Конспект открытого урока на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ"
Конспект открытого урока на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ"
Оборудование: Презентация " Искусство первобытного общества. Очаги перво-бытной культуры на территории Европы и России " Объем работы: 42 слайда. Презентация знакомит детей с искусством первобытного общества – мегалитами: дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, свайные постройки и др.
Цель и задачи урока: ознакомление учащихся с искусством первобытного общества.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент – 2 - 3 мин. 2. Объяснение нового материала - 25 мин. 3. Закрепление пройденного материала - 10 мин. 4. Выставление оценок – 2 - 3 мин.
ХОД УРОКА 1. Рассаживаемся по местам, проверяю по журналу, сколько учащихся присут-ствует на уроке.
2. Включаю презентацию и начинаю изложение нового материала: искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир, и всё более возвы-шался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин – так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм. В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных жи-вотных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Ботшевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)]. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселе-ний (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища три-польской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.
Мегалиты (от мега… и греческого líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, мен-гиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3–2 тыся-челетия до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, мегалиты – общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol – стол и men – камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, по-ставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Дольмен – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основан-ной на законах архитектоники. Дольмены обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые дольмены использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что дольмены сооружались для погребения родовых старейшин; по другой гипотезе, они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребений. Дольмены распространены в при-морских областях Европы, Северной Африки и Азии; в СССР известны на Черно-морском побережье Кавказа и в Крыму. В Европе и Северной Африке Дольмены относятся к бронзовому веку, в Индии и Японии – к железному веку; на Кавказе дольмены сооружались в эпоху ранней и средней бронзы (3–2-е тысячелетие до н. э.), а некоторые использовались даже в 1-м тысячелетии до н. э.
Менгир (бретонск. menhir, от men – камень и hir – длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 4–5 м и более (крупнейший менгир высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции). Иногда менгиры составляют длинные аллеи (Карнак) или расположены по кольцу (Кромлех). По-видимому, менгиры имели культовое значение. Больше всего менгиров в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории СССР мен-гиры распространены в ряде районов Сибири и Кавказа.
Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень), один из видов мегали-тических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. Кромлехи свидетель-ствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную кера-мику, каменные зернотёрки. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но осо-бенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории СССР – в Закавказье. Особенно известны кромлехи Стоунхендж и Эйвбери в Ве-ликобритании и карнак во Франции. Назначение кромлехов спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных це-ремоний. Согласно одной из теорий, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца.
Каменные ящики, погребальные сооружения прямоугольной формы из каменных плит, поставленных на ребро, и нескольких покровных плит. Были широко распространены в эпоху бронзы, связаны с различными археологическими культурами. Использовались для индивидуальных и групповых захоронений. Иногда над каменными ящиками возводились курганы. На территории СССР тра-диция погребений в каменных ящиках прослеживается почти во всех районах Кавказа (на Северном Кавказе до 19 в.), а также в Крыму, где наиболее характерна для тавров. Каменные ящики тавров (2-я половина 1-го тыс. до н. э.) содержат коллективные захоронения в скорченном положении; в погребениях найдены бронзовые украшения и бусы. Свайные постройки, древние жилые постройки или целые поселения, сооруженные на деревянных сваях, у берегов рек, озёр, морских заливов, в заболоченных местах. Древние свайные постройки, известные с неолита, впервые открыты в середине 19 в. на швейцарских и приальпийских озёрах, позднее также в Северной Италии (террамары), Дании, Германии, Придунавье и других районах. Площадь некоторых поселений достигала значительных размеров, в их застройке отмечаются элементы примитивной планировки. В Придунавье, Северной Италии и на Балканском полуострове свайные постройки существовали и в античное время. На территории СССР исследованы свайные постройки, относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени: Модлонское свайное поселение, поселения, обнаруженные на оз. Лача (Архангельской области), в Шигирском торфянике и Горбуновском торфянике в Среднем Зауралье. Свайные постройки известны и у некоторых современных народов Южной и Восточной Азии, Индонезии, Океании, Южной Америки, Африки, занимающихся главным образом рыболовством. 3. Провожу опрос учащихся, используя следующие вопросы для повторения:
1. Когда и где жили первые человекоподобные существа? 2. Когда появился «человек разумный»? 3. Чем представлено зодчество неолита и энеолита? 4. Где и когда появился так называемый звериный стиль? 5. Что относится мегалитам? 6. Что такое «каменный стол»? 7. Как называется мегалитическое сооружение, состоящее из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю? 8. Как называются мегалитические постройки времен неолита и главным образом бронзового века состоящие из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей? 9. Для чего сооружались каменные ящики? 10. Какие древние жилые постройки или целые поселения создавал древний человек?
