Конспект урока по истории "Единое государство в Китае"
Конспект урока по истории "Единое государство в Китае"
Данный урок проводится в 5 классе и рассчитан на 1 час. На уроке используется интерактивная доска, презентация, сообщения учащихся, карта, маршрутный лист. Урок прводится в форме путешествия по странам Востока, где дети являются туристами, а учитель выступает в роли экскурсовода.
Цель урока: - достичь образовательных результатов: -Личностный результат – сформировать представление об особенностях, характерных для Древнего Китая; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры. -Метапредметный результат – формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения, умение использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения Древнего Китая; - Предметный результат – получить целостное представление об историческом развитии Древнего Китая; определять на карте местоположения Древнего Китая, природные и климатические условия, сравнивать данные с ранее изученными государствами; познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями древних китайцев;
Задачи урока:
1. На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.
2. На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая.
3. В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Единое государство в Китае"»
Класс: 5
Предмет: история
Тема урока: Единое государство в Китае
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - достичь образовательных результатов: -Личностный результат – сформировать представление об особенностях, характерных для Древнего Китая; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры. -Метапредметный результат – формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения, умение использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения Древнего Китая; - Предметный результат – получить целостное представление об историческом развитии Древнего Китая; определять на карте местоположения Древнего Китая, природные и климатические условия, сравнивать данные с ранее изученными государствами; познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями древних китайцев;
Задачи урока: 1. На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.
2. На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая.
3. В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи.
Учебное оборудование:
Карта «Индия и Китай в древности»;
Учебник Ф.А.Михайловский. История древнего мира, М.: Просв.,2015г.;
Презентация «Единое государство в Китае»;
Дидактический материал: сигнальный круг, материал о достижениях народов Древнего Востока, маршрутный лист, сообщения учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приглашаю вас, посетить туристическое агентство «История тур». Добро пожаловать. Я – ваш экскурсовод, вы – туристы. Наше туристическое агентство предлагает туры по государствам древнего Востока. Но я уверена что вы, изучая историю, уже побывали в некоторых из них.
2. Актуализация знаний.
1) Устный опрос.
- Ребята, давайте вспомним, с какими древними цивилизациями вы уже познакомились на предыдущих уроках истории?(Египет, Междуречье, Индия)
- Где они расположены? (Египет-северо-восток Африки; Междуречье - к северо-востоку от Египта; Индия – п-ов Индостан)
- Какие крупные реки здесь протекают? (Египет-Нил; Междуречье –Тигр и Евфрат; Индия – Инд и Ганг)
- Чем занимались жители этих государств? (Египет-земледелие, о, ремесло; Междуречье-земледелие, скотоводство, ремесло, рыболовство, кораблестроение; Индия – земледелие, скотоводство, строительство)
- Давайте вспомним, в каких именно древних государствах существовала письменность?
- Перечислите, как называлась письменность:
- древних шумеров, (клинопись)
- египтян, (иероглифы)
- финикийцев (клинопись).
- Какой материал использовался для письма в древних цивилизациях? (Египет-папирус, писали на папирусе черными и красными красками, с помощью тростниковой палочки; Междуречье – глиняные таблички)
- Какими изобретениями прославили себя эти цивилизации?
- Ну что ж, вы действительно побывали практически во всех государствах Древнего Востока. Но есть еще одна страна, в которой вы точно не были. Чтобы понять о какой стране сегодня пойдет речь посмотрим видеозагадку.
ВИДЕО МАТЕРИАЛ о Китае (национальный колорит)
– О какой стране идет речь в сюжете? Какие слова, предметы, явления помогли раскрыть тайну… ( архитектура, Великая китайская стена, одежда, животные, музыкаЭРХУ-старинный китайский струнный смычковый инструмент)
- Итак, ребята, садитесь поудобнее, мы отправляемся в путь.
- А какое же путешествие без карты? Обратите внимание, карта есть в ваших маршрутных листах.
Ответьте на вопросы:
- На каком материке находится государство Китай?(Евразия)
- В какой его части?(На восточной)
- Какие две большие реки протекают по территории Китая?(Хуанхэ и Янцзы)
Древний Китай сказочная и экзотическая страна, которая располагалась в Восточной Азии. Во 3-2 тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), ведь Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины и Янзцы (что означает Голубая река) были наиболее пригодны для человеческой жизни, там и возникли первые городские поселения, так и было положено начало древнекитайской цивилизации.
1) Природные условия Китая
В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами.
- Впишите в наш маршрутный лист названия рек в долинах которых располагалась цивилизация древнего Китая.
2) Начало железного века в Китае. (самостоятельное чтение)+ карта
Древнейшие государства в Китае возникли на берегах Хуанхэ в период бронзы (см. § 10). В VI (б) веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо.
Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек.
Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их культурным и хозяйственным связям. В одних государствах использовались бронзовые монеты в форме ножа, в других — в форме лезвия мотыги, в третьих — круглые, с квадратным отверстием посредине. Это мешало развитию торговли.
Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов. Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.
- Ну что ж, а теперь мы отправимся в гости к одному из жителей этой страны, посмотрим как здесь живут люди, чем занимаются, интересуются. Вот и дом, вот и его хозяин, это мудрец Конфуций приглашает нас в гости. Он основатель религии Китая – конфуцианства, очень умный человек, его в Китае знает каждый. Послушаем рассказ о китайском мудреце, а потом ответимна вопросы по его биографии (рассказ о Конфуции).
Конфуций (Кун Цю) (551 - 479 гг. до н.э.)
Конфуций родился в городе Лу в благородной, но обедневшей семье, аристократов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишеньями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.
Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.
Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.
В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение. Но какое - то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого он путешествовал в течение 13 лет по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц.
Последние годы Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречения было собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Вот несколько изречений, например: « Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе», «Не забывай прошлого, оно учитель будущего», «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни», «Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты», «Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью».
Вопросы:
1. Из какой семьи на самом деле происходил Конфуций?
2. К чему стремился в юности Конфуций?
3. Во сколько лет и что начал преподавать Конфуций?
4. В каком возрасте Конфуций начал свою политическую деятельность, по каким причинам он ее прекратил?
5. Чем занимался Конфуций после 13-ти летнего путешествия по Китаю?
6.Как вы понимаете изречение Конфуция: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Объясните его значение?
Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека.
Манеры воспитанного человека:
-сидеть только поджав ноги;
-хождение по циновкам только босиком;
-прием пищи с помощью 2-х палочек;
-волосы собраны в пучок а не распущены;
-всегда опрятная одежда;
-отказ от бранных слов и др.
Конфуций учил:
Соблюдать традиции и правила предков
Почитать и помнить предков
Дети должны слушаться и уважать родителей
почтительно относиться к пожилым людям
Всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….
каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности
Никто не должен копить в своей душе зло и зависть
- Что из этого учения Конфуция актуально в наши дни?
Запишите в свои маршрутные листы имя китайского философа.
3) «Первый властелин Цинь». (рассказ учителя, работа с картой)
Задание на урок: - Почему правление династии Цинь было таким недолгим?
Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие. К III веку до н.э. в Китае осталось 7 крупных царств. В течение нескольких столетий непрекращающихся войн все китайские земли были объединены в единое государство. Правила этим государством император Цинь. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». Он называл себя Сыном Неба, а империя управляемая им получила название Поднебесной. Такое название означало, что империя находиться под покровительством неба.
На западной окраин Китая было расположено государство Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организован многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.
- Какая подобная армия была создана в западной Азии еще раньше? (В Ассирии)
В 221 годудо н.э., после 17 лет не прерывных войн, правитель Цинь разгромил своих противников и объединил весь Китай. По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковое написание иероглифов. На юге Цинь Шихуан захватил большую территорию от Янцзы до Южно-Китайского моря. На севере, в верхнем течении Хуанхэ, разгромил кочевые племена гуннов (хунну).
- К каким изменениям привело открытие железа?
- Где возникли новые государства?
- Почему требовалось объединение Китая?
- Почему это стало возможным?
- Запишите в свои маршрутные листы:
Император Цинь Шихуан;
Дата 221 год до н. э. – объединение Китая.
Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.
На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.
4) Археологи раскопали подземную гробницу Цинь Шихуана
(сообщение)
Гробница
В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Причем среди них нет даже двух похожим лицом воинов. Они были в полном вооружении(металлическое) и построены в боевые порядки. Непобедимая армия Цинь Шихуана должна была охранять его и после смерти. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.
Его гробница соперничает по роскоши с пирамидами египетских фараонов. Она занимает площадь в несколько квадратных километров и строилась в течение 37 лет 720 тысячами китайцев.
- В каком году археологи вскрыли гробницу императора?
- Зачем вокруг гробницы поставлена 6- тысячная армия терракотовых воинов?
- С какими архитектурными сооружениями может соперничать гробница Цинь Шихуана?
Минутка релаксации под музыку древнего Китая
(динамическая пауза)
Представьте, что вы земледельцы и сажаете рис.
Упражнение: исходное положение - стоя - наклоны вниз, 3-4 раза.
А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко.
Упражнение: исходное положение - стоя - потянуться вверх, 3-4 раза.
Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза.
Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза.
А теперь вы стоите посредине красивой равнины, вокруг множество цветов, вы вдыхаете их дурманящий аромат.
Упражнение: поднять руки вверх - вдох - выдох - руки опустить, 3-4 раза.
- Самым знаменитым памятником правления Цинь Шихуана является Великая Китайская стена, подобной которой в мире нет.
5) Великая Китайская стена
(Чтение учебника стр. 104.)
Строительство Великой Китайской стены.
Крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Она должна была обезопасить Циньскую империю от набегов с севера воинственных скотоводческих племен гуннов.
Стена тянулась на 6500 км, а ее высота была 10 метров, а ширина – около 5,5 метров, такая, что по ней могли проехать рядом пять всадников.
По преданию, на строительстве стены работало более двух миллионов человек – воинов, земледельцев, государственных рабов и даже женщин, которые должны были готовить пищу. Сотни тысяч (400 000) погибли и были похоронены тут же.
- С какой целью строилась Великая Китайская стена?
– Как можно было быстро сообщить о приближении врагов от одной башни к другой?(при помощи огня)
- Что сильно возмутило вас? - Какой ценой доставалось могущество империи? - Почему Китайскую стену называли «Длинное кладбище»?
Грандиозное строительство оказалось возможным только потому, что в Китае образовалась могущественная держава с деспотической царской властью. Стену возводили 10 лет, и всё же Цинь Шихуану не удалось достроить её до конца. Стену продолжали укреплять ещё более 1000 лет.
Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти Цинь Шихуана в Китае начались волнения. Династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.
- Почему правление династии Цинь было таким недолгим?(Силы народа истощены)
6) Изобретения и открытия древних китайцев.
- Какой вклад в мировую культуру внесли китайцы?
- Какими изобретениями мы пользуемся сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы.
Отправляемся дальше в путешествие по Древнему Китаю. Но что это?! Мы кажется немного заблудились. Что же делать? Как найти верный маршрут? Кто подскажет мне выход из этой ситуации?
- Правильно, нужно воспользоваться компасом.
Компас
Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
Некий китайский врач навещает больного. Тот морщился, не желая пить непривычное лекарство.
– Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…
– Лекарство редко бывает приятным на вкус, – убеждает врач, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее!
Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.
- Пробовали ли вы этот настой? Кто догадался, как он называется? (Чай)
- Почему и в наши дни врачи часто рекомендуют больным пить чай?
Выращивание чая
Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».
- Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтоб соблюсти правила китайской церемонии?(из фарфора)
Изобретение фарфора
В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.
Чайная церемония родилась в Китае в ІV веке до н.э. С тех пор традиция пить чай по правилам (особым для каждого народа) распространилась по всему миру, но начало этой традиции положили в Китае.
Для начала нужно настроиться физически: снять верхнюю одежду, переобуться в мягкие соломенные тапки, выключить мобильные телефоны, чтобы ничто "внешнее" не отвлекало.
Рекомендуется облачиться в «восточные» одежды - кимоно, расшитые (драконами, цветами сакур, например. Это настраивает уже психологически).
Все таинство проходит на полу – на соломенных ковриках, по которым разбросаны мягкие подушки. Посередине стоит Чабань, стол для чайной церемонии, напоминающий деревянный ящичек размером 40 на 30 см и высотой около 10 см. На ее поверхности множество небольших отверстий на случай, если вы прольете воду или решите вылить остатки чая. В Китае, кстати, льющаяся через край вода означает изобилие.
Атмосфера китайских чайных комнат расслабляет : полумрак, приятная негромкая музыка. Инструменты, необходимые для китайской чайной церемонии – это миниатюрный чайный сервиз из фарфора, термос с горячей водой, деревянные ложечки. Сперва нужно познакомиться с чаем. Для этого чайный лист кладут в специальную коробочку – Ча Хе, и каждый участник церемонии может пощупать и оценить первое достоинство чая – форму его листа. Второе достоинство – аромат заварки, но его появлению предшествует целый алгоритм действий. Сначала горячей кипяченой водой (используют исключительно родниковую) заливается пустой чайничек – Ча Ху. Делается он вручную из исинской глины.
После того как посуда прогрета, можно делать первую заварку. Перед тем, как залить насыпанную в чайник заварку, нужно несколько раз ее встряхнуть . Количество встряхиваний должно соответствовать числу ян, кратному девяти. Теперь можно заливать чайный лист водой, температура которой может варьироваться от 80 до 100°С. Первую заварку не пьют – выливают на Чабань, для Богов.
Чайный лист заливается второй раз. Сначала чай наливается в чашку ян - небо, которая накрывается инь - землей.
Затем эти чашки меняются местами: движением на себя нужно их перевернуть – таким образом, все возвращается на свои места.
Для первой чашки чая важно это сделать всем участникам церемонии одновременно. Так выказывается уважение собравшихся друг к другу.
Человек, которому налили чаю, может выразить свою благодарность, постучав 3 раза по столу согнутыми указательным и средним пальцем.
Этот обычай распространен в Южном Китае (например, в Гонконге); в других районах Китая этого обычая, как правило, не придерживаются.
Китайские иероглифы
Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.
Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов. Китайский иероглиф обозначал отдельное слово и часто для написания нового слова приходилось соединять несколько уже существовавших.
Практическое задание:соедини линией подходящие по смыслу пары
Женщина+ребенок
печаль
Сердце+нож
ветер
Огонь+огонь
любить
Рот+птица
пламя
Женщина+женщина
искра
Огонь+огонь+огонь
петь
Паук+паутина
болтливость
- Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
- Какое количество времени для этого необходимо? Почему?
( В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.)
Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.
Бамбук – это растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получали полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели первые китайские книги.
Изобретение бумаги
В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.
Шелководство
Что еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма. Червям вредны даже шум и смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.
Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса в Испании.
- Как вы думаете, почему этой работой занимались женщины?
- Почему шелковые ткани очень ценились и ценятся сейчас не только в Китае, но и далеко за ее пределами?
- Запишите в маршрутный лист изобретения древних китайцев.
4.Итоговое испытание
Тест (работа с сигнальными карточками (цветовые – красная, синяя)
Современной столицей Китая является город Пекин: 1. Да 2. Нет
Климат Древнего Китая ничем не отличался от климата Месопотамии и Египта: 1. Да 2. Нет
Первый император единого Китая провозгласил себя Сыном Солнца, а управляемая им империя получила название Солнечной 1. Да 2. Нет
Когда Цинь Шихуанди умер его похоронили в подземной гробнице, которая по своему великолепию сможет соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов.
1. Да 2. Нет
Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуань?
1. Да 2. Нет
6. Объединение произошло Китая в 221 г. до н. э?
1. Да 2. Нет
7. Столица при Цинь Шихуане- Сянъян?
1. Да 2. Нет
8. Бумагу изобрели в Индии?
1. Да 2. Нет
8. Первые книги в Китае были из папируса?
1. Да 2. Нет
Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?
1. Да 2. Нет
Правда ли, что Компас изобретён в Индии?
1. Да 2. Нет
Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки?
1. Да 2. Нет
Рефлексия
А сейчас мы проведем игру- соревнование: На последнюю парту каждого ряда я даю лист бумаги. Ученики каждой парты должны написать на нем слова или выражения, названия предметов, которые ассоциируются у них со словом «Китай».
Написав, передаёте на парту вперед. Выигрывает тот ряд, который первым закончил выполнение задания и написал больше разнообразных слов и выражений.
5. Подведение итогов урока
Ребята, по окончании нашего путешествия по Китаю какой вывод можно сделать об этом государстве?
Китай - это своеобразная страна с особой культурой, страна, в которой были сделаны многие открытия и изобретения, использующиеся до сих пор во всем мире: бумага, лошадиная упряжь, шелк, китайская медицина, осевой руль, фарфор, компас, порох и многое другое.
6. Домашнее задание
Праграф20.
На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета написать в маршрутный лист сообщение об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, фэн-шуй, китайские собаки, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).