"Культура Византии" Урок по истории в 6 классе. Цель: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Культура Византии" урок истории в 6 классе»
Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Урок по истории в 6 классе
«Культура Византии»
Провела: Богданова О.С.
2022 год
Тема урока: «Культура Византии.»
Цель урока:
1.Планируемые результаты:
Предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории;
Метапредметные:
познавательные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;
коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме, в диалоговом общении; умение работать индивидуально и в группе; формулировать аргументы и отстаивать свое мнение; регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; принятие познавательной цели и ее выполнение на основе соблюдения требований познавательной задачи; Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме.
Фронтальная беседа
Работа с терминами
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Итак, изучая историю Древнего мира мы с вами выяснили, что огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства- Восточную империю и Западную. Под ударами варваров в 476 году Западная империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще почти тысячу лет. Сами же византийцы назвали свое государство Ромейской ( Римской) империей, а себя ромеями.
Тема, цель урока
IV.Первичное усвоение новых знаний.
Давайте вспомним, когда и кто перенес столицу римской империи в Константинополь? ( 330 г. Константин)
Определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю? ( Балканский п-в, М. Азия. Египет, Сирия, Палестина, часть Закавказья)
Подводя итог беседы, отметим. Что Византийская империя была единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V-VI в.в
2.работа с картой ( с. 58 уч-ка)
Какие крупные города сохранились на территории Византийской империи ( Иерусалим, Александрия, Константинополь)
Какой город был столицей Византии ( Константинополь)
Где находился Константинополь ( на берегу пролива Босфор)
Посмотрев карту, можно сделать вывод о том, что Восточная Римская империя находилась в выгодном географическом положении, она находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока.
_ Почему же Византия не была завоевана варварами? Почему она оказалась более прочной, чем Западная римская империя?
на востоке Римской империи было слабее развито рабство, чем на западе. ( здесь больше свободных крестьян)---------2. сохранился обмен между городом и деревней---------3. в городах сохранились ремесла и торговля.
3. ( в Византии к XV в. сохранились оживленные города ( карта) Констанинополь, Александрия, Антиохия – с богатым природными ископаемыми, с развитыми ремеслами и торговлей, таких ремесел не знали на западе: производство стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, папируса. Эти города торговали с Араном, Индией, Китаем. Все ранее средневековье Византия оставалась Великой морской державой ( обилие морских гаваней, господство над проливами)
4. император мог содержать сильную армию и флот ---------- 5.Византия отбивала нападения внешних врагов.
4. 527-565 г.г – императором Византии был Юстиниан.
Юстиниан был одним из выдающихся правителей Византии. Он получил хорошее образование. Был умным, хитрым и жестким человеком. Для укрепления своей императорской власти он поддерживал христианскую церковь, а церковь его. Служители церкви утверждали, что власть дана ему от Бога. Кроме того. Для выполнения всех его распоряжений и охраны границ государства существовала сильная наемная армия и флот. Сам император лично назначал всех военачальников и чиновников. Для установления порядка на территории своей империи Юстиниан ввел единые законы. Любое неповиновение со стороны подчиненных жестоко каралось.
самостоятельная работа с текстом учебника .
Выяснить, какие территории завоевал Юстиниан в период своего правления ( территорию северной Африки, юг Италии, юго- западную часть Испании)
Какие народы нападали на территорию Византии в VI-VII в.в ( славяне и персы)
работа с классом.
Составление таблицы « Направления внешней политики Юстиниана».
направление
средство
итог
1. Борьба с набегами славян
Стравливание племен м/у собой, подкуп, жалованье земель
Набеги отражены, но угроза полностью не отражена
2.борьба с вестготами
война
Отвоевание южной Испании
3. Борьба с вандалами
война
Отвоевание северной Африки
4. борьба с остготами
Война
Возвращение Италии
5. Северное Причерноморье
Возвращение южного берега Крыма
6. борьба с персами на Востоке
Война, подкуп
Персы отброшены, заключен мирный договор
Однако после смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество и блеск Юстиниановской эпохи.
В середине VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их нападки, а ослабление Византии открыло путь для поселения славян. Одновременно с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.
Поселение славян на территории Византии ускорило переход от пришедшего в упадок рабовладельческого строя к феодальному.
В VIII –X в.в свободные крестьяне разоряются, их стали называть убогими. В то же время в общинах – богатые люди « сильные» расширяли свои владения за счет обедневших соседей, из них-то м слагался новый класс – феодалов.Вывод: Так, в IX-XI в.в в Византии возникли феодальные поместья и феодальная эксплуатация крестьян.
V. Первичное закрепление.Работа с вопросами учебника
VI .Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.П. 6-7