Религия, ее роль в жизни древних греков
Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода
Образовательные задачи:
- Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организационный момент:
Актуализация знаний:
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей цивилизации Древней Греции. Давайте вспомним , где находится Древняя Греция и её природные условия?
-Ребята, давайте вспомним о чем шла речь на предыдущем уроке? ( Поэма «Одиссея»).
-Кто автор данной поэмы? ( Гомер).
-Когда была написана данная поэма по предположению ученых? ( в 8в. до н. э.)
Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея»
- Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему? (Никто).
- Сын Одиссея и Пенелопы? (Телемак).
- Царь отважных мореходов, которому Одиссей рассказал о своих скитаниях? (Алкиной).
- Вещество, благодаря которому спутники Одиссея не услышали пение сирен? (воск).
- С кем расправился Одиссей, когда прибыл домой? ( с женихами).
Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.
С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.
Вопросы классу:
1. Итак, о ком же это стихотворение?
- Имена, каких богов упоминаются?
- В какое количество богов верили греки?
- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?
- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)
- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)
- Таким образом, тема исследования нашего урока:
Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”
План урока:
- Где жили боги.
- Как греки представляли себе богов.
- Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.
- Отражение в религии общественных отношений.
Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.
Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..
Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?
1. Послание
Здравствуй, Наша благословенная Земля
Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.
Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?
- сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад)
- где жили в древности боги?
1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?
2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название
Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.
Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.
Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?
Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?
По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.
2. Три поколения богов.
Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.
Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?
-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)
- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)
Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?
4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).
5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)
См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса?
Посейдон бог моря.
6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)
7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.
8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.
Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).
Деметра
- Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).
Следовательно она является покровительницей (земледелия)
10. Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?
- Какие занятия у греков были основными.
Музы
Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.
Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.
Давайте обратимся к мифу о Прометее
С. 131 – 132 учебник. Прочитать миф о Прометей
Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?
Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.
Т.о. сделаем вывод по уроку:
- Что у нас было темой урока и нашего исследования
(религия, ее роль, общественные отношения)
Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?
Закрепление:
Д/З Прочитать §28
заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.,
до конца заполнить таблицу «Боги Древней Греции»