Урок №: 4
Дата:
Класс: 5 «А», «Б»
Тема: Каменный век на территории Казахстана
Цель: изучить особенности каменного века на территории Казахстана
Задачи:
Образовательная: рассказать об особенностях каменного века, на какие периоды делится и его характеристики.
Развивающая: формировать умение выделять главную мысль.
Воспитательная: заинтересовать учебным предметом.
Сверхзадача:
сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, иллюстративный
Оборудование: интерактивная доска, презентация
План:
- палеолит – древнекаменный век, древнейшие орудия труда, человеческое стадо, природа, климат, оледенение
- мезолит – среднекаменный век, потепление, отступление ледника, изобретение лука и стрел, бумеранга для охоты на мелких быстроногих животных, индивидуальная охота, появление новых орудий труда
- неолит – новокаменный век, микролитическая культура, становление скотоводства и земледелия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Изучение нового материала.
- Растёт без кореньев, цветёт без цвета, шумит без ветра. (Камень)
- Не птица, а летает.
В лоб попадёт — фонарь зажжёт. (Камень)
Древняя история условно делится на 3 периода. Самый продолжительный из них каменный век. Затем бронзовый и железный.
Каменный век делится на 3 периода:
- палеолит
- мезолит
- неолит
- Палеолит – древнекаменный век, древнейшие орудия труда, человеческое стадо, природа, климат, оледенение.
Слайд. В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями. Первые орудия древнейшего человека– палка-копалка, заостренный камень, дубина. – слайд .
Тем не менее, кроме каменных орудий изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и других материалов растительного происхождения. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи.
Человеческое стадо.
Около 100 тыс лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными. Снег и лед не успевали растаять за короткое лето.
- чтобы не погибнуть от холода, как вы думаете, что люди стали делать?
Они обеспечивали себя жилищем и теплой одеждой.
- назовите мне самое первое жилище? (пещера)
От холода людей спасали пещеры и огонь.
Палеолит - древнекаменный век. Первые орудия древнейшего человека– палка-копалка, заостренный камень, дубина. Около 100 тыс лет назад – ледниковый период.- запись в тетрадь.
Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
- Мезолит – среднекаменный век, потепление, отступление ледника, изобретение лука и стрел, бумеранга для охоты на мелких быстроногих животных, индивидуальная охота, появление новых орудий труда
- В конце палеолита и в начале мезолита произошли значительные природно-климатические изменения. Раннее покрывавший поверхность земли лед наконец-то растаял. Под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа.
Особенностью является изобретение лука и стрел.- слайд.
Лук позволил людям охотится на мелкую дичь с дальнего расстояния. По сравнению с копьем лук повысил значение охоты в жизни родовой общины. Люди поняли, что стрела, выпущенная из лука, намного эффективнее, чем копье, брошенное рукой. В этот же период были изобретены бумеранг и ловушка для охоты на мелких животных.
Мезолит – среднекаменный век. Наступило потепление, отступление ледника. Изобрели лук и стрелы, бумеранг- запись в тетрадь.
- Неолит – новокаменный век, микролитическая культура, становление скотоводства и земледелия.
Слайд. Техника обработки камня достигла высочайшего уровня. Путем шлифования , пиления и полирования изготавливали миниатюрные каменные пластины (микролиты). Орудия труда – зернотерки, ступки, песты, топоры, мотыги, булавы. –слайд
Из глины научились лепить и обжигать на кострах прочную посуду – керамику. Основной орнамент – геометрический.
Неолит- новокаменный век, орудия труда – зернотерки, топоры, мотыги. Люди научились лепить и обжигать на кострах прочную посуду – керамику. - запись в тетрадь.
- Закрепление.
- Как вы думаете, почему ученые назвали этот период каменным веком?
- назовите на какие периоды делится история?
- назовите периодизацию каменного века.
- Особенности палеолита.
- особенности мезолита.
- особенности неолита.
- Подведение итогов. Оценивание
- Домашнее задание. Выучить таблицу, конспект