kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древние и средние века.ppt

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Исторические периоды освоения территории: древние и средние века.

Цели  урока (планируемые результаты): в рамках когнитивного компонента будут сформированы:

Предметные: формировать умения находить информацию о землепроходцах и учёных изучавших и исследовавших территорию области  (в Интернете, энциклопедиях, справочниках).

Личностные: развитие самосознания, социальной и образовательной мобильности путём «включения» в социокультурный практикум. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Метапредметные:

 Регулятивные (учебно-организационные): Ставить учебные задачи, вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи. Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями.

Познавательные  учебно-логические: Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам. Систематизировать информацию. Структурировать информацию. Определять проблему и способы ее решения. Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. Владеть навыками анализа и синтеза.

Учебно-информационные: Поиск и отбор необходимых источников информации. Использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления. Перевод информации из одного вида в другой  (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи. Создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами. Составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные: Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Исторические периоды освоения территории:

Древние и средние века.

 I – до начала XVII в. – кочевание местных племён бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов)

Промежуточный контроль знаний: тест

Социокультурный практикум – 2

Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учёными.

Характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории Иркутской области.

1. Вспомнить: из курса истории о том, как формировалась территория России.

2. Изучить текст  учебника (стр.144-148). Изучить и систематизировать краеведческий материал,  накопленный в кабинете географии.

3. Проанализировать карты РФ И Иркутской области.

4. Научиться планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями. Создавать собственную информацию и её представление в соответствии с учебными задачами.

Ценностный компонент урока:Основные этапы освоения территории Иркутской области.

Дидактическое

обеспечение

(вид используемых средств обучения):Основные этапы освоения территории Иркутской области.

Дидактическое

обеспечение

(вид используемых средств обучения):

- Учебник: «География Иркутской области», под редакцией В.М. Бояркин, И.В. Бояркин.

-  Исторический и географический атлас Иркутской области.

- Рабочая тетрадь по географии Иркутской области.

- Настенные карты Иркутской области.

- Компьютерная презентация 

Тип урока:Урок-практикум, работа в группах

Ход урока:

Этап урока №

(время)

Виды УД

Средства обучения

1. Организационный

(2 мин)

Введение в тему, активное слушание, принятие алгоритма работы, знакомство с рабочими материалами.

«История географических открытий, формирование русских территорий – это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».

- Исходя из слов историко - географа В.И.Малова, определите цели и задачи сегодняшнего урока.

Учебник

Атлас

Карты

Презентация

2. Изучение новой темы (20 – 25 мин)

«Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»   (И.Д.Черский)

Работа в группах

 

Задания для 1 группы:

 Изучите статью «Древние обитатели Прибайкалья», определите:

- В каких районах Иркутской области археологами были обнаружены стоянки первобытного человека?

- Какими видами хозяйственной деятельности занимались древние люди? Какие орудия труда использовали?

- Как выглядело их жилище?

- Что свидетельствует о развитии культуры у древних людей Сибири?

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

Время/

особенности

природы

Районы

поселений

Виды

хоз-й

деят-и

культура

Палеолит

(древний

каменный

век (50-10 тыс. лет до н. э.)

Палеолитическая фау­на: мамонт, бык-бизон, пещерный лев, древняя лошадь, благородный олень-марал.

В 1871 год – город Иркутск (район Военного госпитала).

В 1928—1934 гг. в Мальте.

В 1936 г. у села Буреть, на правом берегу Ангары.

В Приленье у деревни Частинской и в районе Киренска, в пади Ушканке вблизи Иркутска, а так­же на правом берегу Ангары у Балаганска. К периоду позднего палео­лита относят наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях Лены, возле д. Шишкина.

Древние обитатели Прибайкалья имели полу­оседлый бытовой уклад жизни, занимались охотой на мамонта и север­ного оленя, изредка рыболовством и собирательством, сооружали стаци­онарные жилища полу земляного типа.

 

Существовали достаточно мощные очаги хозяйства и древней куль­туры, не уступающие центрам палеолитической культуры Западной Ев­ропы. Достаточно сказать, что найденные в Мальте и Бурети  хорошо со­хранившиеся женские статуэтки и скульптурки птиц, вырезанные из бивня мамонта, до сих пор составляют основу мирового фонда палеолитической пластики.

 

Неолит (новый каменный век)

Суровые природные и климати­ческие условия.

В районе села  Серово и у ста­диона «Локомотив» в Иркутске.

В пещерах по берегам оз. Байкал, вдоль pек Ангары, Лены и их притоков. Наиболее крупные пещеры, общей длиной до 500 м, находятся на р. Уде, в 60 км от Нижне-удинска.

Уклад хозяйства хотничье-собирательским и ры­боловецкий.

Охотники и рыболовы Прибайка­лья стали использовать гарпун, сеть и лодки-берестянки. Они приручили первое домашнее жи­вотное собаку. Первыми в мире стали применять сложный, усиленного типа лук и стрелы с нефритовыми наконечниками, ка­менные ножи и топоры, охотни­чьи лыжи. Научились делать гли­няную посуду.

Из меди и бронзы древние люди научились делать ножи, наконечники для стрел, рыболо­вецкие крючки, иглы для шитья, предметы быта и украшения.

В качестве украшений ис­пользовались не только костяные и нефритовые, но и бронзовые изде­лия, перламутровые, керамическиеВ глазковский период в Прибайка­лье зародился шаманизм.

Железный век

Самым древним государством, которое оказало экономическое влияние на Прибайкалье, было объединение степных кочевых племен гуннов, возникшее в конце III в. до н. э.

Затем господство в Центральной Азии перешло к другому наро­ду - сяньби, правители которого в 80-90-х гг. н. э. вытеснили гуннов из Центральной Азии и покорили многие сибирские племена.

Главным занятием кочевни­ков являлось скотоводство. Охоте и рыболовству в хозяйстве гуннов отводилась вспомогательная роль. Имелись зачатки земледелия.

 

Было развито гончарное дело, совершенствовались навыки обработки брон­зы и железа.

 

Задания для 2-й группы:

Изучите статью «Прибайкалье в Средневековье», определите:

- Какие народы проживали на территории Прибайкалья в период средневековья?

- Какие виды хозяйственной деятельности были развиты?

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

 

Название народов

Районы их проживания

Виды хозяйственной деятельности

Курыканы

 

 

Буряты

 

 

Эвенки

 

 

Тофы

 

 

 

 

 

3. Подведение итогов, самооценка учащихся (5 мин)

Подведение итогов работы групп.

 

4. Рефлексия (3 мин)

Выполнение тестовых заданий.

 

5. Задание на дом (2 мин)

Прочитать текст учебника стр. 144-148, подобрать дополнительные сведения о заселении Иркутской области в древние и средние века.

 

6. Подведение итогов урока учителем (1 мин)

Анализировать и систематизировать краеведческий материал,  накопленный в кабинете географии

 

7. Постановка целей на следующий урок (2 мин)

Изучить хозяйственное освоение русскими  территории Прибайкалья. Современный период развития.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Древние и средние века.ppt »

Древние обитатели Прибайкалья

Древние обитатели Прибайкалья

«История географических открытий, формирование русских территорий – это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».
  • «История географических открытий, формирование русских территорий – это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».
Около 130 лет назад (в 1871 г.) в Иркутске при возведении Военного госпиталя строители нашли остатки поселения первобытных людей, обитавших в Прибайкалье в древнекаменном веке.

Около 130 лет назад (в 1871 г.) в Иркутске при возведении Военного госпиталя строители нашли остатки поселения первобытных людей, обитавших в Прибайкалье в древнекаменном веке.

Обнаруженные здесь каменные орудия труда и украшения из кости мамонта поразили археологов необычно высоким для той эпохи художественным уровнем, изяществом резьбы по кости и оригинальностью орнамента.
  • Обнаруженные здесь каменные орудия труда и украшения из кости мамонта поразили археологов необычно высоким для той эпохи художественным уровнем, изяществом резьбы по кости и оригинальностью орнамента.
В раскопках у Военного госпиталя участвовали известные исследователи того времени И. Д. Черский и А. Л. Чекановский. Кроме изделий человека они обнаружили остатки типичной палеолитической фауны: мамонта, быка-бизона, пещерного льва, древней лошади, благородного оленя-марала.

В раскопках у Военного госпиталя участвовали известные исследователи того времени И. Д. Черский и А. Л. Чекановский. Кроме изделий человека они обнаружили остатки типичной палеолитической фауны: мамонта, быка-бизона, пещерного льва, древней лошади, благородного оленя-марала.

В 1936 году у села Буреть, на правом берегу Ангары, в 7-8 км от Мальтинской стоянки, археолог А. П. Окладников открыл еще одну стоянку подобного типа. Впоследствии древние стоянки были открыты в Приленье у деревни Частинской и в районе Киренска, в пади Ушканке вблизи Иркутска, а также на правом берегу Ангары у Балаганска.

В 1936 году у села Буреть, на правом берегу Ангары, в 7-8 км от Мальтинской стоянки, археолог А. П. Окладников открыл еще одну стоянку подобного типа. Впоследствии древние стоянки были открыты в Приленье у деревни Частинской и в районе Киренска, в пади Ушканке вблизи Иркутска, а также на правом берегу Ангары у Балаганска.

К периоду позднего палеолита относят наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях Лены, возле д. Шишкина.
  • К периоду позднего палеолита относят наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях Лены, возле д. Шишкина.
свидетельствуют, что на территории современной Иркутской области в период верхнего палеолита существовали достаточно мощные очаги хозяйства и древней культуры, не уступающие центрам палеолитической культуры Западной Европы.
  • свидетельствуют, что на территории современной Иркутской области в период верхнего палеолита существовали достаточно мощные очаги хозяйства и древней культуры, не уступающие центрам палеолитической культуры Западной Европы.
так же, как и верхнепалеолитические охотники всей приледниковой зоны Европы и Азии, имели полуоседлый бытовой уклад жизни, занимались охотой на мамонта и северного оленя, изредка рыболовством и собирательством, сооружали стационарные жилища полуземляного типа.
  • так же, как и верхнепалеолитические охотники всей приледниковой зоны Европы и Азии, имели полуоседлый бытовой уклад жизни, занимались охотой на мамонта и северного оленя, изредка рыболовством и собирательством, сооружали стационарные жилища полуземляного типа.
Из-за резкого похолодания исчезли леса и вымерли мамонты, первобытный человек лишился основной пищи и поделочного материала - бивней. Угасло искусство резьбы по кости. Чтобы прокормиться и выжить, первобытные люди стали совершенствовать орудия труда и расширять сферу своей деятельности. Изменился хозяйственный уклад жизни древнего человека. Наступила эпоха неолита, совпавшая с завершением оледенения и восстановлением лесов, с формированием современных ландшафтов.
  • Из-за резкого похолодания исчезли леса и вымерли мамонты, первобытный человек лишился основной пищи и поделочного материала - бивней. Угасло искусство резьбы по кости. Чтобы прокормиться и выжить, первобытные люди стали совершенствовать орудия труда и расширять сферу своей деятельности. Изменился хозяйственный уклад жизни древнего человека. Наступила эпоха неолита, совпавшая с завершением оледенения и восстановлением лесов, с формированием современных ландшафтов.
Стоянки этого периода обнаружены в районе села Серово и у стадиона «Локомотив» в Иркутске, также в пещерах по берегам оз. Байкал, вдоль pек Ангары, Лены и их притоков. Наиболее крупные пещеры, общей длиной до 500 м, находятся на р. Уде, в 60 км от Нижнеудинска. В них найдены орудия труда и предметы быта человека эпохи неолита. Здесь же обнаружены наскальные рисунки, а также кости вымерших шерстистого носорога и пещерного медведя.
  • Стоянки этого периода обнаружены в районе села Серово и у стадиона «Локомотив» в Иркутске, также в пещерах по берегам оз. Байкал, вдоль pек Ангары, Лены и их притоков. Наиболее крупные пещеры, общей длиной до 500 м, находятся на р. Уде, в 60 км от Нижнеудинска. В них найдены орудия труда и предметы быта человека эпохи неолита. Здесь же обнаружены наскальные рисунки, а также кости вымерших шерстистого носорога и пещерного медведя.
в период неолита по-прежнему оставался охотничье-собирательским и рыболовецким. Но уже появились более производительные и разнообразные орудия труда, удовлетворяющие растущим хозяйственным потребностям. Охотники и рыболовы Прибайкалья стали использовать гарпун, сеть и лодки-берестянки. Они приручили первое домашнее животное собаку. Первыми в мире стали применять сложный, усиленного типа лук и стрелы с нефритовыми наконечниками, каменные ножи и топоры, охотничьи лыжи. Научились делать глиняную посуду. Их поселения с открытых мест и высоких террас спустились в поймы рек. Возникли зачатки земледелия.
  • в период неолита по-прежнему оставался охотничье-собирательским и рыболовецким. Но уже появились более производительные и разнообразные орудия труда, удовлетворяющие растущим хозяйственным потребностям. Охотники и рыболовы Прибайкалья стали использовать гарпун, сеть и лодки-берестянки. Они приручили первое домашнее животное собаку. Первыми в мире стали применять сложный, усиленного типа лук и стрелы с нефритовыми наконечниками, каменные ножи и топоры, охотничьи лыжи. Научились делать глиняную посуду. Их поселения с открытых мест и высоких террас спустились в поймы рек. Возникли зачатки земледелия.
Совершенствование орудий труда и быта и более высокий хозяйственный уклад изменили культуру прибайкальских племен. Об этом свидетельствуют раскопки глазковских захоронений, где встречаются более разнообразные изделия искусства. Их доля в сравнении с орудиями труда значительно возросла. В качестве украшений использовались не только костяные и нефритовые, но и бронзовые изделия, перламутровые, керамические. В глазковский период в Прибайкалье зародился шаманизм.
  • Совершенствование орудий труда и быта и более высокий хозяйственный уклад изменили культуру прибайкальских племен. Об этом свидетельствуют раскопки глазковских захоронений, где встречаются более разнообразные изделия искусства. Их доля в сравнении с орудиями труда значительно возросла. В качестве украшений использовались не только костяные и нефритовые, но и бронзовые изделия, перламутровые, керамические. В глазковский период в Прибайкалье зародился шаманизм.
Период, сменивший бронзовый век к началу 1-го тысячелетия до н. э., характеризуется распространением железных орудий труда, более быстрым хозяйственным и общественным развитием. Начинаются процессы разложения родовых отношений, растет имущественное неравенство, возникает частная собственность на средства производства. На территории Центральной Азии образуются первые полуфеодальные государства кочевников, в которых получают развитие новые более прогрессивные формы хозяйствования.
  • Период, сменивший бронзовый век к началу 1-го тысячелетия до н. э., характеризуется распространением железных орудий труда, более быстрым хозяйственным и общественным развитием. Начинаются процессы разложения родовых отношений, растет имущественное неравенство, возникает частная собственность на средства производства. На территории Центральной Азии образуются первые полуфеодальные государства кочевников, в которых получают развитие новые более прогрессивные формы хозяйствования.
которое оказало экономическое влияние на Прибайкалье, было объединение степных кочевых племен гуннов , возникшее в конце III в. до н. э. Главным занятием кочевников являлось скотоводство. Охоте и рыболовству в хозяйстве гуннов отводилась вспомогательная роль. Имелись зачатки земледелия. Было развито гончарное дело, совершенствовались навыки обработки бронзы и железа.
  • которое оказало экономическое влияние на Прибайкалье, было объединение степных кочевых племен гуннов , возникшее в конце III в. до н. э. Главным занятием кочевников являлось скотоводство. Охоте и рыболовству в хозяйстве гуннов отводилась вспомогательная роль. Имелись зачатки земледелия. Было развито гончарное дело, совершенствовались навыки обработки бронзы и железа.
находились степные районы Центральной Азии, от Алтая до Желтой реки в Китае. Влияние гуннов распространялось и на южные территории Прибайкалья и Забайкалья. Оно не только сопровождалось угоном скота, захватом имущества, уводом в плен и рабство, но и оказало прогрессивное воздействие на экономическое развитие региона. Власть гуннов продолжалась в этой части Азии почти до нашей эры.
  • находились степные районы Центральной Азии, от Алтая до Желтой реки в Китае. Влияние гуннов распространялось и на южные территории Прибайкалья и Забайкалья. Оно не только сопровождалось угоном скота, захватом имущества, уводом в плен и рабство, но и оказало прогрессивное воздействие на экономическое развитие региона. Власть гуннов продолжалась в этой части Азии почти до нашей эры.
Затем господство в Центральной Азии перешло к другому народу - сяньби, правители которого в 80-90-х гг. н. э. вытеснили гуннов из Центральной Азии и покорили многие сибирские племена. Основу хозяйственного уклада сяньбийцев составляло кочевое скотоводство. Их набеги также оказали влияние на хозяйственное развитие Южного Прибайкалья.
  • Затем господство в Центральной Азии перешло к другому народу - сяньби, правители которого в 80-90-х гг. н. э. вытеснили гуннов из Центральной Азии и покорили многие сибирские племена. Основу хозяйственного уклада сяньбийцев составляло кочевое скотоводство. Их набеги также оказали влияние на хозяйственное развитие Южного Прибайкалья.
Изучите статью «Древние обитатели Прибайкалья», определите: - В каких районах Иркутской области археологами были обнаружены стоянки первобытного человека? - Какими видами хозяйственной деятельности занимались древние люди? Какие орудия труда использовали? - Как выглядело их жилище? - Что свидетельствует о развитии культуры у древних людей Сибири? Результаты своих исследований запишите в таблицу:
  • Изучите статью «Древние обитатели Прибайкалья», определите:
  • - В каких районах Иркутской области археологами были обнаружены стоянки первобытного человека?
  • - Какими видами хозяйственной деятельности занимались древние люди? Какие орудия труда использовали?
  • - Как выглядело их жилище?
  • - Что свидетельствует о развитии культуры у древних людей Сибири?
  • Результаты своих исследований запишите в таблицу:
Время/ особенности природы Районы поселений Виды хоз-й деят-и

Время/

особенности

природы

Районы

поселений

Виды

хоз-й

деят-и


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Древние и средние века.ppt

Автор: Прохорова Наталья Васильевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172558

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства