kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Палеолит "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема предназначена изучения древнекаменного века камня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Палеолит "»

Модуль I.


Тема I. Каменный век на территории Казахстана.


План:

  1. Палеолит:

а) периодизация.

б) хоз-во, матер., и духовная культура.

в) антропогинез, техногенез и соцогинез.

г) памятники палеолита.



  1. Палеолит

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытия мира , открытие его прошлого. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории , поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя периодизация , согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы , железа и средневековья. В свою очередь каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода- палеолит, мезолит и неолит.


А) Периодизация.

Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно – общинный строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.

Историки современного периода (в частности, Кузембайулы А.) считают, что необходимо отличать периоды человеческой истории до возникновения письменности и - после. Первый из них ещё в 1851 г. Дэниэлом Уилсоном был обозначен термином “доистория” или “праистория”. Доистория – та часть истории человечества, в которой мы вынуждены прибегать к произвольным обозначениям вследствие отсутствия письменных источников. В доисторический период развитие идет по трем основным линиям:

Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм к современному типу).

Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что привело к прогрессу материальной культуры)

Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу)

Эти три линии в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.


* * * * * * * * * * * * *


Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез.

Эпоха камня подразделяются учеными на три периода: палеолит, мезолит и неолит.

Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н.э.

Неолит (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э.

Переходной от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э.

Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)

Б) Хоз-во, материальная и духовная культура.

На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия. Первыми орудиями древнекаменного человека были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древние орудия относятся к мельской культуре.

В более позднее время встречаются рубила более тщательной обработки. Появляется дифференсация орудий, человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники.

Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская. На основе прежней, амельской, но орудия более специализировались, улучшалось качество обработки камня.

В период верхнего палеолита продолжают преобладать каменное орудия, но круг их расширился: ножи, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличилось количество орудий из кости – рыболовных крючков, гарпунов иголок с ушками.

Охота играет ведущую роль в хозяйстве эпохи палеолита. Фауна Казахстана в это время представлена такими животными как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, мелкий бизон, пещерный медведь и тигро-лев. В горных и степных лугах паслись сайгак, архар, олень-косуля и др.

В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей.

Человек занимался собиранием разнообразной растительной пищи: дикого орешника, ягод, дикой моркови, щавеля, луковиц и клубней некоторых растений.


В) Антропогенез и социогенез.

Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке 4 млн. лет назад в нескольких видах. Около 2 млн. лет назад от одного из них появился вид рода – хомо (человек).

Первый известный вид рода хомо – хомо хабилис (homo habilis) – человек умелый. Рост его был не более 1,5 метров, лицо имело архаичную форму: развитый надбровный валик, плоский нос, выдающая вперед челюсть. Этот человек обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой центр. Homo habilis занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.

Следующей ступенью развития человека был homo erectus – человек прямоходящий, живший около 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Он имел более крупный мозг и тело. Череп сохраняет архаичные черты.

300 тыс. лет назад homo erectus стал превращаться в человека современного типа. Этот вид homo sapiens – человек разумный: невысокого роста, плотного телосложения, развитый по сравнению с предшественниками мозг.

Вполне современный человек – подвид homo sapiens – сформировался на огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Существуют две территории возникновения человека:

  1. моноцентрическая – современный человек появился на одном континенте (в Африке), а потом расселился на другие вытиснив неандертальцев.

  2. Ученные утверждают, что архаичные местные формы превратились в подвид homo sapiens независимо друг от друга.

Реконструкция социогенеза, то есть развитие человеческого общества, является самым сложным в изучение доисторического человека.

Человеческое общество появилось не сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в этот период была праобщина, называемая так же “первобытным человеческим стадом”.

Праобщина возникла с появлением австралопитеков и homо erectus и представляла собой необходимую черту, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, один мужчина и несколько женщин.

С появлением homo sapiens праобщина начинает превращаться в родовую общину, имевшую важнейшую отличительную черту – экзогамию (запрет на брачные отношения внутри общины). Основой было кровное родство между индивидами, которое устанавливалось между потомками одной матери (т.к. отцовство устанавливать было трудно). Поэтому первой формой этого общества была материнская община (матриархат).

Экзогамия вела к установлению прочных связей между соседними родами и образованию коллективов более высокого уровня – зародыша племени. Появляются брак и семья, в начале дуально-родовой групповой брак, позже парный.

Первоначально два рода связывали только брачные отношения, но со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимопроникновение. Складываются группы родов – племена (эпоха мезолита).

В эпоху неолита материнский род заменяется отцовским. Непрочный парный брак вытесняется патриархальной семьёй.


Г) Памятники палеолита.

В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка).

В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5-10 км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше 5 тыс. кремневых изделий. Наиболее интересные находки шельн-ашельского периода сделаны в Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.

В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот период выделяется 3 зона культуры – Восточный Казахстан, органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем.

Стоянки доисторического человека в центральном Казахстане: Карабас 3, Батпак 7, Ангресор 2; в Восточном: Новоникольское.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Палеолит "

Автор: Ирисбаева Нафиса Ильдусовна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока истории Презентация урока "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "118690"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413215215"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по истории Казахстана на тему "Казахстан в эпоху мезолита и неолита" 10 класс"
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-kazakhstan-v-epokhu-miezolita-i-nieolita-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "260871"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449042733"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект открытого урока на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_iskusstvo_pervobytnogo_obshchestva_ochagi_pervo"
    ["file_id"] => string(6) "477004"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535957115"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Каменный век на территории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(41) "kamiennyi-viek-na-tierritorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "120209"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413645071"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Древние и средние века.ppt "
    ["seo_title"] => string(31) "drievniie-i-sriedniie-vieka-ppt"
    ["file_id"] => string(6) "172558"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423834815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства