kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "США в XIX веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "США в XIX веке"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "США в XIX веке"»

HAND-OUT


Предмет: История Казахстана

2019-2020 год

Тема урока: Гражданская война в США

Класс 6

Учитель: Мизимбаев Т.С.

Назревание конфликта между Севером и Югом США. В то время как промышленный Север становился богаче, Юг оставался аграрным и все более отставал в развитии. Однако управление страной по-прежнему оставалось в руках южных штатов. Это вызывало недовольство на Севере. Стремление плантаторов расширить хозяйство за счет новых земель на Западе приводило к конфликтам с фермерами. Плантаторы покупали большие и лучшие участки, затрудняя покупку земли простым фермерам. Фермеры стали требовать запрещения рабства на новых территориях. Между противниками и сторонниками рабства начались вооруженные стычки. В октябре 1856 г. аболиционист Джон Браун с 19 единомышленниками захватил военный арсенал на территории рабовладельческого штата Виргиния, где хранилось 100 тыс. ружей. Расчет Брауна был прост: поднять в Виргинии мятеж негров-рабов, вооружить их и начать подготовку всеобщего восстания на Юге. Однако никто из рабов на призыв не откликнулся, арсенал был окружен войсками и взят штурмом. Браун и семь его уцелевших товарищей были приговорены судом к смертной казни. К тому времени на политической авансцене появилась Республиканская партия. Республиканцев возглавил Авраам Линкольн, избранный в 1861 г. президентом США. Ее сторонниками были и фермеры, и промышленные капиталисты, и рабочие. Республиканцы сплотили всех недовольных политикой Юга, которая препятствовала радикальному решению вопроса о земле в пользу фермеров. Они не выдвигали требований о немедленной отмене рабства, а выступали за нераспространение рабовладения на новых территориях Запада. 167 Ограничение рабства территорией южных штатов привело бы к краху плантационных хозяйств, основанных на использовании подневольного труда рабов. Поэтому планы республиканцев по ограничению рабства южными штатами рассматривались южанами как угроза для всего их образа жизни. Южане опасались, что Север не остановится перед открытым призывом к насилию против рабовладельцев. Многие из них стали требовать отделения от США, создания на территории южных штатов нового государства, в котором рабство было бы окончательно узаконено. Конфликт между Севером и Югом привел к Гражданской войне.

Гражданская война 1861—1865 гг. На президентских выборах 1860 г. между двумя противоборствующими партиями — демократов и республиканцев — развернулась ожесточенная борьба. От Демократической партии кандидатом выдвинулся сторонник рабовладения Фредерик Дуглас, от Республиканской — адвокат и публицист Авраам Линкольн. Он считал необходимым остановить распространение рабства на Запад. Избрание главой государства республиканца А. Линкольна, известного сторонника отмены рабовладения, которого поддерживали круги, выступающие за индустриализацию страны, подтолкнуло южан к отделению от США. Буквально через неделю после официального вступления А. Линкольна на пост президента, 20 декабря 1860 г., о своем выходе из Союза заявил штат Южная Каролина. В феврале 1861 г. 11 южных штатов провозгласили создание нового государства — Конфедеративных Штатов Америки — и избрали своим президентом крупного плантатора Джефферсона Дэвиса. Южане начали формировать свою собственную армию, захватывая федеральные арсеналы. Первое вооруженное столкновение произошло 12 апреля 1861 г. Войска южан бомбардировали из орудий и захватили форт Самтер, занятый федеральными войсками. Президент А. Линкольн, являющийся по Конституции главнокомандующим армией и флотом США, призвал 75 тыс. волонтеров в федеральную армию для подавления мятежа в южных штатах и приказал установить морскую блокаду Юга. Так было положено начало самой кровопролитной войны в истории США — Гражданской войны между Севером и Югом. 168 В Гражданской войне у Севера были большие преимущества. Он объединил 23 штата с населением около 22 млн. человек, а Юг — лишь 11 штатов с населением 9 млн. человек, из которых 4 млн. составляли негры-рабы. Более значительным было превосходство Севера в экономике. Юг давал лишь 7,4% промышленного производства США, остальное приходилось на Север. На Юге был только один сталелитейный завод. Почти все производство вооружения, паровозов, вагонов, текстиля и обуви было сосредоточено на Севере. Однако некоторые преимущества имелись и у Юга. Южане имели лучшую военную подготовку. Все мужчины прекрасно владели оружием. Почти все генералы и офицеры в армии США были уроженцами этой части страны. После начала войны многие из них стали на сторону Конфедерации. Вторым преимуществом южан было то, что они придерживались оборонительной тактики. Они не стремились захватить северные штаты, в то время как Север, объявив южан мятежниками, должен был разгромить их и подчинить своему влиянию. Это снижало преимущество северян в экономике и вооружениях. Поскольку оборона требует меньших сил и средств, чем наступление, война между Севером и Югом приобрела затяжной характер. Перелом в ходе войны в пользу свободных штатов был достигнут благодаря началу ее ведения “по-революционному”. Решающее значение приобрели Закон о гомстедах от 20 мая и Акт об освобождении рабов от 22 сентября 1862 г. Первый давал право любому гражданину страны, не участвовавшему в мятежах против Соединенных Штатов и уплатившему пошлину в 10 долларов, занять гомстед — участок земли в 160 акров под ферму на свободных землях. После пяти лет проживания на участке он отдавался бесплатно в собственность. Это и было радикальное решение аграрного вопроса, которое обещала Республиканская партия в 1860 г. Второй закон-акт объявлял рабов свободными с 1 января 1863 г. Конфедерация лишилась прочного тыла, а негры стали переходить на сторону северян и служить в федеральной армии. Весной 1863 г. южане под командованием Ли нанесли федеральной армии сильный удар. Но это была последняя победа мятежников. 169 Армия Ли была остановлена под Геттисбергом и отброшена обратно в Виргинию в июле 1863 г, а войска Гранта взяли опорный пункт конфедератов на р. Миссисипи — Виксберг. Это означало поворот в ходе войны. Осенью 1864 г. генерал Уильям Шерман взял крупнейший центр Юга — Атланту. В начале апреля 1865 г. войска Гранта взяли Ричмонд. 9 апреля 28-тысячная армия Ли капитулировала. Так закончилась Гражданская война, унесшая с обеих сторон более 650 тыс. жизней.

Реконструкция Юга. Рабство в стране было отменено бесповоротно — в виде 13-й поправки к Конституции. Нерешенными оставались конкретные вопросы существования Юга — условия допуска бывших штатов Конфедерации в Союз, положение бывших рабовладельцев и освобожденных рабов, устройство власти. После смерти президента Линкольна между президентом и Конгрессом обострились разногласия. Новый президент Эндрю Джонсон издал в мае 1865 г. Указ об амнистии, который восстанавливал плантаторов в гражданских, политических и собственнических правах, кроме права иметь рабов. Конфискованные плантации пришлось возвратить бывшим владельцам. Появились террористические организации, в том числе знаменитый “Ку-клукс-клан”. В июле 1866 г. Конгресс принял 14-ю поправку к Конституции США. Она лишала лидеров Конфедерации права занимать государственные должности, а негров уравнивала в правах с белыми. Одержав победу на выборах, республиканцы получили в Конгрессе более 2/3 голосов и приступили к радикальной реконструкции. В 1867 г. на Юге было введено военное положение и отменены прежние конституции штатов. На основе 14-й поправки утверждались права черного населения. К июлю 1868 г. штаты Юга ратифицировали поправку, и завоевания Гражданской войны были спасены. К концу 60-х годов в штатах Юга негры активно использовали свои политические права и избирались на все выборные должности, в том числе и в Конгресс. Тем самым радикальная реконструкция выполнила свою основную миссию. В 1868 г. президент Джонсон был даже подвергнут импичменту. На выборах того года президентом США стал бывший главнокомандующий армией Севера генерал У. Грант.

Итоги и значение Гражданской войны и Реконструкции. Гражданская война и Реконструкция Юга явились единым целым и вышли за рамки военной победы Севера над Югом. Растущий капитализм ликвидировал любые мешавшие ему институты. Гражданская война была самой кровопролитной в истории США. В ней погибло 650 тыс. американцев. Особенно пострадал Юг, поскольку действия велись в основном на его территории. Железные дороги были разрушены, плантации разорены, все банки лопнули. В этой войне победу одержал более развитый в экономическом отношении Север, отсталый аграрный Юг потерпел поражение. Главный итог Гражданской войны заключался в отмене рабства. Начался процесс установления равных прав негров и белых, что явилось важным шагом в развитии американской демократии. Война подорвала основы плантационного хозяйства, крупной земельной собственности и окончательно направила развитие американского сельского хозяйства по фермерскому пути, а также закрепила ведущую роль Севера в экономической и политической жизни страны. В ходе нее укрепился союз промышленных капиталистов и среднего класса Севера с фермерами Запада. Это усилило Республиканскую партию и обеспечило ей ведущую роль в политической жизни страны. Реконструкция не могла решить всех задач по превращению Юга в такой же регион США, как ранее свободные Север и Запад. Для этого потребовалось бы отобрать землю у плантаторов и наделить ею негров и белых бедняков. Такие меры означали бы долгие годы потрясений и кровопролития для Соединенных Штатов. Понадобилось столетие, чтобы борьба черных американцев увенчалась успехом. Это произошло вследствие эволюции всего американского общества по пути признания общечеловеческих ценностей и уважения прав человека. Можно сказать, что Гражданская война и Реконструкция являются соответственно первым и вторым этапами второй североамериканской революции. Особенности индустриализации страны. Во второй половине ХIХ в. американцы осваивали континент, создавали сеть железных дорог, распахивали целину. США завершили столетие в качестве крупнейшей державы. 171 1 мая 1893 г. в Чикаго президент Кливленд открыл Всемирную Колумбийскую выставку, устроенную в честь 400-летия Америки. В последней трети ХIХ в. “свободный” капитализм в США достиг своего наивысшего расцвета. Страна встала на путь индустриализации. В экономику США шел приток капитала из-за границы. 3 млрд. долларов европейских кредитов и займов влились в американскую промышленность, банковское дело, железнодорожное строительство. Целый комплекс условий способствовал расширению внутреннего рынка: быстрый рост населения, увеличение числа ферм, уничтожение рабства на Юге. Победив плантаторов Юга, класс предпринимателей ринулся на завоевание континента и мировой экономики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "США в XIX веке"

Автор: Мизимбаев Талгат Сарсенбекович

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "конспект урока "США в 19 веке" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-ssha-v-19-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "166886"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423020262"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по теме: "История развития вычислительной техники" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-tiemie-istoriia-razvitiia-vychislitiel-noi-tiekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "104168"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402673138"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "105040"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402806894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация по теме История вычислительной техники. "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-po-tiemie-istoriia-vychislitiel-noi-tiekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "104214"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402677125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок географии в 11 классе:"Соединённые Штаты Америки" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-ghieoghrafii-v-11-klassie-soiedinionnyie-shtaty-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "161591"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422254695"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства