Цели урока: познакомить учащихся с особенностиями древней китайской культуры,дать представление о высоком уровне ее развития, приобщить к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран. На уроке используется презентация с большим количеством наглядности по теме. В разработке есть дополнительный материал для учител, а также материал для подготовки сообщений учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Культура Древнего Китая"»
Всемирная история 6 класс
Урок 23
Тема урока: Культура Древнего Китая.
Цели урока:
Образовательные: остановиться на особенностях древней китайской культуры;
Развивающие: дать представление о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран.
Воспитательные: вызвать интерес учащихся к культуре древнего Китая.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность: презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Опрос домашнего задания.
Расскажите о Великом Шелковом пути. Где он проходил? Какую роль играл?
Расскажите о завоевательных походах Китая.
В чем причины восстаний против царя?
Расскажите о «восстании краснобровых» и «восстании желтых платков» по плану.
3. Изучение новой темы.
План:
Письменность и литература.
Кун-фуцзы – гений Древнего Китая.
Сыма Цянь- отец китайской истории.
Достижения науки и искусства Древнего Китая.
Слово учителя:
В Китае в древности появилась письменность – иероглифы. Они пишутся сверху вниз. Первые книги писали на бамбуке, а затем стали писать на шелке. Во 2 веке до н.э. в Китае появилась бумага и ее стали использовать для письма.
Одним из самых знаменитых поэтов Китая был Сыма Сянжу, живший во 2 веке до н.э.
Материал для учителя:
Сыма Сян-жу) (179–117 до н. э.) – китайский поэт при дворе императора У-ди династии Хань. Стихи писал с детских лет. В молодости Сыма Сянжу стал героем одной трогательной любовной истории. Однажды он был на пиру, устроенном одним важным и богатым императорским сановником, нажившим торговыми операциями огромное состояние. У этого сановника и богача была семнадцатилетняя дочь по имени Чжао Вен-чжун (150–115 до н. э.), которая влюбилась в поэта с первого взгляда. В течение всего времени, пока шёл пир, она тайно за ним наблюдала из-за штор. Оказывается, и поэт приметил девушку и тоже в неё влюбился. В тот же вечер они признались друг другу в любви и решили бежать. Так они и сделали. Отец девушки был чрезвычайно разгневан её побегом и на первых порах отказывался помогать ей материально. А поскольку и поэт был без средств, то оба они сильно нуждались. Они продали кое-что из своего имущества, открыли винную лавку, жена Сыма Сянжу целый день была занята в лавке, а сам поэт подрабатывал случайными заработками. В конце концов отец девушки сжалился над ними, его отцовские чувства возобладали, и он одарил молодожёнов деньгами и слугами, после чего они зажили в любви и достатке. Сыма Сянжу стал известен после того, как сочинил «Поэму о Цзы-сюе», в которой описал красоты царства Чу. Поэма попала в руки императора, и он был так очарован стихами, что пожелал видеть автора. Его разыскали и доставили ко двору, и император очень тепло его принял. С этого началась его карьера при дворе, поэт даже принимал участие в подавлении мятежа в его родной провинции (ныне Сычуань). Однако дела в этом мире непредсказуемы, поэта обвинили во взяточничестве и отправили в изгнание, где он жил в нужде и безвестности. Через год выяснилось, что обвинения были неосновательными и его вновь вернули ко двору.
Слово учителя:
Выдающимся философом Китая был Конфуций. Он родился в 551 году до н.э.. Его настоящее имя Кун-Цю.
Работа с учебником стр.118-119 «Кун-фуцзы – гений Древнего Китая»
В чем смысл рассказа о тех учениках?
Слово учителя:
Сымя Цянь родился в 151 году до н.э. С 20 лет он много путешествовал по стране. После смерти своего отца он стал вместо него придворным историком. Он назвал свою книгу «Исторические записки», в ней рассказывается о событиях с древнейших времен до 2 в. до н.э.
Как вы думаете, как он узнал о том, что произошло задолго до его рождения?
Работа с учебником стр.120-123. «Достижения науки и искусства».
Выпишите достижения и их значение в таблицу.
«Достижения науки и искусства Китая».
достижения
значение
Календарь
Карта звездного неба
Чай
Компас
сейсмограф
бумага
компас
Слово учителя:
Одежда китайцев.
Традиционная одежда китайцев менялась в зависимости от эпохи и была разной для знатных и простолюдинов. В древности различие в одежде в зависимости от положения в чиновничьей иерархии определялось термином «пять одежд» («у фу»): одежды Сына Неба (императора), одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов. Необходимой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Снимать головной убор даже в помещении было недопустимо. Также непозволительным считалось обнажать и какую-либо часть тела. Обувь являлась необходимой частью туалета, хождение босиком вне дома было неприличным, однако при входе в помещение обувь снималась. Ношение обуви и головного убора считалось отличительными признаками китайца и китайской культуры, выделяющих их среди живших вокруг варваров. Такое же символичное значение имела и прическа. В древности китайские мужчины и женщины не стригли волос, а укладывали их в сложные прически. Позже даже возникла традиция: когда подстригали волосы или ногти, их складывали в особый ларец на сохранение.
Мужской официальный костюм делился на три основных категории по внешнему виду: «бяньфу» — народное одеяние, состоявшее из халата до колен и юбки до щиколоток, «чанпао» — длинный халат от плеч до пяток («чанпао» носили также и женщины) и «шэньи» — похоже на «бяньфу», но обе части сшиты вместе.
Среди китайских женщин распространено ношение ярких цветов, особенно красного. Мужчины склонны к более темным тонам. Китаянки любят носить различные яркие украшения — особенно перстни, броши, блестящие заколки.
Красавице полагалось иметь высокий лоб, выразительные, глубокие, словно омут, глаза, маленький ротик с ярко-красными губами, ровные белоснежные зубы, нежную кожу, крохотные изящные ручки и ножки. Одним словом, китайцы хотели, чтобы женщина походила на фею.
Китайская кухня
Кулинарное искусство Китая начало складываться с возникновением самой китайской цивилизации. Китайцы создали утонченные способы приготовления пищи, как минимум 3000 лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические находки (бронзовые горшки, ножи, кухонные доски, лопатки, черпаки и т. п.) в городе Аньян провинции Хэнань. Еще в период 770—221 гг. до н. э.— в Китае стали появляться рестораны для широкой публики, а примерно 1500 лет назад была написана первая в мире кулинарная книга. Это говорит о том, что уже в то время кулинарное искусство являлось предметом исследования.
В Китае есть поговорка: «Китайцы не придают особого значения одежде, но предпочитают вкусно поесть». Это соответствует действительности. Требующее тщательного, очень аккуратного, порой даже ювелирного труда умение готовить пищу и составлять красивые блюда стало в Китае настоящим искусством, к которому относятся весьма и весьма серьезно. Китайцам не знакомо наше понятие «перекусить», ибо прием пищи расценивается ими как момент приобщения к культуре нации, основным девизом формирования которой были «терпение и неторопливость». Китайцы "едят, не прикасаясь руками к пище". Палочки для еды, вошедшие в обиход несравненно раньше других столовых приборов, отражали общественное положение владельцев. Простонародье ело палочками из бамбука. У людей побогаче они были из сандалового дерева. Знать и купечество отправляли кушанья в рот палочками из слоновой кости. Ну а императору и его наместникам полагались серебряные палочки. Считалось, что они темнеют от соприкосновения с ядом и могут предупредить хозяина об опасности. В китайском доме у каждого члена семьи палочки, разумеется всегда свои, как и зубные щетки. Едят в Китае буквально все, особенно на юге. Как шутят гуанчжоусцы: «Можно есть любое животное на четырех лапах, кроме стола, и любую птицу, кроме самолета».
4. Закрепление.
В чем особенность китайского письма?
Что вы узнали о жизни поэта Сыма Сянжу?
Что вы узнали о жизни Кун-фуцзы?
Почему его называют гением Древнего Китая?
Что сказал Кун-фуцзы о воспитании человека и государстве?
В чем смысл рассказа о трех учениках?
Что вы знаете о Сыма Цяне? Почему его называют «отцом китайской истории»?
Да или нет?
Верите ли, что у китайцев была своя особая древняя "жевательная резинка”? (Да, жевали бетель – листья и плод ореховой пальмы).
Верите, что китайцы в средние века не знали и не использовали стулья? (Нет, знали и использовали, они называли их "варварскими сиденьями”).
Верите ли, что первые рестораны появились в Китае в 12 веке? (Да, в Койфыне в 1153 г.)
Верите, что самая древняя лапша сварена в Китае? (Да, в I веке н.э.).
Верите, что китайцы обожествляли созвездие Большой Медведицы? (Да, упоминается дух Большой Медведицы – Бэйдоу в китайской мифологии).
Верите, что первые бумажные деньги появились в Китае? (Да, в Империи Цинь в 1152 г.).
"Красные брови”, "Желтые повязки” - это названия современных музыкальных групп? (нет, это название восстаний в Китае).
Верите, что фейерверк не китайское изобретение? (Нет, китайское. Впервые использовался в Китае в V веке).
Верите, что шахматы изобрели в Китае? (Нет, в Индии).
Верите ли, что показаться на людях в Китае без головного убора означало публично признаться в совершении преступления? (Да, так было в эпоху Хань, а бритье головы было позорным наказанием для осужденных на каторгу).