kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение личности Екатерины Великой в формировании и развитии Российского государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища. У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища. У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища. У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища. У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища. У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища. У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища. У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Вела переписку с французскими философами и монархами Европы. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение личности Екатерины Великой в формировании и развитии Российского государства »

Екатерина Великая.  Бог мне свидетель, что я желаю только блага стране, в которую меня привел Господь.   Екатерина Великая.   (1729 – 1796)

Екатерина Великая.

Бог мне свидетель, что я желаю только блага стране, в которую меня привел Господь. Екатерина Великая.

(1729 – 1796)

Юность Екатерины

Юность Екатерины

  • Родилась Екатерина (до православия София-Августа-Фридерика) 21 апреля 1729 года в семье прусского фельдмаршала.
  • Родители не слишком заботились о ее воспитании, ее часто жестоко наказывали за пустячные поступки.
  • Однако она отличалась необыкновенным умом, сдержанностью, проницательностью и величавой красотой
  • На всех она производила впечатление развитой и многообещающей девочки.
Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. Она верила предсказанию странствующего монаха, что «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина»
  • Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
  • Она верила предсказанию странствующего монаха, что «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина»
В декабре 1743 года Елизавета Петровна пригласила 14-летнюю немецкую принцессу Фике в Россию в качестве невесты своего наследника, Петра Федоровича.  До бракосочетания невеста изучала русский язык и Закон Божий, историю, обычаи русского народа.  Она знала почти все русские мудрые пословицы и в разговоре умело ими пользовалась. От природы она была честолюбива в помыслах и способна на терпение ради достижения цели.
  • В декабре 1743 года Елизавета Петровна пригласила 14-летнюю немецкую принцессу Фике в Россию в качестве невесты своего наследника, Петра Федоровича.
  • До бракосочетания невеста изучала русский язык и Закон Божий, историю, обычаи русского народа.
  • Она знала почти все русские мудрые пословицы и в разговоре умело ими пользовалась. От природы она была честолюбива в помыслах и способна на терпение ради достижения цели.

Екатерина II

Петр III

Свое православное имя принцесса Фике получила в честь Святой Великомученицы Екатерины , которая была дочерью правителя Александрии и обладала редким умом и красотой.  Приняв крещение, она сострадала христианам, которых на языческом празднике приносили в жертву. За свою открытую поддержку христианства
  • Свое православное имя принцесса Фике получила в честь Святой Великомученицы Екатерины , которая была дочерью правителя Александрии и обладала редким умом и красотой.

Приняв крещение, она сострадала христианам, которых на языческом празднике приносили в жертву.

  • За свою открытую поддержку христианства

Екатерина приняла мученическую смерть.

А позже была причислена к лику святых.

Бракосочетание в 1745 году не принесло счастья молодым. Любви не было. Счастья не получилось. Как ни старалась Екатерина стать своей при дворе, ее не принимали. Но мучительное и томительное одиночество имело и большую пользу. За 18 лет вынужденного одиночества Екатерина прочитала много книг, занимаясь самообразованием. Философские сочинения и книги по управлению государством и праву сделали ее одной из образованнейших женщин того времени.
  • Бракосочетание в 1745 году не принесло счастья молодым. Любви не было. Счастья не получилось.
  • Как ни старалась Екатерина стать своей при дворе, ее не принимали.
  • Но мучительное и томительное одиночество имело и большую пользу.
  • За 18 лет вынужденного одиночества Екатерина прочитала много книг, занимаясь самообразованием. Философские сочинения и книги по управлению государством и праву сделали ее одной из образованнейших женщин того времени.

Екатерина II с мужем

Петром Федоровичем

Вступление на престол В первые месяцы своего правления Екатерина чувствовала шаткость своего положения, ведь она пришла к власти в результате заговора во главе с гвардейцами братьями Орловыми, который закончился 28 июня 1762 г. свержением Петра III и провозглашением Екатерины императрицей. Но мудрое правление государством заставило замолчать всех недовольных ею. Братья А.Г.Орлов и Г.Г.Орлов

Вступление на престол

  • В первые месяцы своего правления Екатерина чувствовала шаткость своего положения, ведь она пришла к власти в результате заговора во главе с гвардейцами братьями Орловыми, который закончился 28 июня 1762 г. свержением Петра III и провозглашением Екатерины императрицей.
  • Но мудрое правление государством заставило замолчать всех недовольных ею.

Братья А.Г.Орлов и Г.Г.Орлов

Внутренняя политика

Внутренняя политика

  • У Екатерины были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты.
  • Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского.
  • Вела переписку с французскими философами и монархами Европы.
  • Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц, народные училища.
Совершив ряд поездок по стране, Екатерина решила выработать новый Свод законов, который при сохранении  самодержавной власти и крепостного права, дал бы основание говорить о России как о правовом государстве. В 1767 г. – созвана Комиссия для составления нового Уложения. Как пособие для составления законов Екатерина разработала «Наказ» В «Наказе» императрицы впервые для русского народа провозглашалось равенство всех перед законом, политическая свобода, недопустимость насилия и пыток. Депутаты комиссии преподнесли Екатерине титул Великой, Мудрой и Матери отечества. Из-за начавшейся войны комиссия так и не завершила свою деятельность.
  • Совершив ряд поездок по стране, Екатерина решила выработать новый Свод законов, который при сохранении

самодержавной власти и крепостного права, дал бы основание говорить о России как о правовом государстве.

  • В 1767 г. – созвана Комиссия для составления нового Уложения. Как пособие для составления законов Екатерина разработала «Наказ»
  • В «Наказе» императрицы впервые для русского народа провозглашалось равенство всех перед законом, политическая свобода, недопустимость насилия и пыток.
  • Депутаты комиссии преподнесли Екатерине титул Великой, Мудрой и Матери отечества.
  • Из-за начавшейся войны комиссия так и не завершила свою деятельность.

Екатерина II вручает «Наказ»

председателю Уложенной комиссии.

Императрица сама разрабатывала важнейшие    законодательные акты.

Императрица сама разрабатывала важнейшие

законодательные акты.

  • В 1775 г. издан Манифест о свободе открытия промышленных предприятий
  • В 1775 г. издано «Учреждение о губерниях». Вместо 20 было образовано 50 губерний во главе с губернатором.
  • В 1785 г. выдали жалованные грамоты дворянству и городам, где закреплялись их привилегии.
  • В 1782-1786 гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе.
Именно Екатерина  II заложила основу коллекции музея Эрмитаж, который сегодня является подлинной сокровищницей мирового искусства и насчитывает более 2,5 млн. экспонатов.  А должность директора Академии наук в Петербурге и президента Российской Академии наук с 1783 г занимала не менее образованная сподвижница - Екатерина Романовна      Дашкова.

Именно Екатерина II заложила основу коллекции музея Эрмитаж, который сегодня является подлинной сокровищницей мирового искусства и насчитывает более 2,5 млн. экспонатов. А должность директора Академии наук в Петербурге и президента Российской Академии наук с 1783 г занимала не менее образованная сподвижница - Екатерина Романовна Дашкова.

Наибольшую славу Екатерине II принесла проводимая ею внешняя политика.

Наибольшую славу Екатерине II принесла проводимая ею внешняя политика.

  • За 34 года правления Россия вела 6 войн в Европе и готовилась к 7.
  • Екатерина обладала изумительной работоспособностью и полководческим талантом.
  • Победы на суше и на море прославили русское оружие и воинское искусство.
  • Екатерина учредила орден Святого Георгия, которым впервые был награжден П.А.Румянцев за победу на реке Ларге в 1770 г. над турками.
Основные направления внешней политики Екатерины

Основные направления внешней политики Екатерины

  • Борьба за выход к Черному морю.
  • Участие России в разделе Речи Посполитой.
  • Взаимоотношения с революционной Францией .
Звезда и знак ордена   Святого Георгия,  учрежденного Екатериной II  в 1768 году П.А.Румянцев

Звезда и знак ордена

Святого Георгия,

учрежденного Екатериной II

в 1768 году

П.А.Румянцев

Великие полководцы   Петр Александрович Румянцев

Великие полководцы

Петр Александрович Румянцев

  • 7 июля 1770 года с 25-тысячным войском разбил 80-тысячный турецко-татарский корпус у р. Ларги .За это награжден орденом св. Георгия первой степени.
  • 21 июля 1770 года одержал обеду у р. Кагул над противников в 10 раз превосходящим русскую армию по численности. За это возведен в чин генерал-фельдмаршала.
Григорий Андреевич Спиридов

Григорий Андреевич Спиридов

  • Адмирал, командующий первой морской эскадрой. Руководитель экспедиции русского флота через Средиземное море. Командующий Чесменским боем , в котором турки потеряли убитыми и ранеными около 11 тысяч человек.
Блестящую победу одержал в 1770г. русский флот А.Г.Орлова и Г.А.Спиридова в Чесменской бухте , уничтожив флот Турции. А потом были немеркнущие победы Суворова А.В., Потемкина Г.А., Кутузова М.И., Ушакова Ф.Ф. Г.Потемкин Г. Орлов А.В.Суворов Ф.Ф.Ушаков Россия в правление Екатерины показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава великих русских      полководцев.

Блестящую победу одержал в 1770г. русский флот А.Г.Орлова и Г.А.Спиридова в Чесменской бухте , уничтожив флот Турции. А потом были немеркнущие победы Суворова А.В., Потемкина Г.А., Кутузова М.И., Ушакова Ф.Ф.

Г.Потемкин

Г. Орлов

А.В.Суворов

Ф.Ф.Ушаков

Россия в правление Екатерины показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.

В результате русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791гг Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. По Георгиевскому трактату 1783 г. подданство России приняла Грузия.  Начинается освоение новых территорий – Новороссии- под руководством Г.Потемкина-Таврического, которому императрица поручает определить земли образованному в 1788 г. Черноморскому войску. Георгиевский трактат

В результате русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791гг Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье.

По Георгиевскому трактату 1783 г. подданство России приняла Грузия.

Начинается освоение новых территорий – Новороссии- под руководством Г.Потемкина-Таврического, которому императрица поручает определить земли образованному в 1788 г. Черноморскому войску.

Георгиевский трактат

В мае 1788 г. Екатерина II  пожаловала  вновь образованному Войску  верных казаков  печать  с изображением  казака и надписью:  «Печать коша  Войска верных казаков».   Белые знамена, пожалованные Екатериной II  черноморскому казачеству

В мае 1788 г.

Екатерина II

пожаловала

вновь образованному

Войску

верных казаков

печать

с изображением

казака и

надписью:

«Печать коша

Войска верных

казаков».

Белые знамена,

пожалованные Екатериной II

черноморскому казачеству

  • 30 июня 1792 г. Екатерина II выдала казакам жалованную грамоту, определявшую земли и главную обязанность черноморских казаков после их переселения на Кубань: «Бдение и пограничная стража от набегов народов закубанских»
Кючук-Кайнарджийский мир  Условия:

Кючук-Кайнарджийский мир

Условия:

  • К России присоединены территории между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбурн;
  • Присоеденины крепости Керчь и Еникале на Азовском море и Кабарда на Северном Кавказе;
  • Признание Турцией независимости Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через ч/м проливы в Средиземное море.
Ясский мир – 1791 года  Условия: Россиия получила побережье Черного моря от Буга до Днестра. Подтверждение условия Кючук-Кайнарджийского мира. Создание морской базы – Севастополя.  Значение:

Ясский мир – 1791 года

Условия:

  • Россиия получила побережье Черного моря от Буга до Днестра.
  • Подтверждение условия Кючук-Кайнарджийского мира.
  • Создание морской базы – Севастополя.

Значение:

  • Россия стала великой черноморской державой.
  • Началось освоение плодородных причерноморских земель.
  • Строительство многих портов и городов.
Второе направление внешней политики Екатерины Раздел Речи Посполитой Россия Австрия Пруссия

Второе направление внешней политики Екатерины

Раздел

Речи

Посполитой

Россия

Австрия

Пруссия

Итоги первого раздела Речи Посполитой 1772 года Речь Посполитая Пруссия Австрия Россия Получила Поморье Получила Галицию Восточную Белоруссию, Часть Ливонии

Итоги первого раздела Речи Посполитой 1772 года

Речь Посполитая

Пруссия

Австрия

Россия

Получила

Поморье

Получила

Галицию

Восточную

Белоруссию,

Часть Ливонии

Второй раздел Речи Посполитой 1793 года Речь Посполитая Россия Пруссия Получила Белоруссию, Правобережную Украину Балтийское побережье Польши

Второй раздел Речи Посполитой 1793 года

Речь Посполитая

Россия

Пруссия

Получила Белоруссию,

Правобережную

Украину

Балтийское побережье

Польши

Результаты третьего раздела Речи Посполитой 1795 года Речь Посполитая Россия Австрия Пруссия Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь Малая Польша Центральная Польша с Варшавой

Результаты третьего раздела Речи Посполитой 1795 года

Речь

Посполитая

Россия

Австрия

Пруссия

Литва, Западная

Белоруссия, Западная

Волынь

Малая Польша

Центральная

Польша с

Варшавой

Третье направление Внешней политики Екатерины

Третье направление Внешней политики Екатерины

  • Царизм против Великой Французской революции.
  • Екатерина призвала европейские страны «наказать злодеев за казнь короля, на допустить распространения французской заразы».
  • Прерваны отношения с Францией.
  • Дано политическое убежище французским дворянам.
  • Уничтожались опасные, крамольные книги.
  • Россия вступила в антифранцузский союз европейских стран.
  • К берегам Франции направлен русский флот для блокады.
Екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I Благоговея перед памятью Петра Великого, Екатерина стремилась следовать его замыслам, закончить преобразования им начатые. Говорят, что она носила портрет Петра I при себе, мысленно обращаясь к нему за советом. «Петру Первому – Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника первому русскому императору России работы Э.Фальконе, сделанного по приказу Екатерины. Она имела право на подобное сравнение. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I

  • Благоговея перед памятью Петра Великого, Екатерина стремилась следовать его замыслам, закончить преобразования им начатые.
  • Говорят, что она носила портрет Петра I при себе, мысленно обращаясь к нему за советом.
  • «Петру Первому – Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника первому русскому императору России работы Э.Фальконе, сделанного по приказу Екатерины. Она имела право на подобное сравнение.

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

Долгое и памятное правление Екатерины II наложило существенный отпечаток на историю России. Сама императрица и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях. При Екатерине II существенно увеличилась территория страны, на 75% стало больше населения, в 4 раза возросли доходы государства. Победы на суше и на море прославили русское оружие, воинское искусство. Впечатляющими были успехи в хозяйстве и культуре. И лишь нерешенность крестьянского вопроса, вылившаяся в самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е.И.Пугачевым, омрачало ее правление. Но именно ее,  как и Петра I , благодарный народ удостоил официального титула Великой.
  • Долгое и памятное правление Екатерины II наложило существенный отпечаток на историю России.
  • Сама императрица и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.
  • При Екатерине II существенно увеличилась территория страны, на 75% стало больше населения, в 4 раза возросли доходы государства. Победы на суше и на море прославили русское оружие, воинское искусство. Впечатляющими были успехи в хозяйстве и культуре.
  • И лишь нерешенность крестьянского вопроса, вылившаяся в самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е.И.Пугачевым, омрачало ее правление.
  • Но именно ее, как и Петра I , благодарный народ удостоил официального титула Великой.
«Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили»   Екатерина II  Екатерина Великая умерла в 1796 г. от внезапно поразившего ее удара.  На Невском проспекте воздвигнут прекрасный памятник Императрице Екатерине Великой. Императрица изображена во весь рост, с лавровым венком в руке, в окружении своих славных сподвижников
  • «Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили»

Екатерина II

  • Екатерина Великая умерла в 1796 г. от внезапно поразившего ее удара.
  • На Невском проспекте воздвигнут прекрасный памятник Императрице Екатерине Великой. Императрица изображена во весь рост, с лавровым венком в руке, в окружении своих славных сподвижников
Не менее красивый памятник Екатерине  был установлен в Севастополе. Памятник императрице Екатерине II в Севастополе, открыт 15 июня 2008 года во время праздничных мероприятий, посвященных 225-летию со дня основания города-героя Севастополя. Памятник установлен в сквере на ул. Ленина, бывшей ул. Екатерининской, по оси главного входа музея Черноморского флота РФ. На месте сквера была оборудована круглая в плане площадка, в центре которой установлен памятник Екатерине II. Авторы памятника: Скульптор Станислав Чиж. Архитектор Григорий Григорьянц

Не менее красивый памятник Екатерине был установлен в Севастополе.

Памятник императрице Екатерине II в Севастополе, открыт 15 июня 2008 года во время праздничных мероприятий, посвященных 225-летию со дня основания города-героя Севастополя.

Памятник установлен в сквере на ул. Ленина, бывшей ул. Екатерининской, по оси главного входа музея Черноморского флота РФ. На месте сквера была оборудована круглая в плане площадка, в центре которой установлен памятник Екатерине II.

Авторы памятника:

Скульптор Станислав Чиж.

Архитектор Григорий Григорьянц


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капин Артем Витальевич

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163149


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства