Конспект урока истории в 5 классе «Религия древних египтян»
Конспект урока истории в 5 классе «Религия древних египтян»
Цели: дать представление о религиозных верованиях древних египтян; формировать общие учебные навыки и умения (работа с текстом); развивать у учащихся внимание и различные виды памяти, интерес к изучению религии Древнего Египта.
Планируемые результаты:
предметные: объяснить и раскрыть символическое значение религиозных образов египтян; расширить опыт оценочной деятельности; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе «Религия древних египтян»»
Конспект урока истории в 5 классе «Религия древних египтян»
Цели: дать представление о религиозных верованиях древних египтян; формировать общие учебные навыки и умения (работа с текстом); развивать у учащихся внимание и различные виды памяти, интерес к изучению религии Древнего Египта.
Планируемые результаты:
предметные: объяснить и раскрыть символическое значение религиозных образов египтян; расширить опыт оценочной деятельности; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества.
В духовной жизни древних египтян главную роль играла религия. Это настоящий лабиринт загадок, которые не разгаданы до сих пор. Как говорил древнегреческий историк Геродот, «египтяне самые богобоязненные из всех людей».
– Почему Геродот так выразился о египтянах?
Действительно, у древних египтян было множество богов.
– Люди связывают богов с покровительством чего-либо, приносят богам жертвы. Что необходимо для успешного ведения обрядов? Было ли это в Египте?
Да, храмы – неотъемлемая часть развитой религии. Египет насыщен огромными храмами.
– Может ли храм функционировать без людей?
Полезно будет вспомнить, что таких людей называли жрецами.
На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что военные походы обогащали окружение фараона. Знатные люди строили себе пышные гробницы с изображением сцен загробной жизни.
(С помощью подводящего диалога учащиеся определяют проблемный вопрос)
Проблемный вопрос: почему фараону и знати важно было иметь богато украшенную гробницу с различными предметами? Какую роль в этом играло жречество?
(С помощью приёма «мозговой штурм» составляется план урока)
План:
Боги и жрецы;
Что рассказывали египтяне о своих богах;
Что рассказывали египтяне о «стране мертвых»;
Обожествление фараона;
Работа по теме урока (сопровождается презентацией)
Боги и жрецы
Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Для богов они выстраивали жилища – храмы. В глубокой древности храмы строили из тростника и глины, позже их стали строить из камня, и они начали напоминать дворцы.
При храмах находились жрецы, которые называли себя служителями богов. «Только мы можем понять волю богов и умилостивить их. Не скупитесь на подарки богам, несите их в храмы!» - восклицали жрецы.
– Предположите, какую роль жрецы играли в египетском обществе?
(Составляется схема, на которой ученики отмечают функции жрецов в обществе: строительство храмов и пирамид, научные знания, медицина, служение богам)
Что рассказывали египтяне о своих богах
Религия зародилась у египтян ещё в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства.
– Вспомните облик египетских богов. Можем ли мы связать его с поклонением удачной охоте?
– Давайте узнаем и о других богах Древнего Египта. Сейчас вы, подобно настоящим исследователям, будете работать с научным текстом п. 2 §10 учебника. Нам необходимо выписать всех богов так, чтобы потом можно было легко работать с вашим результатом. Как максимально представить информацию?
(Задание выполняется по предложенному детьми варианту, например в виде таблицы)
Что рассказывали египтяне о стране мертвых
Вы уже обратили внимание на то, что некоторые боги отвечают за загробную жизнь. Это говорит о большом её значении.
– Прочитайте текст п. 4 §10 учебника, распределите роли и разыграйте сценку, отражающую процесс перехода в страну мёртвых. Не участвующие в сценке оценивают ваш результат по заготовленным критериям.
(Выполнение задания)
– Теперь вы можете ответить на вопросы о том почему се стремились попасть в эту страну и зачем египтянам в гробнице была необходима бытовая утварь.
Обожествление фараона
Фараона египтяне называли «сыном бога». Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
– Существовала ли связь между религией и государственной властью? Какая?
(Составляется схема связи религии и государственной власти)
Подведение итогов урока
– В чём сходство между религией египтян и верованиями первобытных людей?
– Какую роль играло жречество в египетском обществе? Могло ли оно влиять на власть?
Рефлексия
(Проводится анализ самостоятельной работы и анализ работы участников сценки)