4. По результатам опроса выставляю оценки и объявляю их учащимся.
Материалы: Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С. 80, 276; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985.; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997.; Фармозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.- М., 1997.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ"»
Тахтамукайская детская школа искусств
Открытый урок
на тему
ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ
(2 класс, 2 урок)
6 сентября 2016 г.
Провела урок:
Преподаватель Тахтамукайской
детской школы искусств
С.Ю. ДЖАСТЕ.
А. Тахтамукай, 2016–2017 уч. г.
Оборудование: Презентация " Искусство первобытного общества. Очаги первобытной культуры на территории Европы и России " Объем работы: 42 слайда. Презентация знакомит детей с искусством первобытного общества – мегалитами: дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, свайные постройки и др.
Цель и задачи урока: ознакомление учащихся с искусством первобытного общества.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент – 2 - 3 мин.
Объяснение нового материала - 25 мин.
Закрепление пройденного материала - 10 мин.
Выставление оценок – 2 - 3 мин.
ХОД УРОКА
Рассаживаемся по местам, проверяю по журналу, сколько учащихся присутствует на уроке.
2. Включаю презентацию и начинаю изложение нового материала: искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир, и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин – так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм. В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Ботшевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].
Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.
Мегалиты (от мега… и греческого líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменныеящики, крытые галереи. Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3–2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, мегалиты – общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol – стол и men – камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Дольмен – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые дольмены использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что дольмены сооружались для погребения родовых старейшин; по другой гипотезе, они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребений. Дольмены распространены в приморских областях Европы, Северной Африки и Азии; в СССР известны на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму. В Европе и Северной Африке Дольмены относятся к бронзовому веку, в Индии и Японии – к железному веку; на Кавказе дольмены сооружались в эпоху ранней и средней бронзы (3–2-е тысячелетие до н. э.), а некоторые использовались даже в 1-м тысячелетии до н. э.
Менгир (бретонск. menhir, от men – камень и hir – длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 4–5 м и более (крупнейший менгир высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции). Иногда менгиры составляют длинные аллеи (Карнак)или расположены по кольцу (Кромлех). По-видимому, менгиры имели культовое значение. Больше всего менгиров в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории СССР менгиры распространены в ряде районов Сибири и Кавказа.
Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. Кромлехи свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории СССР – в Закавказье. Особенно известны кромлехи СтоунхенджиЭйвбери в Великобритании и карнак во Франции. Назначение кромлехов спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца.
Каменные ящики, погребальные сооружения прямоугольной формы из каменных плит, поставленных на ребро, и нескольких покровных плит. Были широко распространены в эпоху бронзы, связаны с различными археологическими культурами. Использовались для индивидуальных и групповых захоронений. Иногда над каменными ящиками возводились курганы. На территории СССР традиция погребений в каменных ящиках прослеживается почти во всех районах Кавказа (на Северном Кавказе до 19 в.), а также в Крыму, где наиболее характерна для тавров. Каменные ящики тавров (2-я половина 1-го тыс. до н. э.) содержат коллективные захоронения в скорченном положении; в погребениях найдены бронзовые украшения и бусы.
Свайные постройки, древние жилые постройки или целые поселения, сооруженные на деревянных сваях, у берегов рек, озёр, морских заливов, в заболоченных местах. Древние свайные постройки, известные с неолита, впервые открыты в середине 19 в. на швейцарских и приальпийских озёрах, позднее также в Северной Италии (террамары), Дании, Германии, Придунавье и других районах. Площадь некоторых поселений достигала значительных размеров, в их застройке отмечаются элементы примитивной планировки. В Придунавье, Северной Италии и на Балканском полуострове свайные постройки существовали и в античное время. На территории СССР исследованы свайные постройки, относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени: Модлонское свайное поселение, поселения, обнаруженные на оз. Лача (Архангельской области), в Шигирском торфянике и Горбуновском торфянике в Среднем Зауралье. Свайные постройки известны и у некоторых современных народов Южной и Восточной Азии, Индонезии, Океании, Южной Америки, Африки, занимающихся главным образом рыболовством.
3. Провожу опрос учащихся, используя следующие вопросы для повторения:
Когда и где жили первые человекоподобные существа?
Когда появился «человек разумный»?
Чем представлено зодчество неолита и энеолита?
Где и когда появился так называемый звериный стиль?
Что относится мегалитам?
Что такое «каменный стол»?
Как называется мегалитическое сооружение, состоящее из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю?
Как называются мегалитические постройки времен неолита и главным образом бронзового века состоящие из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей?
Для чего сооружались каменные ящики?
Какие древние жилые постройки или целые поселения создавал древний человек?
4. По результатам опроса выставляю оценки и объявляю их учащимся.
Материалы: Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С. 80, 276; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985.; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997.; Фармозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.- М., 1997.
Содержание слайдов:
Искусство первобытного общества. Очаги первобытной культуры на территории Европы и России
Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте С.Ю.
Слайд №1
Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир, и всё более возвышался над природой.
Илл.: Стоянка первобытного человека. Реконструкция.
Слайд №2
искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.
Илл.: Танцующие женщины XII-X тыс. до н.э. Из пещеры Когул. Испания
Слайд №3
В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Илл.: Первобытный танец
Слайд №4
Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения.
Илл.:Зарождение изобразительного искусства
Илл.:Ориньякский человек. Реконструкция
Слайд №5
Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин – так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).
Характерная черта палеолитического искусства – наивный реализм.
Илл.:Древнейшая Черная Мать
Илл.:Фигурка бизона. Пещера Ля-Мадлен. Франция.
Илл.: Рисунки первобытного человека на бивнях мамонта
Слайд №6
В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
Илл.:Навершие бронзового ножа и др.
Слайд №7
В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами.
Илл.: жилища первобытных людей – археологические находки и реконструкции
Слайд №8
В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных.
Илл.: жилища первобытных людей из костей мамонтов
Слайд №9
Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории бывшего СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Ботшевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].
Илл.:Палеолитическая стоянка
Илл.:Мезинская стоянка
Слайд №10
Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.).
Илл.:Двуречье и сопредельные страны Азии
Илл.:Трипольская культура
Слайд №11
В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.
Илл.:Неолитическая архитектура. Оркни (графство в Шотландии) Скара Брей
Слайд №12
Мегалиты (от мега… и греческого líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня
Илл.:Карнак (аллея менгиров Кермарьо)
Илл.:Кромлех – древнее сооружение времен неолита, бронзового века
Илл.:Дольмен в Буррене. Ирландия
Слайд №13
Типы мегалитических сооружений.
дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней.
менгир — одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой.
кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг.
сейд — особенное для человека природное образование – это может быть приметный камень, озеро, чем-то обозначенная скала, пень и другое.
лабиринт– постройка из различного размера камней, выложенных на земле в виде лабиринта. В центре сооружения иногда находится дольмен.
таула — каменное сооружение в форме буквы «Т».
трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня.
каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями.
крытая галерея– несколько дольменов, установленных в ряд и образующих галерею, которая заканчивается камерой или слепым концом.
подковообразная могила
оленный камень — массивные отесанные каменные плиты с рисунками (чаще всего оленя).
Слайд №14
Сейды
Илл.:Сейд Карелия
Илл.: Сейды Кольского полуострова
Илл.: Сейд «Дочкина шапка» Америка
Илл.: Сейд Карелия
Илл.: Сейд в районе поселка Туманный, Мурманская область.
Слайд №15
Илл.:Каирн в Барненез
Илл.:оленный камень Ушкин Увер. Монголия.
Илл.:Таула
Илл.:Чуйский оленный камень. Алтай
Илл.:Каменный лабиринт в Залавруге
Слайд №16
Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3–2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита.
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, мегалиты – общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Илл.:Гробница периода мегалита, Манн Браз, Бретань
Слайд №17
Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol – стол и men – камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху.
Илл.:Дольмен «Хан»
Илл.:Дольмен «Нежность»
Илл.:Дольмен «Мая»Река Догуап, черноморское побережье
Слайд №18
Дольмены
Дольмен – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые дольмены использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что дольмены сооружались для погребения родовых старейшин; по другой гипотезе, они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребений.
Слайд №19
Дольмены распространены в приморских областях Европы, Северной Африки и Азии; в СССР известны на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму. В Европе и Северной Африке дольмены относятся к бронзовому веку, в Индии и Японии – к железному веку; на Кавказе дольмены сооружались в эпоху ранней и средней бронзы (3–2-е тысячелетие до н. э.), а некоторые использовались даже в 1-м тысячелетии до н. э.
Илл.: Корейский северный дольмен (захоронение).
Слайд №20
Классификация дольменов
В середине ХХ века для изучения дольменов создается специальная группа ученых-археологов под руководством Л.И. Лаврова. К 1960 г. им был составлен каталог из 1139 дольменов Северного Кавказа. Лавров впервые предложил классификацию дольменов по их конструктивным особенностям. С небольшими изменениями она действует по сегодняшний день.
Во второй половине ХХ века большую работу по систематизации дольменов проделала группа ученых под руководством В.И. Морковина, ученика и последователя Л.И. Лаврова.
Илл.:Леонид Иванович Лавров (1909-1982) этнограф (кавказовед)
Слайд №21
Типы дольменов
Плиточный дольмен – строился из 6 плит, составленных как карточный домик
Илл.:Дольмен у реки Догуаб
Составной дольмен – составлен из нескольких крупных блоков
Илл.: Дольмен на реке Жане
Полумонолитный дольмен – выдалбливался целиком в скале и покрывался сверху плитой
Илл.: Дольмен. Пшадский сельский округ Геленджика
Монолитный дольмен – полностью высекался в скале через отверстие
Илл.: Дольмен в районе Сочи
Слайд №22
Типы дольменов Западного Кавказа по Морковину
Слайд №23
Плиточный дольмен
Плиточный дольмен – строился из 6 многотонных плит – одна фундамент или пяточный камень, две боковые, портальная и задняя плиты образуют прямоугольную или квадратную камеру, которая закрывается горизонтальной. По данным В.И. Морковина 92% всех дольменов именно плиточные.
Илл.: Реконструкция плиточного дольмена
Слайд №24
Составной – Дольмен, частично или полностью собранный из отдельных блоков, иногда имеющих достаточно сложное геометрическое соединение. По форме такие дольмены могут быть круглыми, подковообразными или прямоугольными (По данным В.И. Морковина 1,5% от общего количества).
Илл.: Дольмен на реке Жане. Район поселка Возрождение. Геленджикский район
й
Полумонолитный или корытообразный дольмен
Полумонолитный или корытообразный дольмен – пол и стены дольмена высечены из целого камня. Крыша изготовлена из отдельной плиты. Форма – прямоугольная или квадратная (По данным В.И. Морковина 3,8%).
Слайд №26
Дольмен в ауле Шхафит. Расположен на частной территории, но хозяева пускают всех с удовольствием. Прекрасно содержится. Относится к типу ложнопортальных корытообразных дольменов – с другой стороны выточен портал и имитация торчащей пробки.
Слайд №27
Монолитный дольмен – полностью высечен в камне. Обработана и внутренняя и внешняя стороны. Существуют единичные, весьма впечатляющие экземпляры (известно пять). За редким исключением все дольмены имеют отверстие в передней части плиты, которое закрывалось грибообразной пробкой. Выступающая верхняя и боковые плиты дольменов прямоугольной формы образуют портал.
Илл.: Марка с Волконский дольменом
Илл.: МонолитныйВолконскийдольмен на реке Годлик, Лазаревский район города Сочи, Краснодарский край, Россия
Слайд №28
Илл.: недостроенный монолитный дольмен Ст. Шапсугская Абинского района, отроги хребта Коцехур
Илл.: Эриванский дольмен-монолит- близ ст.Эриванская, Абинский район. Краснодарский край
Илл.: монолитный дольмен недалеко от с. Хаджико на реке Аше
Слайд №29
Менгиры
Менгир (бретонск. menhir, от men – камень и hir – длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 4–5 м и более (крупнейший менгир высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции).
Слайд №30
Илл.: Иногда менгиры составляют длинные аллеи (Карнак)
Слайд №31
или расположены по кольцу (Кромлех). По-видимому, менгиры имели культовое значение. Больше всего менгиров в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории нашей страны менгиры распространены в ряде районов Сибири и Кавказа
Илл.: Кромлех Алмендриш близ Эворы. Португалия
Слайд №32
Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир.
Илл.: Стоунхендж. Реконструкция.
Слайд №33
Кромлехи свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории бывшего СССР – в Закавказье
Илл.: кромлех эпохи неолита на Мейнленде
Слайд №34
Особенно известны кромлехи СтоунхенджиЭйвбери в Великобритании и у Карнака во Франции. Назначение кромлехов спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца.
Илл.: Кромлех Стоунхендж в графстве Уилтшир, Англия
Слайд №35
Каменные ящики, погребальные сооружения прямоугольной формы из каменных плит, поставленных на ребро, и нескольких покровных плит. Были широко распространены в эпоху бронзы, связаны с различными археологическими культурами. Использовались для индивидуальных и групповых захоронений. Иногда над каменными ящиками возводились курганы
Илл.: Таврские дольмены - каменныеящики.
Слайд №36
На территории СССР традиция погребений в каменных ящиках прослеживается почти во всех районах Кавказа (на Северном Кавказе до 19 в.), а также в Крыму, где наиболее характерна для тавров. Каменные ящики тавров (2-я половина 1-го тыс. до н. э.) содержат коллективные захоронения в скорченном положении; в погребениях найдены бронзовые украшения и бусы.
Илл.: Таврские каменныеящики (реконструкция С. Мульда)
Слайд №37
Свайные постройки
Свайные постройки, древние жилые постройки или целые поселения, сооруженные на деревянных сваях, у берегов рек, озёр, морских заливов, в заболоченных местах. Древние свайные постройки, известные с неолита, впервые открыты в середине 19 в. на швейцарских и приальпийских озёрах, позднее также в Северной Италии (террамары), Дании, Германии, Придунавье и других районах. Площадь некоторых поселений достигала значительных размеров, в их застройке отмечаются элементы примитивной планировки
Слайд №38
Свайные постройки
В Придунавье, Северной Италии и на Балканском полуострове свайные постройки существовали и в античное время. На территории нашей страны были исследованы свайные постройки, относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени: Модлонское свайное поселение, поселения, обнаруженные на оз. Лача (Архангельской области), в Шигирском торфянике и Горбуновском торфянике в Среднем Зауралье
Илл.: раскопки Горбуновского торфянника
Илл.: Модлонское свайное поселение
Слайд №39
Свайные постройки известны и у некоторых современных народов Южной и Восточной Азии, Индонезии, Океании, Южной Америки, Африки, занимающихся главным образом рыболовством.
Илл.: Древнейшие постройки на сваях вдоль побережья швейцарских озер (реконструкция)
Слайд №40
Вопросы для повторения:
Где и когда появился так называемый звериный стиль?
В степях Восточной Европы и Азии в конце бронзового и начале железного века появился звериный стиль.
Что относится мегалитам?
К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи.
Что такое «каменный стол»?
Дольмен
Как называется мегалитическое сооружение, состоящее из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю?
Менгир
Как называются мегалитические постройки времен неолита состоящие из огромных, отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей?
Кромлех
Для чего сооружались каменные ящики?
для индивидуальных и групповых захоронений
Какие древние жилые постройки или целые поселения создавал древний человек у берегов рек, озёр, морских заливов, в заболоченных местах?
Свайные постройки
Слайд №41
Источники:
Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С. 80, 276;
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985.;
Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997.;
Фармозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.- М., 1997.