Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Лабинска
Муниципального образования Лабинский район
Проект разработан
учителем истории и обществознания
Казаковой Б.
Тема
« Екатерина II-век просвещённый»
Форма урока: ролевая игра. Урок- суд.
Цель: 1. Проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России;
2. Осмыслить страницы далекого прошлого;
3. Показать роль личности Екатерины II в истории Кубани;
4. Привить любовь к малой Родине и сопричастности к Отечественной истории;
Задачи: 1. Формирование позитивного общественного мнения о роли личности Екатерины Великой;
2. Популяризация идеи возвращения городу Краснодару его исторического названия – Екатеринодар;
Учащиеся приобретают опыт «участия» в исторических событиях, учатся эмоциональному «проживанию», судят действующих лиц, моделированию исторических ситуаций, составлять «портрет» исторического деятеля.
Оборудование: 1. Карта «Российское государство во второй половине 18 века»;
2. Репродукции картин: 1. портреты Екатерины II, Петра III и их соратников;
3. Атласы « История Кубани»;
Литература:
Е.В.Анисимов, А.Б.Коменский «Россия в 18 веке первой половины 19 века» М.1994
В.Н.Бомязин. «Неофициальная история России» М. 2007
А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России 17-19 века.10 класс» М.2008
В.Н.Ратушняк «История Кубани с древнейших времен до конца 19 века» Краснодар. 2008
Трехбратов «Новая история Кубани» Краснодар.2001
Эпиграфы: 1. А.С.Пушкин: «Екатерина заслуживает удивления потомства. Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».
2. П.Я.Чаадаев: «Излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что может быть, ещё никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский в эти годы побед и благоденствия».
3.А.Г.Брикнер: «Она действовала успешно в качестве посредницы между прогрессом и культурою Западной Европы, с одной стороны, и бытом России – с другой».
Вступительное слово учителя: Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России во второй половине 18 века. Связаны они все с именем Екатерины II. Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся государственному деятелю. Но историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Екатерины II и значение её реформ.
Какой же была Екатерина II? Немецкой принцессой, говорившей с акцентом на русском языке или Екатериной Великой – матушкой, больше русской, чем сами русские при дворе? В чем обвиняли её недруги и чем восторгались сторонники?
Чтоб ответить на эти вопросы мы и проведем наш нетрадиционный по форме урок-суд современности над Екатериной II.
Суд начинает свою работу. Определены роли: судья, секретарь суда, прокурор, адвокат, свидетели с двух сторон. Присяжные заседатели слушают доказательства линии обвинения и защиты и выносят приговор по трем возможным вариантам: «Виновен», «Не виновен», «Виновен, но заслуживает снисхождения».
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Екатерине Алексеевне Романовой. О русской императрице с 1762 по 1796 год.
Секретарь: Екатерина Алексеевна Романова, урожденная София Августа Фредерика родилась в семье Христиана Августа Ангальт-Цербстского, 21 апреля 1729 года в Штеттине (ныне польский город Шецин). Была крещена в православие под именем Екатерины. В 16 лет стала женой наследника российского престола Петра III, это была миниатюрная блондинка с голубыми глазами с железным характером.
За 17 лет, прошедшие с приезда в Россию, до восшествия на престол она постаралась как можно лучше узнать страну, ее традиции и обычаи. Екатерина стремилась понравиться императрице, русской элите, гвардии и православному духовенству – стать в России своей.
Судья: Назовите состав преступления.
1.Государственный переворот, свержение Петра III, восшествие на престол с помощью гвардейцев. Расправа с законным наследником Иваном VI Антоновичем
2. Лишение Украины автономии и ликвидация казачьей вольности Запорожских казаков.
3. Установление черты оседлости для евреев.
4. Жестокая расправа над Пугачевым и его сторонниками.
5. Ссылка в Сибирь А.Н.Радищева, заточение в Шлиссельбургскую крепость Новикова – своих идеологических противников.
Обострение в отношениях с Польшей.
Судья: Обвинения достаточно серьезные. Как будем проводить судебное заседание?
Учитель: Предлагаю рассматривать события и явления II половины VIII века в единстве и органической связи настоящего с предшествующим и последующим. Следовательно, надо вспомнить время, которое предшествовало правлению Екатерины II.
Судья: Согласен. Секретарь, зачитайте историческую справку о состоянии России во второй половине VIII.
(справка №1) На закате своих дней императрицу Елизавету Петровну мало интересовали государственные дела. Они были переданы созданной ею Конфедерации, которая постепенно подчинила себе все центральные учреждения страны – и сенат и коллегии. Императрица любила праздники, обожала блистать среди придворных в маскарадных костюмах. После ее смерти в гардеробе было обнаружено около 15 тысяч платьев. И все же во времена правления Елизаветы Петровны произошла известная стабилизация в жизни страны. Укрепились позиции российского дворянства, были подтверждены и развиты крепостнические порядки, достигнуты определенные успехи во внешней политике – опрокинуты попытки Швеции пересмотреть условия Ништадского мира, поколеблена мощь Прусской державы. Н.И.Панин говорил о царствовании Елизаветы: «Сей эпок заслуживает особливое примечание: в нем все было жертвовано настоящему времени, хотениям припадочным людей и всяким посторонним малым приключениям в делах.» Главной заслугой Елизаветы современники считали – свержение немецкого режима и систематическое покровительство всему национальному и гуманность; национальные «правила и привычки» воспитали при Елизавете целый ряд новых деятелей, составивших славу Екатерины II. Но были и недостатки: много значили «припадочные люди», то есть фавориты, к порядкам Петра Великого вернулись далеко не вполне, в управлении государством не было определенной программы. Нескончаемые войны истощали экономику страны. Крестьянство и пассатские люди выражали недовольство политикой правительства. Бегства крепостных из сел и деревень, а также с заводов приобрело массовый характер.
Судья: Да, картина весьма не утешительная. Но в чем же мы тогда должны обвинять подсудимую, если она сумела преодолеть подобные недостатки.
Прокурор: Ваша честь. Представленная картина недостаточно объективна. В России во второй половине VIII века уже существовали предпосылки для новшеств. Россия не могла оставаться в стороне от европейского просвещения, Екатерина II лишь продолжательница идей французских просветителей.
«Благоговея перед памятью Петра Великого и спеша вернуть Россию к его порядкам, Елизавета тем самым готовила почву для лучшего понимания и продолжения преобразовательной деятельности Петра и действительно являлась предшественницей Екатерины II.» писал С.Ф.Платонов.
Секретарь: Зачитайте, пожалуйста, справку, подготовленную линией обвинения. (справка №2) 1. Свое царствование Елизавета Петровна начала с сокращения подушной подати, ограничения применения крепостного труда в промышленности. В государственном управлении – возвращение Правительствующего Сената, восстановление петровских Коллегий. Елизавета поощряла строительство новых кораблей на Балтике, восстановила количественный состав русской армии. Частично сократился правительственный аппарат, был усилен принцип единоначалия, восстановлен в прежнем объеме прокурорский надзор. Прекратился террор в отношении русской знати и дворянства. Дворянство обрело новые привилегии.
Современники характеризовали время правления Елизаветы как спокойное, консервативное. Самодержавная власть в России оставалась незыблемой.
Были проведены назревшие реформы в области экономики: отменили внутренние таможни, возникли десятки новых металлургических заводов, росло число суконных, парусно-полотняных, бумажных и текстильных мануфактур.
Заметное место в создании мануфактур приобрел купеческий капитал.
Активно развивались внешняя и внутренняя торговля. Шел процесс формирования национальной буржуазии.
Судья:- Милостивый государь, в чем же тогда состояла роль Екатерины Великой в преобразованиях II половины XVIII века? Похоже, мы совершенно запутались.
Учитель:- Вовсе нет. Действительно, новые явления, коль скоро они возникли, имеют свойство неодолимо развиваться, пробивать себе путь. Весь вопрос в том, когда бы все эти преобразования были бы проведены. В это связи и следует рассматривать роль Екатерины II в истории.
Судья: - Благодарю за помощь. Адвокат, прошу определить показания свидетелей линии защиты.
Адвокат:- Я вызываю одного из самых образованных и способных министров Екатерины II Н.И.Панина.
Н.И.Панин:- Я защищаю Екатерину II, воистину Великую - просвещенную, разумную, самодержавную правительницу, которая понимала, что старыми методами управлять страной нельзя. Екатерина II пришла к власти в то время, когда в Европе наступала эпоха Просвещения с ее верой в благодатную роль Разума, науки, с критикой феодальных и церковных устоев, с надеждой на просвещенных монархов. Все шире распространялись понятия правового государства и правового общества. Новые явления не прошли мимо русского двора. Екатерина II являлась вполне человеком своего времени. По её мнению, именно ей, образованной, широкомыслящей, самодержавной правительнице, предстояло перевести страну на современные цивилизационные рельсы.
Прокурор: - И все же ей были глубоко чужды идеалы парламентских государств. Феодальные монархи опирались главным образом на князей и бояр, дворянство и духовенство, которых не могли включать в податное сословие.
Н.И.Панин:- Да, согласен. Правление Екатерины II отмечено глубоко противоречивой борьбой между идеалами просвещенного абсолютизма и суровой российской реальностью. Это объяснялось тем, что Россия находилась лишь в начале буржуазного пути. Крепостное право являлось основой всей экономики страны по объективным причинам.
Считая себя наследницей и продолжательницей дел Петра Великого, видела его главную заслугу в европеизации России, в превращение ее в мощную империю с ведущей ролью в мировой политике. Вместе с тем к современной ей Европе императрица относилась достаточно критично и вовсе не считала необходимым заимствовать у Запада все подряд. Более того, став истинной патриоткой, она была убеждена, что Европе следует во многом брать пример с России.
Свои собственные «правила управления» Екатерина II сформулировала следующим образом:
Документ№1
Таблица№1,№2,№3
Адвокат:- Вызываю свидетеля защиты изобретателя И.П.Кулибина.
И.П.Кулибин (1735-1818):- свидетельствую, правление Екатерины II ознаменовано значительным ростом экономики. Реформы в области самоуправлении, предоставление Жалованных грамот дворянству и городам, привели к тому, что во II половине XVIII века российские промышленность, торговля и финансовое дело сделали в своем развитии шаг вперед.
Таблица №4
Прокурор:- Однако, в стране существовало не мало тормозящих факторов, в первую очередь крепостничество. Не имея рынка свободной рабочей силы, заводчики по прежнему использовали труд подневольных, приписных и посессионных крестьян. Дворяне насильно привлекали к труду на мануфактурах за мизерную плату.
В течение всего XVIII века Россия оставалась аграрной страной, сельское хозяйство было главной отраслью её экономики.
При Екатерине II крепостничество достигло своего апогея. Серией указов крепостное крестьянство было низведено до совершенно бесправного положения. В крестьянской среде зрело острейшее недовольство и своим положением, и малоземельем, и все усиливавшейся эксплуатацией. В черноземной полосе барщина доходила до 5-6 дней в неделю, в не черноземье крестьяне для выплаты оброка вынуждены были на долгие сроки уходить в поисках работы - отходничество.
В целом и помещичье, и крестьянское хозяйства были отсталыми, малопродуктивными. Сельское хозяйство России оставалось экстенсивным.
Восстание под предводительством Пугачева.
Таблица№5
Адвокат:- Мы не отрицаем подобных фактов. (Документ№2,№3,№4,№5) Вызывается свидетель защиты генералиссимус А.В.Суворов.
А.В.Суворов:- Открытое Петром I «окно в Европу» открылось еще шире.
Россия с каждым годом наращивала военную мощь
Таблица№6
Документ№6
(Выступление губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачева в телепроекте «Имя Россия»)
Адвокат: - Вызывается свидетель защиты войсковой атаман черноморского войска Антон Головатый.
А.Головатый: - 30 июня 1792г. Екатерина II особой грамотой пожаловала землю между Кубанью и Азовским морем. (Документ№7,№8)
Помощник адвоката: вызывается свидетель А. Н. Ткачев губернатор Краснодарского края.
Ткачев А.Н : Я считаю, ЕкатеринаII заслуживает того, чтобы ее имя было возвращено столице Кубани. Неправильно, когда при рождении называют одним именем, а в середине жизни дают другое… Есть в народе такая истина-как корабль назовешь, так Екатериненский кафедральный собор посвященный святой великомученице Екатерине, именем которым была удостоена немецкая принцесса София Фредерика Августа.(документ №9), восстановлен памятник Екатерине II 1907 года и др.
Адвокат: вызывается свидетель защиты Дашкова Е.Р.
Дашкова Е. Р.-президент Российской Академии наук: Со времен Петра I в главе России впервые оказалась правительница, которая вникала во все дела, сама работала над указами, ежедневно встречалась с помощниками, губернаторами, военными, руководителями коллегии, учеными и литераторами. Ее рабочий день начинался рано утром, а кончался к вечеру. При этом Екатерина II умела отдыхать и развлекаться. В отличие от времен Елизаветы балы, маскарады и другие увеселения приобрели вполне пристойный характер.
Она обладала огромной работоспособностью, железной волей, мужеством и оптимизмом. Екатерина умела внимательно выслушать собеседника, тактично поспорить с ним, стремясь убедить в своей правоте, логикой и фактами. Она никогда не теряла самообладания, не повышала голос, ее мягкая улыбка и доброжелательность открывали ей многие сердца.
Да, усиление крепостнических порядков при Екатерине- факт очевидный. Но крепостнические порядки были изобретены не ею, их под давлением дворянства оформило Уложение 1649 года. Но был ли иной путь развития России? Могла ли правительница продвинуть страну в сторону капитализма или избрать маршрут усиливший крепостничество? В том-то и дело, что выбора у нее не было: кризисные явления в крепостном хозяйстве еще не четко проявлялись, а ростки капитализма были еще очень слабыми. Екатерина была не далека от истины, когда говорила, что ее могут побить камнями при малейшей попытке поднять вопрос об отмене крепостного права. В защите своей главной привилегии, составлявшей основу его экономического благосостояния, дворянство было готово идти до конца, и императрица могла легко лишиться короны.
Прокурор: в суд вызывается свидетель обвинения А.Н. Радищев (1749-1802).
Радищев А.Н.:
Однако, не следует думать, что взгляды ЕкатериныII носилий однозначно антикрепостнический характер и сравнимы в этом отношении со взглядами, например, революционных демократов 19 века. Отрицание императрицей крепостничества как явления антигуманного, противоречащего основным принципам Просвещения и вредного с экономической точки зрения, соединялось с представлением, с одной стороны, о духовной неразвитости народа и необходимости его просвещать, а с другой- о довольно благостных взаимоотношениях крестьян и их хозяев. Прочитав мою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой я постарался живописать все ужасы крепостного состояния людей, а в оде «Вольность» обличал самодержавие как узурпацию прав народа на свободу она назвала меня бунтовщиком хуже Пугачева. Я был арестован и приговорен к смертной казни, которую императрица заменила 10-летний ссылкой в Сибирь. Современники и потомки помнят такие ее черты как жестокость, скрытость и эгоистичность. Ее ровная манера и приветливая улыбка скрывали натуру безжалостную там, где это касалось ее личных интересов, использовала свои немалые актерские способности для достижения поставленных целей.
Прокурор: вызывается свидетель обвинения Постоянный представитель Росси при НАТО.
Рогозин: « Все знают Екатерину как великого дипломата и великого военного стратега. Но именно этот геополитический аспект меня больше всего смущает. Участие Польши и Австрии «в дележе» Польши привело к враждебности западной Украины и Белоруссии к России. И мы до сих пор это хлебаем. Хотя будучи независимым Польское государство было бы для нас менее опасным.
Адвокат: Да современники и историки прошлого и нашего времени весьма различается в оценках итогов царствования Екатерины II. В немалой степени на объективность оценок повлияла политическая конъюнктура.
Мне бы хотелось дать слово губернатору Краснодарского края
Ткачеву А.Н.
Ткачев А.Н: «А правда истории заключается в том, что ни до, ни после Екатерины не было у России времени насколько победного для государства, настолько же благодатного для народа... Но вначале о том, какой она приняла Россию. Вот ее слова: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья. Военное ведомство погружено в долги. Торговля находилась в упадке. Правосудие продавалось с торгу».
А каким стало наше Отечество. Прежде всего, Екатерина Великая.
Собирательница русских земель
-укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что по меткому выражению современника, «без её дозволения в Европе ни одна пушка выстрелить не смела»
-Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36млн.)
-За три десятилетия построено -144 города
-Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем Англия.
Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт.
- При Екатерине медицина впервые стала делом государственным. В каждом городе были открыты аптека и больница, по всей России императрица заставила принимать меры с заразными болезнями.
- Тоже уникальный факт – именно она положила начало вакцинации. Одной из первых не только в стране, но и в Европе сделала себе и сыну прививки от оспы. Ни один ни другой монарх просвещенных европейских государств на это не решился.
- Екатерина положила начало заботе государства о сиротах, инвалидах и стариках. Впервые создала органы попечения, бесплатные народные училища и сиротские дома. Доступ в школы впервые получили беднейшие слои населения.
- И здесь Екатерина завершила дело Петра - создала систему общего образования, которая в своей основе сохранилась до наших дней. Она поставила знак равенства между обучением и воспитанием. Сама императрица говорила: «корень всему злу и добру – воспитание.»
- Несмотря на то, что Екатерина родилась в маленьком немецком княжестве, по делам и стремлениям своим она стала – самой русской из российских правителей.
- Сравнивая правление ПЕТРА Первого и Екатерины Второй, князь Вяземский заметил: «как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, а немка хотела переделать нас в русских». И она этого добилась!
- Был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь – «гордость русских моряков», и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе.
- За три десятилетия Россия одержала около 100 крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьезного поражения.
- При Екатерине боевые действия никогда не велись на территории самой России! Императрица ни разу не объявила войну первой – всегда только отвечала на агрессию. Но отвечала так, чтобы впредь неповадно было!
- Прусский король Фридрих Второй признавал: «Средиземное море, покрытое русскими кораблями, и Константинополь, трепещущий при виде русского флота – будут вечным памятником величия вашей славы и блеска вашего царствования».
- Её реформы коснулись практически всех сфер жизни русского общества и государства. И всегда были по-немецки педантично выверены и по-русски широко, масштабно воплощены в жизнь. При этом во главу угла она ставила не женскую прихоть, не частные или сословные интересы – а благо страны и ее народа.
- Мудрая государыня замечала, что крепость государства не в охране границ, а в укреплении семьи. Она подчеркнула это даже в знаменитой Жалованной грамоте казакам-черноморцам на кубанские земли.
Ведь мы, кубанцы, образно говоря, - крестники российской императрицы.
Судья: Слово обвинителю.
Прокурор: Неустанная труженица, как представляет ее защита, Екатерина II видела смысл жизни в укреплении государства, была жестока, не очень считалась с людьми, даже если это был собственный сын, на которого она смотрела как на своего соперника, боялась и ненавидела его. Между ней и сыном, наследником престола Павлом Петровичем была давняя вражда. Он, считая Екатерину убийцей отца и узурпатором престола.
Безжалостно расправлялась со своими противниками. Выступления Новикова против самодержавной власти в России и персонально Екатерины II, против крепостничества закончились для него заключением. В Шлиссельбургскую крепость.
Озабоченная своим положением узурпатор трона, Екатерина II старалась создать на Западе впечатление гуманной и просвещенной государыни. Она вступила в переписку с Вольтером, которого называла своим учителем, с Дидро, и другими выдающимися умами Европы, объявила себя их последовательницей. На деле же императрица всячески укрепляла и расширяла крепостнический абсолютистский режим. Я все сказал…
Судья: Присяжные удаляются для принятия решения. Объявляется приговор.
Заключение. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание $16-18, 1) вопросы и задания стр.238.
2) тесты
3) И/З эссе: «Ваше отношение к эпохе Просвещенного абсолютизма»