихся (1 час)


ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)


«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник по истории восточных славян.

Восточные славяне в VI - VIII вв.: происхождение славян, их расселение, занятия, быт, верования; исторические общности славян; Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег о славянах и антах; распад родоплеменных отношений, зарождение государственности.


«Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.

Летописный рассказ о призвании варяжских князей; «норманнская теория»; начало династии Рюриковичей; внутренняя и внешняя политика первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).


«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира.

Культура Древней Руси: языческая культура восточных славян; проникновение христианства на Русь; крещение Руси; русская церковь и ее роль в жизни государства; двоеверие на Руси.


«Поучение» Владимира Мономаха – отеческое наставление современникам и потомкам.



РУСЬ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (6 часов)


«Разорение Русской земли полчищами Батыя» (Лаврентьевская, Ипатьевская летописи). «Оборона Рязани и взятие ее монголо-татарами» (Никоновская летопись). «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Борьба Руси против агрессоров в XIII в.: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.


Александр Невский (Ипатьевская, Симоновская летописи, Ливонские хроники).

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада: разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище; Александр Невский – военачальник и государственный деятель.


«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» (Софийская летопись).

«Повесть о Московском взятии царем Тохтамышем» (Ермолинская летопись).

Русь в середине XIV вв.: начало общерусской войны с Ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.



КУЛЬТУРА РУСИ В XIV – XV ВВ. (3 часа)


«Житие Сергия Радонежского». «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве» (Софийская летопись).

Возрождение русской культуры (XIV – сер.XV в.): тяжелые последствия татарских походов для русской культуры; духовный подъем на Руси во второй половине XIV в.; Сергий Радонежский; рост национального самосознания после Куликовской битвы; «Задонщина»; русская иконопись – Андрей Рублев, Феофан Грек, Данила Черный.


«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (Софийская летопись).

Путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина с описанием своего путешествия и пребывания в Индии.


Итоговое занятие: Защита рефератов, проектов (1 час)



ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (9часов)


«Стояние на Угре» (Московский летописный свод). «О строительстве в Московском государстве» (Софийская, Ермолинская летописи, Московский летописный свод).

Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель; изменение системы управления государством; Судебник 1497г.; начало закрепощения крестьян.


«Послание» Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», «Послание» старца Филофея.

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия; доктрина о «третьем Риме» - объявление Московского царства преемником и наследником «большого христианства».


«О болезни и кончине великого князя Василия Ивановича» (Софийская летопись). «Боярские мятежи в малолетство великого князя Ивана Васильевича». (Никоновская летопись). «О венчании великого князя Ивана Васильевича всея Русии на царство» (Из Летописца начала царства).

Политическая нестабильность после смерти Василия III; Елена Глинская; боярское правление; венчание на царство.


«Казанское взятие» (Из Летописца начала царства). «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем с товарищами» (Из Сибирской летописи).

Внешняя политика Ивана IV: завоевание Поволжья и Западной Сибири; отношения с Крымским ханом.


«Отъезд из Москвы государя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии» (Из Александро-Невской летописи).

Опричнина; отношения царской власти и церкви.


«Об убиении царевича Дмитрия Ивановича и о запустении города Углича» (Из Нового летописца). «О Борисе Годунове» (Из Нового летописца).

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.



«СМУТНОЕ ВРЕМЯ» В РОССИИ. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ (5 часов).


«О настоящей беде Московскому государству, о Гришке Отрепьеве» (Из Нового летописца). «О Тушинском воре» (Из Нового летописца).

«О князе Дмитрии Пожарском, и о Кузьме Минине, и об очищении Московского государства» (Из Нового летописца).

Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII в.: I и II народные ополчения; начало династии Романовых.


Сочинения протопопа Аввакума.

Самодержавие и церковь в XVII в.: реформа патриарха Никона, церковный раскол; усиление разногласий между церковью и царской властью.


Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.


КУЛЬТУРА ЕДИНОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (2 часа)


Русская культура XVI – XVII веков.

Складывание идеологии централизованного государства: летописи и другие исторические сочинения; расцвет русской публицистики; усиление влияния православной церкви на русскую культуру.


Итоговое занятие – Защита рефератов, проектов (2 час).






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п


Тема занятия

Коли-чество

часов


Виды контроля


1

Вводное: Содержание курса, его хронологические рамки, основные виды деятельности учащихся.


1



2

«Повесть временных лет» – древнейший письменный источник по истории восточных славян.


1

Тестирование.



3

Повесть временных лет» о причинах образования государства у восточных славян.


1

Семинар с элементами дискуссии


4-5

«Повесть временных лет» о религиозных реформах Владимира. Культура Древней Руси.


2

Сообщения


6

«Поучение» Владимира Мономаха

– отеческое наставление современникам и потомкам.


1

Семинар с элементами дискуссии.

7

«Повесть о начале Москвы» - Троицкая летопись.

1

Сообщения, работа с документом.


8-9

Борьба Руси против агрессоров в XIII в: нашествие Батыя, сопротивление завоевателям; зависимость Руси от Орды, ее последствия.


2

Работа с контурной картой, составление схемы.

10-11

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада.

2

Работа с контурной картой, сообщения.


12-13

Русь в середине XIV в.: начало общерусской войны с ордой; Дмитрий Донской; Куликовская битва и ее значение.


2

Составление тезисного плана, схемы.


14-15


16

Культура Руси XIV – XV вв. «Житие Сергия Радонежского». «О Даниле Черном и об Андрее Рублеве» (Софийская летопись).

Хождение за три моря» Афанасия Никитина – произведение особого жанра: деловой дневник, рассказ о достопримечательностях чужой страны, лирическая исповедь.


2


Сообщения, тестирование


1

Работа с документом, с контурной картой.

17

Итоговое занятие.

1

Защита рефератов, проектов



18-19

Московское государство во второй половине XV - начале XVI в.: прекращение зависимости Руси от Орды; завершение политического объединения русских земель.



2

Семинар с элементами дискуссии

20-21

Отражение в литературе политических тенденций: оформление идеологии самодержавия.

2

Составление тезисного плана, схемы.

22

Политическая нестабильность после смерти Василия III.


1

Семинар-исследование

23

Внешняя политика Ивана IV.

1

Составление таблицы.

24

Опричнина; отношения царской власти и церкви.



1

Семинар с элементами дискуссии

25-26

Россия на рубеже XVI - XVII вв.: обострение социальных и династических противоречий, династический кризис.


2

Семинар с элементами дискуссии.

27-28

«Смутное время» в России.

2

Семинар-исследование

29-30

Церковный раскол.

2

Семинар-исследование

31

Складывание идеологии единого государства: летописи и другие исторические сочинения.

1

Составление тезисного плана, тестирование

32-33

Культура единого Московского государства

2

Составление тезисного плана, тестирование

34

Итоговое занятие.


1

Защита проектов, рефератов.



Планируемый результат



В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть умениями:

  • анализировать исторические явления, процессы, устанавливать их взаимосвязь и взаимозависимость;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • излагать материал грамотно, логично;

  • определять свою точку зрения, аргументировать ее;

  • вести диалог, дискутировать;

  • вести конспект;

  • писать рецензии.



Итогом работы будут сообщения, рефераты, проекты по следующей тематике:

  1. Особенности формирования Древнерусского государства.

  2. Образ Древней Руси глазами летописцев, историков, литераторов.

  3. Своеобразие духовного развития Древней Руси.

  4. Древнерусский храм как отражение православной картины мира.

  5. Русское «предвозрождение» - эпоха Сергия Радонежского и Андрея Рублева.

  6. Литература Куликовского цикла, отражение в ней идеалов эпохи.

  7. Чем можно объяснить, что образ князя-воителя, «радетеля» за землю русскую запечатлели летописи, произведения древнерусской литературы, народная память?

  8. Расцвет русской иконописи в XIV– XVвв.

  9. Византийская традиция в зодчестве и иконописи.

  10. Андрей Рублев и его время: духовные поиски.

  11. Мир русского средневекового монастыря.

  12. Западное и Восточное влияние на средневековую Русь.

  13. Политическая раздробленность: шаг назад или подготовка условий для нового этапа развития.

  14. Российское самодержавие и западноевропейский абсолютизм.

  15. Древнерусское государство в оценках современных историков


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Никифорова Людмила Георгиевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 106080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства