kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему"Византийская империя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории средних веков в 6 классе

Учитель:Гребеньчукова Л.Н.

 Тема урока: « Византийская империя.»

Цели по линиям развития личности ученика:

Линия 1. Картина мира в фактах

Проследить процесс развития цивилизации Византии – её сходство и отличие с античностью.

Линия 2. Картина мира в понятиях

Отработка понятия античность. Складывание представления о православном мире и его особенностях в виде культурологических понятий

и терминов (духовная красота, христианское мировоззрение, икона, фреска, мозаика, византийский храм).

Линия 3. Историческое мышление

Установить причины и последовательность становления самобытности Византийской цивилизации.

Линия 4–5. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение

Дать возможность ученикам оценить с гражданских и нравственных позиций деятельность византийских императоров; с культурологических позиций – зависимость культуры от религии.

Обязательный минимум содержания:

Византийская империя.

План урока:

I. Проблема урока: Почему отличаются взгляды западных христиан и христиан-византийцев?

II. Поиск решения проблемы:

1. Империя ромеев.

Примерный вывод по проблеме: Византия была централизованным государством, прямым наследником античной цивилизации.

2. Натиск «варваров».

Примерный вывод по проблеме: Византия становится «греческой империей».

3. Православная империя эллинов.

Примерный вывод по проблеме: в Византийской империи римские традиции сочетались с достижениями христианского общества и культуры.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Сегодня мы ознакомимся с государством, которое в раннее Средневековье считалось одним из самых могущественных. Это Византийская империя. Византийской империи удалось выстоять под натиском варваров. Давайте воспользуемся документами учебника и попробуем ответить на вопросы к ним.      

– Какое противоречие между первым и вторым документом мы наблюдаем?

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

Читают документы. Затем коллективно обсуждаются ответы на вопросы, выделяется противоречие между первым и вторым документами.

– Византийцы при общении с западными христианами старались внушить уважение, трепет и преклонение перед властью императора.

– Государи западных христиан считали его равным себе, поэтому и вели себя так высокомерно.

– В Византии и Европе было совершено разным отношение к власти императора.

Почему отличаются взгляды западных христиан и христиан-византийцев?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

II. Версии.

– Какие у вас есть предположения решения проблемы?   

Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

–Давайте вспомним значение понятия античность. Проверьте по словарю в конце учебника, правильно ли дано вами определение.

– Какое отношение Византия имеет к античности?

Ученики выполняют задание.

IV. Планирование деятельности.

– Чтобы ответить на главный вопрос

урока, что нам надо сделать?

– Прочитать параграф, найти факты, которые помогут объяснить причины различий Византии и Запада.

Предлагают версии.   

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Империя ромеев.

– Кто такие ромеи? Откуда возникло такое название? Пожалуйста, прочитайте первый абзац 1-го пункта параграфа.

Как вы думаете, что в Византии осталось от Рима?

– Сравните государственные, общественные, хозяйственные порядки Византии и раннесредневековой Западной Европы: сформулируйте и объясните различия.

– Но Византия была не единственной империей. Какую империю той эпохи вы знаете?

– Как вы думаете, эти империи были похожи? Пожалуйста, работая в парах, сравните эти государства и сделайте выводы.

– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?

2. Натиск «варваров».

– Гербом великой Византийской империи был двуглавый орёл. Две головы орла напоминали, что столица страны Константинополь находится на проливе между Европой и Азией и орёл должен зорко смотреть на обе стороны света.

– Как вы думаете, почему византийцам было так важно следить за тем, что происходит в двух частях света?

– Что же нам известно о соседях Византии? Что объединяет все эти народы? Кого же называли варварами?

– Откройте карту учебника. Кто, когда и какие земли отторгнул у Византии?   

Каковы последствия борьбы Византии с соседями?

– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?

3. Православная империя эллинов.

– Как вы думаете, что ещё было в Византии необычным по сравнению с Западной Европой? Воспользуйтесь п. 3 параграфа и сравните достижения культуры Византии и Западной Европы.

– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?

При ответе на этот вопрос ученики должны перечислить развитую торговлю и ремесло, использование золотых монет (можно рассказать о названии монеты «солид» и обыграть его название – солидный), города, водопровод, сильную армию.

Ученики выполняют задание учебника. Ответ можно оформить в виде таблицы. (Выполнение таблицы не является обязательным.)

Ученики должны назвать империю Карла Великого. Может прозвучать название Священной Римской империи.

Ученики могут указать, что власть императора в Византии была сильнее, чем власть в империи Карла Великого. В качестве доказательства могут привести следующие факты: подчинённое положение патриарха, совета знати, наместников и чиновников (ведомств). А также существование армии, а не ополчения.

Византия была централизованным государством, прямым наследником античной цивилизации.

– Во-первых, Византия была сказочно богата, и это манило завоевателей.

– Во-вторых, она сама много воевала, захватывала земли. За покорёнными народами необходим был постоянный контроль, т.к. могли произойти восстания.

– Это славяне, франки, вестготы, вандалы, остготы… Были варварами народы, не имевшие больших городов и письменности, говорившие на непонятных для греков и римлян языках, отличные воины.

По карте ученики должны назвать утраченные Византией территории.

Ученики должны указать, что крестьяне начинают разоряться и попадают в зависимость от землевладельцев, хозяйство приходит в упадок, власть окончательно сосредоточивается в руках императора.

Византия становится «греческой империей».

Ученики должны указать, что в Византии было много грамотных людей, существовали школы, византийцы были хорошо знакомы с античной культурой. Но считали, что при постижении божественных истин главную роль играют чувства.

Самым важным видом искусства становятся иконы.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

VI. Выражение решения проблемы.

– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

В Византийской империи римские традиции сочетались

с достижениями христианского общества и культуры.

VII. Применение нового знания.

– Мы помним, что самым могущественным правителем Византии был Юстиниан.

– Как вы думаете, правы ли были византийцы, считая себя римлянами – ромеями?  

Ученики работают с картой.

VIII. Домашнее задание.

– Многие века богатства и культура Византии притягивала завистливые взоры других народов. Отношения с соседями складывались очень непросто. О том, как действовали хитрые византийцы и мужественные варвары, вы прочитаете дома.

 Подготовиться к проверочной работе по датам, которая предстоит через два урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему"Византийская империя" »



Урок по истории средних веков в 6 классе


Учитель:Гребеньчукова Л.Н.


Тема урока: « Византийская империя.»


Цели по линиям развития личности ученика:

Линия 1. Картина мира в фактах

Проследить процесс развития цивилизации Византии – её сходство и отличие с античностью.

Линия 2. Картина мира в понятиях

Отработка понятия античность. Складывание представления о православном мире и его особенностях в виде культурологических понятий

и терминов (духовная красота, христианское мировоззрение, икона, фреска, мозаика, византийский храм).

Линия 3. Историческое мышление

Установить причины и последовательность становления самобытности Византийской цивилизации.

Линия 4–5. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение

Дать возможность ученикам оценить с гражданских и нравственных позиций деятельность византийских императоров; с культурологических позиций – зависимость культуры от религии.

Обязательный минимум содержания:

Византийская империя.


План урока:

I. Проблема урока: Почему отличаются взгляды западных христиан и христиан-византийцев?

II. Поиск решения проблемы:

1. Империя ромеев.

Примерный вывод по проблеме: Византия была централизованным государством, прямым наследником античной цивилизации.

2. Натиск «варваров».

Примерный вывод по проблеме: Византия становится «греческой империей».

3. Православная империя эллинов.

Примерный вывод по проблеме: в Византийской империи римские традиции сочетались с достижениями христианского общества и культуры.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Сегодня мы ознакомимся с государством, которое в раннее Средневековье считалось одним из самых могущественных. Это Византийская империя. Византийской империи удалось выстоять под натиском варваров. Давайте воспользуемся документами учебника и попробуем ответить на вопросы к ним.





– Какое противоречие между первым и вторым документом мы наблюдаем?


– Какую проблему урока нам предстоит решить?

Читают документы. Затем коллективно обсуждаются ответы на вопросы, выделяется противоречие между первым и вторым документами.

– Византийцы при общении с западными христианами старались внушить уважение, трепет и преклонение перед властью императора.

– Государи западных христиан считали его равным себе, поэтому и вели себя так высокомерно.


– В Византии и Европе было совершено разным отношение к власти императора.

Почему отличаются взгляды западных христиан и христиан-византийцев?


Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

II. Версии.

– Какие у вас есть предположения решения проблемы?

Предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная).


III. Актуализация знаний.

–Давайте вспомним значение понятия античность. Проверьте по словарю в конце учебника, правильно ли дано вами определение.

– Какое отношение Византия имеет к античности?


Ученики выполняют задание.

IV. Планирование деятельности.

– Чтобы ответить на главный вопрос

урока, что нам надо сделать?

– Прочитать параграф, найти факты, которые помогут объяснить причины различий Византии и Запада.

Предлагают версии.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Империя ромеев.

– Кто такие ромеи? Откуда возникло такое название? Пожалуйста, прочитайте первый абзац 1-го пункта параграфа .

Как вы думаете, что в Византии осталось от Рима?




– Сравните государственные, общественные, хозяйственные порядки Византии и раннесредневековой Западной Европы: сформулируйте и объясните различия.


– Но Византия была не единственной империей. Какую империю той эпохи вы знаете?



– Как вы думаете, эти империи были похожи? Пожалуйста, работая в парах, сравните эти государства и сделайте выводы.





– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?




2. Натиск «варваров».

– Гербом великой Византийской империи был двуглавый орёл. Две головы орла напоминали, что столица страны Константинополь находится на проливе между Европой и Азией и орёл должен зорко смотреть на обе стороны света.


– Как вы думаете, почему византийцам было так важно следить за тем, что происходит в двух частях света?






– Что же нам известно о соседях Византии? Что объединяет все эти народы? Кого же называли варварами?





– Откройте карту учебника. Кто, когда и какие земли отторгнул у Византии?

– Каковы последствия борьбы Византии с соседями?





– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?


3. Православная империя эллинов.

– Как вы думаете, что ещё было в Византии необычным по сравнению с Западной Европой? Воспользуйтесь п. 3 параграфа и сравните достижения культуры Византии и Западной Европы.





– Как мы можем ответить на главный вопрос урока?



При ответе на этот вопрос ученики должны перечислить развитую торговлю и ремесло, использование золотых монет (можно рассказать о названии монеты «солид» и обыграть его название – солидный), города, водопровод, сильную армию.


Ученики выполняют задание учебника. Ответ можно оформить в виде таблицы. (Выполнение таблицы не является обязательным.)


Ученики должны назвать империю Карла Великого. Может прозвучать название Священной Римской империи.

Ученики могут указать, что власть императора в Византии была сильнее, чем власть в империи Карла Великого. В качестве доказательства могут привести следующие факты: подчинённое положение патриарха, совета знати, наместников и чиновников (ведомств). А также существование армии, а не ополчения.


Византия была централизованным государством, прямым наследником античной цивилизации.











– Во-первых, Византия была сказочно богата, и это манило завоевателей.

– Во-вторых, она сама много воевала, захватывала земли. За покорёнными народами необходим был постоянный контроль, т.к. могли произойти восстания.


– Это славяне, франки, вестготы, вандалы, остготы… Были варварами народы, не имевшие больших городов и письменности, говорившие на непонятных для греков и римлян языках, отличные воины.


По карте ученики должны назвать утраченные Византией территории.



Ученики должны указать, что крестьяне начинают разоряться и попадают в зависимость от землевладельцев, хозяйство приходит в упадок, власть окончательно сосредоточивается в руках императора.

Византия становится «греческой империей».




Ученики должны указать, что в Византии было много грамотных людей, существовали школы, византийцы были хорошо знакомы с античной культурой. Но считали, что при постижении божественных истин главную роль играют чувства.

Самым важным видом искусства становятся иконы.


Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.


VI. Выражение решения проблемы.

– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

В Византийской империи римские традиции сочетались

с достижениями христианского общества и культуры.



VII. Применение нового знания.

– Мы помним, что самым могущественным правителем Византии был Юстиниан.

– Как вы думаете, правы ли были византийцы, считая себя римлянами – ромеями?


Ученики работают с картой.



VIII. Домашнее задание.

– Многие века богатства и культура Византии притягивала завистливые взоры других народов. Отношения с соседями складывались очень непросто. О том, как действовали хитрые византийцы и мужественные варвары, вы прочитаете дома.

Подготовиться к проверочной работе по датам, которая предстоит через два урока.





© ООО «Баласс», 2013 Страница 8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока на тему"Византийская империя"

Автор: Гребеньчукова Любовь Николаевна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства