Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.
Задачи:
Образовательные: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; показать морально- психологическое состояние советского общества в годы войны; дать знания о вкладе науки в дело разгрома врага.
Коррекционно – развивающие: закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; развивать умение слушать, приводить в качестве примера сведения из текста учебника, художественной литературы.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, народу (народу-бойцу, народу-труженику); показать мужество, высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент её истории.
Основные знания:
Эвакуация промышленных предприятий; вклад учёных и инженеров, помощь колхозников.
Основные термины и понятия:
Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы.
Оборудование и материалы:
Карта Великой Отечественной войны1941 – 1945 гг., видео фильм « Барнаул в 1941-1945гг.», выставка документов и вещей времён Великой Отечественной войны: «похоронки», извещения, кисеты, теплые вещи, валенки и др., таблица « Эвакуированные предприятия города Барнаула.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I .Оргмомент.
II. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам:
- Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь на уроке?
- Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
- Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города?
- Какие трудности пережили ленинградцы?
- Сколько времени длилась блокада?
- Как ленинградцам доставлялись продукты?
III. Актуализация знаний, объявление новой темы:
Вводное слово учителя.
В первые месяцы войны были созданы городские комитеты обороны, люди трудились днём и ночью. Работа проходила под лозунгом « Все для фронта! Все для победы!» Словарная работа: ГКО
Сообщение темы урока: « Все для фронта! Все для победы!» ( Дети записывают тему в тетрадь). Работа с « Лентой времени»
1941г. 1945г.
IV. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя об эвакуации промышленных предприятий с показом по карте путей эвакуации. Словарная работа: тыл, эвакуация. Учитель с помощью звездочки « Стороны света» ориентирует учащихся, что эвакуация шла на восток. Одним из центров эвакуации был город Барнаул.
2. Просмотр видеосюжета « Барнаул 1941 – 1945 гг.»(10 мин.)
Предварительный вопрос:
- Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия в тыл?
- У каждого из вас есть карточки, ознакомьтесь с ними. После внимательного просмотра состоится беседа по вопросам.
- Работа по вопросам (См. приложение).
1. Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия?
2. Куда эвакуировали заводы?
3. Коснулись ли боевые действия города Барнаула?
4. Какие задачи стояли перед страной?
5. Сколько заводов было эвакуировано в Барнаул?
( назовите некоторые из них).
6. Какую помощь оказали граждане фронту?
- Работа с таблицей. Внимательно изучите таблицу – проанализируйте:
Какой вклад в победу внес город Барнаул?
Физминутка
3. Работа с текстом учебника. Один ученик читает вслух, остальные слушают, по ходу чтения отвечают на вопросы.
Словарная работа: броня, конструкторское бюро, автомат.
Комментированное чтение:
- Что делали с заводами и другими промышленными объектами, если их не успевали эвакуировать?
- Какую помощь оказывали ученые и инженеры?
- Какие советские танки считались лучшими?
V. Первичное закрепление материала.
Беседа по вопросам:
- Какой орган власти был создан вначале войны по руководству страной?
- Кто руководил ГКО?
- Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия вглубь страны, на восток?
- Покажите по карте, куда и в каком направлении эвакуировались заводы?
- Какие виды оружия были созданы учёными, инженерами?
- Какую помощь оказывали гражданские люди фронту?
- Почему так самоотверженно работали люди?
VI. Подведение итогов, оценка знаний.
VII. Д/з.: читать текст &, вопросы.
Индивидуальное задание – абзацы, указанные учителем, вопросы 6,7.
Приложения.
Карточки для сильных учеников.
1 карточка
- Объясните выражение « Победа ковалась в тылу»?
- Куда и на что шли добровольные пожертвования барнаульцев?
Слова для справок : Танковая колонна « Комсомолец Алтая», Боевые торпедные катера « Алтайский комсомолец».
2 карточка
- Сколько военных госпиталей было в городе Барнауле?
- Выбери правильный ответ: 16,15,20.
3 карточка
- Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия?
- Куда эвакуировались заводы?
- Коснулись ли боевые действия города Барнаула?
- Какие задачи стояли перед страной?
- Сколько заводов было эвакуировано в г. Барнаул? Назовите некоторые из них. (Воспользуйтесь таблицей).
- Из каких городов были эвакуированы заводы в город Барнаул?
Карточки для среднеуспевающих учеников
1 карточка
- Когда началась Великая отечественная война?
- Против кого воевал Советский Союз?
- Какую помощь оказывали гражданские люди фронту?
При ответе используйте слова для справок:
Добровольные пожертвования, теплые вещи, варежки, носки, кисеты, валенки.
2 карточка
- Как дети помогали фронту?
3 карточка
Сколько барнаульцев были награждены орденами и медалями за
добросовестный труд во время Великой Отечественной
войны1941 -1945гг.?
Слова для справок: 80 тысяч, 40 тысяч, 15 тысяч.
4 карточка
Какие дивизии были сформированы в Сибири?
Слова для справок: 107 стрелковая дивизия,
80 гвардейская дивизия,
42 отдельная бригада.
Карточки ля слабоуспевающих учеников
1 карточка
Какие награды получили заводы за доблестный труд?
При ответе используйте слова для справок:
Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени.
2 карточка
Какое движение началось на заводах, чтобы перевыполнить план?
Выбери правильный ответ: движение стахановцев,
движение десятитысячников.
3 карточка
- Почему в годы войны люди стремились учиться?
- 2.Во сколько смен шли занятия в школе?
- Что использовали для письма, когда не было бумаги?