kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Религия древних египтян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Религия древних египтян"»

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Урок проводится после того, как школьники познакомились с географическим положением, природой Древнего Египта, с занятиями его населения.

Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской “эннеадой”: имена богов, их значение и символика; закрепление понятий “политеизм”, “тотемизм”, “пантеон”, “храм”, “жрец”, “мумии”, “саркофаг”); развитие умения работать с текстом, участвовать в беседе, выполнять практические задания, делать записи в тетрадях, в словарях исторических терминов, умение ярко и убедительно преподносить подготовленное сообщение по теме.

Тип урока: урок-презентация.

Оформление: карта Египта, иллюстрации пантеона египетских богов, список имен богов.

… Египтяне – самые богобоязненные из всех людей.

Геродот.

Ход урока

I. Организационный момент, обобщение материала прошлого урока.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации – цивилизации Древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

  • Каковы были последствия военных походов?

  • Каковы были результаты этих походов для земледельцев?

  • Что могло произойти с крестьянским хозяйством за время отсутствия хозяина?

  • Почему войны постепенно вели к ослаблению Египетского царства?

  • Как изменился состав армии?

Закрепление в сознании учащихся решающей роли географического фактора (относительная замкнутость территории) обусловившего своеобразие и устойчивость традиций на протяжении нескольких тысяч лет.

Закрепление исторической терминологии.

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, “… египтяне – самые богобоязненные из всех людей…” Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Политеизм, так называется вера во многих богов.

– Вспомните, как изображают богов в Месопотамии? других цивилизациях? наше время? ( Богам придавали облик и пропорции человека).

– Посмотрите на изображение египетских богов. Что для них характерно? (Совмещение черт человека и животного).

Чтобы познакомиться с ними поближе, я предлагаю вам посетить пантеон египетских богов.

Презентацию богов можно поручить одному (или двум) учащимся.

Ученик (в роли гида). Дамы и господа! Мы находимся в пантеоне богов Древнего Египта. Позвольте представить вам всемогущих властителей этой страны (указывает на изображение богов). Боги Египта высокомерны и горды. Простой смертный обязан испытывать перед ними чувство трепета и глубочайшего почтения.

Лишь только жрецы – служители богов, лучше всех умели разговаривать с ними. Честь входить внутрь храма принадлежала только главному жрецу. Внутри храма боги бесстрастно восседают на великолепных тронах, свысока взирая на суету быстротечного времени. Их главная задача – следить за соблюдением законов мироздания.

Первый и самый главный бог – Ра, Амон или Амон-Ра – бог Солнца, глава богов, владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из водного хаоса, победивший мрак. Он создал мир людей (из своих слез), а также многих богов. Один из них – человек, медленно плывущий по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск.

Апоп – бог тьмы. Изображался свирепым змеем. Бог света и тьмы сражаются всю ночь. Когда повержен змей (тьма), снова наступает день, т.к. начинает блистать корона бога солнца.

Геб – бог земли, в виде человека с головой змеи, т.к. змея – самое “земляное” животное.

Богиня неба Нут. Космическая небесная корова

Жена Геба. Ежедневно рожала бога Солнца. Образ: женщина с выступающими руками, указывающая путь к солнцу.

Тот – бог мудрости. Наиболее почитаем египтянами, т.к. научил людей письму и счету (человек с головой ибиса).

Бастет – богиня веселья и домашнего очага (женщина с головой кошки).

Боги держат в руках знак жизни – анж, означающий неизменный восход Солнца после заката.

Ученик. Из огромного числа египетских богов я познакомил вас лишь с некоторыми, наиболее значимыми и почитаемыми. Их имена не раз встретятся в мифах этой великой страны.

Учитель. Давайте, прочитав текст § 10, п. 24, познакомимся с древнеегипетской мифологией и попытаемся определить, какие явления природы и общественной жизни отражены в ней.

1.Смена дня и ночи (Боги Амон-Ра и Апоп).

2.Земля и звездное небо (Боги Геб и Нут).

3.Возникновение письменности (Бог Тот).

4.Смена времен года (Миф об Осирисе и Исиде).

Вопрос: О каких явлениях общественной жизни сообщает нам этот миф?

Осирис и Исида были излюбленными богами египтян.

Осирис – бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, строить города, выпекать хлеб.

Образ мумия, (высушенное тело умершего, пропитанное смолой и обмотанное тонкими бинтами) сквозь которую прорастают стебли злаков.

Исида, верная и преданная супруга Осириса. Непревзойденная целительница и заклинательница болезней. Образ: женщина с крыльями.

Гор – сын Осириса и Исиды (человек с головой сокола). В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства). “Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона”.

Задание: В учебнике (п. 4) содержится этот миф, на стр. 52 – рисунок “Суд Осириса”, на стр. 53 – клятва, которую давал умерший. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок. Кто же, по верованиям египтян, мог попасть в “страну мертвых”? Почему все стремились попасть в эту страну? (В “стране мертвых” существует полное изобилие: плодородные поля, полноводные каналы, пшеница в рост человека, много еды и напитков. Но для существования в царстве мертвых нужно кроме пищи, тело – мумия – забальзамированный труп обернутый во много слоев полосками льняной ткани, жилье – гроб – саркофаг).

Учитель: Как вы думаете, почему египтяне придавали богам черты животных? Причина этого явления восходит к первобытным временам, когда люди поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

Тотемизм – так называется форма первобытной религии, означающая связь между людьми и животными. Тотемизм в Египте превратился в культ животных.

Учитель. Какой вывод мы можем сделать из услышанного?

Египтяне почитали почти всех животных (кого-то в большей степени, кого-то в меньшей), так как во всех живых существах они видели проявление божественной сущности, божественного духа.

Одним из священных животных был бык. Поскольку скотоводство занимало немалое место в хозяйственной жизни страны, уже в глубокой древности началось обожествление быка, коровы.

Сообщение ученика. Бык под именем Апис почитается как бог плодородия. Священный бык должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами: на лбу в виде треугольника, на спине – в виде летящего жука – скарабея или коршуна. Такое животное ожидали почести, поклонение. По поведению быка жрецы узнавали будущее государства. Умирающего Аписа бальзамировали и хоронили в большом саркофаге.

Учитель. Культ животных в Древнем Египте был составной частью культа природы. Например, вода и дождь почитались как слезы из глаз бога Солнца.

III. Итог урока.

Сегодня мы начали знакомство с религиозными представлениями древних египтян. Мы узнали, что они возвели поклонение животным в ранг культа, видя в любом живом существе присутствие божественного духа. Сегодня мы узнали имена наиболее почитаемых богов. Для чего нам необходимо разбираться в сути религиозных воззрений древних египтян? Это необходимо потому, что религиозно-мифологические представления сыграли решающую роль в формировании египетской культуры. Разговор о ней мы продолжим на следующем уроке.

Домашнее задание: 1). Прочитайте § 10. 2) Выпишите в словарь новые понятия. 3) Ответьте на вопросы к § 10 на странице 53.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по теме: "Религия древних египтян"

Автор: Слядзевская Ирина Сергеевна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "План-конспект урока истории "Религия древних египтян""
    ["seo_title"] => string(60) "plan-konspiekt-uroka-istorii-rielighiia-drievnikh-ieghiptian"
    ["file_id"] => string(6) "256985"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448261196"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока истории по теме " Религия древних египтян""
    ["seo_title"] => string(74) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_istorii_po_teme_religiia_drevnikh_egiptian"
    ["file_id"] => string(6) "548408"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588191689"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Религия древних египтян "
    ["seo_title"] => string(31) "rielighiia-drievnikh-ieghiptian"
    ["file_id"] => string(6) "137555"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417367582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок" Религия древних египтян"."
    ["seo_title"] => string(36) "urok_rielighiia_drievnikh_ieghiptian"
    ["file_id"] => string(6) "374511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483034063"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Роль жречества в Древнем Египте "
    ["seo_title"] => string(39) "rol-zhriechiestva-v-drievniem-ieghiptie"
    ["file_id"] => string(6) "107831"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403459156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства