kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личность Екатерины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный   урок истории  будет  решать  задачи  по  формированию  не  только  предметных,  но  и  метапредметных  результатов,   обеспечивающих  овладение  ключевыми  компетенциями,  составляющими  основу  умения  учиться.  В основе урока истории в 10 классе лежит технология  « развитие  критического  мышления». Технология  является  личностно-ориентированной  и  открыта  для  решения  широкого  спектра   в  образовательной  сфере.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личность Екатерины»


Урок по теме: Личность Екатерины Великой. 34 года царствования

«Немка на престоле» или « Великая государыня»? 10 кл.

Обоснование темы урока.

Данный урок истории будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В основе урока истории в 10 классе лежит технология « развитие критического мышления». Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра в образовательной сфере

Урок рассчитан на 90 минут.

Тип урока: семинар – исследование

Цель: формирование у учащихся собственной аргументированной позиции относительно оценки личности Екатерины Великой.

Задачи урока:

-организовать работу по обобщению и систематизации материала, связанного с деятельностью Екатерины II, положением России в конце ХVIII века;

- продолжить развитие навыков систематизации информации, выделение главного, умения прослеживать и устанавливать причинно-следственные связи;

-совершенствовать механизмы осуществления совместной деятельности в ходе занятия;

- работать над развитием коммуникативной компетенции;

- содействовать формированию гуманистического мировоззрения, таких личностных качеств, как уважение к человеку, толерантности, гражданственности; осознанию ценности жизни, сложности оценки деятельности исторической личности.

Оборудование: доска, цитаты из словарей, тексты для индивидуальной работы.

Основные понятия, термины: просвещенный абсолютизм, историческая личность, реформатор.

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные :

- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

-умение устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии ) и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- владение устной и письменной речью.

Предметные:

- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической сферах;

- приобретение опыта в оценке социальных явлений;

- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Ход урока
  1. Организационный момент

Приветствие. Организация класса. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

  1. Актуализация

Сегодня на уроке состоится разговор об Екатерине Великой.

О ней много читали, знаете фактический материал. На столах лежат задания по эпохи Екатерины.

  1. Как вы думаете, в чем особенность нашего урока?

  2. Какую информацию мы можем получить?

  3. К какому выводу мы можем подойти?


В итоге , вместе с классом учитель формулирует цель урока по заданной теме. Да, мы сможем аргументировано, дать собственную оценку личности Екатерины Великой. И можно ли Екатерину назвать Великой.


  1. Вводное слово учителя

Далеко в историю были отодвинуты события ХVIII века, бурная петровская эпоха, дворцовые перевороты, правление Екатерины II. Но даже время не властно над судьбой исторических личностей. И исследователи много раз обращаются к образу Екатерины II чтобы понять и разобраться в деятельности этого правителя. Наша задача сегодня на уроке также попытаться разобраться в анализе и оценке Екатерины II. Каждый из учеников имеет право высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, согласиться или нет с мнением других, вступить в дискуссию, задать вопросы своим оппонентам. Класс разбит на группы , каждая группа получает вопросы и задания, дается время на подготовку и обсуждение заданий.

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

- дать собственную оценку личности Екатерины Великой на основе систематизации материала, связанного с её деятельностью;

-составить модель изучения деятельности выдающегося государственного лидера.

Урок ставит своей целью более глубокое осмысление изучаемых проблем российской истории.

3.Практическая работа

Класс делится на 4 группы, для каждой группы даются задания.

Группы формируются по направлениям деятельности Екатерины:

  1. Реформы Екатерины

  2. Противоречивость в действиях Екатерины

  3. Крепостническая политика Екатерины

  4. Екатерина – продолжатель дел Петра?


Начинается обсуждение вопросов заданий. Из каждой группы выступает один ученик, который озвучивает свою или групповую точку зрения на поставленный вопрос. Ученики других групп имеют право подключиться к дискуссии и высказать свои позиции по поставленным вопроса


1 группа получает вопросы:

А) Этапы реформирования : сначала « вместе» ( « Уложенная комиссия»), а потом сама. Почему?

Б) Почему на втором этапе деятельности империатрицы реформы двигались успешнее, чем на первом ?

В) Итоги реформ Екатерины Великой. Дальше Петра или нет ?

Г) Екатерина Великая- самый талантливый политик на престоле?

Самый успешный реформатор?


2 группа получает вопросы:

А) Часто утверждают, что во времена Екатерины нашла свое продолжение петровская эпоха. На каких фактах основано, по - вашему, такое утверждение?


Б) « Развратная государыня развратила и свое государство. Она уничтожила звание рабства…. И закрепостила вольную Малороссию и и польские провинции. Она уничтожила пытку – а Тайная канцелярия процветала под её патриархальным правлением; она любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел в темницу, где и находился до самой смерти» ( А.С.Пушкин ).

Согласны ли вы с этим утверждением?


В) Х VIII век называют веком противоречий « столетие безумно и мудро». Даже империатрица Екатерина замечала эти противоречия.

Объясните, какие были противоречия Х VIII века?


3 группа получает вопросы:

А) Карателей Пугачевского восстания Екатерина щедро наградила: Михельсону она пожаловала 600 крестьян, майорам этих отрядов – по 300, капитанам – по 200, поручикам –по 150, подпоручикам – по 100, прапорщикам – по 80.

Почему в награду давали именно крестьян?

Б) При Екатерине изданы указы, запрещавшие крестьянам подавать жалобы на господ под угрозой наказания плетьми и каторгой, разрешающие помещикам по своему усмотрению ссылать крестьян на каторгу. В эти же годы царица говорила о своей деятельности на общее благо.

Оцените социальный характер правления Екатерины.


В) Что бы Екатерина ни предпринимала, она выдавала за своё стремление « всё устраивать ко благу для всех вообще и всякого особо».

Определите действительный смысл и цель этой фразы.


Г) Из журнала помещичьего домашнего управления (1763 -1765 ) :

« Впредь кто из наших людей высечется плетьми – дано будет 100 ударов, а розгами – дано будет 17000, таковым более одной недели лежать не давать; а кто сверх того пролежит, за те дни не давать им всего хлеба, столового запасу.

Ключнице Домне Фроловой за подавание нам худых сливок не давать хлеба 7 дней.

Впредь ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья не возьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, сечь розгами, давая по 5000 раз нещадно»

Объявления в газетах :

« В 6 части 4 квартала под № 352 продается мужской и женский хороший парикмахер, ростом выше среднего и недурной фигуры, годный в камердинеры. Официанты и лакеи, 27, а жена его 24 лет прачка и швея, с дочерью по году, оба хорошего поведения. Последняя цена 1000 руб.»

А.С.Грибоедов. « Горе от ума» ( действие 2, явление 5):

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженных слуг.

Усердствуя, они в часы вина и драки


И честь и жизнь его не раз спасали:

Вдруг

На них он выменял борзые три собаки !

Вопросы и задания.

  1. Выберите факты, характеризующие отношение к ним помещиков.

  2. Известны ли Вам другие факты подобного отношения к людям в VIII веке. Назовите их.


4 группа получает задания:

А) « Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении»

( В.О.Ключевский). О ком мог так сказать автор?


Б) « Россия пришла в себя. На высших местах управления явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то империатрица спрашивала: разве нет русского?» ( Соловьев).

О ком мог так сказать автор?.

В) В Санк- Петербурге в 1782 г. поставлен памятник Петру Первому. На нем слова « Петру Великому от Екатерины Великой». Почему была сделана такая надпись?


4.Подведение итогов обсуждения.

Екатерина Великая - немка на престоле или великая государыня?.


Времена Екатерины II, эпоха просвещенного абсолютизма», было самым ярким периодом российской истории после времени Петра I. Многие события этого времени носят яркий отпечаток влияния личности самой империатрицы. После очередного дворцового переворота, в результате которого империатрица пришла к власти, Екатерина взялась наводить порядок в стране. Она восстановила Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Главного магистрата, затем провела реформу сената 1763 г., ликвидировала гетманства на Украине 1764. и т.д. Все эти меры были направлены на то, чтобы усилить централизацию государства.

Одним из наиболее ярких проявлений политики « просвещенного абсолютизма» стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов ( 1767 ). В Российской империи действовало Соборное уложение 1649 г. Попытка упорядочить существовавшее законодательство было предпринята в царствование Петра I, но дальше подготовительных работ дело не пошло. Выработать новое уложение предстояло комиссии из депутатов-представителей разных сословий. И хотя комиссия была распущена, но материалы, подготовленные частными комиссиями, были использованы при подготовке « Жалованной грамоты городам» и « Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» ( обе были изданы в 1785 г.) Окончательное упразднение Уложенной комиссии произошло в 1774 г.

В своей деятельности Екатерина опиралась не только на дворян, но и на купечество( указ 1775 г. облегчал процедуру открытия промышленных предприятий), крестьян ( 1779 –указ о повышении оплаты труда приписных крестьян). Изменилось административное устройство империи согласно « Учреждению о губерниях» ( 1775 г.)

Екатерина II целенаправленно шла к своей цели. В конце царствования Екатерины II ситуация в России сильно отличалась от начала царствования империатрицы.

Результаты царствования были очень внушительны. Екатерина любила подсчитывать их. Всё чаще оглядываясь на свою деятельность по мере её развития. В 1781 г. граф Безбородко предоставил ей инвентарь её деяний за 19 лет царствования: оказалось, что устроено губерний по новому образцу - 29, городов построено - 144, конвенций и трактатов заключено - 30, побед одержано -78, замечательных указов издано - 88, указов для облегчения народа – 123, итого 492 дела! К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей её империи с 19 млн. в 1762 г. возросло к 1796 г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс, флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб поднялось до 69 млн., т.е увеличилось более чем вчетверо. Рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн. руб, тогда как в 62 предшествовавших года её выпущено было только на 97 млн. руб.

.

5. Как итог работы, составляется памятка - алгоритм характеристики исторической личности.
  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

  2. Задачи, которые стремиться решить исторический деятель, и методы их решения.

  3. Интересы какого класса ( классов) выражает исторический деятель?

  4. Значение его личных качеств.

  5. Оценка результатов деятельности Екатерины II исторической личности.


6.Рефлексия. Выставление оценок.

Учащиеся могут получить две оценки за урок. Одна- за аргументированный ответ по заданию, вторую оценку- за участие в дискуссии.


Домашнее задание.

На основе памятки, составить исторический портрет Екатерины Великой .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личность Екатерины

Автор: Власова Галина Анатольевна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Личность Екатерины Второй"
    ["seo_title"] => string(25) "lichnostiekatierinyvtoroi"
    ["file_id"] => string(6) "319203"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460769141"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) ""Именем Екатерины нареченный" "
    ["seo_title"] => string(34) "imieniem-iekatieriny-nariechiennyi"
    ["file_id"] => string(6) "186544"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426357375"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок-презентация. Внутренняя политика Екатерины II"
    ["seo_title"] => string(53) "urokpriezientatsiiavnutrienniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "317032"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460230500"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Значение личности Екатерины Великой в формировании и развитии Российского государства "
    ["seo_title"] => string(94) "znachieniie-lichnosti-iekatieriny-vielikoi-v-formirovanii-i-razvitii-rossiiskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "163149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422449043"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи"
    ["seo_title"] => string(49) "ekaterina_velikaia_zolotoi_vek_rossiiskoi_imperii"
    ["file_id"] => string(6) "644792"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1706360828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства