kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Культура Древнего Китая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с особенностиями древней китайской культуры,дать представление о высоком уровне ее развития, приобщить к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран. На уроке используется презентация с большим количеством наглядности по  теме. В разработке есть дополнительный материал для учител, а также материал для подготовки сообщений учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Культура Древнего Китая"»

Всемирная история 6 класс

Урок 23

Тема урока: Культура Древнего Китая.

Цели урока:

Образовательные: остановиться на особенностях древней китайской культуры;

Развивающие: дать представление о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран.

Воспитательные: вызвать интерес учащихся к культуре древнего Китая.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Опрос домашнего задания.

Расскажите о Великом Шелковом пути. Где он проходил? Какую роль играл?

Расскажите о завоевательных походах Китая.

В чем причины восстаний против царя?

Расскажите о «восстании краснобровых» и «восстании желтых платков» по плану.

3. Изучение новой темы.

План:

Письменность и литература.

Кун-фуцзы – гений Древнего Китая.

Сыма Цянь- отец китайской истории.

Достижения науки и искусства Древнего Китая.

Слово учителя:

В Китае в древности появилась письменность – иероглифы. Они пишутся сверху вниз. Первые книги писали на бамбуке, а затем стали писать на шелке. Во 2 веке до н.э. в Китае появилась бумага и ее стали использовать для письма.

Одним из самых знаменитых поэтов Китая был Сыма Сянжу, живший во 2 веке до н.э.

Материал для учителя:

Сыма Сян-жу) (179–117 до н. э.) – китайский поэт при дворе императора У-ди династии Хань. Стихи писал с детских лет. В молодости Сыма Сянжу стал героем одной трогательной любовной истории. Однажды он был на пиру, устроенном одним важным и богатым императорским сановником, нажившим торговыми операциями огромное состояние. У этого сановника и богача была семнадцатилетняя дочь по имени Чжао Вен-чжун (150–115 до н. э.), которая влюбилась в поэта с первого взгляда. В течение всего времени, пока шёл пир, она тайно за ним наблюдала из-за штор. Оказывается, и поэт приметил девушку и тоже в неё влюбился. В тот же вечер они признались друг другу в любви и решили бежать. Так они и сделали. Отец девушки был чрезвычайно разгневан её побегом и на первых порах отказывался помогать ей материально. А поскольку и поэт был без средств, то оба они сильно нуждались. Они продали кое-что из своего имущества, открыли винную лавку, жена Сыма Сянжу целый день была занята в лавке, а сам поэт подрабатывал случайными заработками. В конце концов отец девушки сжалился над ними, его отцовские чувства возобладали, и он одарил молодожёнов деньгами и слугами, после чего они зажили в любви и достатке. Сыма Сянжу стал известен после того, как сочинил «Поэму о Цзы-сюе», в которой описал красоты царства Чу. Поэма попала в руки императора, и он был так очарован стихами, что пожелал видеть автора. Его разыскали и доставили ко двору, и император очень тепло его принял. С этого началась его карьера при дворе, поэт даже принимал участие в подавлении мятежа в его родной провинции (ныне Сычуань). Однако дела в этом мире непредсказуемы, поэта обвинили во взяточничестве и отправили в изгнание, где он жил в нужде и безвестности. Через год выяснилось, что обвинения были неосновательными и его вновь вернули ко двору.

Слово учителя:

Выдающимся философом Китая был Конфуций. Он родился в 551 году до н.э.. Его настоящее имя Кун-Цю.

Работа с учебником стр.118-119 «Кун-фуцзы – гений Древнего Китая»

В чем смысл рассказа о тех учениках?

Слово учителя:

Сымя Цянь родился в 151 году до н.э. С 20 лет он много путешествовал по стране. После смерти своего отца он стал вместо него придворным историком. Он назвал свою книгу «Исторические записки», в ней рассказывается о событиях с древнейших времен до 2 в. до н.э.

Как вы думаете, как он узнал о том, что произошло задолго до его рождения?

Работа с учебником стр.120-123. «Достижения науки и искусства».

Выпишите достижения и их значение в таблицу.

«Достижения науки и искусства Китая».

достижения

значение

Календарь


Карта звездного неба


Чай


Компас


сейсмограф


бумага


компас


Слово учителя:

Одежда китайцев.

Традиционная одежда китайцев менялась в зависимости от эпохи и была разной для знатных и простолюдинов. В древности различие в одежде в зависимости от положения в чиновничьей иерархии определялось термином «пять одежд» («у фу»): одежды Сына Неба (императора), одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов. Необходимой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Снимать головной убор даже в помещении было недопустимо. Также непозволительным считалось обнажать и какую-либо часть тела. Обувь являлась необходимой частью туалета, хождение босиком вне дома было неприличным, однако при входе в помещение обувь снималась. Ношение обуви и головного убора считалось отличительными признаками китайца и китайской культуры, выделяющих их среди живших вокруг варваров. Такое же символичное значение имела и прическа. В древности китайские мужчины и женщины не стригли волос, а укладывали их в сложные прически. Позже даже возникла традиция: когда подстригали волосы или ногти, их складывали в особый ларец на сохранение.

Мужской официальный костюм делился на три основных категории по внешнему виду: «бяньфу» — народное одеяние, состоявшее из халата до колен и юбки до щиколоток, «чанпао» — длинный халат от плеч до пяток («чанпао» носили также и женщины) и «шэньи» — похоже на «бяньфу», но обе части сшиты вместе.

Среди китайских женщин распространено ношение ярких цветов, особенно красного. Мужчины склонны к более темным тонам. Китаянки любят носить различные яркие украшения — особенно перстни, броши, блестящие заколки.

Красавице полагалось иметь высокий лоб, выразительные, глубокие, словно омут, глаза, маленький ротик с ярко-красными губами, ровные белоснежные зубы, нежную кожу, крохотные изящные ручки и ножки. Одним словом, китайцы хотели, чтобы женщина походила на фею.

Китайская кухня

Кулинарное искусство Китая начало складываться с возникновением самой китайской цивилизации. Китайцы создали утонченные способы приготовления пищи, как минимум 3000 лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические находки (бронзовые горшки, ножи, кухонные доски, лопатки, черпаки и т. п.) в городе Аньян провинции Хэнань. Еще в период 770—221 гг. до н. э.— в Китае стали появляться рестораны для широкой публики, а примерно 1500 лет назад была написана первая в мире кулинарная книга. Это говорит о том, что уже в то время кулинарное искусство являлось предметом исследования.

Любимые продукты китайской кулинарии — овощи, грибы, рыба, свинина, курятина, мука, сахар, растительное масло.

В Китае есть поговорка: «Китайцы не придают особого значения одежде, но предпочитают вкусно поесть». Это соответствует действительности. Требующее тщательного, очень аккуратного, порой даже ювелирного труда умение готовить пищу и составлять красивые блюда стало в Китае настоящим искусством, к которому относятся весьма и весьма серьезно. Китайцам не знакомо наше понятие «перекусить», ибо прием пищи расценивается ими как момент приобщения к культуре нации, основным девизом формирования которой были «терпение и неторопливость». Китайцы "едят, не прикасаясь руками к пище". Палочки для еды, вошедшие в обиход несравненно раньше других столовых приборов, отражали общественное положение владельцев. Простонародье ело палочками из бамбука. У людей побогаче они были из сандалового дерева. Знать и купечество отправляли кушанья в рот палочками из слоновой кости. Ну а императору и его наместникам полагались серебряные палочки. Считалось, что они темнеют от соприкосновения с ядом и могут предупредить хозяина об опасности. В китайском доме у каждого члена семьи палочки, разумеется всегда свои, как и зубные щетки. Едят в Китае буквально все, особенно на юге. Как шутят гуанчжоусцы: «Можно есть любое животное на четырех лапах, кроме стола, и любую птицу, кроме самолета».

4. Закрепление.

В чем особенность китайского письма?

Что вы узнали о жизни поэта Сыма Сянжу?

Что вы узнали о жизни Кун-фуцзы?

Почему его называют гением Древнего Китая?

Что сказал Кун-фуцзы о воспитании человека и государстве?

В чем смысл рассказа о трех учениках?

Что вы знаете о Сыма Цяне? Почему его называют «отцом китайской истории»?

Да или нет?

Верите ли, что у китайцев была своя особая древняя "жевательная резинка”? (Да, жевали бетель – листья и плод ореховой пальмы).

Верите, что китайцы в средние века не знали и не использовали стулья? (Нет, знали и использовали, они называли их "варварскими сиденьями”).

Верите ли, что первые рестораны появились в Китае в 12 веке? (Да, в Койфыне в 1153 г.)

Верите, что самая древняя лапша сварена в Китае? (Да, в I веке н.э.).

Верите, что китайцы обожествляли созвездие Большой Медведицы? (Да, упоминается дух Большой Медведицы – Бэйдоу в китайской мифологии).

Верите, что первые бумажные деньги появились в Китае? (Да, в Империи Цинь в 1152 г.).

"Красные брови”, "Желтые повязки” - это названия современных музыкальных групп? (нет, это название восстаний в Китае).

Верите, что фейерверк не китайское изобретение? (Нет, китайское. Впервые использовался в Китае в V веке).

Верите, что шахматы изобрели в Китае? (Нет, в Индии).

Верите ли, что показаться на людях в Китае без головного убора означало публично признаться в совершении преступления? (Да, так было в эпоху Хань, а бритье головы было позорным наказанием для осужденных на каторгу).

5. Итоги, оценки, домашнее задание: параграф 22


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Культура Древнего Китая"

Автор: Темирова Лейла Джардоевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по всемирной истории для 6 класса на тему "Культура Древнего Китая"
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-dlia-6-klassa-na-tiemu-kul-tura-drievniegho-kitaia"
    ["file_id"] => string(6) "296545"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456045806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока  по истории древнего мира в 6 классе: "Культура Древнего Китая""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokapoistoriidrievnieghomirav6klassiekulturadrievnieghokitaia"
    ["file_id"] => string(6) "299125"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456471706"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока истории "Древний Восток" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-drievnii-vostok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237090"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444231118"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по истории "Единое государство в Китае""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapoistoriiiedinoieghosudarstvovkitaie"
    ["file_id"] => string(6) "258958"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448617553"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Урок изобразительного искусства в 5 классе «Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_5_klasse_rol_dekorativno_prikladnogo_iskusstva_"
    ["file_id"] => string(6) "645259"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707290122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства