Конспект урока по истории Казахстана на тему "Казахстан в эпоху мезолита и неолита" 10 класс
Конспект урока по истории Казахстана на тему "Казахстан в эпоху мезолита и неолита" 10 класс
Поурочный план
Дата проведения: 9.09.2015 г.
Предмет: История Казахстана
Класс: 10
Тема урока: Казахстан в эпоху мезолита и неолита
Цель урока: определить хронологические рамки мезолита и неолита, знать какие новшества внес мезолит и неолит в жизнь древнейших людей.
Задачи урока:
Образовательная:выяснить какие изменения произошли в эпоху мезолита и неолита,изучить культуру эпохи неолита, узнать какие специфические черты есть у памятников эпохи мезолита.
Развивающая: говоря о постоянном развитии людей каменного века, научить детей делать сравнения, обобщения, работа с таблицами.
Воспитательная:продолжить воспитывать у учащихся культуру устной речи.
Тип урока: комбинированный
Метод урока:частично- поисковый, работа в группах
Оборудование урока:доска, карта, учебник, таблицы, тесты
Ход урока.
1.Вводно-мотивационный этап.
2.Проверка домашнего задания: тесты на тему «Палеолит» (Приложение)
3.Изучение нового материала.
План.
1.Мезолит и его особенности.
2.Неолит. Стоянки.
Мезолит (12 –5 тыс. до н.э.)
В археологической науке Казахстана эпоха мезолита изучена недостаточно. Только в результате археологических исследований в районе Есиля, в Кустанайской области и близ Тургая были найдены некоторые памятники мезолита. Период перехода от раннего палеолита к среднему палеолиту совпал с таянием ледников. В природноклиматических условиях произошли существенные изменения, многие виды гигантских животных вымерли, большие изменения претерпел и мир растений. Изменение фауны и другие факторы обусловили возникновение земледелия и новых элементов животноводства, а в некоторых регионах сложились новые формы рыболовства и охоты.
Существуют различные мнения относительно хронологии и характеристики мезолита. Однако исследователи этого периода Ж.К Таймагамбетов, В.И. Логвин и А.М. Кисленко, основываясь на результатах археологических исследований, предлагают признать хронологические границы среднекаменного века, относящиеся к 10-5 тысячелетиям до н.э.
Неолит (5 – 3 тыс. до н.э.)
В этом периоде человечество достигло высокого уровня в технике обработки камня. Произошла большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Другим достижением людей эпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Все это и возникновение земледелия и скотоводства способствовало ,повышению производительности труда и жизненного уровня первобытных людей. Теперь охота и собирательство превратились в дополнительные источники существования. Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенствование техники изготовления орудий труда, повышение производительности труда способствовали появлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела.
Люди эпохи неолита жили в условиях родовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племён и племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединённых кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
1.Задание: Заполнить таблицу:
№
мезолит
Неолит
1
Хронологические рамки
2
Особенности
3
Орудия труда,оружия
4
Занятия людей
Взаимопроверка, учащиеся меняются с соседом по парте и проверяют друг у друга таблицу.
2.Стоянки эпохи мезолита и неолита.
2.1.Задание: Используя учебник внимательно изучить описание стоянок эпохи мезолита и дать краткую характеристику, выявить особенности.
2.2. Задание: заполнить таблицу «Памятники культуры неолита»:
Культура
Хронологические рамки
Место расположения
особенности
1
Оюклинская
2
Тюлесская
3
Коскудукская
4
Атбасарская
5
Маханжарская
Закрепление: Верно ли высказывание:
1.В период неолита община представляла собой отцовский род(нет)
2. Неолит – это период, когда появился производительный труд(да).
3.Своеобразным мостом между древним и новым каменным веком является мезолит (да)
4. Люди научились делать керамику в период мезолита (нет)
5.Период мезолит продолжался около 7 тыс.лет(да)
Домашнее задание: §3, выучить хронологические рамки, стоянки и культуры эпохи неолита и мезолита.
Задание : ответить письменно на вопрос. Каковы достижения людей в области изготовления орудий труда периода неолита?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Казахстана на тему "Казахстан в эпоху мезолита и неолита" 10 класс»
Поурочный план
Дата проведения: 9.09.2015 г.
Предмет: История Казахстана
Класс: 10
Тема урока: Казахстан в эпоху мезолита и неолита
Цель урока: определить хронологические рамки мезолита и неолита, знать какие новшества внес мезолит и неолит в жизнь древнейших людей.
Задачи урока:
Образовательная:выяснить какие изменения произошли в эпоху мезолита и неолита,изучить культуру эпохи неолита, узнать какие специфические черты есть у памятников эпохи мезолита.
Развивающая: говоря о постоянном развитии людей каменного века, научить детей делать сравнения, обобщения, работа с таблицами.
Воспитательная:продолжить воспитывать у учащихся культуру устной речи.
Тип урока: комбинированный
Метод урока:частично- поисковый, работа в группах
Оборудование урока:доска, карта, учебник, таблицы, тесты
Ход урока.
1.Вводно-мотивационный этап.
2.Проверка домашнего задания: тесты на тему «Палеолит» (Приложение)
3.Изучение нового материала.
План.
1.Мезолит и его особенности.
2.Неолит. Стоянки.
Мезолит (12 –5 тыс. до н.э.)
В археологической науке Казахстана эпоха мезолита изучена недостаточно. Только в результате археологических исследований в районе Есиля, в Кустанайской области и близ Тургая были найдены некоторые памятники мезолита. Период перехода от раннего палеолита к среднему палеолиту совпал с таянием ледников. В природноклиматических условиях произошли существенные изменения, многие виды гигантских животных вымерли, большие изменения претерпел и мир растений. Изменение фауны и другие факторы обусловили возникновение земледелия и новых элементов животноводства, а в некоторых регионах сложились новые формы рыболовства и охоты.
Существуют различные мнения относительно хронологии и характеристики мезолита. Однако исследователи этого периода Ж.К Таймагамбетов, В.И. Логвин и А.М. Кисленко, основываясь на результатах археологических исследований, предлагают признать хронологические границы среднекаменного века, относящиеся к 10-5 тысячелетиям до н.э.
Неолит (5 – 3 тыс. до н.э.)
В этом периоде человечество достигло высокого уровня в технике обработки камня. Произошла большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Другим достижением людей эпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Все это и возникновение земледелия и скотоводства способствовало ,повышению производительности труда и жизненного уровня первобытных людей. Теперь охота и собирательство превратились в дополнительные источники существования. Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенствование техники изготовления орудий труда, повышение производительности труда способствовали появлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела.
Люди эпохи неолита жили в условиях родовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племён и племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединённых кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
1.Задание: Заполнить таблицу:
№
мезолит
Неолит
1
Хронологические рамки
2
Особенности
3
Орудия труда,оружия
4
Занятия людей
Взаимопроверка, учащиеся меняются с соседом по парте и проверяют друг у друга таблицу.
2.Стоянки эпохи мезолита и неолита.
2.1.Задание: Используя учебник внимательно изучить описание стоянок эпохи мезолита и дать краткую характеристику, выявить особенности.
2.2. Задание: заполнить таблицу «Памятники культуры неолита»:
Культура
Хронологические рамки
Место расположения
особенности
1
Оюклинская
2
Тюлесская
3
Коскудукская
4
Атбасарская
5
Маханжарская
Закрепление: Верно ли высказывание:
1.В период неолита община представляла собой отцовский род(нет)
2. Неолит – это период, когда появился производительный труд(да).
3.Своеобразным мостом между древним и новым каменным веком является мезолит (да)
4. Люди научились делать керамику в период мезолита (нет)
5.Период мезолит продолжался около 7 тыс.лет(да)
Домашнее задание: §3, выучить хронологические рамки, стоянки и культуры эпохи неолита и мезолита.
Задание : ответить письменно на вопрос. Каковы достижения людей в области изготовления орудий труда периода неолита?