kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 6 классе на тему:"Начало раздробленности Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 6 классе на тему: " Начало раздробленности Древнерусского государства". Данная работа содержит презентацию и видеоролик, который используется в начале урока для мотивации учащихся. Урок соответствует требованиям ФГОС. На данном уроке используются современные технологии: Технология критического мышления, кейс-технология, ИКТ и проблемное обучение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок истории в 6 классе на тему:"Начало раздробленности Древнерусского государства" »

13


План конспект урока

«Начало раздробленности Древнерусского государства»

 ( История России. 6 класс.)

ФИО (полностью):    Стародубцева Елена Васильевна

Место работы:   МОБУ «Паникинская СОШ»

Должность:   учитель истории и обществознания

Предмет:    История

Класс:     6

Тема:  «Начало феодальной раздробленности Древнерусского государства» ( История России 6 класс.) В первом разделе урок № 12. Во 2 теме урок № 1.

Базовый учебник:     А.А.Данилов; Л.Г.Косулина «История России» 6 класс (издательство «Просвещение»)

Цель урока – формирование представлений учащихся о развитии Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII в.

Задачи урока:

Предметные:

- Способствовать формированию представления о начале процесса феодальной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особенностях. Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Метапредметные:

     - Способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности ученика, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника и документами. Умение  определять понятия, устанавливать аналогии.

Личностные:

       - Способствовать становлению гражданской идентичности и патриотических чувств.

Тип урока: Изучение  нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

Оборудование: Компьютер учителя; мультимедийный проектор; колонки; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник А.А.Данилов; Л.Г.Косулина «История России» 6 класс.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Словарь – удел, эксплуатация, феодальная раздробленность, 1113 год - начало княжения Владимира Мономаха, 1132 год – начало раздробленности на Руси, 1111 год – первый общерусский поход против половцев, 1097 год- съезд князей в Любече.

Технологии – элементы критического мышления, кейс технология, технология проблемного обучения, ИКТ.

                                        Структура и ход урока:

 Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Звучит песня АХ ТЫ РУСЬ МОЯ. Кинофрагмент.

Учитель: История нашей страны насчитывает 11 веков. Россия сильное, могущественное государство. Но были в жизни русского народа сложные тяжёлые времена: войны, набеги кочевников, пожары. Сегодня на уроке мы обратимся к историческим событиям Древнерусского государства.

Слайд с изображением Ярослава Мудрого.

При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание.

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».

Работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого".

Вопрос к документу:

  • От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Учитель: но сыновья забыли о заветах отца. Давайте посмотрим к чему это привело. У Вас на партах лежат карты. Возьмите их. Рассмотрите внимательно и скажите, что на этих картах общего? А в чём различие?

Подвожу итог:

Что такое раздробленность? Дать понятию свое объяснение, основываясь на сравнении карт.

Пришло время узнать тему нашего сегодняшнего урока? Давайте попробуем её сформулировать.

Какое государство изображено на 2 карты. А до этого вы об этом говорили? Значит это начало.

- Начало раздробленности Древнерусского государства.

Тема нашего сегодняшнего урока будет: (все вместе)

Начало раздробленности  Древнерусского государства.

1. Как вы думаете, что мы сегодня с вами  на уроке должны будем сделать и что узнать?

- ученики самостоятельно выводят цель урока -  

-познакомиться с новым этапом в жизни страны, выяснить причины и последствия раздробленности;

-учиться анализировать исторические документы, работать с картой;

-выделять главное, определять значение событий .

Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке нам будет помогать технологическая карта, которая есть у вас на столе. Положите её перед собой. Запишите тему урока.

Технологическая карта.

Тема урока: ________________________________________________________________

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил между своими сыновьями русские земли. Самые важные центры достались трём старшим сыновьям. Изяславу, Святославу и Всеволоду, а вам сейчас предстоит узнать, в каких городах они княжили.

Откройте учебник параграф 9 стр. 80 найдите первый абзац первого пункта прочтите его и самостоятельно заполните схему в технологической карте.

  1. Найдите и впишите название городов, в которых они княжили.

Изяслав

Всеволод

Святослав













Слайд проверяем .

Рассказ учителя о половецкой угрозе и событиях на Руси с использованием презентации.

А сейчас ребята будьте особо внимательны, в конце моего рассказа вам нужно будет выполнить тесты.

Учитель: Первое время братья жили в мире и согласии. Но вскоре к южным границам Руси подошли воинственные половецкие племена. Давайте узнаем кто это такие, воспользовавшись энциклопедии.

Ребёнок зачитывает: половцы – настоящее название кипчаки – средневековая тюркская народность. Проживали на территории современного Северо-Западного Казахстана. Затем они перешли на Волгу и заселили степи Причерноморья и Кавказ.

Название половцы произошло предположительно, от русского слова «полова» - солома, так как волосы у этих кочевников были соломенного цвета. Слайд.

Жили они племенными союзами. Во главе стояли ханы, у них была жёсткая дисциплина. Поклонялись волку. Слайд.

Вооружённые луками и стрелами, саблями, арканами и копьями, половцы с криком бросались в бой после их набега оставались развалины и пожарища. С собой они уводили пленников, которых продавали на невольничьих рынках Востока. Слайд.

В 1068 году половцы совершили крупный поход на Русь. Им навстречу выступили братья Ярославичи. Русские проиграли. Изяслав с остатками дружины вернулся в Киев, но народное вече решило продолжать войну. Изяслав отказался подчиниться решению веча. В Киеве вспыхнуло первое восстание. Разъяренная толпа разграбила княжеский двор и выпустила из тюрьмы Полоцкого князя Всеслава, который помог киевлянам организовать отпор половцам. Изяслав сбежал в Польшу, собрав там большое войско, вновь занял Киевский престол. Два других брата Святослав и Всеволод решают изгнать из Киева Изяслава. Начались бесконечные княжеские усобицы, в которые были втянуты сыновья, а затем внуки Ярослава Мудрого. 1078 году киевским князем стал последний из братьев Всеволод. В последние годы его жизни государственными делами занимался его сын Владимир Мономах. Но после смерти Всеволода 1093 году киевский престол занял сын Изяслава Святополк. Святополк мало заботился о землях русских, его больше интересовало, как приумножить богатства свои. Он был ростовщиком, промышлял торговлей. Особого авторитета он не имел ни среди братьев, ни среди простого народа.

Теперь закрепим услышанный и увиденный материал решением задания в форме тестов они есть у вас в вашей технологической карте.

Решение тестов.

  1. После смерти Ярослава Мудрого киевским князем стал:

А) Владимир Мономах, Б) Всеволод,

В) Святослав, Г) Изяслав.

2. Новых врагов Руси называли:

А) хазары, Б) половцы

В) печенеги, Г) венгры.

3. Первое восстание в Киеве вспыхнуло в:

А) 1068 г. Б) 1078 г. В) 1093 г. Г) 1054 г.

4. Кем приходился Святополк киевскому князю Всеволоду:

А) братом, Б) сыном, В) племянником, Г) внуком.

5. С приходом к власти Святополка на Руси:

А) наступил мир, Б) междоусобицы загораются с новой силой.

В) спорные вопросы решали при помощи переговоров.

Г) утвердилась сильная княжеская власть.

Ключ: 1. Г; 2. Б; 3. А; 4. В; 5. Б;

Взаимопроверка. Поменяйтесь технологическими картами и проверьте работу соседа ключ перед вами. Если ваш сосед допустил ошибку, прокомментируйте её.

Физминутка.

Давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы можем отправиться в 12 век. Сейчас мы на границе Руси и половецкой степью. Здесь наши богатыри несут дозор, а мы смогли стать на защиту родины как они?

На слайдах у меня есть подсказки.

- стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д.

- А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечём отбиваться . вытащил меч из ножен взмахнули вложили.

Учитель: Какой ответ вы дали на последний вопрос я начну, а вы его закончите


С приходом к власти Святополка междоусобицы на Руси разгораются с новой силой. Этим пользовались половцы. В «Повести временных лет» Нестор летописец так описывает те события.


«... Опустели села наши и города наши... пожгли села и гумна, многие церкви сожгли огнем... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую смерть, приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней, овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...».

Ребята, какой вывод можно сделать на основе этого документа?


Что бы предотвратить дальнейший разгром Руси Владимир Мономах, который княжил тогда в Переяславском княжестве, решил собрать всех внуков и правнуков Ярослава Мудрого на съезд. Где и когда проходил съезд мы с вами узнаем, познакомившись с отрывком из «Повести временных лет». Так же нам предстоит узнать, какие проблемы рассматривались на нём. После знакомства с текстом вам нужно заполнить таблицу:


Когда состоялся съезд?



Где проходил?




С какой целью собрались князья?



Какие проблемы рассматривались на нём?




«В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»

Проверка

Учитель: К сожалению решения съезда, о поддержании внутреннего мира, были сразу нарушены, и на Руси разразилась новая усобица. А вот второе положение об объединении в борьбе против половцев выполнялось. Весной 1111 года русские рати нанесли сокрушительный удар по половцам. Потерпели поражение знаменитые ханы Боняк и Куря. Погиб хан Шарукан. И теперь золото, серебро и тысячные полоны тянулись из половецких степей на Русь. На южных границах Руси стало относительно спокойно. Вместе с тем растёт авторитет Владимира Мономаха. Когда умер киевский князь Святополк Изяславич в 1113 году, в Киеве вспыхнуло второе восстание. Вече требовало на престол Владимира Мономаха. Боярам пришлось уступить. О княжении Мономаха мы узнаем в ходе операции «Поиск».

Объявляю операцию «Поиск» откройте страницу 84 в учебнике. Найдите годы правления Владимира Мономаха. (1113-1125 год). В этом же пункте найти и отметить, что было сделано Мономахом за время его правления?

1.

2.

3.

Учитель: ребята, а сейчас я предлагаю вам провести эксперимент. Предлагаю сломать метлу, а потом отдельную веточку. Какой вывод мы можем сделать из данного эксперимента? А теперь перенесите этот ответ на Русь периода феодальной раздробленности. Ответы детей.

Вот и Владимир Мономах и его сын Мстислав понимали это, поэтому стремились восстановить единство Руси, но после смерти последнего снова начались раздоры.

Ребята, как Вы думаете, можно ли было избежать распада Руси? Ответы.

Вывод: это неизбежный процесс.

К этому времени сложились определённые причины, которые привели Русь к раздробленности. Давайте определим их.

Причины раздробленности: у вас на столах лежат тексты, в которых вы должны найти причину. Работаем в парах. Есть ребята, которых мы назовём эксперты. У них уже выписаны эти причины им нужно, определить, какие из них политические, а какие экономические.

1 часть учащихся, работая с текстом, определяют причины раздробленности.

( Тексты раздаю).

Причина № 1. Усобицы между князьями привели к то­му, что в середине ХII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных час­тей. Но за княжескими усобицами скрывались более глубокие причины, которые привели Русь, как в своё время и страны Западной Европы, к периоду раз­дробленности

Причина № 2. Одной из причин раздробленности стал сложив­шийся в Древнерусском государстве порядок управ­ления. В каждой русской земле-волости собиралось своё народное собрание, была своя выборная власть, своё народное ополчение. Поэтому, попадая сюда в качестве наместников киевского князя, его сыновья и братья очень быстро начинали чувствовать себя самостоятельными правителями и стремились отде­литься от Киева, как когда-то к этому стремились племенные князья.

Причина № 3. Городское население, не хоте­ло платить дань Киеву и желало иметь не киевско­го наместника, а собственного князя, который будет отстаивать их интересы.


Причина № 4. Кроме того, в Древнерусском государстве не бы­ло твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства на практике стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Поэтому так часто случались княжеские раздоры, перераставшие в военные столкновения.


Причина № 5. Некоторые князья стали стремиться закрепить свою власть на определённой территории и передавать её сыновьям по наследству, а не растрачивать понапрасну силы и средства на борьбу за киевский престол.


Причина № 6. Половцы, разгром­ленные Владимиром Мономахом, вновь потянулись к южным границам Руси. Но половец­кие отряды не всегда совершали набеги на русские земли по собственной инициативе. Русские князья сами нанимали в борьбе друг с другом степную конни­цу, предоставляя им возможность жечь и грабить русские города и деревни. Тем самым порождали ненависть между братьями и желание захватить их земли.

Причина № 7. Особенно страдала от усобиц Киевская земля. Страшную картину представляла она после половец­ких набегов. Дымились сожжённые дотла селения. Заброшенные пашни зарастали травой и кустарни­ком. Прекратилось движение торговых караванов по Днепру. Люди в ужасе бежали с насиженных мест, ища более надёжное пристанище вдали от степи. Опустела Киевская земля. Киев потерял своё значе­ние крупнейшего торгового центра и самого богато­го из русских городов.

Причина № 8. Росли новые городские цент­ры. Они затмевали Киев своим богатством и не же­лали ему больше подчиняться.

Причина № 9. По старой традиции представители различных княжеских родов ещё вели борьбу за киевский пре­стол. Но обладание им становилось чисто символи­ческим актом и не давало много выгод. Киевский престол стал малопривлекательным.

Причина № 10. К тому же русские князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счёт заморской торговли. Это было связано с упадком торгового пу­ти «из варяг в греки». Русские князья и дружинники стали искать другие способы обогащения.


Причина № 11. Причинами раздробления Древнерусского госу­дарства послужили также изменения в хозяйствен­ной жизни страны. Княжеская дружина постепенно оседала на землю. Основой богатства бояр станови­лась теперь не дань, собираемая с подвластных зе­мель, и не раздел военной добычи, а эксплуатация зависимого сельского населения внутри вотчин. Это заставляло и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

Определить какие причины были политическими, какие экономическими.

2 часть учащихся определяет: Какие причины были экономическими, а какие политическими. Напротив причины пишут буквы Э и П.

1. Постоянные междоусобицы между князьями. П

2.Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях. П

3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя. П

4.Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. П

5.Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям. П

6.Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками. П

7.Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Э

8. Росли новые городские центры. Э

9.Киевский престол стал малопривлекательным. П

10.Упадок торгового пути « из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения. Э

11.Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины. Э

Эти причины привели Русь к распаду.

Сейчас мы поработаем с картой. Работа проводится в микрогруппах.

Возьмите карту № 2. Внимательно рассмотрите её. Теперь найдите у себя на столе шаблон на котором изображено одно из княжеств того периода. Ваша задача узнать княжество, написать его название, затем прикрепить его на большую карту.

А для вас ребята у меня есть особое задание. Создаём микрогруппу. Вам необходимо вместо словесной характеристики события подставить дату и выполнить математическое действие, икс есть дата начала феодальной раздробленности.

( Второе восстание в Киеве + 1-й поход общерусской рати против половцев + съезд в Любече + 75) : 3 = Х.

Прекрасно из шаблонов мы с вами сложили контурную карту Древнерусского государства. Остался один маленький нюанс. Узнать дату начала периода раздробленности. Слово предоставляю __________________________

(1113+1111+1097+73) : 3 = 1132.

Запишите эту дату в технологическую карту.

Ребята, а как Вы думаете, феодальная раздробленность это плохо или хорошо?

Ответы детей. Давайте не будем гадать, просто проанализируем последствия феодальной раздробленности. Вы их видите на доске. Давайте отметим положительные и отрицательные последствия.

Положительные черты:

отдельным княжеством легче и удобнее управлять;

имеет место экономический и культурный подъем.

Отрицательные черты:

ослаблялась обороноспособность;

продолжались усобицы и раздоры;

дробились княжества между наследниками;

Вот видите это явление довольно противоречивое.

         Вывод: в середине 12 века в развитии Древнерусского государства наступил период раздробленности. Он был вызван как политическими, так и экономическими, причинами. Но некоторые элементы государственного единства сохранились.  Несмотря на то, что Русь распалась, княжества продолжали жить по законам Ярослава Мудрого, его сыновей и внуков, говорили на одном языке, исповедовали одну религию. Русская церковь осуждала усобицы и пыталась примирить князей. Поэтому полного распада Руси не было.

Рефлексия.

Ребята, урок подошёл к концу, давайте подводить итоги!

1. С какой темой мы познакомились сегодня?

2. Какие даты узнали сегодня?

-как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

Дифференцированное.

Домашнее задание у вас выполнено в цвете. Задание в табличке белого цвета обязательно для всех прочитать параграф 9,В технологическую карту выписать причины и обозначить политические и экономические. Заполнить словарь.

Задание в синей табличке, повышенной сложности подготовить сообщение и презентацию о происхождении Шапки Мономаха. Эта работа будет оценена оценкой пять.

В ячейке красного цвета задание среднего уровня сложности. Нужно составить рассказ, о чертах характера Владимира Мономаха. За это задание оценка четыре.

Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока. Помните, в Древнем Риме судьбу гладиатора решали поднятым или опущенным пальцем руки. Все кому понравился наш урок поднимите палец вверх, а у кого сегодня настроение не очень опустите его вниз. И так по моей команде.













































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Тема урока: __________________________________________________________________

  1. Имена князей и название городов, в которых они княжили.

Изяслав

Всеволод

Святослав













2. Решение тестов.

  1. После смерти Ярослава Мудрого киевским князем стал:

А) Владимир Мономах, Б) Всеволод,

В) Святослав, Г) Изяслав.

2. Новых врагов Руси называли:

А) хазары, Б) половцы,

В) печенеги, Г) венгры

3. Первое восстание в Киеве вспыхнуло в:

А) 1068 г. Б) 1078 г. В) 1093 г. Г) 1054 г.

4. Кем приходился Святополк киевскому князю Всеволоду:

А) братом, Б) сыном, В) племянником, Г) внуком

5. С приходом к власти Святополка на Руси

А) наступил мир, Б) междоусобицы загораются с новой силой.

В) спорные вопросы решали при помощи переговоров.

Г) утвердилась сильная княжеская власть.

3.Прочтите текст и самостоятельно заполните таблицу

«В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»

Когда состоялся съезд?



Где проходил?


С какой целью они собрались?


Какие проблемы рассматривались на нём?



4.Годы правления Владимира Мономаха ______________________

Что им, было, сделано отметьте в учебнике.

5. _______________Начало раздробленности Руси


Домашнее задание.

Причины раздробленности:

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________________

7.____________________________________________________________________________

8.____________________________________________________________________________

9.____________________________________________________________________________

10.___________________________________________________________________________




Заполнить словарь.

Словарь

Удел – _______________________________________________________________________

Эксплуатация – _______________________________________________________________

феодальная раздробленность – __________________________________________________



Домашнее задание.


Прочитать параграф 9, выписать в технологическую

карту причины раздробленности. Заполнить словарь.


(По желанию) Подготовить сообщение и презентацию

на тему: «История Шапки Мономаха»


(По желанию) Составить рассказ о чертах характера Владимира Мономаха.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок истории в 6 классе на тему:"Начало раздробленности Древнерусского государства"

Автор: Стародубцева Елена Васильевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства