kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Великий Шелковый путь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет учителю провести нестандартный урок по истории Казахстана по теме "Великий Шелковый путь"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Великий Шелковый путь"»

Открытый урок по истории Казахстана "Великий Шелковый путь"

Разработка урока поможет учителю провести нестандартный урок по теме "Великий Шелковый путь", это урок - путешествие.

Тема:

«Великий Шелковый путь».

Цель урока:

- раскрыть роль Великого Шелкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования; познакомить учащихся с трассами Великого Шелкового пути;

- раскрыть причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южного Казахстана и Жетысу.

Задачи:

Образовательная: Изучить и закрепить понятия: «Великий Шелковый путь», культура,

археология.

Воспитательная: Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, уважения к своим

предкам, положительное отношение к знаниям, развивать творческий интеллект.

Развивающая: Развивать творческую активность учащихся, аналитические способности,

понимание ценности исторических памятников Великого Шелкового пути;

формировать умение работать с учебником и дополнительной литературой,

исторической картой, работать в группе.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный.

Оборудование: Карта мира, карта РК, учебники, хрестоматия,

археологи, купцы, горожане, летописцы, караванщики, магнитная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Постановка задач урока.

  1. Мотивация к изучению новой темы.

На доске нарисован круг. Центр круга закрыт рисунком с изображением каравана. Рисунок закрывает тему урока «Великий Шелковый путь». Вокруг круга размещаются таблички с понятиями:1. Археология, 2. Торговля, 3. Базар. 4. Город,

5. Межгосударственные отношения.

Задания классу:

  1. Дать определение понятий, записанных на доске.

  2. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и сделайте вывод о том, что может объединить все эти понятия и иллюстрацию.

Снимается иллюстрация и открывается тема урока «Великий Шелковый путь». – (на русском и казахском).

ВШП многие столетия объединял информационное пространство, как сейчас это сделал интернет. Он подобен кровеносной системе человека, питающей все тело человека. ШП соединял все государства и народы Евразии.

  1. Получение новых знаний.

Учитель: Сегодня мы совершим заочное путешествие по Великому Шелковому пути, в котором каждый из вас будет не зрителем, а активным участником. (слайды)

Поэтому у нас сегодня присутствуют летописцы, археологи, миссионеры, купцы, послы, караванщики и другие. Они и познакомят нас с Великим Шелковым путем. А экспертная группа сделает вывод об историческом значении ВШП.

И первыми я хочу услышать летописцев. Ведь кто, как не они должны лучше всех знать, когда, где возник ВШП. Почему он так назван?

1 летописец ЧуньЦу: Слушайте. (Разворачивает свиток) ВШП – одно из наиболее значимых достижений в истории мировой цивилизации. ВШП – это система караванных торговых путей, соединявших со 2 века до н.э. до 15-16 века страны Евразии – от Китая до Западной Европы. Великий Шелковый Путь протяженностью в 7 тыс. км- получил свое название в 19 веке немецким историком К. Рихтгофеном от ткани, впервые изготовленной и вывозимой из Китая. Судя по археологическим раскопкам, шелковая ткань появилась в Китае в 1 веке до н.э.

Я также записал сведения, что шелк миру подарил вот этот тутовый шелкопряд

(Слайд №5)

Размах крыльев его 27-37 мм., крылья светло-коричневые. Тутовый шелкопряд жил на дереве, которое называлось шелковица или тутовое дерево. Съедая его листья, он делал кокон, где из личинки формировалась гусеница, чтобы затем стать шелкопрядом. Шелковица или тутовое дерево вырастает свыше 10—15 м. Живёт шелковица до 200 лет, реже до 300—500.

Шелковицы обычно сажали на пустынях, межах полей, перед домами. В третьем месяце по лунному календарю, который назывался «шелкопрядный месяц», начинались работы по выкармливанию шелкопрядов. В первый день этого месяца женщины промывали грену (яичко шелкопряда) чистой водой, после чего ее помещали в теплый «шелковичный домик». Для того, чтобы стимулировать быстрое появление гусениц, грену поливали отваром растения. В «шелковичном домике» было необходимо соблюдать определенную температуру и тишину, содержать его в чистоте, проветривать, но не допускать сильного движения воздуха. Грена первоначально находилась в кормушках. Спустя 20-22 дня гусеницы начинали окукливаться. После этого их помещали в решета и ставили на деревянные стеллажи. Затем коконы обваривались кипятком, и с них разматывали нити. В результате этой операции оставалось нетронутое волокно, достигающее 700-1000 м в длину. (слайд № 6) На прядильном колесе эти волокна соединялись в одну нить из волокон с 10,13 и 17 коконов. Иногда нити для утолщения сращивались повторно.



2 летописец Ван Чун: А я в своих летописях записал вот что. (разворачивает свиток) Первыми европейцами, увидевшими роскошные шелка наяву, были воины Александра Македонского. При Александре Македонском шелк приобрел известность в Риме, где за него платили чистым золотом. Появление правителя Римской республики Цезаря в шелковой тунике вызвало настоящую сенсацию. С тех пор ношение одежд из китайского шелка стало обычаем в высшем обществе Рима.

В течение многих веков шелк считался роскошью, самым драгоценным товаром — он выполнял роль денег, им платили дань, рассчитывались при торговых сделках.

В Византии, например, шелк ценился наравне с золотом и драгоценными камнями.

В Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление. Гражданским и военным чиновникам, послам иностранных держав часто платили зарплату рулонами шелка. За шелк можно было получить и союзников, и наемников, и любые товары, и рабов. На подарки, подкупы, наем воинов требовалось огромное количество шелка. Он был важным аргументом в дипломатии: чудо-материей задабривали правителей других стран. Из-за него разгорались войны и благодаря ему же прекращались. Шелк стал символом могущества и богатства. Китай активно продавал драгоценную материю по всему миру посредством Великого Шелкового Пути.

(Звучит восточная музыка, слайд № 7)

Учитель: Китайцы оберегали тайну производства шелка как зеницу ока 3000 лет. Другие же страны прилагали огромные усилия, чтобы узнать эту тайну. И они ее узнали. Как же.

Перед нами караван-сарай в Отраре. Какой он большой, просторный. Да и не удивительно. Ведь в одном караване могло двигаться до 1-2 тысяч человек. И всех надо было разместить, а также товары и верблюдов. Давайте заглянем сюда, ведь здесь как раз остановился очередной торговый караван. Здесь мы точно что-то узнаем, потому что с караванами передвигались самые разные люди: послы, путешественники, музыканты, миссионеры.

Что за юная девушка сидит среди торговцев. Представьтесь, кто вы.

Принцесса Чжан:Я - китайская принцесса Чжан. Ко мне посватался правитель Хотана. Мой отец принял предложение, и я была очень рада этому. Но посланец моего жениха шепнул мне на ушко, что на родине моего будущего супруга нет изысканного шелка и, если я хочу носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, мне следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Все, что требовалось, я привезла в Хотан, спрятав яйца в замысловатой прическе, которую пограничная стража не имела права досмотреть, а необходимые семена - в багаже со всевозможными травами и снадобьями. Под видом слуг я вывезла людей, умеющих ухаживать за тутовым шелкопрядом и изготавливать шелк. Позже я услышала, что и другие люди вывезли из Китая секрет изготовления шелка. Два монаха в 550 году. Византийский император Юстиниан направил их в Китай с этой тайной миссией. Шпионы с заданием справились и вывезли из страны в полой бамбуковой трости яйца шелкопряда. Вскоре в окрестностях Константинополя начало развиваться шелковое производство.

Учитель подходит к караван-баши: Кто вы и каковы ваши обязанности?

Караван-баши: Я – руководитель каравана, караван-баши. Движемся мы в Восточный Китай. Я вожу караваны более 20 лет. Где я только не бывал, что я только не видал. В мои обязанности входит обеспечить купцов верблюдами. Их в караване бывает до тысячи. Нанимаю также охрану, так как желающих ограбить караван очень много. Меня нанимают, потому что я знаю многие маршруты ВШП. Простирается ВШП от Японии от города Нара, идет вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или до Иссык-Куля. (9)Здесь дорога разветвляется. Одна ветвь идет в Среднюю Азию (8), другая – через Туркестан, Западный Казахстан в Европу.(7)

( показывает на слайде № 8).

Купец 1: Я хорошо знаю несколько караванных маршрутов на территории Казахстана.

Лазуритовый путь – от верхнего течения Яркенд-Дарьи (Сыр-Дарьи) до Ирана, Месопотамии, Египта и Сирии.

Нефритовый путь связывал Восточный Туркестан с Китаем.

Степной путь – из Причерноморья к берегам Дона, в Южное Приуралье, к Иртышу и к озеру Зайсан.

Юго-Восточная дорога - из города Тараз в Алматы, в Шелек, в Жаркент. (слайд № 9)

Мы дарим вам карту этих маршрутов, чтобы вы никогда не заблудились. (раздает всем группам. С другой стороны карты – текст маршрутов)

Учитель: Я вижу очень серьезного, задумавшегося человека. Подойдем к нему.

Китайский буддийский монах Сюань-Цзянь: Я объехал весь Восточный Туркестан, Среднюю Азию. Сейчас еду в Тараз. Сколько я слышал об этом городе…Еду с целью распространения буддизма в Средней Азии. Мы уже построили несколько буддийских монастырей и храмов: в Ак – Бешиме, Суябе, Каялыке. Буддийские храмы строятся с востока на запад. В середине находится главный зал, где хранят идолов. Там стоит жертвенный стол для хлеба и плодов. Наши жрецы должны брить голову и бороду, иметь четки. Вот везу в подарок статуэтку буддийского бодисатвы (идеальное существо в буддизме) - (показ статуэтки из бумаги)

Учитель обращается к археологу: Уважаемые археологи, можно ли научно подтвердить рассказ мессионера, буддийского монаха Сюань-Цзяня

Археолог 1: Да. Буддийские памятники обнаружены в целом ряде городов вдоль ВШП. Послушайте мой отчет по одной из раскопок. (слайд № 10) В Каялыке раскопки позволили предположить, что это было здание размером 60х60 метров. В центре – зал-святилище. Полы вымощены жженым кирпичом, остатки которых сохранились. Перекрытие было плоским, балки скреплялись коваными железными гвоздями. Сверху балок – камыш, обмазанный глиной. Также найдено изображение бодисатвы, картины Будды - (слайд № 11)

Учитель: Хочу добавить, что буддизм – это первая религия, пришедшая в Казахстан по ВШП. Но по ВШП распространялся на территории Казахстана и ислам, и христианство.

(слайды № 12)

А кто этот почтенный старец?

Арабский путешественник – Ибн Батута: (называет себя). На верблюдах-бактрианах я путешествую уже 28 лет. Проделал путь в 100 тысяч км. Служу проводником культурных достижений. Я путешествовал с музыкантами, с танцорами, с укротителями диких зверей, с акробатами и фокусниками. В Танском Китае популярна, например, музыка городов Восточного Туркестана, Бухары, Самарканда. Послушайте. (играет Г.А. на домбре). Видел я также и танцы разных стран: танец танцующих масок (показывает сделанную из бумаги маску). А сейчас я сопровождаю двух согдийских танцовщиц, приглашенных китайским императором на свадьбу принцессы, чтобы они исполнили танец «Девы с Запада, кружащиеся в вихре». За это нам уже заплачены большие деньги.

Учитель обращается к археологу: Уважаемые археологи, можно ли научно подтвердить рассказ Ибн Батута.

Археолог 2: Да. При раскопках памятников на ВШП найдены многочисленные материальные подтверждения взаимообогащения народов в области музыкальной и театральной культуры. Это, например, коллекция терракот танского времени, изображающая танцоров и танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы найдена в Пенджикенте. При раскопках города Кедер на Сырдарье обнаружена глиняная маска артиста, картины выступающих артистов. (слайды № 13, 14)



Учитель: Сегодня мы уже слышали названия многих городов. Да, сотни больших и малых городов, стертых с лица земли временем или существующих и поныне помогают лучше понять величие ВШП. (слайд № 15) Давайте посмотрим на карту и назовем их. (Работа с картой учебника № 6) – называются и показываются по карте Самарканд, Испиджаб, Яссы (Туркестан), Отрар, Тараз.

(показ по слайду № 16 - карта)

Представьте, что мы очутились в городе купцов - Таразе. Сердце восточного города - это базар.

(слайд №17 – базар)

Смотрите сколько здесь разнообразных товаров со всех концов света.

(слайды № 18-19 - товары).

Их даже трудно перечислить. А ведь весь этот товар перемещался по ВШП. Подойдем к одному из купцов. Я узнала его, ведь это именно о нем писал поэт средневекового Востока Фирдоуси:

Верблюдов отборных с ним тысячу шла,

И не было грузам богатым числа.

Сто рыжих верблюдов с дирхемами шли,

А сорок верблюдов динары везли…

С вьюками, где мускус и лучший алой,

С шелками, дивящими взоры красой,-

Их Чин поставляет, и Мыср, и Иран –

Шел тридцать верблюдов еще караван.

Купец 2: Возил я товары и с побережья Средиземного моря, и из Малой Азии, Средней Азии, и из Китая. Я даже составил каталог товаров, которые продаю(показывает и читает).

Краски: знаменитая краска для бровей, красители.

Экзотические товары: мирра, ладан, жасминная вода, амбра, женьшень, желчь питона.

Пряности: кардамон, мускатный орех, черный перец, гвоздика.

Шелк, ковры, полотна, меха.
Слоновая кость

Животных: коней Ферганы, арабских скакунов, верблюдов, слонов, носорогов, львов, гепардов, газелей.

Птиц: ястребы, соколы, павлины, попугаи, страусы.

Культурные растения: виноград, персики, дыни, сахар, овощи, фрукты, зелень.

Деньги: слитки золота, серебра, разнообразные монеты.

Изделия из бронзы: бронзовые зеркала, бронзовые чернильницы.

Стеклянные изделия: кувшины, кружки, графины.

Учитель обращается к археологу: Уважаемые археологи, прошу вас подтвердить данные примеры купца фактами.

Археолог 3: В 1986 на раскопках пяти могильных курганов в Баошани были сделаны находки в могиле (№2) высокопоставленного придворного Чжао До, который был захоронен в 316 г. до н.э. -шелковые ткани (всего 77 шелковых и полотняных тканей). При обследовании императорского дворца, построенного по приказу Цинна Ши-Хуанди были найдены шелковые одежды.[8]

(слайд № 20) Вот посмотрите остатки шелковой одежды из погребения кыпчака

В знаменитых Пазырских курганах в Южной Сибири в погребальной камере кургана №3 был обнаружен мешочек, по форме напоминающий кисеей и сшитый из гладкой шелковой ткани .

В могиле №1 в Мавандуе на покойнице было надето около двадцати различных шелковых одежд. Поверх одежды она была обвязана шелковыми лентами и покрыта газовой и вышитой тканями. Среди могильного инвентаря также очень много шелковых тканей и одежды.

Археолог 4:При раскопках могильника Мардан в Отрарском оазисе были обнаружены семь китайских монет.

(слайд № 21 -22) К числу редких по значению находок относится серебряный клад из Отрара, в нем представлены монеты городов Алмалыка, европейские монеты из Крыма, малоазийские - из Сиваса, Тебриза, казахстанские из разных городов. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на ВШП. Примеры археологических находок я могу перечислять до бесконечности.

Учитель: Первый человек на базаре, конечно же, меняла, ведь к нему подходят все, кто посещает базар: и торговцы, и покупатели из разных стран. Его мы и попросим показать эти разные монеты. Меняла показывает монеты, сделанные из бумаги.

Меняла: Менял я и арабские дирхемы, и византийские солиды, и азиатские сомы. На данный день у меня есть следующие монеты. (Показывает и называет монеты).

Учитель: Ну что же. Торговый караван ушел дальше по бескрайним просторам ВШП. А нам остается сделать вывод об историческом значении ВШП. Слово экспертной группе, в составе которой посол Византии, горожанин, ремесленник.

Историческое значение ВШП.

1. Укрепление дипломатических отношений между странами Запада и Востока;

2. Установление и развитие торговых связей между народами.

3. Передача опыта изготовления изящных изделий, воспитание эстетического вкуса.

4. Взаимообогащение и взаимовлияние культурных связей. Укрепление международных отношений, создание атмосферы мира и согласия между народами.

IV. Закрепление:

1. Кроссворд;

2. Вытягивание билетиков



Домашнее задание: параграф, работа с картой.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по истории "Великий Шелковый путь"

Автор: Еркетаева Сайран Калкамановна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Поурочный план по истории Казахстана "Великий Шелковый путь""
    ["seo_title"] => string(62) "pourochnyi_plan_po_istorii_kazakhstana_vielikii_shielkovyi_put"
    ["file_id"] => string(6) "376058"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483726093"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему: "История возникновения Великого Шелкового пути""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_na_tiemu_istoriia_vozniknovieniia_vielikogho_shielkovogho_puti"
    ["file_id"] => string(6) "444196"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513185846"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока истории "Древний Восток" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-drievnii-vostok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237090"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444231118"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока: "Географические исследования казахской земли в древности" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-gieoghrafichieskiie-issliedovaniia-kazakhskoi-ziemli-v-drievnosti"
    ["file_id"] => string(6) "113812"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411056068"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока по теме"Кимакский каганат""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_po_tiemie_kimakskii_kaghanat"
    ["file_id"] => string(6) "432704"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508173020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства