Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи.
Тип урока: повторительно–обобщающий, урок контроля знаний и умений.
Населенный пункт: г. Ульяновск
Цель: подвести детей к обобщению изученного материала: характеристики личности Екатерины II и ее роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, охарактеризовать деятельность Екатерины Великой; воспитывать уважение к историческим личностям, истории России.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, листы с заданиями для групп.
Ход урока.
Этапы, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
I/ 1 минута Приветствие | Приветствие учащихся, гостей урока. | Приветствуют учителя, гостей урока | |
2/3 минуты Вступительное слово учителя. | Вступительное слово учителя. С немецкой кровью, русскою душою Императрицей много лет была. Своим правлением славу и величие Империи Российской принесла. Хранила свято интерес России, Ее владения расширяла впрок, И Турции в войне за побережье Преподнесла внушительный урок. Умела слушать сдержанно, тактично, Чтоб верные решения принимать, Людей старалась ярких и способных На службу государеву собрать. Вторая половина XVIII в одна из самых блистательных страниц Русской истории. Во главе Российского государства тогда стояла императрица Екатерина II. Она была очень умной и деятельной женщиной. Много сделала для процветания страны и народа. Золотой век, век Екатерины, Великое царствование, расцвет абсолютизма в России — так обозначали и обозначают историки время правления Россией императрицей Екатериной Второй (1762-1796) «Царствование ее было удачным. Как добросовестная немка, Екатерина старательно работала для страны, которая дала ей такую хорошую и выгодную должность. Счастье России она естественно видела в возможно большем расширении пределов русского государства. От природы она была умна и хитра, прекрасно разбиралась в интригах европейской дипломатии. Хитрость и гибкость были основой того, что в Европе, называлось политикой Северной Семирамиды» (М. Алданов «Чертов мост») Источник: http://chtooznachaet.ru/pravlenie-ekateriny-vtoroj.html. | Дети слушают учителя, вступают в беседу. | |
Опрос /25-30 1.Фронтальный | ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС Иностранка по происхождению, она искренне любила Россию и заботилась о благе своих подданных. КАК ПРИШЛА ЕКАТЕРИНА К ВЛАСТИ? Назовите годы ее правления? Заняв престол посредством дворцового переворота, супруга Петра III попыталась воплотить в жизнь русского общества лучшие идеи европейского Просвещения. Как называлось время правления Екатерины? Назовите основные реформы проводимые Екатериной. В тоже время Екатерина выступила против начавшейся Великой Французской революции (1789-1799 гг.), возмутившись казнью французского короля Людовика XVI Бурбона (21 января 1793 г.) и предрешив участие России в антифранцузской коалиции европейских государств в начале XIX в. Назовите основные направления внешней политики Екатерины? | Актуализация знаний и умений. Дети отвечают на ряд общих вопросов об эпохе правления ЕКАТЕРИНЫ II | |
2.Работа в группах | На прошлых уроках мы изучили и повторили события XVIII века. РЕБЯТА, сейчас вы, работая в группах, будете отвечать на вопросы в презентации, причем, обсуждая ответы, готовьтесь их аргументированно доказать, каждый участник группы. Двое учащихся выходят на проверку ответов групп | Дети, работая в группах отвечают на вопросы, обсуждают ответы, комментируют свои ответы участникам группы. Двое учащихся (отличники) задают вопросы, работают с презентацией. | |
3.Проверка выполненных заданий. | Учитель вызывает на проверку учащихся отличников. Объясняет им задачу. ПОСЛЕ ФИЗ МИНУТКИ Дети в группах получают задания подготовиться к устным ответам. Конкретизируя информацию в презентации. | Двое учащихся (отличники) выходят на проверку ответов групп. Они проверяют синей пастой, ставят оценки. Затем проверяют красной пастой то, что проверили, имея правильные ответы, выставляют оценки объективные группам и себе. Ребята в группах ответы устные дают на поставленные вопросы. | Критерии к ответам выдаются. |
IV/ 1-2 мин Физминутка | Игра «Верю –не верю» | Дети встают, если правильный ответ, сидят, если не правильный | |
4. Конкурс «Наследники Петра I» (При наличии времени) | На многофункциональной интерактивной панели демонстрируются два памятника Петру I. В Санкт-Петербурге установлены два знаменитых, но очень разных памятника Петру I. Первый монумент работы Этьенна Мориса Фальконе, второй Бартоломео Карло Растрелли. Задание для команд: Кто из потомков Петра I установил эти памятники? Какие надписи на них красуются? Какой из этих памятников является символом Санкт-Петербурга? | Дети рассматривают рисунки, ответы пишут на листочках. Ответ: Императрица Екатерина II. «Петру I – Екатерина II». Символом Санкт-Петербурга стал «Медный всадник» Фальконе. Ответ: Император Павел I. «Прадеду – правнук». | ПРОВЕРЯЮТ ОТВЕТЫ УЧАЩИЕСЯ |
V Подведение итогов /1-2 мин | Заключительное слово учителя - В течение всей жизни императрица ревностно стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами с уважением. И сделала для этого как никто много. Все помыслы Екатерины были о величии и процветании страны. И в этом мы должны быть с ней едины. Оценки за урок…. | Ребята пишут вывод к уроку, записывают оценки в дневники. | |
VI Рефлексия 1-2 мин | Ребята, встаньте те, кому урок понравился, ……те, кому трудно было на уроке, кто не справлялся с заданиями? | Дети оценивают свою деятельность. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. | |
Домашнее задание и комментарии к нему | Подготовить каждой группе сообщение о Екатерине II, содержащее информацию, которой нет в учебнике | | |