Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку »
Методическая разработка урока:
Подготовил преподаватель
истории ГБОУ СПО
«Колледж транспорта и сервиса»
г.Сухиничи Калужской области
Толкачева М.Ал.
Сухиничи 2014г.
Тема урока: «Золотой век» ЕкатериныII.
Цель урока: изучить внутреннюю политику Екатерины II.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать представление о внутренней политике Екатерины II.
Развивающая: развить навыки групповой работы, умение самостоятельно получать информацию.
Воспитательная: на примере любви Екатерины к России, воспитать чувство патриотизма.
Оборудование: Мультимедийный проектор, карточки с названиями столов, учебники, костюмы.
Организационный момент (1 минута). Отмечаю присутствующих и задаю домашнее задание §47.
Объяснение нового материала (34 минуты).
Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости, сегодня у нас не обычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России – это Екатерина II.
( Екатерина кланяется и садится).
Для подготовки к уроку была создана исследовательская группа, которая помогала мне в организации урока.
И тема сегодняшнего урока: «Золотой век Екатерины II» – запишите название в тетрадь. Появляется Слайд №1. Посмотрите на период правления Екатерины:1762-1796гг. Эта женщина была у власти более тридцати лет. Долгое ее царствование было насыщено реформами и внешнеполитическими событиями, которые вновь, Слайд №2. (Портрет Екатерины) как и при Петре I, сделали страну самым могущественным государством в Европе. Это был самый яркий период российской истории после царствования Петра. Не случайно уже современники, особенно из дворянской среды, называли это время «Золотым веком».
Слайд №3. сегодня на уроке мы должны разобрать 4 вопроса, запишите их в тетрадь:
Политика «просвещенного абсолютизма».
Первые реформы. Уложенная комиссия.
Дальнейшие реформы.
Личность Екатерины II.
Но перед тем, как перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, каким образом Екатерине удалось прийти к власти, ведь правил ее муж Петр III?
Ответ ребят: Екатерина пришла к власти в результате дворцового переворота. Прибегнув к помощи Гварди, она свергла с престола своего мужа Петра III. Слайд № 4.(Портрет Петра III).
Учитель: переходим к изучению первого вопроса: «политика просвещенного абсолютизма». Что такое абсолютизм и при каком императоре Россия стала абсолютной монархией, - мы уже знаем.
Ответ ребят: Абсолютизм – это форма правления, при которой вся полнота власти принадлежит монарху.
Слайд №5. «Абсолютизм» – это форма правления, при которой вся полнота власти принадлежит монарху. Петр I.
«Просвещенный абсолютизм» – это форма правления, при которой вся полнота власти принадлежит монарху, но правитель при этом опирается на передовые идеи Просвещения.
Учитель: с некоторыми идеями Просвещения мы с вами знакомились на уроках Всеобщей истории на I курсе (преобразование устаревших государственных институтов, законов, осуществление реформы образования, судопроизводства и т.д.).
Учитель: при этом модернизация осуществлялась самим монархом сверху при помощи советников – философов. В целом предполагалось сохранение привилегированного положения дворянства как опоры абсолютизма. Наиболее ярко такая политика выразилась в деятельности Иосифа II в Австрии, Фридриха II в Пруссии и Екатерины II в России.
Переходим ко второму вопросу «Первые реформы. Уложенная комиссия». Посмотрим на экран.
Слайд № 6. Первые реформы.
Учитель: первые реформы Екатерины II включали в себя:
А) Ликвидация кабинета министров.
Учитель: Что это за орган?
Ответ ребят: законодательный орган, введенный Анной Ивановной.
Б) Восстановление значения Сената и роли генерал-прокурора.
Учитель: Что такое Сенат и какой правитель его придумал?
Ответ ребят: законодательный орган при Петре I, а генерал-прокурор осуществлял контроль за деятельностью Сената.
Учитель: Сенат разделили на 6 департаментов,каждый из которых ведал строго определенным кругом дел. Сенатская реформа улучшила управление из центра.
В) Восстановление Берг – коллегии, мануфактур – коллегии, Главного магистрата.
Учитель: давайте вспомним, что такое коллегия?
Ответ ребят: орган центрального управления, введенный Петром I.
Учитель: а теперь ответьте на вопрос: чем занимались Берг – коллегия, мануфактур – коллегия, Главный магистрат?
Ответ ребят: Берг – коллегия металлургической промышленностью, Мануфактур – коллегия легкой промышленностью, Главный магистрат - центральное учреждение для управления городами.
Г) Ликвидация гетманства на Украине.
Учитель: Напомню вам, что гетман – это глава казачества на Украине. Признавая верховную власть русского царя, гетман Левобережной Украины был наделен высшей гражданской, военной и судебной властью, имел право дипломатических сношений с другими государствами.
Последний гетман Разумовский был отправлен в отставку. Его место занял генерал – губернатор Малой России. На эту должность Екатерина назначила Румянцева, выдающегося полководца и государственного деятеля. Т.о. автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина, должна управляться по единым принципам. Слайд № 7
Учитель: давайте вспомним, когда и при каком царе был составлен последний свод законов России?
Ответ ребят: в 1649г при Алексее Михайловиче появляется Соборное уложение.
Ученик: необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После Соборного уложения 1649г. накопилось большое количество указов царя и боярской думы. Уже при Петре I работала комиссия по подготовке текста нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов из разных сословий для законодательной работы высказывали публицисты: Посошков, Голицын, Татищев.
Учитель: Наказ для комиссии написала сама императрица. Он представлял собой выписки из сочинений французских просветителей XVIII в.: Монтескье, Руссо.
В это время Екатерина встает и отдает Наказ I столику (Уложенная комиссия) и говорит: по моему указу в Москву съехались более 500 депутатов.
Учитель: итак, ребята, давайте посмотрим, каков был состав уложенной комиссии. Но вместо того, чтобы заниматься составлением свода законов, представители спорили каждый о своем.
Нерусские народы: у нас нет земель и нас обижают заводовладельцы.
Государственные крестьяне: (Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными.) у нас тоже нет земель. Вся земля у помещиков.
Горожане: мы не можем торговать своей продукцией. Этим занимаются купцы.
Дворяне: надоели побеги крестьян и конкуренция купцов в предпринимательской деятельности.
Представители из коллегий: все, чтобы власти не сделали, вам не нравится.
Казаки: а мы народ вольный, надоела опека государства.
Учитель: уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767г. На пятом заседании выступили дворяне:
Ученик: Уважаемая Екатерина. Так как нас в комиссии больше, а вы защищаете наши интересы, позвольте вам преподнести титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества».
Учитель: обсуждение намеченных императрицей в своем «Наказе» вопросов затянулось. Во многом причиной тому стало несогласие между собой представителей разных сословий. Воспользовавшись начавшейся в 1768г. войной с Турцией, Екатерина приостановила деятельность комиссии, а окончательно упразднила ее в 1774г.
Итак, обратимся к таблице: Слайд№8
Переходим к изучению III вопроса: Дальнейшие реформы.
В последующие годы императрица и ее окружение, Сенат, проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма.
Обратимся к таблице.
Слайд № 9
Реформы Екатерины можно объединить в 4 группы:
Рассмотрим каждую из групп.
территориальные реформы.
Слабость власти на местах в полной мере выявилась в год ывосстания Пугачева. Екатерина ликвидировала Запорожскую сечь (Низовое войско Запорожское, социально-политическая и военная организация украинских казаков в 16-18 веках за Днепровскими порогами). Казацких старшин или выслали, или ублажили землями и офицерскими чинами. Волжское и Донское казачество лишили автономии.
Реформу управления Екатерина II провела и на основной территории России.
Ученик: « Учреждение о губерниях» 1775г. возвестило появление 50 губерний, более мелких, чем ранее существовавшие 23 обширные губернии. Возглавлял каждую из них губернатор. Всеми делами в губернии руководило губернское правление. Казенная палата ведала промышленностью, доходами и расходами. Приказ общественного призрения – школами и больницами. Судебные учреждения (палата уголовного суда, палата гражданского суда, сословные суды) отделялись от администрации. Губернии делились на уезды во главе с капитан – исправниками. Города составляли особые административные единицы во главе с городничими; только в обеих столицах, Петербурге и Москве, во главе администрации стояли обер – полицмейстеры.
Учитель: итак, к чему привела губернская реформа, если раньше губерний было 23, а теперь стало 50?
Ответ ребят: мелкими губерниями легче было управлять.
Учитель: Следующая группа реформ - экономические реформы. Слайд № 10
В экономической сфере последовали манифесты, способствующие занятиям предпринимательской деятельностью и торговлей.
1) В 1775г. Выходит указ о свободе открытия промышленных предприятий. Как вы думаете, к чему он привел?
Ответ ребят: увеличил количество промышленных предприятий в стране.
Другой указ 1779г. Вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах.( ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России 18 — 1-й пол. 19 вв. государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подати работавшие на казенных и частных заводах, т. е. прикрепленные (приписанные) к ним).
Подписывая этот указ, Екатерина вовсе не жалела крестьян. Его целью было улучшение условий жизни, препятствовавшее возникновению бунтов на заводах.
Следующий этап экономической политики – таможенная политика.
Ученик: По таможенному тарифу 1782г. Еще больше снизились сборы с ввозимых и вывозимых товаров. В целом за период правления ЕкатериныII общий объем внешней торговли вырос в 5 раз.
Видя, что многие коллегии постепенно начинают превращаться в монополистов, Екатерина в 80-е гг. ликвидирует ряд коллегий. Давайте вспомним, чем занимались эти коллегии?
Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.
Учитель:переходим к изучению сословных реформ. Слайд № 11
21 апреля 1785г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты Дворянству и городам.
Ученик:Мы, дворяне, очень любим Екатерину, нашу благодетельницу, так как она все реформы проводила, защищая наши интересы. Благодаря жалованной грамоте дворянству, теперь нас нельзя лишить жизни, сословной принадлежности, имущества и чести без суда, а судить нас могут только дворяне. Теперь нас нельзя подвергать телесным наказаниям. Мы освобождаемся от обязательной воинской службы. Мы можем свободно строить мануфактуры на своих землях. Теперь мы вправе покупать целые деревни с крепостными. С крепостными крестьянами мы можем делать все, что хотим, и нам за это ничего не будет.
Учитель: итак, ребята, мы выслушали нашего дворянина. Давайте обобщим, какие же права получили дворяне. Посмотрим на экран.
Учитель: рассмотрим Жалованную грамоту городам. С ее выходом завершилось формирование городского сословия.
Все городское население делилось на 6 разрядов:
Дворяне, владельцы домов и недвижимости. Это привилегированное сословие. Другими привилегированным сословием было духовенство.
Купцы трех гильдий, заново разделенных по величине капитала: от 1 до 5 тыс. руб., от 5 до 10 тыс. руб., от 10 до 50 тыс. руб.
6. Мещане - податное сословие из бывших посадских людей — ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.
Члены двух первых гильдий и именитые граждане не подлежали телесным наказаниям. Все 6 разрядов составляли «Градское общество». Раз в 3 года общество избирало органы самоуправления: Городскую думу, городского голову и судей. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию ит.д.
Ученик: Дорогая наша императрица, Екатерина Алексеевна! Я бедный крепостной крестьянин! Ох и тяжела моя жизнь. Все вы матушка делаете: и реформы проводите, и войны выигрываете. Только жизнь у нас, крестьян, без изменений. Помещик может меня продать, избить, обменять в карты, разлучить с семьей. Я его собственность. Смилуйся, благодетельница наша.
Учитель :теперь изучим реформы образования. Слайд №12
Екатерина II придавала большое значение образованию страны. Реформу образования она поручила президенту Академии художеств И. И. Бецкому.
Считая, что корень всему злу и добру воспитание, Екатерина II и Бецкой решили создать новую породу людей. Бецкой ратовал за сохранение закрытых училищ, где бы начинали обучать детей не старше 5-6 лет, не испорченных неправильным воспитанием.
По плану Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Коммерческие училища, преобразованы Кадетские корпуса.
Ученик: В 1764 г. было основано еще одно учебное заведение, ставшее впоследствии знаменитым. По всем городам России был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре» (в обиходе его называли Смольным). Воспитанницы делились на четыре основных возраста: 6 — 9, 9—12, 12 — 15 и 15 — 18 лет. У каждого возраста был свой цвет платья: светло-серый, коричневый, голубой, белый. Поначалу дворянские семьи с неохотой отвозили дочерей в столицу: по правилам училища, детей не отдавали домой в течение 12 лет. Однако скоро Смольный прославился. Ведь не каждый дворянин мог дома обучать дочерей иностранным языкам, арифметике, географии, геральдике, истории, стихотворству, музыке, танцам, рисованию, архитектуре, домоводству. Правда, у образованных «смольнянок» возникало немало проблем: вернувшись домой, они зачастую уже не понимали родителей, да и в повседневной жизни им было нелегко после тепличных условий монастыря.
Учитель: создается система общеобразовательной школы. В уездных городах учреждаются двухлетние малые народные училища, в губернских – четырехлетние.
Итак, мы изучили внутреннюю политику Екатерины II.Теперь дадим ей слово.
Ученик (Екатерина II): я, Екатерина, немка по происхождению, с детства мечтала о России. В 1744 я с матушкой была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась вскоре обвенчалась. «Или умру, или буду царствовать», — не скрывала я от друзей свои планы еще в конце правления Елизаветы.
Мнебыло 33 года когда я достигла заветной цели. Освоившись с русским языком, я старалась понравиться всем, и не только при дворе.
Я много читала. Жизнь при дворе давала мне обильный материал для впечатлений, зачастую не очень радужных. «Я хотела быть русской, — чтобы русские меня любили».
И я достигла желаемого. Я прилежно соблюдала церковные обряды, читала книги по русской истории (не только их, конечно), хорошо знала западноевропейскую историю, философию, юриспруденцию и т. д. Достигнув высшей власти в России, я, одолевая все препятствия, недоброжелательность сына, наследника Павла Петровича и его сторонников, привлекла на свою сторону и гвардию, и все дворянство.
Им я жаловала за поддержку очень многое — сотни тысяч крестьян и десятин земли, всякие привилегии.
Конечно, Россия дала мне многое — и безмерную власть, и связанные с ней славу и богатство, столь же неизмеримые всякие удовольствия. Но и я сделала для государства Российского немало. Следуя петровским традициям, я и мое окружение сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, и в военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.
III. Закрепление нового материала (3 минуты).
Давайте закрепим материал.
Посмотрите на экран. Закончите предложения. Слайд №13
Екатерина II правила в …(1762-1796гг).
Екатерина II продолжала Политику …(ПетраI).
Комиссия по составлению нового свода законов называлась … (Уложенная комиссия).
В Результате губернской реформы страна делилась на …(50 губерний).
Жалованные грамоты дворянству и городам закрепили права и обязанности …(сословий).
Екатерина II проводила политику в интересах …(дворянства).
Учитель: закончить урок мне хотелось бы следующими словами: