kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка интегрированного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой методическую разработку урока по истории и литературе ( роман М.Н.Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 г."). Урок посвящён событиям XVII века - периоду Смутного времени. В первой части рассматриваются причины и события Смутного времени, во второй - непосредственная работа с источником, по тексту произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока»

Славгородская Ольга Сергеевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №41 г.Владивосток»




Методическая разработка


Тема: Художественное отражение эпохи Смутного времени

в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или

Русские в 1612».


(Литературно-историческое занятие, посвященное героизму русских

людей в годы польской и шведской интервенции). 2часа


Вводное слово учителя: В течение нескольких лет в нашей стране празднуется

праздник- ДЕНЬ ЕДИНЕНИЯ И СОГЛАСИЯ. Почему он был введен? Какова его история?

Для этого нам предстоит обратиться к российской истории, восстановить ход событий XYIIвека. Почему этот период нашей страны вошел в историю под названием «Смутное время»? Каковы истоки этого явления? На эти и многие другие вопросы мы будем искать

ответы. Изучая факты «Смутного времени», мы будем обращаться к художественному

произведению М. Н. Загоскина. Книга «Юрий Милославский, русские в 1612» была написана и приурочена к событиям войны 1812. Где особенно проявился массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских людей. Сегодня, когда мы говорим о

патриотизме, любви к Родине это произведение стало особенно популярно.


Задачи урока:

-Восстановить ход событий эпохи «Смутного времени»;

-Дать характеристику действующим лицам этого периода;

-Работая с текстом произведения, рассмотреть наиболее знаменательные страницы

нашей истории.


Выполняя задачи, ставим следующие цели:

-Сформировать представление о событиях 1612 года как одной из самых славных вех

отечественной истории;

-Воспитания интереса и уважения к прошлому своей страны и ее народа.


Оборудование урока: Роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские

В 1612»; мультимедийная система; презентации учащихся; справочная литература по истории России.


Урок состоит из двух частей.. В первой части урока учитель истории вместе с учащимися восстанавливает ход событий «Смуты», останавливается на исторических

личностях периода. Выступления учеников сопровождается показом презентаций о Б.Годунове, Лжедмитрии, Шуйском, Минине и Пожарском. Исторические факты «Смуты» комментируются отрывками из романа. Во второй части урока учитель литературы более детально работает с учениками по тексту произведения.

Слова учителя: На рубеже XVI-XVII веков страна переживала кризис, который по глубине и масштабу можно определить как структурный. В области экономике кризис тесно был связан с последствиями Ливонской войны и опричнины. Экономический кризис стимулировал усиление крепостничества, которое вызывало социальную напряженность в низах. Глубоки были и политические причины «Смуты». В процессе собирания земель Московское княжество превратилось в обширное государство. Однако самодержавная тираническая модель взаимоотношений власти и общества, показала свою несостоятельность. Политический кризис был порожден и кризисом династическим. В годы царствования Ивана Грозного оказались расшатаны по определению Ключевского «духовные скрепы общества»- нравственные и религиозные чувства. Беспричинные казни и опалы возвели насилие и произвол в норму. Человеческая кровь проливалась с необычайной легкостью. Не случайно все главные действующие лица «Смуты» прошли через школу опричнины. «Смута» -обильная жатва, печальный итог века, уже познавшего раскол общества и подготовившего его к расколу новому.

«Смута» это избранием царя Михаила Романова в 1613 году. Здесь теснейшим образом переплелись драматические события, начавшиеся со смертью царя Федора и завершившиеся 15 лет спустя с различные по характеру явления: кризис власти и иностранная интервенция, борьба между боярскими кланами и рост национального самосознания. И все же главное содержание «Смутного времени»- нарушения внутреннего равновесия русского общества из-за утраты одной из важнейших частей его конструкции - легитимной монархии. Ситуация усугублялась дестабилизирующем воздействием в общественную жизнь России новых факторов – интервенции, выступлением казаков, самозванцев. «Смута» это разрушение государственной власти, угроза потери национальной и религиозной независимости. Тяжелейшие потрясения, потрясли и самые основы всего русского и духовного бытия. «Брожение умов», потеря смысла жизни и исторической перспективы в народном сознании. «Смута» была в умах и в душах людей.

Задание к классу: «Смута» начинается с правления Бориса Годунова. Используя справочную, методическую литературу по истории России дать характеристику внутренней и внешней политике Б.Годунова.

Учащиеся характеризуют Годунова как человека и государственного деятеля. Объясняют причины его недолго правления. (Показ презентаций).

Слова учителя: История «Смуты» известна таким явлением как самозванчество.

Самозванчество крепко замешано на авантюризме. Это отречение от себя и своих предков. В тоже время самозванцы демонстрировали немало незаурядности, смелости и даже государственных талантов.

Задание к классу: Дать характеристику личности Лжедмитрия I. Почему ему удалось стать правителем России.

Учащиеся рассказывают о фактах биографии Лжедмитрия, называют причины восшествия на русский престол и причины его свержения. (Показ презентаций).

Слова учителя: Ситуация в стране наиболее усугубилась в годы царствования Шуйского. Восстание Болотникова, появление нового самозванца заставляет Шуйского обратиться к иностранной помощи, что спровоцировало начало польско-шведской интервенции. Шведы пытаются захватить Новгород. Этот договор со Швецией, находившейся в состоянии войны с Польшей, дал повод польскому королю СигизмундуIII для начала военных действий против России. В сентябре 1609года СигизмундIII осадил Смоленск. В 1610году Скопин-Шуйский со шведами взял Москву, ЛжедмитрийII был разбит. К Москве двинулось войско поляков под командованием Жолкевского. Русские войска были разбиты. Шуйский потерял авторитет и был свергнут в июле 1610года. К власти пришло правительство из семи бояр. 17 августа 1610 года новое правительство заключило договор о призвании королевича Владислава на русский престол.

Задание к классу: Опираясь на дополнительный материал охарактеризовать обстановку в стране с 1607 по 1610год. Доказать, что пик кризиса приходится на царствования Шуйского (крестьянская война Болотникова и иностранная интервенция).

Учащиеся дают характеристику внутренней и внешней политике Шуйского, причины его свержения. Используя фактический материал, показывают неспособность «семибоярщины» стабилизировать ситуацию в стране.

Слова учителя: В сентябре 1610года Москва была занята польскими войсками, в октябре 1610года была объявлена на военном положении.

Задание к классу: Кто сумел сплотить и поднять на борьбу русский народ, для спасения своего Отечества?

Учащиеся рассказывают о роли православной церкви, о личности патриарха Гермагена , которые стали главной силой освободительного движения в стране. Именно из низов происходит подъем национального самосознания. Это показывют факты из истории первого и второго ополчения. Ученики, используя мультимедийный материал, дают характеристику первого ополчения (история создания и причины поражения).

Судьба второго ополчения связана с именами Минина и Пожарского. Показывая авторские презентации, учащиеся рассказывают о ноябрьских событиях 1612года. Именно благодаря подвигу русских людей, его единения, самопожертвования, стало возможным спасения страны и её национальной независимости.



Во второй части урока ученики более подробно работают по тексту романа М.Н.Загоскина. Останавливаясь на личности князя Милославского и его роли в событиях «Смутного времени».


«Смутное время» сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало его силу. Начало XVIIвека возвестило зарю национального освобождение, и именно этот факт стал основным в спасении России, сохранение её национального единства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка интегрированного урока

Автор: Славгородская Ольга Сергеевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методическая разработка  интегрированного  урока  по теме        «Geburtstag». "
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-geburtstag"
    ["file_id"] => string(6) "242399"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445450189"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Методическая разработка  интегрированного урока по окружающему миру и математике в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-i-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "255050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Методическая разработка интегрированного урока математики и ИЗО "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-matiematiki-i-izo"
    ["file_id"] => string(6) "117836"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412934674"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Методическая разработка интегрированного урока"
    ["seo_title"] => string(53) "mietodichieskaia_razrabotka_intieghrirovannogho_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "444994"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513587730"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Методическая разработка интегрированного урока ритмики и музыки "Жанры музыки""
    ["seo_title"] => string(79) "metodicheskaia_razrabotka_integrirovannogo_uroka_ritmiki_i_muzyki_zhanry_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "529160"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574924570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства