Урок по истории средних веков в 6 классе
Учитель:Гребеньчукова Л.Н.
Тема урока: « Византийская империя.»
Цели по линиям развития личности ученика:
Линия 1. Картина мира в фактах
Проследить процесс развития цивилизации Византии – её сходство и отличие с античностью.
Линия 2. Картина мира в понятиях
Отработка понятия античность. Складывание представления о православном мире и его особенностях в виде культурологических понятий
и терминов (духовная красота, христианское мировоззрение, икона, фреска, мозаика, византийский храм).
Линия 3. Историческое мышление
Установить причины и последовательность становления самобытности Византийской цивилизации.
Линия 4–5. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение
Дать возможность ученикам оценить с гражданских и нравственных позиций деятельность византийских императоров; с культурологических позиций – зависимость культуры от религии.
Обязательный минимум содержания:
Византийская империя.
План урока:
I. Проблема урока: Почему отличаются взгляды западных христиан и христиан-византийцев?
II. Поиск решения проблемы:
1. Империя ромеев.
Примерный вывод по проблеме: Византия была централизованным государством, прямым наследником античной цивилизации.
2. Натиск «варваров».
Примерный вывод по проблеме: Византия становится «греческой империей».
3. Православная империя эллинов.
Примерный вывод по проблеме: в Византийской империи римские традиции сочетались с достижениями христианского общества и культуры.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
– Сегодня мы ознакомимся с государством, которое в раннее Средневековье считалось одним из самых могущественных. Это Византийская империя. Византийской империи удалось выстоять под натиском варваров. Давайте воспользуемся документами учебника и попробуем ответить на вопросы к ним.
– Какое противоречие между первым и вторым документом мы наблюдаем?
– Какую проблему урока нам предстоит решить?
Читают документы. Затем коллективно обсуждаются ответы на вопросы, выделяется противоречие между первым и вторым документами.
– Византийцы при общении с западными христианами старались внушить уважение, трепет и преклонение перед властью императора.
– Государи западных христиан считали его равным себе, поэтому и вели себя так высокомерно.
– В Византии и Европе было совершено разным отношение к власти императора.
– Почему отличаются взгляды западных христиан и христиан-византийцев?
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
II. Версии.
– Какие у вас есть предположения решения проблемы?
Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная).
III. Актуализация знаний.
–Давайте вспомним значение понятия античность. Проверьте по словарю в конце учебника, правильно ли дано вами определение.
– Какое отношение Византия имеет к античности?
Ученики выполняют задание.
IV. Планирование деятельности.
– Чтобы ответить на главный вопрос
урока, что нам надо сделать?
– Прочитать параграф, найти факты, которые помогут объяснить причины различий Византии и Запада.
Предлагают версии.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Империя ромеев.
– Кто такие ромеи? Откуда возникло такое название? Пожалуйста, прочитайте первый абзац 1-го пункта параграфа.
Как вы думаете, что в Византии осталось от Рима?
– Сравните государственные, общественные, хозяйственные порядки Византии и раннесредневековой Западной Европы: сформулируйте и объясните различия.
– Но Византия была не единственной империей. Какую империю той эпохи вы знаете?
– Как вы думаете, эти империи были похожи? Пожалуйста, работая в парах, сравните эти государства и сделайте выводы.
– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?
2. Натиск «варваров».
– Гербом великой Византийской империи был двуглавый орёл. Две головы орла напоминали, что столица страны Константинополь находится на проливе между Европой и Азией и орёл должен зорко смотреть на обе стороны света.
– Как вы думаете, почему византийцам было так важно следить за тем, что происходит в двух частях света?
– Что же нам известно о соседях Византии? Что объединяет все эти народы? Кого же называли варварами?
– Откройте карту учебника. Кто, когда и какие земли отторгнул у Византии?
– Каковы последствия борьбы Византии с соседями?
– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?
3. Православная империя эллинов.
– Как вы думаете, что ещё было в Византии необычным по сравнению с Западной Европой? Воспользуйтесь п. 3 параграфа и сравните достижения культуры Византии и Западной Европы.
– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?
При ответе на этот вопрос ученики должны перечислить развитую торговлю и ремесло, использование золотых монет (можно рассказать о названии монеты «солид» и обыграть его название – солидный), города, водопровод, сильную армию.
Ученики выполняют задание учебника. Ответ можно оформить в виде таблицы. (Выполнение таблицы не является обязательным.)
Ученики должны назвать империю Карла Великого. Может прозвучать название Священной Римской империи.
Ученики могут указать, что власть императора в Византии была сильнее, чем власть в империи Карла Великого. В качестве доказательства могут привести следующие факты: подчинённое положение патриарха, совета знати, наместников и чиновников (ведомств). А также существование армии, а не ополчения.
– Византия была централизованным государством, прямым наследником античной цивилизации.
– Во-первых, Византия была сказочно богата, и это манило завоевателей.
– Во-вторых, она сама много воевала, захватывала земли. За покорёнными народами необходим был постоянный контроль, т.к. могли произойти восстания.
– Это славяне, франки, вестготы, вандалы, остготы… Были варварами народы, не имевшие больших городов и письменности, говорившие на непонятных для греков и римлян языках, отличные воины.
По карте ученики должны назвать утраченные Византией территории.
Ученики должны указать, что крестьяне начинают разоряться и попадают в зависимость от землевладельцев, хозяйство приходит в упадок, власть окончательно сосредоточивается в руках императора.
– Византия становится «греческой империей».
Ученики должны указать, что в Византии было много грамотных людей, существовали школы, византийцы были хорошо знакомы с античной культурой. Но считали, что при постижении божественных истин главную роль играют чувства.
Самым важным видом искусства становятся иконы.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
VI. Выражение решения проблемы.
– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?
В Византийской империи римские традиции сочетались
с достижениями христианского общества и культуры.
VII. Применение нового знания.
– Мы помним, что самым могущественным правителем Византии был Юстиниан.
– Как вы думаете, правы ли были византийцы, считая себя римлянами – ромеями?
Ученики работают с картой.
VIII. Домашнее задание.
– Многие века богатства и культура Византии притягивала завистливые взоры других народов. Отношения с соседями складывались очень непросто. О том, как действовали хитрые византийцы и мужественные варвары, вы прочитаете дома.
Подготовиться к проверочной работе по датам, которая предстоит через два урока.