kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданская война в России : взгляд из будущего

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Гражданская война в России: взгляд из будущего» 9 класс.

Эпиграф урока :

А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими Молюсь за тех и за других    М. Волошин

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 

Цели:

• Образовательная: систематизировать материал по теме. На основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами, создать целостное представление о Гражданской войне в России, как о национальной трагедии народа.

• Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.

• Воспитательная: показать глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну. Воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознание учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения проблем в обществе. Воспитание патриотизма, толерантности, любви к родине.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, «красный террор», «белый террор». Персоналии: А. В. Колчак, А.И. Деникин, М. В.Фрунзе, М. Н.Тухачевский, В. И.Чапаев, Н. Н.Юденич, Н.В. Врангель, Н. И.Махно.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Истории России XX век», портреты исторических персоналий, книги по Гражданской войне, раздаточный материал, документы, компьютер.

План урока:

  1. Вводный контроль основных понятий: гражданская война, интервенция, террор
  2. . Причины и начало Гражданской войны в России;
  3. . «Краски войны»;
  4. . «Люди войны»;
  5. . Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны;

VI. Итоги и уроки Гражданской войны.

VII. Ответ на главный вопрос урока: «Гражданская война это трагические или героические страницы в истории нашей страны?».

Ход урока: Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы. Гражданская война 1918 - 1921 годов в России продолжает оставаться одним из важнейших событий Отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, её последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.

Несмотря на достаточно большой временной период, отделяющий нас от тех событий, остается много вопросов, являющихся предметом споров историков, публицистов, всех людей, интересующихся историей своей страны. Не случайно, эпиграфом нашего урока стали слова М. Волошина. I. Вводный контроль основных понятий. 

Вопрос 1. Что такое гражданская война? Вопрос 2. Сравнить два определения гражданской войны?

Вопрос 3. Чем гражданская война отличается от других войн? В чем её главная особенность?

Гражданская война — это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.

Главные особенности Гражданской войны в России: тесное переплетение с интервенцией, отсутствие четких временных и пространственных границ. 

Вопрос 4. Что такое интервенция? Назвать страны, принимавшие участие в интервенции России и показать на карте территории, которые они захватили. 

Интервенция это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью установления контроля или захвата территории.

В январе 1918г. Румыния захватила Бессарабию, Германия - Курскую. Воронежскую, Орловскую губернии.

Весной 1918г. В Мурманске, Архангельске, Владивостоке. Средней Азии появляются десанты стран Антанты и Японии. Турция вторгается на территорию Закавказья. Япония и США высадили десант на Дальнем Востоке. Учитель: Одним из актов Гражданской войны был террор. Вопрос 5. Что такое террор?

Террор форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника. Выступления учащихся о «красном» и «белом» терроре.

Учитель: Можно было бы приводить еще многие факты репрессий «красного» и «белого» террора. Точных весов, на которых можно было бы взвесить всю тяжесть этого явления найти не возможно, да и не нужно. И та, и другая стороны несут на себе в равной мере ответственность за те злодеяния и преступления, которые были совершены против своего народа. У нас нет нравственных оснований говорить об оправдании ни красного ни белого террора, так же, как и нет оснований обвинять в терроре лишь одну из сторон. Давайте постараемся понять обе стороны. П. Причины и начало Гражданской войны. Задание№1. «Проблемное задание»

Проблема начала Гражданской войны является одной из наиболее дискуссионных. Одни историки считают, что Февральская революция привела к гражданской войне, другие -что началом послужили события Октябрьского переворота 1917 года. Третьи полагают, что началом войны следует считать весну 1918года. Вопрос б. Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

Задание №2. Назвать основные причины Гражданской войны. Проанализировать их и выделить главную, аргументируя свой ответ.

Основные причины войны:

1. Обострение социальных противоречий в Российском обществе;

2. Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не могли стабилизировать обстановку после свержения самодержавия;

3. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство;

4. Противоречия в лагере социалистических партий;

5. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России;

6. Социально-психологический аспект гражданской войны.

III. «Краски войны».

Задание №3. (для всех команд)

Почему это движение получило такое название? Каков социальный состав движения?

Используя документы сформулировать основные идеи движения.

Красный цвет цвет революции, восставшего народа.

Военные руководители: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, К. Ворошилов, М. Н.Тухачевский

Белый цвет — один из символов государственной власти в дореволюционной России, знакаристократии. Ядро белого движения составили офицеры царской армии А.В. Колчак,

А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич, Н. В.Врангель и др.

Зеленый цвет цвет воли и свободы, противоположность красному и белому движениям.

Яркой фигурой повстанческой зеленой армии был Нестор Махно - анархист, участвовал в

террористических актах, отбывал бессрочную каторгу.

1V. Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны:

1 этап 25 октябрь 1917-май 1918 года - начало вооружённого гражданского противостояния под названием «Ограниченная война»;

2 этап май 1918-октябрь 1918 года- начало полномасштабной Гражданской войны;

3 этап ноябрь 1918-март 1919 года;

4 этап апрель 1919-апрель1920 года;

этап апрель-ноябрь 1920 года;

6этап- 1920-1922 год.

Выступления учащихся с характеристикой основных событий Гражданской войны.

Задание№6. Творческое задание. Придумать лозунг.

VI. Итоги и уроки Гражданской войны.

Задание №7. Работа с документами. Подведение итогов на основе документов.

VII. Ответ на главный вопрос урока: «Гражданская война это трагические или

героические страницы в истории нашей страны»?

Заключительное слово учителя.

Да, Гражданская война - это трагические страницы в истории нашей страны. Это

величайшая народная трагедия, в которой нет ни победителей, ни побежденных. В чем её

главный урок? Чему она способна научить потомков? Главный урок состоит в том, чтобы

общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении важных проблем,

осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических

вопросов.

Домашнее задание:

 Написать сочинение-эссе на тему: «Трагедия Гражданской войны1918 -1921 гг. в России …….

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданская война в России : взгляд из будущего»

Тема: «Гражданская война в России: взгляд из будущего» 9 класс.

Эпиграф урока :

А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими Молюсь за тех и за других М. Волошин

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 

Цели:

• Образовательная: систематизировать материал по теме. На основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами, создать целостное представление о Гражданской войне в России, как о национальной трагедии народа.

• Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.

• Воспитательная: показать глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну. Воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознание учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения проблем в обществе. Воспитание патриотизма, толерантности, любви к родине.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, «красный террор», «белый террор». Персоналии: А. В. Колчак, А.И. Деникин, М. В.Фрунзе, М. Н.Тухачевский, В. И.Чапаев, Н. Н.Юденич, Н.В. Врангель, Н. И.Махно.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Истории России XX век», портреты исторических персоналий, книги по Гражданской войне, раздаточный материал, документы, компьютер.

План урока:

  1. Вводный контроль основных понятий: гражданская война, интервенция, террор

  2. . Причины и начало Гражданской войны в России;

  3. . «Краски войны»;

  4. . «Люди войны»;

  5. . Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны;

VI. Итоги и уроки Гражданской войны.

VII. Ответ на главный вопрос урока: «Гражданская война это трагические или героические страницы в истории нашей страны?».

Ход урока: Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы. Гражданская война 1918 - 1921 годов в России продолжает оставаться одним из важнейших событий Отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, её последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.

Несмотря на достаточно большой временной период, отделяющий нас от тех событий, остается много вопросов, являющихся предметом споров историков, публицистов, всех людей, интересующихся историей своей страны. Не случайно, эпиграфом нашего урока стали слова М. Волошина. I. Вводный контроль основных понятий. 

Вопрос 1. Что такое гражданская война? Вопрос 2. Сравнить два определения гражданской войны?

Вопрос 3. Чем гражданская война отличается от других войн? В чем её главная особенность?

Гражданская война — это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.

Главные особенности Гражданской войны в России: тесное переплетение с интервенцией, отсутствие четких временных и пространственных границ. 

Вопрос 4. Что такое интервенция? Назвать страны, принимавшие участие в интервенции России и показать на карте территории, которые они захватили. 

Интервенция это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью установления контроля или захвата территории.

В январе 1918г. Румыния захватила Бессарабию, Германия - Курскую. Воронежскую, Орловскую губернии.

Весной 1918г. В Мурманске, Архангельске, Владивостоке. Средней Азии появляются десанты стран Антанты и Японии. Турция вторгается на территорию Закавказья. Япония и США высадили десант на Дальнем Востоке. Учитель: Одним из актов Гражданской войны был террор. Вопрос 5. Что такое террор?

Террор форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника. Выступления учащихся о «красном» и «белом» терроре.

Учитель: Можно было бы приводить еще многие факты репрессий «красного» и «белого» террора. Точных весов, на которых можно было бы взвесить всю тяжесть этого явления найти не возможно, да и не нужно. И та, и другая стороны несут на себе в равной мере ответственность за те злодеяния и преступления, которые были совершены против своего народа. У нас нет нравственных оснований говорить об оправдании ни красного ни белого террора, так же, как и нет оснований обвинять в терроре лишь одну из сторон. Давайте постараемся понять обе стороны. П. Причины и начало Гражданской войны. Задание№1. «Проблемное задание»

Проблема начала Гражданской войны является одной из наиболее дискуссионных. Одни историки считают, что Февральская революция привела к гражданской войне, другие -что началом послужили события Октябрьского переворота 1917 года. Третьи полагают, что началом войны следует считать весну 1918года. Вопрос б. Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

Задание №2. Назвать основные причины Гражданской войны. Проанализировать их и выделить главную, аргументируя свой ответ.

Основные причины войны:

1. Обострение социальных противоречий в Российском обществе;

2. Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не могли стабилизировать обстановку после свержения самодержавия;

3. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство;

4. Противоречия в лагере социалистических партий;

5. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России;

6. Социально-психологический аспект гражданской войны.

III. «Краски войны».

Задание №3. (для всех команд)

Почему это движение получило такое название? Каков социальный состав движения?

Используя документы сформулировать основные идеи движения.

Красный цвет цвет революции, восставшего народа.

Военные руководители: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, К. Ворошилов, М. Н.Тухачевский

Белый цвет — один из символов государственной власти в дореволюционной России, знакаристократии. Ядро белого движения составили офицеры царской армии А.В. Колчак,

А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич, Н. В.Врангель и др.

Зеленый цвет цвет воли и свободы, противоположность красному и белому движениям.

Яркой фигурой повстанческой зеленой армии был Нестор Махно - анархист, участвовал в

террористических актах, отбывал бессрочную каторгу.

1V. Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны:

1 этап 25 октябрь 1917-май 1918 года - начало вооружённого гражданского противостояния под названием «Ограниченная война»;

2 этап май 1918-октябрь 1918 года- начало полномасштабной Гражданской войны;

3 этап ноябрь 1918-март 1919 года;

4 этап апрель 1919-апрель1920 года;

этап апрель-ноябрь 1920 года;

6этап- 1920-1922 год.

Выступления учащихся с характеристикой основных событий Гражданской войны.

Задание№6. Творческое задание. Придумать лозунг.

VI. Итоги и уроки Гражданской войны.

Задание №7. Работа с документами. Подведение итогов на основе документов.

VII. Ответ на главный вопрос урока: «Гражданская война это трагические или

героические страницы в истории нашей страны»?

Заключительное слово учителя.

Да, Гражданская война - это трагические страницы в истории нашей страны. Это

величайшая народная трагедия, в которой нет ни победителей, ни побежденных. В чем её

главный урок? Чему она способна научить потомков? Главный урок состоит в том, чтобы

общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении важных проблем,

осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических

вопросов.

Домашнее задание:

Написать сочинение-эссе на тему: «Трагедия Гражданской войны1918 -1921 гг. в России ……..




 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданская война в России : взгляд из будущего

Автор: Хабибьянов Руслан Аликович

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Начало гражданской войны "
    ["seo_title"] => string(27) "nachalo-ghrazhdanskoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "169864"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423480522"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Внеклассное мероприятие на тему "Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках""
    ["seo_title"] => string(80) "vneklassnoe_meropriiatie_na_temu_bessmertnoe_schastie_nashe_rossiei_zovetsia_v_v"
    ["file_id"] => string(6) "575015"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1615306478"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Урок пресс- конференция  с «героями».  Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-priess-konfierientsiia-s-ghieroiami-andriei-platonovich-platonov-klimientov-na-zarie-tumannoi-iunosti"
    ["file_id"] => string(6) "243873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445846309"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Юным героям посвящается" "
    ["seo_title"] => string(33) "iunym-ghieroiam-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "220443"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434633055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тема: Без прошлого, нет будущее."
    ["seo_title"] => string(35) "tiemabiezproshloghonietbudushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "266744"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450228936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства