Урок по истории древнего Казахстана в 6 классе.
Тема: Среднекаменный век и его особенности.(Мезолит)
Цель:
Образовательная: Выявление изменений и особенностей в жизни древнего человека, живших в эпоху среднекаменного века.
Развивающая: Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, составлять кластеры, развивать критическое мышление и познавательный интерес через организацию активных форм обучения, работать над развитием монологической речи, формировать прием мыслительной деятельности «сравненения», увеличить лексический запас слов, развивать навыки работы в группах
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, уважения к историческому прошлому, эмоционально – ценностное отношение к истории.
Форма урока: комбинированный,
Методы:, частично-поисковый, интерактивный, приемы критического мышления: «Кластер», «РАФТ»,«ПМИ», «Мозговой штурм», «Эссе».
Наглядность: Атласы по истории древнего Казахстана, карта наиболее известных стоянок Палеолита, Мезолита»,презентация, включающая в себя иллюстративный, тестовый материал, флипчарты, карточки, учебник, энциклопедия.
Результат: Узнали об особенностях, занятиях и изменениях в общественной жизни древних людей в эпоху среднекаменного века и дали оценку необходимости и важности происходящих изменений.
Критерии оценивания:
Я знаю:
временные рамки/период
стоянки
орудия труда
занятия
термины и понятия
Я могу:
проанализировать основные изменения в общественной жизни
охарактеризовать жизнь родовой общины
установить принцип отличия скотоводства от занятия охотой
Я знаю как:
усовершенствование орудий труда повлияют на дальнейшую жизнь древнего человека
Время+УиЛ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся,стратегии
Оценивание
7 мин
12 мин.
2мин.
12 мин.
2 мин.
.
3мин.
2 мин.
4мин.
2 мин.
1 мин.
Деление на группы по цветам(красный, белый, черный, зеленый)
Мотивация
Психолог. настрой
Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: Вот это наше солнышко. Оно будет согревать нас и присутствовать с нами на занятии. Это от ваших улыбок засияло солнце, у нас в классе стало светлее и
согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
Презентация:
Обсудите в паре, затем в группе и один из группы пусть скажет ваш ответ.
Верхний палеолит(2,6 млн.-40 тыс.лет до н.э.), средний палеолит (мустьерский 140-40 тыс.лет до н.э.); поздний палеолит (40-12 тыс.лет до н.э.) (расставить в хронологической последовательности)
Проблемный вопрос
-Когда было резкое похолодание на земле? (100 тыс.лет назад, в мустьерский период-ледниковый период ) Какие животные вымерли в этот период? (мамонты, шерстистые носороги) А сейчас эти животные живут в Казахстане?( Нет) Почему?
( Климатические условия.)Как называется этот период? МУСТЬЕ
А кто знает, когда начинается таяние ледника? (13 тысяч лет назад) Ребята, а когда у нас происходят изменения в природе, в погоде что у нас меняется? Смена времени года. (зима, весна) А так как произошло таяние ледника, происходят и климатические изменения, то что может глобально измениться в рамках истории, то как вы думаете что поменяется? ПЕРИОД начинается новая что? (эпоха, период, век) А как он называется мы с вами попытаемся узнать посмотрев на доску.
( РЕБУС) И тема сегодняшнего урока мезолит, т.е. среднекаменный век и его особенности. Среднекаменный век служит мостиком от древнекаменного века к новокаменному веку Ребята, а что означает слово Мезолит? Это будет одним из дополнительных заданий каждой группе.
ОТКРЫЛИ ТЕТРАДИ И ЗАПИСАЛИ ЧИСЛО И ТЕМУ УРОКА,
(НАРИСОВАТЬ НА СЛАЙДЕ ЛИНИЮ ВРЕМЕНИ)
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Какую цель поставим на уроке?
-Сегодня у нас вами путешествие к древнейшим людям и знакомство с их жизнью. И мы с вами поработаем в группах. Названия групп соберите с квадратиков что у вас на столе.
У вас на столе лежат ватманы на них вы должны должны составить карту опыта и у доски защитить. Прежде чем вы начнете изучение матеирала я хотела бы вам предложить эффективные стратегии по которым вы сможете раскрыть тему.
Работа по стратегии «Шесть думающих шляп» - на столах разноуровневые задания:
1 гр. «Стоянки»- Зеленая шляпа.
Нанесите и покажите стоянки людей эпохи мезолита. Сравните стоянки мезолита с памятниками людей позднего палеолита.
2 гр. «Орудия труда»-Черная шляпа, Желтая шляпа
Охарактеризуйте орудия труда эпохи мезолита и сравните с орудиями труда позднего палеолита. «+» и «-»
3гр. «Занятия» -Белая шляпа,.
Расскажите о занятиях людей эпохи мезолита; Выпишите информацию о изобретениях мезолита.
4 гр. «Общественная жизнь» -Синяя шляпа, Красная шляпа
Представьте репортаж об изменениях в общественной жизни древних людей.
Докажите необходимость изменений жизни родовой общины.
ФИЗМИНУТКА
Каждая группа не только наблюдает, но сразу и оценивает другие группы.
ТАК ЧТО ЖЕ ОЗАЧАЕТ СЛОВО МЕЗОЛИТ? ОТ ГРЕЧ. «МЕЗОС» -ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ , СРЕДНИЙ, «ЛИТОС»-КАМЕНЬ
Защита по «карте опыта», один ученик кратко записывает на доске.
ОЦЕНИВАНИЕ ПО СТИКЕРАМ
ОЦЕНИВАНИЕ ГРУПП
Закрепление на доске.
САМООЦЕНИВАНИЕ
Я знаю «3»
Я могу «4»
Я знаю как «5»
Тестирование на доске.
Дом. задание
разноуровневые.
Д/з:
«А» –Выписать новые термины и дать им определение;
«В»– Если бы вас отправили жить в эпоху мезолита, чтобы вы взяли с собой(и почему?) Один день из жизни в эпохе мезолита. (эссе);
«С»– Дайте историческую оценку среднекаменного века. Что бы вы изменили, если бы жили в этот период?
Невербальное оценивание
Рефлексия «Дерево успеха»
Работа в парах, группы -«Мысли вслух»
Просматривают слайды и высказывают свое мнение, а также отвечают на поставленный вопрос
Работа в группах
Комментарии на стикерах
Вынос
на доску
«Карта опыта»,
«ПМИ»,
«Кластер»,
«РАФТ»
Индивидуальная работа
ТиО составляют критерии на уровень (А;В;С)
Оценочный лист группы(критерии оценивания презентации по ОдО)
Взаимооценивание(формативное)
стикеры
Самооценивание (Ключ)