Тема урока: Исторические периоды освоения территории: древние и средние века.
Цели урока (планируемые результаты): в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
Предметные: формировать умения находить информацию о землепроходцах и учёных изучавших и исследовавших территорию области (в Интернете, энциклопедиях, справочниках).
Личностные: развитие самосознания, социальной и образовательной мобильности путём «включения» в социокультурный практикум. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Метапредметные:
Регулятивные (учебно-организационные): Ставить учебные задачи, вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи. Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
Познавательные учебно-логические: Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам. Систематизировать информацию. Структурировать информацию. Определять проблему и способы ее решения. Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. Владеть навыками анализа и синтеза.
Учебно-информационные: Поиск и отбор необходимых источников информации. Использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления. Перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи. Создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами. Составление рецензии, аннотации.
Коммуникативные: Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.
Исторические периоды освоения территории:
Древние и средние века.
I – до начала XVII в. – кочевание местных племён бурят, эвенков (тунгусов), тофов (карагасов)
Промежуточный контроль знаний: тест
Социокультурный практикум – 2
Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учёными.
Характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории Иркутской области.
1. Вспомнить: из курса истории о том, как формировалась территория России.
2. Изучить текст учебника (стр.144-148). Изучить и систематизировать краеведческий материал, накопленный в кабинете географии.
3. Проанализировать карты РФ И Иркутской области.
4. Научиться планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями. Создавать собственную информацию и её представление в соответствии с учебными задачами.
Ценностный компонент урока:Основные этапы освоения территории Иркутской области.
Дидактическое
обеспечение
(вид используемых средств обучения):Основные этапы освоения территории Иркутской области.
Дидактическое
обеспечение
(вид используемых средств обучения):
- Учебник: «География Иркутской области», под редакцией В.М. Бояркин, И.В. Бояркин.
- Исторический и географический атлас Иркутской области.
- Рабочая тетрадь по географии Иркутской области.
- Настенные карты Иркутской области.
- Компьютерная презентация
Тип урока:Урок-практикум, работа в группах
Ход урока:
Этап урока №
(время)
Виды УД
Средства обучения
1. Организационный
(2 мин)
Введение в тему, активное слушание, принятие алгоритма работы, знакомство с рабочими материалами.
«История географических открытий, формирование русских территорий – это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».
- Исходя из слов историко - географа В.И.Малова, определите цели и задачи сегодняшнего урока.
Учебник
Атлас
Карты
Презентация
2. Изучение новой темы (20 – 25 мин)
«Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?» (И.Д.Черский)
Работа в группах
Задания для 1 группы:
Изучите статью «Древние обитатели Прибайкалья», определите:
- В каких районах Иркутской области археологами были обнаружены стоянки первобытного человека?
- Какими видами хозяйственной деятельности занимались древние люди? Какие орудия труда использовали?
- Как выглядело их жилище?
- Что свидетельствует о развитии культуры у древних людей Сибири?
Результаты своих исследований запишите в таблицу:
Время/
особенности
природы
Районы
поселений
Виды
хоз-й
деят-и
культура
Палеолит
(древний
каменный
век (50-10 тыс. лет до н. э.)
Палеолитическая фауна: мамонт, бык-бизон, пещерный лев, древняя лошадь, благородный олень-марал.
В 1871 год – город Иркутск (район Военного госпитала).
В 1928—1934 гг. в Мальте.
В 1936 г. у села Буреть, на правом берегу Ангары.
В Приленье у деревни Частинской и в районе Киренска, в пади Ушканке вблизи Иркутска, а также на правом берегу Ангары у Балаганска. К периоду позднего палеолита относят наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях Лены, возле д. Шишкина.
Древние обитатели Прибайкалья имели полуоседлый бытовой уклад жизни, занимались охотой на мамонта и северного оленя, изредка рыболовством и собирательством, сооружали стационарные жилища полу земляного типа.
Существовали достаточно мощные очаги хозяйства и древней культуры, не уступающие центрам палеолитической культуры Западной Европы. Достаточно сказать, что найденные в Мальте и Бурети хорошо сохранившиеся женские статуэтки и скульптурки птиц, вырезанные из бивня мамонта, до сих пор составляют основу мирового фонда палеолитической пластики.
Неолит (новый каменный век)
Суровые природные и климатические условия.
В районе села Серово и у стадиона «Локомотив» в Иркутске.
В пещерах по берегам оз. Байкал, вдоль pек Ангары, Лены и их притоков. Наиболее крупные пещеры, общей длиной до 500 м, находятся на р. Уде, в 60 км от Нижне-удинска.
Уклад хозяйства хотничье-собирательским и рыболовецкий.
Охотники и рыболовы Прибайкалья стали использовать гарпун, сеть и лодки-берестянки. Они приручили первое домашнее животное собаку. Первыми в мире стали применять сложный, усиленного типа лук и стрелы с нефритовыми наконечниками, каменные ножи и топоры, охотничьи лыжи. Научились делать глиняную посуду.
Из меди и бронзы древние люди научились делать ножи, наконечники для стрел, рыболовецкие крючки, иглы для шитья, предметы быта и украшения.
В качестве украшений использовались не только костяные и нефритовые, но и бронзовые изделия, перламутровые, керамическиеВ глазковский период в Прибайкалье зародился шаманизм.
Железный век
Самым древним государством, которое оказало экономическое влияние на Прибайкалье, было объединение степных кочевых племен гуннов, возникшее в конце III в. до н. э.
Затем господство в Центральной Азии перешло к другому народу - сяньби, правители которого в 80-90-х гг. н. э. вытеснили гуннов из Центральной Азии и покорили многие сибирские племена.
Главным занятием кочевников являлось скотоводство. Охоте и рыболовству в хозяйстве гуннов отводилась вспомогательная роль. Имелись зачатки земледелия.
Было развито гончарное дело, совершенствовались навыки обработки бронзы и железа.
Задания для 2-й группы:
Изучите статью «Прибайкалье в Средневековье», определите:
- Какие народы проживали на территории Прибайкалья в период средневековья?
- Какие виды хозяйственной деятельности были развиты?
Результаты своих исследований запишите в таблицу:
Название народов
Районы их проживания
Виды хозяйственной деятельности
Курыканы
Буряты
Эвенки
Тофы
3. Подведение итогов, самооценка учащихся (5 мин)
Подведение итогов работы групп.
4. Рефлексия (3 мин)
Выполнение тестовых заданий.
5. Задание на дом (2 мин)
Прочитать текст учебника стр. 144-148, подобрать дополнительные сведения о заселении Иркутской области в древние и средние века.
6. Подведение итогов урока учителем (1 мин)
Анализировать и систематизировать краеведческий материал, накопленный в кабинете географии
7. Постановка целей на следующий урок (2 мин)
Изучить хозяйственное освоение русскими территории Прибайкалья. Современный период развития.