Методическая разработка урока "Россия в конце 16 века"
Методическая разработка урока "Россия в конце 16 века"
Урок по теме « Россия в конце 16 века» занимает очень важное место в историческом периоде событий 16 века. Он изучается в разделе 3 «История России с древнейших времен и до конца 17 века.». Тема 3 «Россия с середины 16 до начала 17 века», на мой взгляд, одна из самых сложных и противоречивых в курсе всей дисциплины «История». Это объясняется слабой источниковедческой базой исторического периода 16 века. Именно поэтому рассмотрение событий, процессов и явлений этого времени требует ответственного и объективного подхода. На этом уроке подводится итог печальным событиям правления Ивана Грозного, которые привели к одной из самых важных, драматических и грандиозных страниц Русской истории- Великой Смуте. Урок по теме « Россия в конце 16 века» занимает очень важное место в историческом периоде событий 16 века. Он изучается в разделе 3 «История России с древнейших времен и до конца 17 века.». Тема 3 «Россия с середины 16 до начала 17 века», на мой взгляд, одна из самых сложных и противоречивых в курсе всей дисциплины «История». Это объясняется слабой источниковедческой базой исторического периода 16 века. Именно поэтому рассмотрение событий, процессов и явлений этого времени требует ответственного и объективного подхода. На этом уроке подводится итог печальным событиям правления Ивана Грозного, которые привели к одной из самых важных, драматических и грандиозных страниц Русской истории- Великой Смуте. Урок по теме « Россия в конце 16 века» занимает очень важное место в историческом периоде событий 16 века. Он изучается в разделе 3 «История России с древнейших времен и до конца 17 века.». Тема 3 «Россия с середины 16 до начала 17 века», на мой взгляд, одна из самых сложных и противоречивых в курсе всей дисциплины «История». Это объясняется слабой источниковедческой базой исторического периода 16 века. Именно поэтому рассмотрение событий, процессов и явлений этого времени требует ответственного и объективного подхода. На этом уроке подводится итог печальным событиям правления Ивана Грозного, которые привели к одной из самых важных, драматических и грандиозных страниц Русской истории- Великой Смуте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Россия в конце 16 века"»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………..……………………………3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА……………………………………4
ЭТАПЫ И ХРОНОМЕТРИЯ УРОКА……………………………………….10.
ХОД УРОКА……………………………………………………………..........11...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....
1…………………………………………………………………………………20.
2………………………………………………………………………………….21.
3…………………………………………………………………………………..22
4…………………………………………………………………………………..24
Пояснительная записка
Урок по теме « Россия в конце 16 века» занимает очень важное место в историческом периоде событий 16 века. Он изучается в разделе 3 «История России с древнейших времен и до конца 17 века.». Тема 3 «Россия с середины 16 до начала 17 века», на мой взгляд, одна из самых сложных и противоречивых в курсе всей дисциплины «История». Это объясняется слабой источниковедческой базой исторического периода 16 века. Именно поэтому рассмотрение событий, процессов и явлений этого времени требует ответственного и объективного подхода. На этом уроке подводится итог печальным событиям правления Ивана Грозного, которые привели к одной из самых важных, драматических и грандиозных страниц Русской истории- Великой Смуте.
Макет технологической карты учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО
Автор-разработчик
Боровикова Валентина Владимировна
Специальность
Ювелир
Учебный цикл
Социально-экономический
УД
ОУД.О3 История
Междисциплинарные связи)
География, обществознание, литература, МХК
Цели учебного занятия
обучающая
развивающая
воспитательная
1.Выявить исторические закономерности, приведшие к началу Смуты на Руси
2.Дать объективную оценку личности и результатов деятельности Ивана Грозного.
3.Расширить знания по практической необходимости и социальной значимости темы
1.Развить умение работы с первоисточниками, исторической картой, таблицами и схемами.
2. Научить навыкам работы с историческими монографиями и художественными произведениями
3.Развить умение устанавливать причинно-следственные связи
4. Развить коммуникативные навыки работы вгруппе
5. Грамотную и правильную речь
6. Научить сравнивать исторические факты, анализировать их, обобщать и делать выводы
1. Воспитать чувство патриотизма
2.Сформировать у студентов нравственные ценности с позиций гуманизма и толерантности
3. Способствовать формированию активной жизненной позиции
4.Убедить студентов в необходимости нести ответственность перед будущими поколениями за историческое прошлое
Учебная задача
На примере оценки деятельности Ивана Грозного показать роль личности в истории, вскрыть причинно-следственные связи между историческими событиями середины 16 века и Смутным временем на Руси, доказать действие объективных исторических законов
Формируемые компетенции
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ПК 3.1
Планировать производство товаров и услуг
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов е достижения, определенных руководителем
ПК3.2
Создавать условия для производства товаров и услуг
ОК.3
отве Анализировать рабочую ситуацию, осуоосуществлять текущий и итоговый конт контроль, оценку и коррекцию деяте деятльности, нести ответственность за резурезультаты своей работы.
ОК.4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК.7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) В соответствии с ФЗ от 28 .03.1998, №5 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Требования к
результатам освоения УД
Умения для освоения
Знания для усвоения
У 1
Проводить поиск исторической информации в источниках
З 1
Основные факты, процессы, явления исторического развития
У 2
Анализировать историческую информацию в различных системах
З 2
Периодизация всемирной и отечественной истории
У 3
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями
З 3
Современные версии и трактовки общественного процесса
У 4
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам
З 4
Особенности исторического пути России и ее место в мировой истории
У 5
Уметь формировать собственную позицию по основным вопросам современного мира
У 6
Уметь работать с историческими картами, таблицами, схемами
Наименование и № раздела
РАЗДЕЛ №3 ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 17 ВЕКА
Количество часов
__30____ час
Наименование и № темы
ТЕМА № 3 РОССИЯ С СЕРЕДИНЫ 16 ДО НАЧАЛА 17 ВЕКА
__5____ часов
Уровень освоения
2 – репродуктивный
Тип учебного занятия
Учебное занятие по усвоению новых знаний и способов деятельности
Вид учебного занятия
Комбинированный урок
Место проведения учебного занятия
Аудитория №14
Форма организации учебного занятия
1. Индивидуальная
2. Групповая
3. Фронтальная
Ресурсы учебного занятия
Материально-технические
1.Историческая карта «Русь в 16 веке».
Основная литература
1.Артемов, Лубченков «История», Академия, 2017
Дополнительная литература
1. Н. И. Карамзин «История государства Российского»
Электронно-информационные
1. сайт videuroki. Net
2. Исторические атласы «Отечественная история с древнейших времен до конца 18 века»
2.Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Кириллов В.В. История России с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, ФГОС, 2016, с.336
2.В.О.Ключевский «Очерки из истории Российского государства»
2. сайт infourok. ru
3.Видеофильм Э. Радзинского
« Великая Смута»
3. А .С .Пушкин «Борис Годунов»
3. сайт nsportal. ru
4. Компьютерная презентация
« Борис Годунов»
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного
занятия
Фронтальный опрос, тестирование, самопроверка по карточкам-заданиям, игровые методы контроля знаний и умений
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание)
1. Подготовиться к сдаче хрономинимума по событиям 16 века
2. Написать исторический портрет Б.Годунова
3. Написать историческое эссе на тему «Наступает эпоха, где главным становится расплата». По выбору студентов
Этапы и хронология учебного занятия
Этапы
время
содержание
Методические указания
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
1 этап. Мотивация деятельности
5
Проверяет готовность обучающихся к занятию.
Озвучивает тему и цель занятия.
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на восприятие новой темы
Работают в тетрадях, делают записи проблемного вопроса, пытаются вывести и озвучить предстоящую тему урока
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
20
Визуализация учебного материала с использованием ИКТ, постановка проблемы, организация групповой работы после просмотра презентации и фильма Э Радзинского,
Групповая работа по заполнению опорной таблицы, индивидуальные выступления студентов, получивших опережающее задание по составлению исторических портретов деятелей конца 16 века, индивидуально анализируют и составляют тезисы по заслушанным сообщениям, работают с исторической картой и атласами, отвечают на проблемный вопрос, формулируют выводы
организация групповой работы с учебным пособием и первоисточниками и исторической литературой: трудами Карамзина и Ключевского, индивидуальными карточками-заданиями, организация коррекции знаний в игровой форме: исторического домино и исторического лото
Организует:
взаимопроверку; коллективную проверку; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с дополнительной исторической литературой и учебником; организует беседу, связывая ее результаты с целью занятия
Отвечают на вопросы преподавателя, работают по методике « Верно-неверно», проводят коррекцию знаний в ходе самопроверки, заполняют на скорость и правильность историческое лото
4 этап. Рефлексия учебной деятельности. Контроль и оценка результатов
5
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии.
Дает комментарий к дифференцированному домашнему заданию.
Обсуждает способы его выполнения;
Формулируют конечный результат своей работы на занятии.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
ЭТАПЫ И ХРОНОМЕТРИЯ УРОКА
1. Организационная часть. 1 минута
2.Сообщение темы урока, его актуализация. 3 минуты
3. Сообщение новых знаний. 15 минут
4. Практическая работа. 15минут
5.Подведение итогов и обобщение по уроку. Анализ работы студентов . Оценивание и контроль. 9 минут
6. Выдача и комментирование домашнего задания.1минута
7.Сообщение темы следующего урока и подготовка к нему. 1 минута
ХОД УРОКА:
Оформление ученической доски :
тема урока – Русское государство в конце 16 века. Накануне Смуты.
задача – Определите смысл следующего высказывания: «Смута –
печальный итог 16 века».
план урока –
1. Повторение в форме групповой работы с первоисточниками и исторической литературой.
2.Изучение новой темы по историческому компасу:
-смерть Ивана Грозного;
- воцарение Федора Иоановича;
- Борис Годунов и его мероприятия;
- Угличская драма:
- смерть Федора Иоановича;
- начало Смуты;
3.Этап закрепления знаний в форме работы по историческому лото. Самокоррекция в группах.
4. Совместная оценка знаний и ее мотивация. Дифференцированное домашнее задание:
- подготовиться к сдаче хрономинимума по теме: Русское государство во 2 половине 16 века;
- написать исторический портрет Бориса Годунова;
- историческое эссе на тему: «Наступает эпоха, где главным становится расплата». Раковский
Ход урока:
1.Оргмомент. Класс разделен на 3 группы. У каждой группы есть своей руководитель. После приветствия руководители группы отчитываются об отсутствующих в своей группе.
2. Этап актуализации знаний.
Учитель: Кто может напомнить мне предыдущую тему? На прошлом уроке мы отработали с вами очень сложную и интересную тему «Русь в середине 16 века», связанную с одной из самых ярких, противоречивых и одиозных личностей – Иваном Грозном. Так кто он был? Гений или злодей? Давайте и мы попробуем разобраться в этом.
Далее поводиться фронтальный опрос в группах:
1. Какие реформы внутренней политики провел Иван 4? Обучающиеся называют следующие реформы:
-1549 – Земский Собор – сословно-представительный орган
- 1550- Судебник Ивана 4.
-1551 – Стоглавый Собор.
-1556 – ограничение местничества
-1553-1556 – создание приказов
- 1556 – губная реформа
- 1550 – налоговая реформа
- дайте оценку этим мероприятиям внутренней политики Ивана 4.
- мы оцениваем их как прогрессивные, положительные.
2. Что вы знаете об успехах внешней политики?
-1552 –взятие Казани
-1556- Астрахани
-1557 –присоединение Башкирии
-1581 – начала присоединения Сибири.
- дайте оценку этим мероприятиям внешней политики
- несомненно, это привело к расширению границ Русского государства – превращению Московской Руси в Русское государство.
3. Дайте оценку опричнине.
- это было полное разорение страны, разрушение ее производительных сил, приведшее к экономическому кризису.
4. Что вы знаете о разгроме Новгорода?
- по оговору в 1569 году опричники полностью разгромила Новгород, устроили кровавую резню, более половины его жителей были зарезаны опричниками и ли утоплены в Волхове. Это апогей тирании Ивана Грозного, приведший к социальному кризису.
- дайте оценку этим действиям Ивана Грозного.
- мы оцениваем их как проявление геноцида – уничтожение своего собственного народа.
Таким образом, перед нами две противоположности деятельности Ивана 4.
Дать объективную оценку нам помогут труды великих русских историков.
16 век для историка – сплошная тьма. До нас почти не дошли документы тех времен, поэтому роль первоисточников могут сыграть труды великих русских историков. Настоящая история - это прежде всего исторические книги: хрупкие от времени древние рукописи, пожелтевшие страницы летописных сводов и, конечно, потрясающие своей масштабностью и исторической правдой труды великих русских историков.
- Назовите их. Конечно, это – Карамзин Н.М., которого Пушкин назвал последним русским летописцем, Соловьев С.М., В.О.Ключевский. Сейчас мы обратимся к их наследию.
Перед вами отрывки из исторических произведений этих авторов:
1. Как Н.М.Карамзин характеризует природные способности Ивана4?
-«Иоан был разумом превосходен, не чуждый образования, соединенный необыкновенным даром слова. Имел редкую память, знал наизусть Библию, история римскую, греческую, нашего Отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства, хвалился твердостью и властью над собой, хвалился милостью и щедростью, правосудием, духом царским…»
2. А что В.О.Ключевский пишет по этому поводу?
«Иван – один из лучших ораторов и писателей 16 века. В своих письмах к Курбскому он поражает жаром речи, гибкостью ума, блеском мысли, но это горячка человека, нервическая прыть. Как быстро в нем сменяются разнообразные чувства: от великодушия, раскаяния, задушевности до жесткого озлобления и презрения к людям».
3.Какие ошибки видит Карамзин в правлении Ивана4?
А сам возвел на степень новые роды, которые как туча гадостных насекомых оставили злое племя в народе, и если иго Батыево унизило дух россиян, то не воздвигло его царствование Иоаново.
4. А что об этом думает Ключевский?
«Такой нравственной неровностью объясняется и государственная деятельность Ивана 4. Царь задумывал и даже совершил много хорошего, умного и даже великого и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения. Он разгромил город по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и Александровской Слободе, - читая об этом, думаешь, что это зверь от природы».
5. К какому выводу приходит Карамзин?
« Но отдадим справедливость и тирану: Иоан – великий монарх, ревностный, неутомимый, проницательный государственный деятель».
6. Согласен ли с этим Ключевский?
«Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории не так велико, как считает Карамзин. Жизнь Московского государства и так устроилась , как и строилась до него, но без него это устроение пошло бы легче. Важнее отрицательное значение этого царствования. Его можно сравнить с тем слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов на самого себя повалил здание, на крыше которого сидели враги».
7. А чью точку зрения разделяет С.М.Соловьев?
8. Какой вывод делает Соловьев?
-В.О.Ключевского
« Он осознавал высокость своего положения, но не осознавал своего главного права- быть воспитателем своего народа, быть примером, вместо исцеления он усилил болезнь: приучил народ к кострам, плахам, пыткам. Нет исторического оправдания такому человеку».
9. А теперь, опираясь на русскую историографию сделайте вывод вы. Дайте свою оценку личности и деятельности Ивана 4.
Вывод: несомненные заслуги Ивана Грозного не могут служить оправданием его преступлений. Тем более, что главное его преступление было еще впереди.
На мой взгляд, измерителем являются результаты. Итог царствования Ивана – Смута. Она охватывает всего 15 лет. Но событий этого периода хватит на века. А последствия ее ничуть не меньше, чем Батыево нашествие (далее приводятся слова дьяка).
3.Этап мотивации
А вот теперь определите тему нашего сегодняшнего разговора
Тема урока: Русь в конце 16 века. Накануне Смуты.
Тема и план урока записываются в тетрадях. Затем идет постановка проблемных заданий:
Учитель: На доске написано выражение «Смута – печальный итог 16 века», что означает это выражение Раковского?
Почему эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова «Как мало и как поверхностно мы изучаем историю, и как за то, мало и поверхностно она учит нас».
3. Изучение новой темы.
П оможет нам разобраться в этом запутанном клубке исторических событий исторический компас:
1). Наступил 1584 год. 10 марта царь занемог и стал писать завещание. 18 марта царь скончался. Так ушел из жизни один из самых страшных тиранов в истории человечества. Его имя стоит в одном ряду с такими именами как Нерон, Калигула, Людовик 11. Вместе с ним ушла эпоха животного страха, изуверских пыток, крови, с одной стороны, и создания великого Русского государства с его исторической статью, мощью, одного из великих и вызывающих опасение государств Европы 16 века, с другой. Как писал Ключевский: «стоны умолкли, жертвы истаяли, а память об Иване Грозном как о великом государственном деятеле осталась».
2). После его смерти власть переходит к его среднему сыну Федору Иоановичу. ( сообщение студентов по историческому портрету Федора Иоановича).
3). Рядом с таким правителем должен был появиться тот, кто начал бы вершить государевы дела. Так кто же это? Затем организуется работа по драме А.С.Пушкина «Борис Годунов».
В период с 1584-1598 года по существу, именно Борисом Годунов были проведены очень важные мероприятия, повлиявшие на весь последующий ход исторического развития.
Задание группам: используя материалы учебника, информацию сайтов:
Затем идет проверка задания по группам, отчитывается руководитель группы.
4).Угличская драма рассматривается по воспоминаниям из книги Пашкова «Русь. Россия. Российская империя». Затем организуется работа по драме А.С.Пушкина «Борис Годунов».
5). 7 января 1598 года умирает Федор Иоанович . Династия Рюриковичей угасла. А новая царская династия начнется только через 15 лет. События этих 15 лет и являют собой одну из самых трагичных и героических страниц русской истории. Так начинается Великая Смута.
«Звучит немолчно в зареве набат.
А на траве – в кровавой багрянице,
Царя Феодора убитый брат,
В заре горит грядущих гроз багрянец,
Мятеж и мрак, невнятные слова,
И чудится далекий самозванец,
И пленная, растленная Москва».
6).Так что же такое Смута? И мы опять обращаемся к великому наследию русских историков:
- Что о Смуте пишут Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский?
- Смута – это структурный кризис: - экономический «великое разорение земли русской»; - политический кризис «столкновение общественный и противоречивых начал русского общества» - династический кризис; - социальный кризис «сложный социальный кризис - сословные повинности, породившие социальное расслоение», нравственный кризис ( зачитываются слова дьяка).- Почему началась Смута? Это последствия эпохи Ивана Г розного. Это печальный итог 16 века. «Это ядовитые цветы тех ядовитых семян, которые бросил в почву нашей истории Иван Грозный», говорит С.М.Соловьев.
Но смута только начиналась. А мы же пока подводим итоги.
4. Первичное закрепление знаний
проводится в группах по заданиям –карточкам. Каждая группа получает свою карточку-задание (задания прилагаются).
Затем организуется работа по историческому лото (историческое лото прилагается).
5. Организуется исправление ошибок, которые были допущены в карточках-заданиях, обсуждение коллективное (задания прилагаются)
Итак, мы закончили изучение этой сложнейшей темы, далее мы рассмотрим ход, события Смутного времени, а я предлагаю закончить фразы.
Рефлексия проводится в форме методики незаконченного предложения: я думаю, что занятие прошло.., больше всего на таком уроке я люблю..., на уроке я испытал такие чувства, как.., мне не очень нравится.., на месте В.В. я бы.., урок цели..,
А какова была цель урока? В чем я вас убеждала? Ответ на правой стороне доски. Мы несем ответственность за все, что сегодня происходит не только перед собой, но и перед будущими поколениями и в этом великая миссия великой науки – история.
Домашнее задание:
1. подготовиться к хрономинимуму по истории Русского государства 16 века;
2.написать исторические портрет Бориса Годунова
3. Историческое эссе на тему: «Наступает эпоха, где главным становится расплата»
Оценки выставляют и мотивируют сами обучающиеся вместе с преподавателем.
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «БОРИС ГОДУНОВ»
Слайд1 ТЕМА «РОССИЯ В КОНЦЕ 16 ВЕКА»
Слайд 2 Схема последних Рюриковичей. Ивана Грозного и его 3-х сыновей
Слайды 3-4 Личность Федора Иоановича
Слайды 5-6 Внутренняя политика Б. Годунова. Проблемный вопрос «Как историки оценивают деятельность Б.Годунова
Слайд 7 Карта территории страны при Б. Годунове
Слайд 8 1589 год-утверждение патриаршества. Первый патриарх Иов
Слайды 9- 10 Таблица « Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова
Слайд 11 Домашнее задание:
1. подготовиться к хрономинимуму по истории Русского государства 16 века;
2.написать исторические портрет Бориса Годунова
3. Историческое эссе на тему: «Наступает эпоха, где главным становится расплата»
Приложение №2
Задания на закрепление знаний по теме «Русское государство в конце 16 века. Накануне Смуты».
Найдите исторические ошибки в следующем тексте:
Федор Иоанович был старшим сыном Ивана Грозного. Во время своего правления он единолично провел свои многочисленные реформы общественной жизни русского государства начала 17 века. После смерти он передал престол своему сыну.
Найдите исторические ошибки в следующем тексте:
При Иване Грозном появляются такие понятия как «заповедные» лета и урочные лета. «Заповедные» лета устанавливают срок, в течение которого искали и возвращали беглого крестьянина хозяину. В урочные лета был запрещен официальный переход к другому владельцу.
Найдите исторические ошибки в следующем тексте:
В 1597 году в Пскове произошло убийство царевича Дмитрия, который был сыном Ивана Ивановича и внуком Ивана Васильевича Грозного. Убил его Борис Годунов, который был выбран Земским Собором Московским царем.
Виновный был сослан в Сибирь.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Русские историки об эпохе Ивана Грозного
Н.М.Карамзин «История государства Российского.
«Иоан был разумом превосходен, не чуждый образования, соединенный необыкновенным даром слова. Имел редкую память, знал наизусть Библию, история римскую, греческую, нашего Отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства, хвалился твердостью и властью над собой, хвалился милостью и щедростью, правосудием, духом царским… А сам возвел на степень новые роды, которые как туча гадостных насекомых оставили злое племя в народе, и если иго Батыево унизило дух россиян, то не вздвигло его царствование Иоаново.
Но отдадим справедливость и тирану: Иоан – великий монарх, ревностный, неутомимый, проницательный государственный деятель.
С.М.Соловьев
«Бесспорно, что в Иване гнездилась страшная болезнь, но зачем же было позволять ей развиваться? «Я знаю, что я зол»,- говорил он. Но это не оправдание, а обвинение ему. Он осознавал высокость своего положения, но не осознавал своего главного права- быть воспитателем своего народа, быть примером, вместо исцеления он усилил болезнь: приучил народ к кострам, плахам, пыткам. Нет исторического оправдания такому человеку.
В.О.Ключевский «Очерки русской истории»
«Иван – один из лучших ораторов и писателей 16 века. В своих письмах к Курбскому он поражает жаром речи, гибкостью ума, блеском мысли, но это горячка человека, нервическая прыть. Как быстро в нем сменяются разнообразные чувства: от великодушия, раскаяния, задушевности до жесткого озлобления и презрения к людям.
Такой нравственной неровностью объясняется и государственная деятельность Ивана 4. Царь задумывал и даже совершил много хорошего, умного и даже великого и рядом с этим наделал еще больше поступков,
Которые сделали его предметом ужаса и отвращения. Он разгромил город по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и Александровской Слободе, - читая об этом, думаешь, что это зверь от природы. Но в минуты нравственного успокоения им овладевала грусть: «тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные умножились и нет врача, который исцелил бы меня». «Бедный страдалец»,- подумаешь, читая эти строки. А этот страдалец 2 года издевался над городом, который не могли сломить татары.
Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории не так велико, как считает Карамзин. Жизнь Московского государства и так устроилась , как и строилась до него, но без него это устроение пошло бы легче. Важнее отрицательное значение этого царствования. Его можно сравнить с тем слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов на самого себя повалил здание, на крыше которого сидели враги.
РУССКИЕ ИСТОРИКИ О СМУТЕ
Татищев В.Н. «Смута- это распря знатных родов боярских, буйство народное, бунт безумный и беспощадный».
Карамзин Н.М. «Дело ужасное и нелепое, результат разврата, подготовленный тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в пресечении династии».
Соловьев С.М. «Смута – решительное столкновение общественных и противообщественных начал, это династический кризис, а также дурное состояние нравственности в обществе».
Ключевский В.О. «Смутное время – это сложный социальный кризис. Причина – в строе государственных повинностей, породивших социальную роль».
Приложение 4
И С Т О Р И Ч Е С К О Е Л О Т О
Когда прекратилась династия Рюриковичей?
1598 год
Какое ханство было присоединено в 1552 году?
Казанское
Что такое Смута?
Структурный кризис
Кто был фактическим правителем Русского государства в период с 1584 – 1598 год?
Борис Годунов
Когда на Руси появляется институт патриаршества?
1589 год
Как назывался период запрета перехода крестьян?
«заповедные» лета
Присоединение какого ханства началось в 1581 году?
Сибирское
Как называлось время «сыска» беглых крестьян?
Урочные лета
Что такое «угличская» драма?
Убийство царевича Дмитрия
Кто из русских историков высоко оценивал деятельность Ивана Грозного?
Н.М.Карамзин
Кто из русских историков определял Смуту как социальный кризис?
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
["file_id"] => string(6) "165777"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1422874013"
}
}