ТЕМА:
«Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX века»
Цели:
образовательные:
- раскрыть основные процессы и события, происходившие в США во второй пол. XIX века;
воспитательные:
- формировать уважение к личной свободе, к людям труда, негативное отношение к институту рабства, насилию над личностью, расизму;
- воспитывать волевые качества личности на примере исторического деятеля Авраама Линкольна;
развивающие:
- развивать картографические навыки, умения работы в группах, с историческим текстом, источниками, развивать логическое мышление, монологическую речь;
- Тип урока – изучение нового материала.
- Методы работы на уроке: беседа, рассказ, работа в группах, объяснение.
- Оборудование урока:
- Электронная презентация Microsoft Office PowerPoint 2003 «Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX века»;
Ход урока.
В начале урока учитель напоминает ученикам политическую историю США в предшествующий период. Это целесообразно сделать с помощью повторительной беседы.
1. Когда образовались Соединенные Штаты Америки?
2. Какое государственное устройство было в этой стране?
3. Какие проявления демократии наблюдались в США в первой половине XIX в.?
4. Какие проблемы в политической жизни страны не были решены?
Делим класс на 6 групп.
1 группа- особенности социально-экономического развития.
2 группа- расширение территории.
3 группа- особенности развития Юга и Севера.
4,5, 6 и 7 группы- население США.
Выступление групп.
Учитель: Итак, вы прослушали ключевые особенности развития США к сер. XIX века и теперь попробуйте перечислить категории населения этой страны…
Учащиеся: индейцы, рабы, плантаторы, рабочие, капиталисты и фермеры.
Учитель: Верно. Молодцы. Давайте отметим их на нашей доске, чтобы было всем хорошо видно.
(На доске высвечивается таблица «Население США в XIX веке» с заполненным 1-ым столбцом.)
Учитель: Что возникает между этими слоями общества, а значит и в стране в целом?
Учащиеся: Конфликт, противоречия.
Учитель: Верно. Теперь попробуем объединить все эти противоречия в 3 основные вопроса, которые встали перед США в сер. XIX века.
Учащиеся: Предстояло решить вопрос с рабством, помочь развитию капитализма и проведению модернизации и сохранить единство страны.
Учитель: Все правильно. Отметим это у себя в тетрадях и на доске
(На доске высвечивается слайд со схемой:
США в XIX веке
Замедление модернизации отмена рабства сохранение республики
уч-ся списывают ее с доски в тетради)
Таким образом, государство раскалывается, а от этого становится хуже всем. Итак, если граждане страдают, кто же должен им помочь?
Учащиеся: власть, президент.
Учитель: Верно. Решение этих противоречий легло на плечи 16-ого президента США Авраама Линкольна.
(На доске высвечивается слайд со схемой:
США в XIX веке
Замедление модернизации отмена рабства сохранение республики
Авраам Линкольн (1809-1865 гг.)
уч-ся списывают ее с доски в тетради)
Учитель: Безусловно, новый президент республиканец собирался решать назревавший конфликт в стране мирным путем, он не раз говорил об этом в своих речах. Однако одиннадцать рабовладельческих штатов опередили его, подняв мятеж — они вышли из Союза и образовали конфедерацию со столицей в г. Ричмонде (штат Виргиния). Своим президентом был избран Джефферсон Девис.
Так в стране началась Гражданская война. Давайте вспомним понятие «гражданская война»
Учащиеся: организованная вооружённая борьба за власть между гражданами одной страны
(На доске высвечивается понятие «гражданская война». Далее на доске высвечивается слайд со схемой:
США в XIX веке
замедление отмена рабства сохранение республики
модернизации
Авраам Линкольн (1809-1865 гг.)
Гражданская война (1861-1865 гг.)
уч-ся списывают ее с доски в тетради)
Учитель: Сейчас я расскажу вам как проходила и чем закончилась эта война, а задание для групп – определить какие условия ваших социальных групп были выполнены, как поменялся их статус, их положение.
(Аналитический рассказ учителя о Гражданской войне в США, раскрытие понятий «гомстед». Демонстрация карты военных событий, статистических данных в электронной презентации.)
Учитель: Итак, гражданская война в США закончилась. По результатам войны и политики Линкольна резко изменилось внутренне положение в стране. Вернемся к нашей таблице, и я попрошу группы ответить на мой вопрос…
(Выступают участники всех групп. На доске высвечивается полностью заполненная таблица «Население США в XIX веке».)
Учитель: Как мы видим, итоги войны стали действительно значимы для каждого гражданина страны. Попробуем теперь определить значение этой войны для США в целом…
Учащиеся: уничтожение рабства, решение аграрного вопроса актом о гомстеде, развитие капитализма в сельском хозяйстве, получение буржуазией политической власти
(На доске высвечивается значение гражданской войны. Уч-ся списывают ее с доски в тетради)
Учитель: Теперь, казалось бы, в США наступает долгожданный покой и расцвет экономики. Однако 14 апреля 1865 года жизнь президента Линкольна обрывается выстрелом в голову, во время его визита с женой в театр Форда…
(Художественный рассказ учителя о смерти Линкольна и об увековечивании памяти о нем в американской культуре. Демонстрация фотографий президентской ложи в театре Форда, мемориального комплекса и памятника Линкольну.)
Учитель: Скажите, из какого слоя населения, каких взглядов мог быть убийца Линкольна?
Учащиеся: Из южан.
Учитель: Верно. Заслуга Линкольна для США неоценима, однако глубокие противоречия в стране разрешились не до конца. Южане не были довольны результатами политики нового президента и тем более проигрышем в войне. Они читали его тираном, разрушившим все устои государства. Бут писал в своем дневнике: «наша страна обязана ему всеми своими неприятностями, и Господь просто выбрал меня орудием своего возмездия»…
Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока. Какую тему мы сегодня рассматривали?
Назовите ключевые проблемы и особенности развития США в XIX веке?
Как они решились?
В чем значение Гражданской войны для США?
И последний вопрос. Почему Л. Н. Толстой так сказал о Линкольне: «Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни»?
(Уч-ся отвечают на вопросы)
На этом наш урок окончен.
Дома: №21.